Реставрация системы карт Таро
Сергей Локоть
в статье использованы рисунки "Каббалистического Таро Г.О.М."
 
 

ОСНОВА

Первый известный историкам список козырей Тарокки содержится в итальянском латинском манускрипте Sermones de Ludo Cum Aliis. Затем козыри перечисляются в трех итальянских поэмах XVI века. Все эти списки хорошо согласуются между собой, но имеют немало расхождений с классической "марсельской" нумерацией. [См. об этом здесь]

Картинки, нумерованные согласно этой традиции, сохранились (насколько мне известно) в единственном экземпляре колоды с неразрезанных печатных листов, которые были использованы в качестве картонной основы обложек старинных книг. Номера на них соответствуют всё же не самому древнему списку, а тому, что приводится в первой из упомянутых итальянских поэм (1534 года), да и качество оставляет желать лучшего.

Рисунки карт "Висконти-Сфорца" являются, возможно, самыми древними из сохранившихся (XV век, как и первый манускрипт со списком козырей). И хотя эти карты не имели ни номеров ни названий, по содержанию картинок они относятся скорее к "древней" традиции. Таким образом, в лучшем случае мы имеем всего два варианта неклассических рисунков Таро, которые не имеют словесных описаний и не очень-то ладят между собой. То есть полноценно использовать их при анализе не представляется возможным.

Далее будем рассматривать в основном только классические рисунки, совместно с двумя вариантами их названий и нумераций. Древние же картинки помогут уточнить соответствия между древним списком и классической колодой в случае различных названий одной карты, а так же окажутся полезны при тонком анализе некоторых карт.

АНАЛИЗ

Среди 22 картинок арканов легко можно выделить группу из двенадцати карт на которых главный и единственный человеческий персонаж -- мужчина или женщина (стариков и детей не считаем). Из них шесть карт изображают мужчин: Фокусник, Император, Колесница, Повешенный, Башня и Дурак; и шесть -- женщин: Императрица, Папесса, Правосудие, Сила, Звезда и Мир. Заметим, что по классической нумерации арканов каждый мужчина оказывается по соседству с единственной женщиной и наоборот, и что такие парочки довольно равномерно распределены в колоде.

Остаётся десять картинок, четыре из которых определённо изображают мужчину и женщину (далее парочку) совместно с каким-то третьим персонажем -- это карты Ангел, Любовь, Папа и Дьявол. На карте Солнце ребёнок то один, то два, и в последнем случае дети часто оказываются весьма взрослыми юношей и девушкой. В некоторых старых колодах на карте Колесо также рисовали парочку. А картинки, изображающие старика, луну, скелет смерти и ангела, ни мужчин ни женщин явно не содержат.

Древняя последовательность сохранила интересную закономерность для большинства карт этой большой группы:

Старики (№5 Священник и №9 Отшельник) оказались не вместе, хотя определённо составляют такую же пару. Пара "светил" как бы наехала на пару "детей", что, видимо, и породило различные варианты изображения 18-ой карты. То есть Луна прыгнула на место перед картой с ребёнком, и в результате последнюю стали называть Солнцем. Ранее это название могла бы носить только карта Колесо, которая единственная осталась без пары, и действительно напоминает круг солнца с парочкой под ним. Тогда, если Луна была перед Колесом, Отшельника следует вернуть на место перед Священником.

Таким образом, вся десятка (далее вторая группа) карт весьма однозначно поделилась по парам, располагавшимся в следующем порядке: Старики, Ангелы, Светила, Демоны, Дети; причём карта с мужчиной и женщиной -- вторая в каждой паре. Но не будем пока восстанавливать пары второй группы, так как изменения коснулись бы обоих вариантов нумерации, а значит это самые древние искажения, и их следует исправлять в последнюю очередь. Только ангела (карту Умеренность), который в классической колоде оказался между демонами, вернем на место перед картой Любовь, тем самым восстановив здесь сразу две пары (согласно древней последовательности).

