1. Алеф

Написание буквы в квадратном стиле

 
Буква Алеф состоит из двух черт Йод (A>B и C>D) и "тела буквы" -- косой черты Вав (E>F), которая одновременно разделяет и соединяет их. Верхняя черта Йод имеет почти такую же форму, как буква Йод (см. стр. 66), нижняя же словно "вытекает" из точки (C) на черте Вав. Тело буквы должно соединяться с чертами Йод отчетливыми перемычками, но "лица" (боковые стороны) черт Йод не должны касаться тела буквы.

Написание буквы в стиле "СТАМ"

Размер буквы Алеф должен быть 3 х 3 кулмусим (ширины кончика пера). Буква Алеф состоит из трех частей. Это верхний Йод, нижний Йод и "тело" буквы, подобное Вав. При написании этой буквы надо выполнять десять законов:  1. Верхняя черта подобна букве Йод. 2. На ней должен быть небольшой окец (выступ). 3. Ее "лицо" должно быть чуть развернуто вверх. 4. Ее "бедро" должно касаться "тела" буквы в середине. 5. Нижняя часть "тела" должна иметь небольшой выступ вверх. 6. Нижняя черта должна отстоять от верхней части "тела" на ширину кончика пера. 7. На ней внизу справа должен быть окец. 8. Нижняя черта -- это Йод, который как бы свисает на своем таге (выступе с "короной") с "тела" буквы. 9. Правый окец верхней черты должен быть напротив правого океца нижней черты. 10. Левый окец вниз на верхней черте Йод не нужен (хотя на самой букве Йод он необходим). 
 

Алеф в понимании еврейских мистиков

Рабби Ицхак Гинзбург ("Алефбейт"):

Значения буквы

Понятие: Парадокс, Божественный отпечаток на человеческом существе. 

Смысл названия буквы: Бык; тысяча; учение; защитник. 

Форма: Две противоположных силы (верхний и нижний штрихи Йод) удерживаются вместе уравновешивающей силой (диагональный штрих Вав). 

Число: 1. 

Пространство: Атмосфера между небом и землей. 

Время: Промежуточный сезон между зимой и летом, когда земля напитывается дождями. 

Человек:  Верхняя часть туловища и дыхательная система. 

Качество: Великое сострадание. 

Архетип: Высшее проявление Души Мессии. 

Канал: От Хесед к Гебура. 

Алеф

Парадокс: Бог и Человек 

Алеф состоит из двух Йод (один вверху справа, другой внизу слева), соединенных диагональной Вав. Как учит Аризаль (блаженной памяти Рабби Исаак Лурия),1 давший новое развитие древней мудрости Каббалы, они символизируют высшую и низшую воды и разделяющую их твердь. 

В служении души, как учит хасидизм, высшая вода есть вода радости, ощущение близости к Богу; низшая же вода -- это вода горечи, ощущение отдаленности от Бога. 

В иудейской философии двумя неотъемлемыми качествами воды считаются "влажность" и "холод". Высшая вода "влажна" от чувства сопричастности "возвышению Бога", низшая -- "холодна" от чувства отделенности, подавленности переживанием неизбывной "низости человека".  Хасидизм делает особый упор на то обстоятельство, что первичное сознание обеих вод есть ощущение Божественного, только с разных точек зрения. С точки зрения высшей воды, чем больше "возвышение Бога", тем больше единство всего в Его Абсолютном Бытии. С точки же зрения низшей воды, чем больше "возвышение Бога", тем шире пропасть между реальностью Бога и человека, отсюда и человеческая "низость". 

Талмуд рассказывает о четырех мудрецах, вошедших в "Пардес", мистический сад духовного возвышения, которого можно достичь только путем итенсивной медитации и каббалистических созерцаний.2 Самый великий из этих четырех, рабби Акива, сказал остальным перед входом: "Когда прибываете в место чистого мраморного камня, не говорите "вода-вода", ибо сказано: "Говорящий ложь не останется пред глазами моими".3 

Аризаль объясняет, что "место чистого мраморного камня" -- это место, где сливаются высшая и низшая вода. Здесь нельзя говорить "вода-вода", как бы снова разделяя эти воды. "Место чистого мраморного камня" -- это место истины, Божественной силы, соединяющей две противоположности, или, как сказал рабби Шалом Бен Адрет, "парадокса парадоксов". Здесь "возвышение Бога" и Его "близость" к человеку объединяются с "низостью человека" и его "отделенностью" от Бога. 

