|
|
В 1906 году, после смерти деда Вайолет, семья перебралась в Лондон. Там девушка увлеклась психологией. В 1910 году она поступила на работу в колледж -- помощницей директора. Директором была очень властная и вспыльчивая женщина, которая к тому же побывала в Индии и овладела там оккультными техниками. Отношения между двумя дамами не сложились, и в 1911 году Вайолет объявила, что хочет оставить эту работу. В ответ начальница провела "психическое нападение", которое закончилось для подчиненной тяжелым нервным срывом. Этот инцидент побудил мисс Ферт к более глубокому изучению психологии и психиатрии. В 1913 году она уже занималась психоаналитической практикой в Лондоне, но постепенно пришла к мнению, что ни Фрейд, ни Юнг до конца не поняли человеческой психики во всей ее сложности. Первое знакомство Вайолет с оккультным миром состоялось в 1914 году, когда она пришла на собрание Теософского Общества. Настроенная поначалу скептически, она была потрясена очень убедительной демонстрацией телепатии. Согласно теософскому учению, за эволюцией человечества присматривают Гималайские Учителя -- человеческие существа, достигшие невероятно высокого уровня развития; искренний ученик может войти с ними в духовный контакт и получать наставления. Мисс Ферт начала искать такого контакта и вскоре получила его. В сновидении на гималайском плато она увидела Учителя Иисуса, а в последующие три дня вспомнила все свои прошлые инкарнации. Более скептически настроенные биографы утверждают, что интерес к оккультизму и мистицизму в Вайолет Мэри Ферт пробудил некий доктор Теодор Мориарти, масон и глава небольшого эзотерического кружка (ставший прототипом доктора Тавернера из рассказов Дион Форчун). Так или иначе, в 1919 году она вступила в Ложу "Альфа и Омега" знаменитого Герметического Ордена Золотой Зари. В качестве орденского девиза она взяла старое семейное "Deo, non Fortuna", впоследствии переделав эту фразу в магическое имя и литературный псевдоним "Dion Fortune". Зимой 1923 года Дион Форчун совершила поездку в Гластонбери, где находится одно из самых известных сакральных мест Англии, Гластонбери-Тор -- холм, на скалистой вершине которого расположены руины древней церкви. Гластонбери играет особую роль в легендах о Короле Артуре и вообще в английском магико-мистическом фольклоре, которым Форчун очень увлеклась. Там же она снова вошла в сновидении в контакт с Тайными Учителями (существование которых признавалось и в "Золотой Заре"). В 1924 году Дион Форчун купила в Гластонбери усадьбу и назвала ее "Садом Чаши". Здесь предполагалось отдыхать от шума и суеты большого города. Следуя инструкции Учителей, она вступила в Теософское Общество и вскоре возглавила его Ложу Христианских Мистиков, в которую вошли некоторые ученики умершего в 1923 году доктора Мориарти. Целью ложи было согласование учений теософии и христианства. В том же году была опубликована книга Дион Форчун "Эзотерическая философия любви и брака". К тому времени в "Золотой Заре" она проходила обучение под началом Моины Матерс, вдовы одного из отцов-основателей ордена С. Л. Макгрегора Матерса. Миссис Матерс раздражала литературная и теософская деятельность Форчун: она видела в этом измену интересам Ордена. Год 1927 был богат событиями для Дион Форчун. Она вышла замуж за доктора Томаса Пенри Эванса, порвала с Теософским Обществом и основала свою собственную организацию, "Общину Внутреннего Света" (переименованную позже в "Братство", а затем в "Общество"). Она была частью "Золотой Зари", но с большим уклоном в эзотерическое христианство. В 1927-1928 годах в журнале "Оккалт ривью" Форчун опубликовала серию статей, впоследствии составивших основу книги "Здравый оккультизм" (в русском переводе она известна как "Тайное без вымыслов"). Это привело к окончательному разрыву с Моиной Матерс, которая, как утверждала Дион Форчун, организовала против нее уже второе в ее жизни "психическое нападение". Перипетии этого конфликта описаны в книге Форчун "Психическая самозащита" (1930). Дион Форчун умерла от лейкемии в 1946 году. За годы, прошедшие после ухода из "Золотой Зари", она написала еще много книг и пережила много магических приключений. Основанное ею Общество Внутреннего Света (Society of the Inner Light) существует до сих пор. Кроме того, активно работает оккультная школа "Служители Света" (Servants of the Light), основанная ее учеником У. Э. Батлером. Идеи Дион Форчун также развивает в своих многочисленных книгах Гарет Найт, один из самых авторитетных современных английских оккультистов. Мистические романы Форчун -- чтение "на любителя", но ее нехудожественные книги постоянно переиздаются, а "Мистическая Каббала", впервые изданная в 1935 году, считается одним из лучших учебников Западной Каббалы, когда-либо написанных. Смотри также:
Осталось сказать несколько слов о русском переводе "Мистической Каббалы".
