"Бульвар" (Киев), ноябрь, 2003, No 48 (422)

Борис ГРЕБЕНЩИКОВ: "Я сам не знаю, о чем пою!

И у вас нет абсолютно никакой возможности
когда-либо узнать, о чем я пою! Спите спокойно!"
 
27 ноября российскому рок-патриарху исполняется 50 лет
 
Любимое слово Бориса Гребенщикова -- "абсолютно". Это абсолютно естественно. Нынче он абсолютная величина, что абсолютно не требует доказательств и абсолютно невозможно опровергнуть. 

Я абсолютно уверена, что регулярное слияние Мастера Бо "в пещере абсолюта" с "Абсолютом" в виде водки и абсолютом в виде духа абсолютно не влияет на его абсолютную репутацию и не мешает ему вести жизнь абсолютно нормального человека. 

Правда, многие со мной абсолютно не согласны и даже уверяют, что все его творчество -- абсолютные понты. Чтобы их развенчать, я решила взять у БГ интервью, что оказалось абсолютно не сложно. 

Позвонив накануне вечером по абсолютно реальному телефону и услышав: "Отделение милиции слушает", я абсолютно не удивилась, решив, что у Гребенщикова не только абсолютный слух, но и абсолютное чувство юмора. 

"Здравствуйте, Борис Борисович!". -- "Интересно, почему это все звонят в отделение милиции, а спрашивают Бориса Борисовича? -- абсолютно искренне поинтересовались на том конце провода. -- Борис Борисович будет через час".

 
"На самом деле, за спиной журналистов я делаю деньги!"
 

-- (Долгая пауза). Вы задали мне вопрос... А ответа на него я не знаю... Давайте придумаем этот ответ вместе...
 

-- Ну, во-первых, что такое рок? Была какая-то музыка, которая так называлась, но она стала очень немодной 15-20 лет назад. В России по старинке ее еще любят. Особенно в провинции. Но мне кажется, что эта музыка просто перестала быть актуальной. С другой стороны, существует жанр песни, который тыщу лет актуален и никуда уходить не собирается.

Я не думаю, что мы какой-то загадочный вымерший рок, под знамена которого так удобно становиться... Просто мы, то есть я, пишу песни, группа "Аквариум" их исполняет, придумывает музыку, играет, записывает и все остальное.

И с этой точки зрения песня не может не иметь духовной составляющей, поскольку без духа, как известно, тело мертво. Люди, которые пытаются сделать вид, что у них нет духа, ведут, по сути, жизнь ходячих мертвецов. Даже если у них при этом есть деньги и многое другое -- все равно это жизнь ходячих мертвецов, так как они не ощущают божественного счастья от того, чем занимаются.
 

-- Да! Но, понимаете, невежество никогда не служило оправданием! Незнание законов не освобождает от ответственности.
 

-- Если бы я это чувствовал, то давно ушел бы на пенсию. Дело в том, что в каждый момент времени есть определенное количество людей, которые называют вещи своими именами, живут по-человечески и могут об этом сказать. Если у меня это получается, слава Богу, но я никогда не ставил целью рекламировать свою точку зрения.

Просто пытаюсь стать лучше и интереснее для самого себя в процессе познания своей жизни. При этом все, что я делаю, абсолютно несерьезно! Положение абсолютно несерьезное! Я не умею писать серьезные песни, не умею серьезно относиться к жизни... В жизни нет ничего, к чему стоит относиться серьезно.
 

-- Я боюсь, что всегда существовала такая проблема с человеческой психологией. Как только человек относится к себе серьезно, он теряет контакт с жизнью, и жизнь утрачивает к нему интерес.
 

-- ...а на самом деле, за спиной журналистов я делаю деньги! Вкладываю их в недвижимость! Скупаю дома, дачи!..
 

-- А вы знаете, я целиком их поддерживаю. Чем больше народу будет так думать, тем мне спокойнее. Если у меня и был период мессианства, то он прошел очень давно. Сейчас у меня нет учения, нет учителя, нет учеников... У меня нет ничего. (Задумчиво). И даже религии у меня нет.
 

-- Есть огромное количество людей, огромное (!), бесконечное количество людей, у которых я чему-то учился и продолжаю учиться. Их действительно очень много! Но одного учителя у меня нет. Я учусь у всех.

