Известия, 30 марта 2004 

Его Святейшество далай-лама XIV Тенцзин Гьяцо дал аудиенцию в Дели корреспонденту "Известий" Сергею ЛЕСКОВУ. 

-- Прошло уже больше полувека после того, как Китай овладел Тибетом. Вы не признаете насилия ни в каком виде. Но можно ли одной только мирной борьбой добиться независимости? Часть тибетской оппозиции, особенно из числа молодежи, которая не хочет ждать еще 50 лет, может взять в руки оружие. 

-- Я категорически против этого. Решение тибетской проблемы, в этом я убежден, лежит в области морали, мирных методов без пролития крови. Когда Тибет оставался в полной изоляции, о нем в мире знали очень мало -- только то, что это самая высокогорная страна. До сих пор правдивой информации о Тибете немного. Китайская администрация распространяет только политически мотивированную, некорректную информацию. Но ведь и Россия недавно тоже была изолирована от мира. А сейчас интерес к тибетской духовной культуре, к истории, к природе растет во всем мире. И во всем мире, в том числе в России, создаются группы поддержки независимости Тибета. Меняется отношение к проблеме Тибета и у китайской интеллигенции. Если бы мы убивали людей, поддержки бы не было. 

-- В последние годы напряженность в мире растет. Некоторые политологи считают, что мир вступил в новую мировую войну. Как оцениваете эти изменения вы, лауреат Нобелевской премии мира? 

-- Прежде всего, мир становится меньше. Если что-то случилось в одной части планеты, обвал в экономике, экологическая катастрофа, масштабная эпидемия вроде СПИДа или атипичной пневмонии, опасность угрожает каждому. Мир стал един, мир стал теснее, каждый должен осознавать это. Понимание другого человека, уважение к его мнению в современном мире приобретают все большее значение. 

Принцип соблюдения прав человека становится универсальным. И право на сохранение культуры имеют даже отсталые племена. Культура может быть не особенно продвинутой, но их права от этого меньше не становятся. Несмотря на некоторые недостатки, демократия -- это лучшая система устройства общества. 

Если общество стремится к сохранению демократии, оно обязано обеспечить свободу информации. Но журналисты иногда стремятся показывать лишь негативные вещи, забывая о сострадании. А ведь когда случаются трагедии в Дели, Нью-Йорке, Мадриде или в Москве, многие проявляют искреннюю заботу о попавших в беду. Надо говорить всю правду о плохом, но надо показывать выход из плохого к хорошему. У людей должна быть уверенность в будущем. Но люди, исходя из газет и телевидения, где видят лишь насилие, думают, что мир становится хуже. Но это обманчивое впечатление. Я чувствую, я знаю, что мир становится лучше и добрее. Если бы мир становился хуже, нам не стоило бы больше беспокоиться о человечестве. Но ведь это не так. Честное слово! 

-- Ваше Святейшество, вы сами смотрите телевизор, пользуетесь Интернетом? 

-- Думаю, что Интернет -- очень хорошая вещь. Он не признает никаких границ и пока свободен даже в тех странах, где власти налагают ограничения на другие средства информации. Но я лично не пользуюсь Интернетом. По телевизору смотрю новости и люблю программы о природе и животных. Это очень полезно. Именно у природы мы можем научиться многим полезным вещам. 

-- Жестокость и насилие становятся чуть ли не новой мировой религией. В то же время буддизм остается едва ли не единственным учением, которое в принципе отрицает насилие и декларирует сострадание и всепрощение. Может быть, буддизм безнадежно устарел? Или, наоборот, именно буддизм спасет мир? 

-- Есть простое правило: что бы мы ни делали, надо всегда помнить о той боли, которую могут принести наши действия другому человеку. Я придерживаюсь трех обязательств, трех убеждений. Первое: я -- человеческое существо на планете Земля. Человек -- наиболее развитое животное на планете. Мы обладаем разумом, и мы создаем правила для этой планеты. Но на человеческую сущность влияют негативные эмоции, и мы должны уметь управлять ими посредством разума, предлагать позитивные решения. Поэтому одной из базисных норм является забота о другом человеке и сострадание к нему. Ведь даже некоторые животные выживают только потому, что заботятся друг о друге. Хотя черепаха, к примеру, отложив яйца, навсегда забывает о своих детях. Если молодая черепашка встретит свою мать, не думаю, что у них пробудятся какие-то особенные чувства. А за ребенком надо ходить несколько лет -- гораздо дольше, чем за детенышем любого другого вида. Человеку нужна забота больше, чем любому живому существу. Люди испытывают друг к другу привязанность и иначе выжить не могут. Это одно из ключевых понятий гуманизма независимо от того, какой на дворе век. И это мое первое убеждение. 

Второе: я буддист. И как верующий человек, на моем уровне ответственности я в ответе за распространение той гармонии, которую несет буддизм. 

И третье: я тибетец. Более того, я далай-лама. Тибетцы внутри страны и вне ее надеются на меня, поэтому я в ответе за них и должен служить им, насколько хватит моих сил. Скоро я начну постепенно отходить от дел. Мне много лет, и пора готовиться к следующему путешествию. 