Тора начинается с буквы Бет: "В начале (Берешит) сотворил Бог небо и землю".4 Десять же Заповедей, Божественное откровение еврейскому народу на горе Синай, начинаются с буквы Алеф: "Я (ивр. Анохи) Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства".5 Мидраш oбъясняет что "высшая реальность" отделена от "низшей", ибо Бог установил, что первая не может спуститься, а вторая -- подняться. Даровав Тору, однако, Бог отменил это установление: Он Сам спустился, как написано: "И сошел Господь на гору Синай".6 Низшая же реальность, в свою очередь, поднялась: "и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей".7 В союзе "высшей реальности" (верхний штрих Йод) с "низшей" (нижний штрих Йод) благодаря соединяющему их штриху Вав (символизирующему Тору) и заключается главная тайна буквы Алеф. 

Алеф в понимании христианских мистиков 

Харриетт Огаста Кертисс, Ф. Хоумер Кертисс ("Ключ ко вселенной"): 

Первая буква, Алеф () 
 
              Из Духа Он произвел Воздух, и нашел в нем8 двадцать два звука -- буквы; три из них материнские, семь двойные и двенадцать простые; но Дух первичнее и выше их. 
              Сефер Йецира, 1:10. 

Еврейский алфавит состоит из 22 букв: трех "материнских", семи двойных и двенадцати простых. Три "материнские буквы" соответствуют трем элементам: воздуху, огню и воде. Эти элементы суть проявления Божественной Троицы, от которой берет начало все сущее в трех мирах. Семь двойных букв связаны с семью священными планетами и семикратной силой Элохим, посредством которой зачинает Материнская Троица. Эти буквы двойные, ибо у каждой планеты есть два аспекта: положительный и отрицательный, благоприятный и неблагоприятный, полезный и вредоносный. И, подобно тому, как астрологические аспекты планет меняются под влиянием других светил, так и двойные буквы могут звучать твердо или мягко в зависимости от влияния других букв, входящих в слово. Двенадцати простым буквам соответствуют 12 знаков Зодиака и месяцев года, а также 12 отделов человеческого тела. Поскольку Зодиак является кругом, ограничивающим поле проявления нашей системы, а на окружности его есть двенадцать точек соприкосновения, через которые на Землю переносится сила Солнца, то эти двенадцать знаков можно сравнить с гигантским коммутатором, через который на Землю, в распоряжение 7 Планетарных Божеств, передается созидательная сила -- а ей соответствует та энергия, что порождается тремя материнскими буквами и управляется семью двойными буквами через посредство двенадцати простых. Согласно этой схеме, двенадцать простых букв можно рассматривать как безупречное распределительное устройство, предназначенное для передачи сообщений от Духовного Солнца. Однако сообщения эти становятся истинными, полезными и воодушевляющими либо, напротив, ложными, обманчивыми и гнетущими в зависимости от того, как истолковывает их получатель, то есть человек. Отметим, что, рассуждая о буквах и их соответствиях, не следует ошибочно полагать, будто сами буквы и есть те элементы, планеты или зодиакальные знаки, с которыми они связаны. Буквы лишь откликаются на вибрации, исходящие от тех сил, с которыми они соотносятся и чьими символами являются. Тем не менее, буквы как на письме, так и в речи пробуждают определенные потенциальные возможности и, следовательно, служат широкими каналами, через которые в проявленных мирах действуют определенные космические силы. 

Первая буква еврейского алфавита -- Алеф (). Она соответствует нашей9 букве А, а ее числовое значение -- 1. Как и единица, Алеф символизирует дыхание Божественного, или, как принято говорить в Каббале, "придыхание". Алеф -- первая из материнских букв, от которой происходят все прочие буквы. От "придыхания" же происходят все звуки, которые обозначаются 22 буквами. 