"Когда я кошу траву, то кошу ее от всего сердца в любом случае"
 

-- Поскольку я ничего не практикую, мне не тесно. Бог един, и, чтобы убедиться в его существовании, мне не нужно к нему приходить через какую-нибудь религию.
 

-- Значит, так! Объясню как на духу! Мой старинный приятель митек Витя Тихомиров еще в 70-80-е годы по дороге в мастерскую любил заходить ко мне и читать свои новые рассказы, а я поил его чаем. Эти отношения продолжаются, хотя теперь он не заходит в гости, потому что я не живу по дороге в мастерскую, а у него появилась машина...

Тем не менее он продолжает ко мне очень нежно относиться. Я тоже. Время от времени -- раз в три, четыре, пять лет -- Тихомиров пристает ко мне с требованием сняться у него в фильме, или сочинить музыку, или написать предисловие, или сделать что-то еще. Я для приличия поотнекиваюсь-поотнекиваюсь, а потом, когда он совсем с ножом к горлу подступает, соглашаюсь.

Он давно собирался снять меня в своей серии фильмов о ведущих людях Петербурга, которая называется "Громкие имена". Мне деваться некуда. Говорю ему: "Покажи, что ты снимаешь, и я подумаю". Он показал. Я решил не пробовать. Но в конце концов он меня все-таки уломал.
 

-- Прекрасным летним утром, в шесть часов, я погрузился в машину и поехал в деревню, где Тихомиров все это снимает. По дороге, засыпая на скорости 120 километров в час, едва не врезался во встречную машину, потому что все время съезжал влево. В шесть часов утра я обычно еще сплю. Но доехал. Бог меня сохранил...
 

-- В общем, да. Когда я, наконец, приехал, меня два часа гримировали, а я в это время спал. После чего, повинуясь указаниям режиссера, ходил, косил, молотил, лежал у лужи лицом вверх, лицом вниз и пел, сидя в бане. Затем сел в машину и уехал.
 

-- Абсолютно не включался, поскольку уверен, что если режиссер берет актера, то актер делает только то, что ему объясняет режиссер. От себя добавлять ничего нельзя.
 

-- Ну когда я кошу траву, то кошу ее от всего сердца в любом случае. (Лукаво улыбается).
 

-- Я в жизни прочитал два его рассказа. Один назывался "Два гусара", и он мне понравился, а второй назывался "Смерть Ивана Ильича", и он мне не понравился. А все его большие книги я пытался читать в школе и не смог. Кроме того, что в одной из них в самом начале идет подряд три страницы французского текста, абсолютно ничего не помню...
 

-- Да! "Война и мир"! "Анну Каренину" я до сих пор так и не читал. Это мне абсолютно неинтересно. Со всех сторон.
 

-- (Очень мелодично). Ну не-е-е-и-и-интересно! Я, например, не знаю, как собрать настоящий паровоз, но как-то не тянет узнать. Я и так занят 24 часа в сутки. (Подумав). Нет, 20 часов в сутки. И мне вполне хватает. Может, когда-нибудь я дорасту до Толстого, а пока без какого-либо священного трепета к нему отношусь.

"Гарри Поттера я читал на английском трое суток подряд,
не отрываясь, и жалел, что это один том, а не 20"
 

-- О-о-о-о! Из толстых книг я, конечно, могу назвать "Гарри Поттера". Недавно прочел последний том, который еще не вышел на русском. С огромным удовольствием...
 

-- Абсолютно. Когда я его наконец купил в Германии -- а я долго искал на английском языке, -- то читал, не отрываясь, трое суток и очень жалел, что это один том, а не 20.

Мне очень нравится, как пишет Роулинг, и что она пишет, и о чем! К этому могу добавить и "Lord of the rings" ("Властелин колец" Толкиена. -- Ю. П.), Муркока, у которого тоже толстые книжки, и он может даже посоревноваться с Толстым, -- раз в пять больше написал.
 

-- Я думаю, пока мы говорим по-русски, можно смело говорить "наших". Я помню несколько очень милых вещей у Довлатова. Хорошие книги Булгаков писал...
 

-- Пелевина я очень люблю в принципе.; Очень люблю его как человека. И тем печальнее мое впечатление от его послед-, ней книжки.
 

-- Естественно, в первый же день, как только она вышла, и у меня от нее очень неприятные ощущения.
 