-- Перевоплощение случится обязательно в Тибете? Возможно ли ваше перерождение в других странах, например в России? 

-- До тех пор пока Тибет находится под китайской оккупацией, перевоплощение далай-ламы на моей родине невозможно. Оно обязательно произойдет в какой-нибудь буддистской семье. Может быть, и в России. В прежние века далай-ламы рождались и в Монголии, и в Индии. Не исключено, что инкарнация далай-ламы произойдет в женщине. 

-- В таком случае я хотел бы задать вопрос о российских детях. В нашей стране популярностью пользуется поп-группа "Тату". Недавно было организовано телешоу "Тату в "Поднебесной", то есть фактически у вас в гостях. Две девочки-подростка поют о гомосексуальной любви. Молодежь в восторге, а люди старшего поколения уверены, что такие песни попирают моральные устои. Каково ваше отношение к этой проблеме? 

-- Как верующий человек, я считаю, что необходимо избегать связи мужчины с мужчиной, женщины с женщиной. Но для неверующих -- нетрадиционная сексуальная ориентация не является такой уж острой проблемой, которая важна для безопасности семьи или общества. Люди, вовлеченные в гомосексуальную связь, говорили мне, что они чувствуют дискриминацию в обществе, их могут избить, выгнать из семьи. Это чересчур жестоко. Насилие недопустимо. Но современная музыка и кино слишком много обращаются к сексу, включая гомосексуализм. Это неправильно и выглядит как реклама насилия. Немного секса, немного насилия -- без этого сегодня жизнь кажется пресной, не так ли? Молодежь впитывает эти идеи, и потому в школьных классах так часто звучат выстрелы. Если молодой человек увидел на экране ружье, то оно может выстрелить в реальной жизни. Насилие создает много проблем. Отказ от насилия -- это долгий путь, требующий внутренней дисциплины, сострадания, терпения. Пусть я монах, но я понимаю, что секс -- это часть человеческой жизни. Но крайности всегда приводят к плохим последствиям. В каждой области должно ощущаться присутствие любви и святости. Это касается всех областей человеческой деятельности. Наука, если забывает о последствиях исследований, тоже оборачивается бедой. Проблемой становится и страстное стремление к деньгам. Некоторые компании думают только о прибыли, погрязают в итоге в коррупции, в скандалах. В жизни все взаимосвязано, а люди иногда проявляют ограниченность, смотрят на проблему только с одной стороны, 

-- Но как же без насилия? Всякое действие -- в какой-то мере насилие. Научно-технический прогресс, к примеру, означает насилие над природой. 

-- Я думаю, что наука и технологии, пока не выходят за рамки разумных границ, не приводят к насилию. Нарушение границ происходит все из-за того же одностороннего подхода. Нельзя, к примеру, производить эксперименты над человеком -- это экстремальные проявления науки. Я слышал, в Северной Корее проводят такие опыты. Делали их японцы во время войны, делал Гитлер. Опыты с зародышем или с биологическим оружием недопустимы. О разумных границах иногда забывают и в экономике, используя современные технологии для сведения лесов в Южной Америке или на Тибете. Нельзя думать только о прибыли, забывая о последствиях. 

-- Над человеком опыты недопустимы. А над животными? Если их запретить, то медицина развиваться перестанет. 

-- Относительно животных моя позиция основывается на том, что я буддист. Жизнь животного настолько же ценна, как жизнь человека. Я был в Шотландии в университете в Эдинбурге, где делали опыты по клонированию животных. Похожие работы я видел в Америке, в Джорджии. И я сказал ученым: если имеется острая необходимость в опытах над животными -- исключение возможно, но все должно быть сведено до минимума. Например, можно экспериментировать над морсами свинками. Но у животных есть права, и я выступаю за соблюдение этих прав. Мы говорим о правах человека, как будто человек на Земле -- какое-то исключительное существо только из-за того, что он наделен умственными способностями. Это, безусловно, важное отличие. Именно поэтому мы должны относиться с уважением ко всем животным, всем живым существам, всем деревьям и цветам. 

-- Современный мир невозможно представить без военных конфликтов. Это печальная реальность. Как быть с правами человека, с состраданием и всепрощением, о которых вы говорите? И разве не бывает случаев, когда только с оружием в руках можно отстоять справедливость? 

-- Насилие возможно только как альтернатива более жестокому насилию. Бывают ситуации, когда ответное насилие -- единственный способ, чтобы остановить насилие. Вторая мировая война спасла западную цивилизацию и демократию. Война в Корее спасла Южную Корею -- сравните ее уровень экономики, образования, демократии с Северной Кореей. Если бы не разразилась война, миллионы людей пострадали бы значительно сильнее. Но война во Вьетнаме обернулась глобальной трагедией. Относительно войны в Ираке пока трудно сказать, справедлива она или нет. Будущее покажет, как будет развиваться иракское общество и принесла ли война ему пользу. Бывают неприятности, которые оказываются благодетельными. Благоприятный результат, как бы мы ни сожалели поначалу, оправдывает жесткие меры. В истории много тому примеров. 

