"Сад Таро" Ники де Сент-Фалль и Жана Тингли

личные впечатления и перевод с английского

Марины Паламарчук

Продолжая свои маленькие открытия мира, я не перестаю удивляться проявлениям человеческой красоты и творческого гения. Вот и недавно, когда я попала в музей Жана Тингли в Базеле (Швейцария), меня просто пленило видение и воплощение колоды карт Таро в виде Сада двумя гениальнейшими постмодернистами теперь уже прошлого столетия. Это сам Жан Тингли, чудак и создатель разного рода механических конструкций. И Ники де Сент-Фалль, удивительной красоты женщина и архитектор, которая и рассказывает об истории создания Сада. При подготовке этого материала я использовала информацию с официального сайта www.nikidesaintphalle.com и из книги Ники де Сент-Фалль "Сад Таро" (Niki de Saint Phalle, The Tarot Garden, Benteli Publishers, Berne, 1997, reprint 2007).

Сад Таро

Ники де Сент-Фалль

Фотографии Джулио Пьетромарчи

В 1955 году я побывала в Барселоне, где посетила прекрасный парк Гуэль, созданный Гауди. Мой мастер и моя судьба ждали меня здесь, а увиденное привело в такой восторг, что все во мне затрепетало. Уже тогда я знала, что мне предначертано однажды создать свой собственный сад Радости. Маленький уголок Рая. Место встречи человека и природы. Через двадцать четыре года появился САД ТАРО, ставший самым грандиозным приключением моей жизни.
 
Сад был создан в 1979-1996 годах на юге Тосканы (Италия), на земле, принадлежащей моим друзьям Марелле Карло и Николе Караччоло. Они одобрили начальный проект, который впоследствии я дорабатывала и совершенствовала. Сад Таро в действительности получился большим по площади, чем я ожидала. Отсутствие жестких требований позволило мне работать в атмосфере полной свободы. На территории Сада расположены 22 монументальные скульптуры, соответствующие 22 Большим Арканам Таро. Скульптуры сделаны из цемента, покрыты мозаикой, кусочками зеркал, стекла и керамики.
  
Уже в самом начале работ по созданию Сада Таро стало очевидным, что мне предстоит опасное путешествие, чреватое различными трудностями и препятствиями. Моя болезнь (ревматоидный артрит) ограничила меня в действиях: я с трудом передвигалась и работала руками. Но, несмотря на это, работа продолжалась. Ничто не могло остановить меня. Это было состояние одержимости. Я чувствовала, что создание этого Сада -- моя судьба, с какими бы серьезными трудностями это ни было связано. Центром Сада и моим домом стала скульптура "Императрицы". В ней я общалась со своими сотрудниками, принимала пищу и делала модели для остальных карт.
  
Да, я фактически жила в этом "Сфинксе" -- такое прозвище мы дали нашей "Императрице". Только полное погружение делало возможным реализацию этого проекта.

Как и во всех сказках перед обретением сокровищ, я, выбрав свой путь, встретилась с собственными драконами, колдунами, магами и ангелом Умеренности.

Мы с Жаном Тингли часто гуляли по саду и мечтали. Жан был моим самым преданным другом и единомышленником. Он не только создал больше половины всех конструкций из металла: его дикий энтузиазм поддерживал меня на плаву в трудные моменты. Сегодня все трудности видятся мне как часть процесса посвящения, который мне необходимо было пройти, чтобы получить право на создание этого Сада.

 

Маг

Карта I

Великий Трикстер. Для меня эта карта символизирует Бога, создателя Вселенной. Это Он создал такую удивительную шутку, как наш парадоксальный мир. Это карта активного разума. Чистый свет, чистая энергия, Озорство и Творение.

Верховная Жрица

Карта II

Верховная Жрица символизирует интуитивную фемининную силу. Женская Интуиция -- один из ключей к мудрости. Она представляет иррациональное Бессознательное со всем его потенциалом. Кто хочет объяснить природу вещей лишь путем логических построений и доводов, тот всегда остается на поверхности, так и не постигая глубины инстинктивного видения и воображения.

Колесо Фортуны

Карта X

Колесо Фортуны  --  очень старый символ Колеса Жизни. ЧТО ПОДНИМАЕТСЯ, ТО ДОЛЖНО ОПУСТИТЬСЯ. Однажды, гуляя по Саду, я воскликнула: ЭВРИКА! Я решила попросить Жана превратить Колесо Фортуны в фонтан. А вода должна вытекать из Верховной Жрицы!

Сила

Карта XI

Хрупкая дева ведет свирепого дракона на невидимой нити. Чудовище, которое дева должна приручить, -- внутри нее самой. Ей необходимо победить своих собственных внутренних демонов. Решив эту сложную задачу, она откроет свой собственный источник СИЛЫ.

Солнце

Карта XVIIII

Солнце -- это жизненная сила. Оно способствует росту всего живого. Это божество, которое может поднять наш дух. Я представила СОЛНЦЕ как птицу, образ которой мы часто встречаем в легендах американских индейцев и мексиканцев. Птица -- самое близкое к Солнцу существо.

Смерть

Карта XIII

Великое Таинство жизни. Без смерти жизнь не имела бы смысла. Смерть -- ВЕЛИКИЙ КОСИЛЬЩИК, который позволяет расти новым цветам. Карта Смерти -- это карта Обновления. Осознание смерти -- возможность не застрять в ловушке суеты жизни.

Дьявол

Карта XV

Карта Магнетизма, Энергии и Секса. Дьявол также представляет собой утрату собственной свободы через зависимость (болезненное пристрастие) любого рода. Работа над этой картой внушала мне страх. Я видела сотни демонов, кишащих вокруг Сфинкса, и боялась, что в любой момент они могут напасть на меня.