Теперь, полагаясь на найденные закономерности в системе картинок, будем последовательно разрешать разногласия древнего списка и классического, с целью прийти к единому и более оригинальному порядку карт, для которого отложенные исправления будут ещё более обоснованы. Начнём, например, с 9-ого и 11-ого арканов. В древних колодах девушка со львом 9-ая, а старик -- 11-ый, тогда как в классической -- наоборот. При этом если поменять эти карты местами в одном из списков, то весьма большой его фрагмент полностью совпадёт с другим. "Исправление" классической последовательности во-первых испортит здесь порядок чередования пар больших групп, разлучив одну и дополнив до тройки другую пару первой группы, а во-вторых, хоть Отшельник и Колесо не являются правильной парой, их классический порядок более вероятен, так как в этом случае хотя бы одна из карт может быть на своём месте. Поэтому исправим именно древний список, от чего он только немного выиграет в систематичности. К тому же, именно здесь поменявшимся номерами картам предшествуют подозрительно похожие названиями "Колесница" и "Колесо".

Обратимся теперь к картам первой группы. Порядок расположения мужчин одинаков в обоих вариантах нумерации, но вот по поводу женщин есть два разногласия. Первое связано с картой Правосудие, оказавшейся в древней колоде перед картой Мир, то есть на классическом месте Дурака, который здесь либо становится последним, либо вообще теряет свой номер. А мужчина на колеснице (№8) остался без пары, которой, как утверждает классическая колода, и являлась женщина на карте Правосудие. Но посмотрим внимательно на предшествующие им картинки. Главные персонажи карты Любовь (№7) -- это либо ангел и парочка, либо мужчина и две женщины, одна из которых (крылатая) указывает путь остальным. Она-то, видимо, и была тем ангелом, что составляет пару ангелу с кувшинами на предыдущей карте. А на картинке №19 "Ангел" изображают любящих родителей с ребёнком, который так же оказывается в паре с ребёнком предыдущей картинки (и других карт с детьми в колоде нет). Трубящий ангел 19-ой карты, как и амур на 7-ой картинке (нехарактерные для карт этой группы четвертые персонажи), видимо, были добавлены после того, как эти карты поменялись названиями. Поэтому вернём Правосудие на 8-е место после настоящей карты "Ангел", освободив предпоследний номер для вытесненного из колоды Дурака. Так в древней колоде воссоединятся Правосудие и Колесница, правда в неклассическом порядке, а Дурак и Мир логично и классически будут завершать колоду.

Следующее разногласие касается первых двух женщин: древний вариант нумерации ставит Жрицу после Императрицы, и обычно даже после Императора. Этот спор тоже можно разрешить, не анализируя второстепенные объекты на картинках. Обнаруженная закономерность в последовательности персонажей карт второй группы как бы прелагают сложить колоду пополам, тогда дети будут напротив стариков, ангелы напротив демонов, солнце напротив луны, а карты с парочкой сложатся с картами без таковой.  Проделаем это отдельно с первой группой, и для подправленной древней колоды получаем строгое правило -- мужчины складываются с женщинами! То есть во второй паре женщина -- вторая, и ясно что это не Императрица, которая всегда перед Императором, а именно Папесса. Здесь же подтверждается и неклассический порядок карт Правосудие и Колесница. Получилось, что в любой последовательной (1 и 2, 3 и 4, …, 21 и 22) или сложенной (1 и 22, 2 и 21, …, 11 и 12) паре карт - один мужчина и одна женщина.

В классическом начале колоды поместим Императрицу на второе место (после Мага), и получим один из вариантов начала в древних списках козырей. Теперь во-первых, Папесса должна стоять после Императора (чего требует правило сложения и самый древний список), во-вторых, Папа должен стоять перед Императором, а не перед ангелами (для чередования пар больших групп), и в-третьих, изображения Папы и Папессы имеют чрезвычайно много общих черт. Всё это говорит о том, что и в классической колоде, и в одном из древних списков Папа поменялся местами с Папессой, а в других просто прыгнул на 5-ое место. Восстановив указанным образом колоды, мы и получим искомую единую нумерацию. Теперь от оригинальной последовательности карт нас отделяют два отложенных исправления, которые были обоснованы выше (Луну следует вернуть на место Старика, восстановив пару светил, а Старика - на место перед Священником).