-- Не могу не только аргументировать, но и комментировать. Для меня Витя -- близкий человек, наши отношения значат для меня довольно много, и я не в силах препарировать то, что он сделал.

Его последний роман показался мне страшно мрачным, тяжелым, резким... Ненужно тяжелым... Ненужно резким... Но если он написал такую книгу, значит, это его право, поскольку он творец.
 

-- А я его никогда толком не читал. Как-то прочел две страницы в книжном магазине... Меня тут же практически вытошнило, и на этом мои интерес к нему закончился.
 

-- Нет, это не эстетика. Это отсутствие эстетики.
 

-- Угу. А отсутствие денег -- тоже деньги.
 

-- Я очень большой поклонник Толкиена и не могу переоценить того, что он сделал как писатель.
 

-- Мне не кажется. Более того, в нашей жизни я вижу ряд прямых соответствий тому, о чем идет речь в его книгах. И просто не понимаю, как, не зная этого, люди живут.
 

-- Знаю. Может быть, поэтому мне в мои 50 лет жить все интереснее и интереснее, все насыщеннее и насыщеннее.
 

-- Тогда я значительно меньше понимал, чем сейчас, но зато у меня было гораздо больше времени, с которым я не знал, что делать. Как все в молодости. Теперь наоборот.

"Видишь толпу-- отойди"
 

-- Я могу сказать, откуда взялась такая точка зрения. При советской власти издавались книжки вроде "Тигры в Китае"... "Музыка протеста"...
 

-- Ой, вот за это я их просто обожаю! (Тихонько смеется). Они стоят в культурной оппозиции, не заметив, что культура давно ушла. (Смех усиливается). Но они мужественно продолжают находиться в оппозиции в сыром, темном, довольно вонючем подъезде дома (громко хохочет), из которого все жильцы выехали. (Внезапно совершенно спокойно). Пускай они стоят в оппозиции. Хотите кефиру?
 

-- Я просто не знаю, с чем мне бороться и по отношению к чему стоять в оппозиции. Представляю себе, к примеру: "Рок против зеленой травы!"...
 

-- Если стать к ним в оппозицию, они от этого не исчезнут. Просто примешь глупую позу.

Да, существуют агенты МВД, которые продают школьникам героин. Да, существуют генералы МВД, которые получают с этого деньги. Если я стану ко всему этому в оппозицию, оно не исчезнет. Оно исчезнет, если легализовать наркотики.
 

-- По этому поводу могу сказать одно. Как только ты становишься в какой-либо ряд, -- все, тебя нет, ты тут же сливаешься с остальными. Кто-то из моих близких знакомых хорошо сказал: "Видишь толпу -- отойди". Поэтому очень опасно записываться в списки приличных или неприличных.
 

-- Я готов очароваться чем угодно в каждую данную секунду! Я могу разочароваться в чем угодно каждую данную секунду! И я знаю, что и то и другое может пройти через пять секунд.

"Я честно ждал "молодую шпану" в течение 20 лет
-- никто даже мимо не прошел"
 

-- Не могу с ним не согласиться. В России по-прежнему хорошо лишь то, что делается не руками. Дети...
 

-- Головой -- да! Мы можем гордиться изобретениями, которые ставят нас не на самое последнее место в человеческой цивилизации.
 

-- Могу рассказать. Вот, например, вчера я был в Москве. С утра говорил с издателем, который наконец-то выпускает во-о-от такой величины и во-о-от такой толщины альбом по истории "Аквариума" "Сны о чем-то большем", где собрано 500 фотографий и много интервью с членами группы разных периодов. Все обо всем вспоминают... Должно быть интересно, потому что впервые это не выдумки, а документальные свидетельства.

Кроме того, мне кажется, такой альбом -- очень хороший способ закрыть огромную главу в своей жизни и начать делать что-то новое. Про новое и настоящее. Я очень люблю закрывать главы... Плюс готовится еще одна книга -- в ней тоже собрано много архивных материалов по истории "Аквариума" и прочей информации. И то и другое выйдет к моему 50-летию. Я счастлив, потому что еще две дверки в моей жизни закроются.

После общения с издателем я пошел в музей Рериха. Затем -- в музей част-ной коллекции...
 