Мир

Карта XXI

Мир -- карта великолепия внутренней жизни. Это последняя карта Больших Арканов и в то же время духовное упражнение всей игры. В этой карте сокрыта тайна всего Мира. Это ответ Сфинксу.

Дурак

Номер Дурака -- 0, то есть номер отсутствует, но для меня 0 все-таки тоже число. Дурак в колоде карт Таро имеет такую силу, как все другие карты вместе взятые. Почему? Потому что он представляет человека в духовном поиске. Не зная, куда он идет, Дурак готов к открытиям. Он -- герой сказок, который кажется слабоумным, но способен найти сокровище там, где другие потерпели поражение. У него совсем мало имущества. Он путешествует налегке.

Иерофант

Карта V

С помощью этой карты человек обретает знание своей сакральной природы. Для некоторых Иерофант -- учитель, гуру, пророк или Папа. Он разгадывает тайны. Он может быть также книгой, шаманом, раввином, святым или святой.

Повешенный

Карта XII

Образ Повешенного на протяжении веков вдохновлял и очаровывал поэтов и художников. Т. С. Элиот обращается к нему в поэме "Бесплодная Земля".
Таинственный и неоднозначный, Повешенный висит в воздухе кверху ногами. Что это значит? Да ведь именно так возможно увидеть мир снизу вверх, то есть ПО-НОВОМУ. Эта карта также представляет Сострадание.

Справедливость

Карта VIII

Справедливость предполагает знание себя. Человеку нужно обрести способность судить самого себя, примириться со своей темной стороной. Получив такое прозрение, можно сострадательно судить других людей и ситуации. Настоящая справедливость не слепа, она дарует видение взаимосвязанности всего сущего.
Внутри Справедливости Жан Тингли создал скульптуру, представляющую Несправедливость, и запер ее на большой висячий замок.

Выбор (Влюбленные)

Карта VI

В некоторых колодах Таро эта карта называется "Влюбленные". Адам и Ева были первой парой и сделали первый выбор. Именно поэтому я выбрала их как символ этой карты. Карта предполагает двойственность: выбор может быть верным и неверным. Ошибка может подвести нас ближе к истине о том, кто мы есть.

Отшельник

Карта VIIII

Отшельник -- это умудренный опытом путник, ищущий духовных сокровищ. Карта подразумевает, что самые важные уроки мы постигаем через сердце.
Оракул -- женская ипостась Отшельника. Войди и слушай ее весть.

Падающая башня

Карта XVI

Некоторые называют эту карту "Вавилонской башней". Она представляет физические строения или конструкции ума, выстроенные непрочно. Символ Падающей башни имеет не только негативный аспект, но и преподает нам урок. Сложные умственные конструкции должны развалиться. Необходимо разрушить эти ментальные стены и увидеть, что за ними.
Жан Тингли создал для этой карты символическую скульптуру "молнии", разбивающей башню на части.

Император

Карта IV

Император -- карта маскулинной силы в позитивном и негативном ее проявлении. Император символизирует организацию и агрессию. Этот образ приносит в мир НАУКУ и медицину, но в то же время оружие и ВОЙНУ. Это также карта патриарха, или мужчины-покровителя, который стремится контролировать и завоевывать.

Императрица

Карта III

Императрица -- это ВЕЛИКАЯ БОГИНЯ. Она Царица небес. Мать. Блудница. Эмоция. Сакральная магия и Цивилизация. Я воплотила этот образ в виде Сфинкса. Несколько лет я жила внутри этой Матери-защитницы. Она стала штаб-квартирой для всей команды Сада Таро. Здесь же мы собирались на кофейные перерывы. Для всех нас это место было фатально-притягательным.

Колесница

Карта VII

Колесница символизирует победу. Это карта триумфа над противниками, над проблемами. Но в значении этой карты присутствует опасность: в момент триумфа необходимо быть бдительным, ибо триумфатор очень уязвим.

Звезда

Карта XVII

Звезда держит два кувшина, из которых изливается вода в ручей Обновления. В этом образе я больше всего люблю завершенность. Звезда -- целостное существо, не разделенное, как многие из нас в современном мире. Звезда выражает Природу во всем ее изобилии. Она знает истинные законы Неба и Земли.

Суд

Карта XX

В этой карте три фигуры восстают из гробницы: ребенок, взрослый и старик. Они символизирую три части нас самих, которые должны слиться Воедино. Ангел призывает нас не судить других, но объединить себя, восстать и стать Одним.

Умеренность

Карта XIIII

Мне было нелегко понять эту карту. Умеренность слишком далека от моей страстной натуры. Умеренность представлялась мне неким компромиссом. Срединным путем. Но однажды для меня забрезжил свет. Умеренность -- это Правильный Путь. Я сделала из этой карты ангела, венчающего храм Умеренности. Внутри куполообразного сооружения -- небольшая часовня со множеством зеркал, отражающих космос, цветы и керамические сердца, и образ Черной Мадонны. Это магическое пространство.

Луна

Карта XVIII

Луна -- карта творческого воображения и негативной иллюзии. Это "внутренняя" карта -- таинственная, загадочная. Луна оказывает влияние на морские приливы и отливы, менструацию и деторождение у женщин и другие аспекты жизни, связанные с убыванием и прибыванием воды. Карта Луны может быть как опасной, так и дарующей великую силу воображения.
 

Стена

Я попросила моего друга Марио Ботту сделать вход в Сад абсолютно непохожим на то, что находится внутри. Марио соорудил из местных камней очень маскулинную крепостную стену, которая четко разграничивает внешний мир и мир внутренний. Для меня эта стена символизирует защиту -- по аналогии с драконом, который в сказках охраняет сокровища.

Официальный сайт Сада Таро