 

ПРИМЕРНАЯ ИСТОРИЯ ИСКАЖЕНИЙ

Сначала старик с третьей карты, который, видимо, был Императором, прыгает на 9 позиций вперёд (через 8 карт) и становится 11-ым, между Луной и Солнцем. Затем на те же 9 позиций перемещается Луна, оказавшись после девушки с кувшинами под №18. Далее в классической колоде Умеренность делает этот трюк -- опять плюс 9 к номеру! Этот прыжок портит ещё две пары второй группы (ангел попадает между демонами), и если бы не древняя колода, оригинальный порядок было бы уже не восстановить однозначно.

Императором теперь называют следующего мужчину (уже №4), который ранее наверняка был Священником (№5). Следовавшая ранее за Императором карта, изображавшая пожилую женщину, благословляющую молодую пару, стремится на место после "нового монарха" и либо меняется местами с девушкой (которая теперь №5), либо просто перепрыгивает на пятое место. Здесь эта знатная "Мама" становится Папой или Священником, а девушка на новом месте обретает много "Маминых" черт и атрибутов. В классической колоде ещё и Императрица прыгает к новому Императору через одну карту вперёд.

Тем временем в древней колоде карты Ангел и Любовь меняются названиями, из-за чего Правосудие прыгает на 20-ую позицию (или наоборот), вытесняя Дурака из колоды вообще. Солнце, оказавшись 10-ым (ранее десятой была Колесница), становится Колесом, а предшествующие "колёсам" карты меняются номерами и Старик снова оказывается 11-ым. Карту после Луны по старой памяти называют Солнце, и в результате ребёнок на ней раздваивается, так как на картинке с этим названием рисовали мужчину и женщину под солнцем. Теперь здесь уже мистическое Колесо Фортуны, которое обрастает божествами. Добрейшая карта Любовь, изображавшая родителей с ребёнком, сначала вместе с названием обретает нового персонажа -- ангела, а затем в классической колоде -- следующее название Высший Суд, оказавшись с тем же номером, что и Правосудие в древней колоде. Потом на картинке появляются кресты и могила: там уже воскресают из мёртвых! И т.д.

В следующей таблице приведены в соответствие номера картинок марсельской (М) и древней (Д) традиций с воссозданным оригинальным (О) порядком.

 

О Д Д1 К
1 1 1 1
2 2 2 3
3 11 11 9
4 5 5 5
5 3 4 4
6 4 3 2
7 6 6 14
8 7 8 6
9 20 20 8
10 8 7 7
11 17 17 18
12 10 10 10
13 9 9 11
14 12 12 12
15 13 13 13
16 14 14 15
17 15 15 16
18 16 16 17
19 18 18 19
20 19 19 20
21 22 0 21
22 21 21 22

  ТОНКИЙ АНАЛИЗ

Сперва хочется обратить внимание на большую схожесть второстепенных черт трёх пар рисунков.

Во-первых, это Умеренность (№6) и Звезда (№16). Два кувшина -- слишком специфический для такой системы символ, что бы встречаться дважды. Кстати, картинки старой традиции изображают "Умеренность" в виде женщины с кувшинами, а на карте Звезда никаких кувшинов нет вовсе. Видимо эти карты поменялись названиями, в результате чего появились различные гибриды оригинальных картинок: парящего ангела и обнажённой девушки, переливающей воду из одного кувшина в другой. Ангел на карте №7, видимо, назывался "Звезда", а девушка -- "Умеренность".

Во-вторых -- Отшельник (№11) и Дурак (№21). На обеих картинках изображают в профиль идущую фигуру в широких одеждах. В одной руке у "идущих" палка или посох, в другой -- что-то округлое с ручкой (либо лампа, либо песочные часы, либо мешок, а может и котелок), впереди затаилась какая-нибудь рептилия. Скорее всего все это -- атрибуты отшельника, которым изначально и был мужчина с предпоследней карты, но потом это название досталось старику, который мог изображаться совсем иначе, а свои классические черты приобрёл вместе с новым названием.

Вспомним теперь и о поменявшихся местами Папессе и Папе. Правильно разделить их рисунки нам сильно поможет тонкий анализ изображений всех мужчин и женщин первой группы.

