Предисловие автора
Интерес к фэн-шуй, возникший в России приблизительно 10 лет назад, не только не спадает, но продолжает возрастать. Как известно, спрос рождает предложение, именно поэтому появились специалисты фэн-шуй и желающие стать такими специалистами. Но противоречивые данные в разных книгах и противоречивые рекомендации консультантов -- это первое, с чем сталкивается вдумчивый читатель. И начинающие фэншуисты чаще всего обращаются ко мне с теми же вопросами -- по поводу несоответствий и противоречий. А дело вот в чем.  

Во-первых, многие ограничиваются прочтением одной-двух книг. Но книги по фэн-шуй у нас издаются бессистемно, в них отсутствует направленность от простого к сложному, а в процессе перевода с китайского на английский и потом с английского на русский возникают ошибки, порой искажающие смысл. Да и сами авторы, описывая тот или иной метод, зачастую привносят в расчеты свой личный опыт и свои наблюдения. Такое разное описание классических методов разными авторами, принадлежащими разным школам, вносит неопределенность в умы читателей и заставляет их сомневаться.  

Во-вторых, за последние годы как из-под земли возникло множество "специалистов". Они "осчастливливают" клиента, не имеющего никакой возможности проверить квалификацию консультанта, и очень часто это приводит к тому, что ситуация не только не улучшается, а ухудшается еще больше. 

В третьих, более 90% книг о фэн-шуй, продающихся в наших магазинах, не являются переводами классических трудов или по меньшей мере новыми работами опытных мастеров. Они написаны людьми, знающими фэн-шуй только по популярным книгам либо занимающимися данной темой менее пяти лет. В продаже есть книги объемом 80 страниц и даже карманные книги с названиями "Полная энциклопедия фэн-шуй", "Полный курс фэн-шуй" и т. п. Такие книги всегда вызывают у меня улыбку. Но, если разобраться, они приносят существенный вред, обещая читателю, что из них он узнает все о фэн-шуй, и создавая ложное представление о науке фэн-шуй. В этих книгах нет ни звездных карт, ни иероглифов, ни ссылок на календарь, ни каких-либо расчетов -- одни слова и обещания. Избегайте таких книг, они не могут дать необходимых вам знаний. Выбрать хорошую книгу по фэн-шуй -- очень важно и, к сожалению, не просто. Однако я считаю, что традиционные правила фэн-шуй не стоит использовать только потому, что они традиционные. Ищите компромисс между правилами фэн-шуй и его новыми возможностями. 

Некоторые китайские специалисты фэн-шуй используют специфический метод, чтобы определить, кто хочет быстро научиться фэн-шуй, а кто хочет изучать это искусство серьезно. Вы можете задавать такому специалисту вопросы, и он будет отвечать, но умышленно что-то скажет неправильно или о чем-то умолчит и будет наблюдать за вашей реакцией. Если вы не заметили ошибки, то подобные неточности и дальше будут проскальзывать в разговоре, но если заметили или просто насторожились, почувствовали что-то неладное и спрашиваете, почему так, вас начинают уважать, и дальше разговор будет более профессиональным. Подобные умышленные ошибки перекочевывают в книги европейских авторов, и это еще одна из причин того, что в книгах разных авторов есть противоречия. 

Что касается противоречий, которые якобы есть в классических трудах и книгах действительно серьезных авторов, то это отдельный разговор, который может быть и не принят вами в начале пути изучения фэн-шуй, но будет понятен в конце пути. Дело в том, что нет единой истины. Правильных решений может быть много, и не следует ожидать, что два специалиста, исследующие одну и ту же квартиру, дадут одинаковые рекомендации. Вдумайтесь в высказывания гениальных Хеллингера и Ошо: 
 

        "В существенных вопросах нам часто приходится 

        одновременно придерживаться разных точек зрения,  

        ибо полнота включает в себя противоречия, но не исключает их. 

         И тогда противоположность предстает перед нами  

        лишь одной частью многого, которая дополняет, 

         но не заменяет другую"
         

          Берт Хеллингер 

        "Истина -- это не что-то логичное.  

        Я не подразумеваю под истиной заключение, 

         к которому вы пришли логическими, рациональными методами. 