Но современный мир изменился -- и я выступаю против насилия в любой форме. Настоящая проблема насилия в его непредсказуемости. Оно легко выходит из-под контроля и переступает все законы. И я надеюсь, что в будущем войн не будет. Взаимозависимый мир становится меньше, мы должны уважать все экономические и политические системы, чужое мнение, интересы. Через диалог, только через диалог -- к взаимопониманию. Это единственный путь! От Австралии до Америки миллионы людей выражают протест против военных действий в Ираке. А раньше, когда одна страна объявляла войну другой, всеобщую мобилизацию 

В 1996 году у меня был разговор с королевой-матерью в Великобритании. Я спросил: видит ли она изменения в мире за целый век, становится мир лучше или хуже? Без колебаний королева-мать ответила: мир стал лучше, чем когда она была молодой, в Англии никто не говорил о правах человека, о праве нации на самоопределение, а сейчас эти понятия стали общепризнанными. И я согласен с этим мнением. 

-- Если мир становится меньше, то может ли случиться так, что через какое-то время мы получим одно правительство, одну универсальную религию? 

-- Думаю, что в будущем мир будут населять значительно более умудренные люди, которые осознают свое единство независимо от происхождения или цвета кожи. В понимании гуманизма -- да, это будет один народ. Что-то подобное было, мне кажется, в СССР Но я думаю, что если бы сохранились политические и культурные различия народов, от этого была бы только польза. Все-таки разные культуры, разные религии, разные расы всегда создают проблемы -- трудно объединить целый мир в одно государство. 

У каждой страны свои особенности, но будущее у всех одно. Думаю, что роль ООН будет возрастать, хотя пока ООН законсервировалась. Самое важное, что ООН -- единое тело всех мировых правительств, а не собрание отдельных людей. Среди ученых и политиков становится все больше людей, и я их знаю, которые понимают гуманизм как высшую цель для всего человечества, а не для одного развитого государства. Европейский союз -- хороший пример такого объединения. И я надеюсь, что Россия станет важным членом ЕС. Экономически и географически Россия и Европа тесно связаны. 

Что касается религии, думаю, будет лучше, если каждая нация будет верить в своего Бога, в которого она верила всегда. В конце концов, все главные мировые религии говорят об одних ценностях. Разница лишь в языке, который ближе одному или другому народу. 

-- Вы упомянули СССР. Но ведь эта страна бесславно распалась... 

-- Я не эксперт, но мне кажется, что ваш распад был вовсе не обязателен. В тот момент какая-то конфедерация для народов СССР была вполне возможна. 

-- Ваше Святейшество, изучение буддистского духовного опыта становится модным. У нас в стране объявить, что умеешь медитировать, -- завоевать уважение. И на Западе -- та же картина. Ричард Гир, несмотря на все свои богатства, стал буддистом. Совместима ли суетная популярность с основным принципом учения Будды -- конечным познанием истины? 

-- Если человек живет богато, никто не говорит, что он должен раздать имущество и уйти в монастырь. Но аскетизм для познания истины подходит лучше. У меня критический взгляд на суету вокруг буддизма. Мы не знаем, каким было истинное послание Будды. И каков истинный путь трансформации наших эмоций и чувств. Наш духовный опыт ограничен, и многие новообращенные буддисты бессмысленно повторяют мантры на санскрите, стоя утром перед статуей. Это не истинный путь к просветлению. Я заметил, что у таких людей многие молитвы (Om mani padme hum), если их произносить все быстрее, звучат как mоnеу, mоnеу... Не думаю, что такой духовный опыт хоть сколько-нибудь полезен для познания истины. 

Если у человека нет искренней нужды в религии, то и не надо к ней привязываться. Лучше быть просто хорошим человеком. Однажды я говорил с известным чилийским физиком, и он высказал замечательную мысль, что, как ученый, он не должен быть слишком поглощен наукой. Это необычайно точное и глубокое утверждение. Точно так и с религией. Если ты слишком погружен, привязан к своей религиозной традиции, то рискуешь превратиться в религиозного фанатика. Фундаменталисты, а они встречаются не только среди мусульман, но и в других религиях, считают, что любят Бога больше, чем другие люди. И это -- так я думаю -- просто разновидность религиозного саморазрушения. 

Надо сохранять уважение ко всем религиям. Но надо выполнить свой долг: то, во что вы верите, должно быть обязательно вами выполнено в течение жизни. Ваша миссия на Земле должна быть частью вашей жизни. Иного пути к счастью не бывает. 

-- Последний вопрос. Вы бывали в нашей стране. И к вам в Индию приезжали наши соотечественники. Что бы вы могли сказать русскому человеку? 

-- Мне кажется, вам надо почаще улыбаться. Вот вы со мной долго разговаривали и ни разу не улыбнулись. А я уже пожилой человек, но умею радоваться жизни. Русские почему-то очень серьезные. Если бы у вас на лицах чаще была улыбка, то и жизнь стала бы легче. 
 
 

НАЗАД