 

Мужчины:
1 5 10 14 17 21
(эти картинки далеко не самые правильные, но и не плохие)

 
Статичные:  В движении:
№ 1 Стоит, а № 21 Идет.
№ 5 Сидит, а № 10 Едет (сидя).
№ 14 Висит,  а № 17 Падает.
 

(оба вниз головой).

№ 1, № 10 и № 14 изображены в фас, а № 5, № 17 и № 21 -- в профиль.

№ 1, № 5 и № 17 обычно изображаются либо в помещении, либо на фоне строения, а № 21, № 10 и № 14 -- на фоне неба и дороги.

Женщины:
2 6 9 13 18 22
(эти картинки далеко не самые правильные, но и не плохие)

№ 2 и № 22 -- на абстрактном фоне.

№ 6 и № 9 -- на фоне колонн храма.

№ 13 и № 18 -- на фоне природы.

№ 2, № 9 и № 18 точно сидят, № 22 и № 13 стоят, а значит, и № 6 -- тоже должна стоять.

№ 2, № 9 и № 13 точно одеты, № 22 и № 18 обнажены, значит, и № 6 -- тоже обнажена.

№ 22, № 9 и № 13 изображены в фас, № 2 и № 18 -- в профиль, значит, и № 6 -- тоже в профиль.

Получается, что именно девушка должна изображаться на фоне колонн храма, при том стоящая в профиль и без одежды. А сидящая в фас пожилая женщина в широких одеждах и с вуалью на лице скорее всего и благословляла молодую парочку на четвёртой картинке, но колонн там быть не должно. Значит в колоде старики представлены, разных полов, и дети тоже: На картинке №19, где ребёнок один -- это мальчик, а на следующей картинке девочка с родителями.

Теперь сложим колоду пополам и посмотрим внимательно на карты первой группы начиная с середины. Мужчину на колеснице везут два коня (два животных земли), а женщина напротив него укрощает льва (животное огня). Следующую пару составляют повешенный с двумя мешками золотых монет под мышками (два предмета земли) и женщина с мечом (предметом огня) и весами. Наличие последних -- явное искажение, подтверждающее и тот факт, что в классической колоде карта Правосудие некоторое время стояла под 7-ым номером перед Колесницей, так как именно 7-ой знак зодиака -- весы. Они же повлияли и на название карты: девушка стала напоминать Фемиду -- богиню правосудия.

Следующая пара не очень ясна, но далее идут император с жезлом (предмет воздуха) и девушка с кувшинами (два предмета воды). Тогда по логике предыдущей четвёрки падающий с башни мужчина должен изображаться вместе с животным воздуха -- птицей (вероятно превратившейся в некоторых колодах во второго падающего), а девушка, стоящая между колонн храма, -- вместе с двумя животными воды -- змеями (возможно, что они стали двумя большими ключами в руках Папессы).

Первая и последняя пары явно составляют здесь особую четвёрку. У фокусника предметы всех четырёх стихий, а женщина напротив него окружена животными четырёх стихий, правда змею иногда рисуют не в углу, а вокруг женщины, занимая угол головой ангела, которая в эту компанию никак не вписывается.

Земля -- это материальное, опора, сила устремления. Предмет -- монеты или зерно, животное -- бык или конь.

Воздух -- это то что возле духа, полет мысли, суть устремления. Предмет -- жезл, животное -- птица.

Огонь выражает принцип противостояния и задора. Предмет -- оружие, животное -- хищник.

Вода выражает принцип слияния, познания и терпения. Предмет -- чаша, животное -- змея.

Вторая и предпоследняя карты содержат и животных и предметы. Причём на карте отшельника (№21) и животные, и предметы можно отнести к стихиям огня и воды, а императрица (№2) часто держит орла, да и перевёрнутый серп луны под её ногами весьма похож на рога быка, на котором, видимо, она и должна сидеть. У неё также есть жезл. Значит вероятно, что был и какой-то предмет земли: зерно, которым она могла кормить орла, или монеты, которые она сыпала на землю.