Алеф символизирует Дыхание Жизни, как оно проявляется в человеке, поскольку Бог "вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою".10 Как первичная бороздка в эмбрионе превращается в позвоночный столб и делает человека прямоходящим, так и силы, чье средоточие в позвоночнике, должны быть пробуждены, развиты и объединены, прежде чем человек сможет завладеть своим Жезлом Власти и стать Христом-Человеком. Материальным посредником, с чьей помощью проходит это развитие, является надлежащим образом направляемое и управляемое дыхание. По словам Элифаса Леви, "Алеф указует на гармонию всеобщего равновесия, на разделение дня и ночи, царства Солнца и царства Луны, а также на грядущую борьбу между Каином и Авелем. Алеф связан с ангелом Меркурия, которого олицетворяет в Таро Фокусник" (Неопубликованные письма Элифаса Леви). 

В астрологии букве Алеф соответствует бык -- зодиакальный знак Тельца. Некоторые утверждают, будто нашли удовлетворительное объяснение внешнего вида этой буквы: А напоминает голову быка -- внизу рога, а горизонтальная черта помечает верхнюю часть головы. Но при этом символ перевернут. Не более натянутым было бы, однако, и уподобление легким, по которым струится Дыхание Жизни: ведь легкие тоже напоминают по строению букву А с дугой диафрагмы в роли горизонтальной черты. Но мы попытаемся найти и более глубокое сходство, ибо характеристики буквы сопряжены скорее с внутренними свойствами, нежели с ее внешним видом. 

Знак Тельца, чьим управителем является Венера, -- первый женский знак, а Алеф -- первая материнская буква. Телец -- общепринятый символ земного и материального порождения. Вся полнота этой взаимосвязи заключается, однако, в том, что Альдебаран -- ярчайшая звезда этого созвездия и "глаз" Тельца, -- а также скопление Плеяд, расположенное в "холке" Тельца, использовались в древнеиндийской хронологии как указатели, с чьей помощью было определено начало современной Железной Эры, или Кали-юги. Это эпоха наибольшей плотности материальной оболочки человека и величайшей духовной тьмы -- период, когда человек усваивает самые горькие уроки земного порождения, вызванные злоупотреблением его творческими силами. 

Плеяды, звездное скопление в "шее" Овна, рассматриваются 

      Каббале и Восточном Эзотеризме как звездная семеричность, рожденная от первой проявленной стороны верхнего Треугольника, скрытого . Эта проявленная сторона есть Телец, символ Одного (цифра 1) или первой буквы еврейского алфавита, Алеф (),  "Телец" или "Бык", синтез которого равняется Десяти (10) или Yod (), что есть совершенная буква и число. Плеяды (в особенности Альцион) рассматриваются, таким образом, даже в астрономии, как центральная точка, вокруг которой вращается наша Вселенная неподвижных звезд, как фокус, из которого и в котором Божественное Дыхание, Движение, непрестанно действует на протяжении Манвантары" (Тайная Доктрина, II).11 

Поскольку Алеф -- это единица, которая получает свое завершение в Йод, десятке, Алефу соответствует Альфа греческого алфавита, завершаемого Омегой. Итак, Кронос, бог времени и земное выражение единицы, говорящий: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний"12 ("Я есмь единица и десятка"), -- лишь еще одно выражение Дыхания Брахмы, Абсолюта, который по видимости целиком поглощен материей, но тем не менее порождает все сущее на земном плане. 

Как иероглиф -- то есть буква, рассматриваемая как знак или символ, -- Алеф представляет собирательный образ человека, правителя Земли. Это "знак Власти и Устойчивости". Алеф передает идею человека как микрокосма и в то же время как единства Одной Жизни, синтезированной в человеке посредством Дыхания Жизни. 

 



Примечания редактора:

1. "АРИ" -- аббревиатура евр. "божественный учитель (рабби) Исаак", "заль" -- суффикс означающий "светлой памяти".
2. ПАРДЕС -- аббревиатура четырех уровней изучения Торы: пшат -- простой, буквальный смысл текста, ремез -- намеки в тексте, друш -- дополнительные уровни смысла, получаемые по особым правилам герменевтики, и сод -- символический, эзотерический смысл текста.
3. Пс.100:7.
4. Быт.1:1.
5. Исх.20:2., Втор.5:6.
6. Исх.19:20.
7. Там же.
8. Авторы неточно цитируют перевод Весткотта, в котором сказано "образовал в нем".
9. Здесь и далее речь идет об английских буквах. См. также таблицу.
10. Быт.2:7.
11. Перевод Е. Рерих.
12. Откр.22:13.

 
22 священные буквы | Home