-- Знаете чем? Тем, как мало осталось от великого человека. А от того, что осталось, абсолютно не исходит никакого величия. Ну есть несколько картин, рассчитанных на любителей его своеобразной живописи. А остальное -- документы, личные вещи, которые, в принципе, могли бы принадлежать кому угодно. Например, бронежилет Рериха, его рубашка... То есть экспонаты абсолютно неадекватны жизни, которую прожил этот человек.
 

-- (Смеется) Вы понимаете, какая странная штука... Люди, стремящиеся к власти, признанию и славе, почему-то не осознают, насколько эти понятия эфемерны и как глупо тратить на них свою жизнь.
 

-- Нет. Интернет -- очень полезная вещь и увлекательная. Вот сегодня я просидел за компьютером всю ночь, так как не мог спать. Кто-то из соседей включил музыку и только в шесть утра выключил.
 

-- Засыпать под "Нас не догонят" я еще не научился. Мне очень сложно. Поэтому сидел в Интернете и изучал, что такое "флэшмоб".
 

-- "Флэшмоб" -- это когда в любой точке земного шара неожиданно для всех собираются несколько сот людей и занимаются какими-то странными и непонятными для окружающих делами.
 

-- Ну, например, все молча читают газету. Или танцуют. А потом так же расходятся, ставя тех, кто не участвует, в полный тупик. Инструкция распространяется по Сети. Никто толком не знает, где, когда и что это будет, но в Москве уже вовсю практикуют -- три "флэшмоба" прошло. В Питере, по-моему, тоже начинается.
 

-- Вы правы. Он зародился в июле в Нью-Йорке.
 

-- Я ждал этого топота очень долго. А потом понял, что, видимо, никто никого стирать с лица земли не собирается. Правильное отношение к динозаврам -- не трогать их. Они сами спокойно сотрут себя с лица земли. Лучше всего оставить нас сзади и позволить нам спокойно умереть.
 

-- А если кто-нибудь нас укусит в спину, значит, мы еще живы. Но вообще, я честно ждал молодую шпану в течение 20 лет -- никто даже мимо не прошел.
 

-- (Оживленно) Может быть! Может быть!
 

-- (Радостно) А если бы БГ умер, всем было бы еще лучше!
 

-- Зато мне это регулярно сообщают в течение последних 15 лет. "Дорогой, если бы ты умер, когда мы были молодые, тогда бы тебе цены не было! А то ты до сих пор еще живой, а нам уже неудобно. Мы уже старые, а ты еще живой".

"Мои тексты -- это отдельный предмет красоты"
 

-- Просто Артему даже в голову не приходит, что я не вынужден и что мне по-настоящему нравится заниматься тем, чем я занимаюсь.

В этом тоже заключается наш загадочный русский рок... Когда у меня рабочий день, я провожу его в студии. Когда у меня выходной, я тоже провожу его в студии. А если я нахожусь дома, то сижу в Интернете и что-то для себя делаю.
 

-- Под прикрытием подготовки к торжествам по случаю моего 300-летия мы занимаемся несколькими вещами одновременно. О большом фотоальбоме я уже сказал. Идут съемки документального фильма об "Аквариуме". Кое-что, конечно, пишем. Очень надеюсь, что скоро это все можно будет увидеть и услышать.
 

-- А я уже написал. Две книжки. Одну -- в 1974 году, другую -- в 1986-м. Обе изданы. Ну и еще одну хорошую сказку. Больше не пишу, потому что это нехарактерное для меня занятие.

Я настолько увлечен жизнью, да и большая часть того, что хотелось бы объяснить, находится вне достижимости слов.
 

-- Я ничего не хочу высказывать. Я это переживаю все время!
 

-- Нет, я абсолютно ничего не высказываю в своих текстах. И не хочу в них ничего высказывать. Мои тексты -- отдельный предмет красоты.
 

-- Ну они, безусловно, не осмысленные в привычном понимании. Я их пишу с другими целями, и о другом, и по-другому. Их можно воспринимать как угодно, но в любом случае это акты красоты.
 

-- (Склонившись над диктофоном). Я сам не знаю, о чем я пою! И у вас нет абсолютно никакой возможности когда-либо узнать, о чем я пою! Спите спокойно!

 

Юлия ПЯТЕЦКАЯ

"Бульвар"

Киев -- Санкт-Петербург -- Киев

НАЗАД