         Под истиной я подразумеваю подлинность существа"
         

          Ошо 

Один знаменитый философ придерживался мнения, что если осел окажется между двух одинаковых куч сена, которые одинаково хорошо пахнут и одинаково привлекательно выглядят, то наверняка умрет от голода, поскольку не сможет сделать выбор. Услышав это, один крестьянин сказал: "Это грозит только какому-то философскому ослу. Потому что нормальный осел съест или ту, или другую кучу или и ту, и другую".  

В подобном положении оказываются и изучающие фэн-шуй, когда им предстоит сделать выбор между несколькими методами, которые толкуют определенную ситуацию по-разному и дают разные результаты. В книге я описываю такие ситуации, но не всегда делаю "единственно правильный вывод" и предлагаю читателю самому выбрать, каким, извините, "ослом" ему быть -- нормальным или философским. Сам я в большинстве случаев принимаю позицию нормального "осла" с философским уклоном. 

Те, кто практикует фэн-шуй, должны хорошо понимать особенности китайского менталитета и, когда необходимо, разъяснить эти особенности клиенту. Чтобы клиент не испугался неблагоприятного прогноза фэн-шуй и подсознательно не принял установку, что неблагоприятные прогнозы неизбежны и определены судьбой, следует отметить, что эти прогнозы рассчитаны на людей с китайским менталитетом. Это означает, что своей жизнью и своими поступками человек может внести коррективы в линию судьбы - в этом и заключается смысл фэн-шуй. Если человек "плохой", ведет неправедную жизнь, нечестен, не почитает предков и не поклоняется богам, то неблагоприятный прогноз подтвердится, а благоприятный прогноз сведется к минимальным результатам. Но если человек почитает предков и богов, путь его сердца прям, если он проявляет искреннюю любовь к людям, не жаден, умерен в питье и пище, добр и наделен прочими добродетелями, то негативный прогноз нейтрализуется и человек получает по заслугам, а если прогноз благоприятен, то его результаты превзойдут ожидания. 

Вот вам еще одна цитата: 
 

        "Давая ученику четверть тех знаний, которые ему необходимы,  

        я предполагаю, что остальные три четверти он должен получить сам, 

        иначе зачем мне такой ученик?" 
         

          Конфуций 

Китайские учителя всегда следовали этому принципу, поэтому информация, представленная в письменном виде, была неполной, причем недоставало именно самых важных знаний. В китайской традиции процесс обучения предполагает, что со временем ученик сам должен находить нужную ему информацию и пополнять знания, полученные от преподавателя. Такая система преподавания способствует росту личности ученика, а мастер всегда стремится подготовить именно личность, а не технаря, умеющего правильно рассчитать энергетическую карту.  

Однако такая система преподавания совершенно непривычна для большинства западных людей, понимающих процесс обучения как передачу и объяснение необходимой информации, причем наиболее быстро, полно, систематично и в максимально простой форме. Методология западной науки основана на фактах и научных исследованиях, поэтому она более системна. Методология востока тоже основана на реальных фактах, но так как современная наука еще не нашла им объяснения, то многие положения восточной методологии нельзя изложить детально и системно, их можно только описать -- и либо поверить и согласиться, либо не поверить и отрицать. 

Поэтому, если вы будете рассматривать во многом интуитивное искусство фэн-шуй только как набор определенных правил и методов расчета, то вы не достигнете больших успехов. Следуя западным путем изучения фэн-шуй, вы будете хвататься то за одно, то за другое, а потом окажетесь в тупике и поймете, что знаете и такой метод, и другой, и третий, а в сущности не знаете ничего, потому что нет системы. С точки зрения западной системы обучения, это действительно тупик, и что делать дальше - непонятно, но с точки зрения восточной системы обучения, такую тупиковую ситуацию можно считать достижением, определенным этапом, после которого начинаются настоящие приключения и настоящее обучение, настоящий рост. С этого момента следует начать экспериментировать, практиковать, наблюдать, изучать новое и переосмысливать, систематизировать уже полученные знания. Таков Путь. 