Относительно карт второй группы сказать что-либо определённое сложно, так как почти все эти рисунки сильно пострадали от времени. Но, например, я никак не оправдываю наличие скелета смерти в этой системе. Название этой карте наверняка досталось от повешенного, который некоторое (по-видимому продолжительное) время был 13-ым, из-за чего рисунок какого-нибудь чёрта и заменили классическим скелетом с косой. Поэтому-то Дьявола иногда и рисуют без парочки, например в древней колоде. К тому же, в древних списках после Дьявола идёт Дом дьявола или огонь, а вовсе не "Стрела" самого первого списка -- наиболее вероятная причина падения мужчины со стены или башни.

РЕЗУЛЬТАТ

1. На сцене на фоне тёмной завесы стоит фокусник. В правой поднятой вверх руке он держит жезл, а на столе перед ним лежат ещё четыре предмета: чаша, кинжал и денежка. Этот мужчина изображен в фас, а вторая его рука свободно опущена и как бы указывает на предметы на столе.

2. На абстрактном светлом фоне девушка в красивых одежах боком сидит на быке, а на её коленях расправляет крылья орёл (девушка и птица изображены почти в профиль, а бык -- мордой вперёд). Одной (дальней) рукой она поднимает жезл, а из другой руки -- сыплет монеты (или кормит орла зерном).

3. Седобородый император стоит в фас.

4. Властная пожилая женщина в широких одеждах благословляет молодую пару. Женщина сидит в фас, а юноша и девушка стоят по обе стороны от неё на переднем плане.

5. Священник -- мужчина в расцвете сил -- сидит в профиль на кубическом сидении на фоне стен храма. В одной (дальней) руке он держит жезл, а другая рука согнута в локте.

6. Обнаженная девушка стоит в профиль на фоне завесы между двух больших колонн. Это, видимо, жрица. Руками она держит двух змей, обвивающих её тело.

7. На фоне звёздного неба парит ангел. Руки его раскрыты, крылья распахнуты, глаза сияют. (Звезда)

8. Парящий ангел указывает молодой парочке путь. (Ангел)

9. Девушка в строгих одеждах сидит в фас между двух больших колонн. В одной её руке меч, а другая -- свободно опущена.

10. Два коня или быка везут простую открытую одноместную колесницу, на которой в фас сидит мужчина, держащий в руках поводья. (Колесница)

11. Просто луна, которая освещает какой-то ландшафт, может постройки, но не конкретных персонажей. (Луна)

12. Солнце, которое уже (ещё) невысоко над горизонтом. Ниже по обе стороны от солнца молодые мужчина и женщина держатся за руки. (Солнце)

13. Девушка в длинных одеждах изображена в фас на фоне природы. Её руки сдерживают пасть льва. (Сила)

14. Мужчина подвешен за ногу к суку засохшего дерева у дороги. Другая его нога согнута в колене, руки связаны за спиной. Ими же он придерживает два дырявых мешка с золотом, которое высыпается на землю. (может Вор)

15. Дьявол или чёрт. Может быть с крыльями. (Дьявол)

16. Дьявол, а перед ним молодая парочка, которых соединяет цепь, наброшенная на шею мужчине и на бёдра женщине.

17. Мужчина, которого пронзила стрела, падает с башни или стены вниз головой в профиль. Рядом с ним должна быть птица (может стервятник). (Стрела)

18. Обнаженная девушка изображена в профиль. Присев на колено, она аккуратно переливает воду из одного кувшина в другой. (Умеренность)

19. Маленький мальчик резвится на зелёной лужайке на фоне невысокой каменной ограды. (Невинность)

20. Молодые родители и маленькая девочка, которую поднимает отец. (Любовь)

21. Мужчина идёт в профиль в рваных одеждах. В ближней его руке посох, в дальней -- котелок (или мешок). За ним бежит собака, а впереди затаилась змея. (Отшельник)

22. Обнаженная девушка стоит (паря или танцуя) в фас на абстрактном фоне. Снизу из углов на неё смотрят головы быка и льва, а сверху в одном углу парит орёл, в другом голова змея, который обвивает часть венка вокруг девушки. (Мир)

 

(c) Сергей Локоть spm111@yandex.ru,

Санкт-Петербург, октябрь 2004 г.

 

 

 TAROT