Опубликованный в 1995 году, он, как и оригинальный английский текст, сразу
же был причислен к классике эзотерической литературы. В последнее время
все чаще поступали просьбы о переиздании, хотя книга уже давно была полностью
выложена в Интернете. Перевод был выполнен коллективом энтузиастов, не
имевших в то время доступа к богатейшим справочным книжным и электронным
ресурсам, которые доступны нам сейчас. В книге было множество смысловых
ошибок и терминологических неточностей; гораздо лучшего оставлял желать
и стиль. Тем не менее было решено исправить для переиздания старый перевод,
а не делать новый. Поэтому текст по-прежнему требует от читателя некоторого
терпения, но ошибки и отклонения от оригинала в нем исправлены, цитаты
сверены, имена и термины уточнены, необходимые редакторские примечания
даны. Мы приложили все усилия к тому, чтобы если не буквальный, то, во
всяком случае, общий смысл каждого абзаца книги Дион Форчун в новом издании
был передан верно. Большую помощь в оформлении терминологии нам оказал
Андрей Костенко
|
"Мистическая Каббала", которой посвящена эта книга, есть Каббала западная,
Каббала эзотерического христианства, которая довольно существенно отличается
от Каббалы восточной, иудейской. Для того чтобы изучать и практиковать
ее, не обязательно быть евреем и соблюдать многочисленные заповеди Торы.
Не обязательно даже быть учеником настоящего еврейского рабби. На
это, мне кажется, стоит ясно указать читателю, поскольку в последние годы
не только в нашей стране, но и во всем западном мире наблюдается бум именно
"аутентичной" еврейской Каббалы, и само это слово сейчас ассоциируется
скорее с именами рабби В "Золотой Заре" Каббала подверглась дальнейшей переработке и очень органично (благодаря несомненному таланту и огромной учености Матерса) составила единое целое с такими ранее отдельными системами, как эзотерический христианский и алхимический символизм, языческие пантеоны, карты Таро, астрология, геомантия и "енохианский" язык Джона Ди. Сефиры и Каналы обросли большим количеством соответствий из всех этих систем. Это нужно было для практической магической работы и составляло страшную орденскую "тайну". Раскрывая в своей книге тайные соответствия Десяти Сефирот, Дион Форчун, в высшей степени добропорядочная английская леди, не могла не чувствовать себя неуютно и вынуждена была оправдываться тем, что эти сведения уже были обнародованы Алистером Кроули (в 1909 году, в книге "777"). Впрочем, некоторые замечания Форчун свидетельствуют о том, что каббалистическая система "Золотой Зари" так и не была ей открыта во всей полноте и она действительно пользовалась работой Кроули в качестве источника информации, а не просто "прикрывалась" ею. Другим источником Дион Форчун, как я уже говорил, была "Каббала без вуали" Матерса -- один из его трудов, написанных еще до основания "Золотой Зари". Но "Мистическая Каббала" не ценилась бы так высоко на протяжении уже почти 70 лет, если бы она представляла собой лишь компилятивную работу. Третий, не названный в книге явно источник Дион Форчун -- это ее личный опыт психоаналитической и теософской работы, мистических медитаций и телепатического общения с Учителями ("ченнелинга", как это сейчас называется): в 1927 году она "приняла" эзотерическую книгу, которую, возможно, отчасти подражая Блаватской, назвала "Космической Доктриной". Содержащееся в ней космогоническое учение, несомненно, тоже оказало влияние на мировоззрение Дион Форчун. Таким образом, Каббала, описанная в этой книге, вполне заслуживает названия "мистической" |