Традиционная китайская методика обучения основана также на том, что каждый метод, каждый принцип не может быть объяснен за один раз полностью и окончательно. Да, принцип объяснен, его можно использовать, но потом, через некоторое время, учитель опять возвращается к нему и показывает ученику все новые грани, и так несколько раз. Это происходит не потому, что учитель не хочет объяснить все сразу и растягивает удовольствие, нет. А потому, что ученик не может понять и усвоить все сразу. Ведь изучение фэн-шуй -- это путь личностного роста, и на разных этапах развития ученик готов принять и понять информацию разного уровня, разной степени подробности и тонкости. Если эту информацию дать ученику раньше положенного срока, он не оценит ее важности и просто пройдет мимо. Такова система, поэтому и вы будьте готовы к длительному обучению, к цикличности обучения одному и тому же методу и к тому, что ваши личные взгляды на природу, на устройство вселенной, на вашу семью и работу, да и вообще на жизнь могут измениться. Встав на путь изучения фэн-шуй -- а конца ему нет -- и следуя этому пути, вы будете меняться и в своих глазах, и в глазах окружающих. Если вы не боитесь, то чтение этой книги может стать вашим первым шагом на пути. 

Методика обучения фэн-шуй такова, что необходим многократный возврат к одной и той же теме, каждый раз представление читателя об этом предмете необходимо углублять и расширять. Именно поэтому системное представление о фэн-шуй может сложиться только после изучения всей книги, а не отдельных ее глав. 

Надо сказать, что и сейчас эта традиция обучения не утеряна. В наши дни в монастыре Шаолинь проходят подготовку некоторые западные специалисты. Я разговаривал с врачом, который обучался там методам китайской медицины. Как и фэн-шуй, эти методы построены на принципах создания гармонии энергий внутри тела и в его окружении. Конечно же, обучение было построено на китайских принципах, совершенно отличных от тех, к которым привыкли врачи, приехавшие из бывшего СССР. Они считали, что их вообще не учат, что ими пренебрегают и их не уважают, потому что, кроме очень коротких лекций, все остальное время им предлагалось просто ходить за мастером и наблюдать, что, как и зачем он делает. Проходили месяцы, и многие, разочаровавшись в таком обучении, уезжали домой, а некоторые оставались, но и они доходили до кризисной ситуации, когда нужно было решать, что же делать дальше. Существовало условие: критиковать учителя нельзя, да и с вопросами приставать особенно нельзя -- или ты принимаешь все, как есть, или тебя отчисляют. На фоне такого кризиса, неопределенности и разочарования почти у всех расшаталось здоровье, обострились заболевания, и у того врача, с которым я разговаривал, тоже. Тогда он обратился к учителю и попросил о помощи, спросил, чем ему лечиться. Учитель конечно же помог ему, но помог опять же по-своему. Он сказал: пойди в лес, найди свою траву и пожуй ее. Все очень просто -- пойди и найди именно свою траву, да не ошибись, а то и отравиться недолго. Все происходило почти как в русской народной сказке -- пойди в лес и найди то, не знаю что. Делать было нечего, и пошел врач в лес, а леса там, вокруг монастыря, заповедные, экологически чистые. Стал он рвать разную травку и листы с кустов, нюхать, пробовать, разговаривать, прислушиваться, да все как-то боязно их кушать. И прошло так не много, не мало, а две недели, и когда он решил, что все, хватит, ниже его достоинства заниматься таким дурацким делом и он не позволит над собой больше издеваться, в это самое время он почувствовал, что его непреодолимо тянет к какому-то кусту. Он отходит в сторону, а потом возвращается... В общем, он почувствовал, что это и есть именно его куст, и стал жевать листья с этого куста, и его заболевание прошло, и он воспрял духом -- и стал одним из немногих, кто закончил обучение. Так же может быть и с вами. 

Хочу отметить, что эта книга не претендует на то, чтобы считаться полным учебником фэн-шуй, потому что изложить весь фэн-шуй в одной книге принципиально невозможно. В частности, в книгу не вошли исследование звездных карт Сань Юань, система Шэн Чэн Ба Цзы -- анализ энергетической матрицы человека, наука Сюань Мин -- предсказание судьбы по строению тела человека, и многое другое. Надеюсь, что удастся рассказать об этом в следующих книгах. 

Желаю читателям удачи, терпения, мужества и настойчивости в изучении этой книги. 
 

    Лев Игельник 
 
"Учебник фэн-шуй" | HOME