Лиллиан Ту

Книга о Буддах

Фрагмент


Встреча с живым Буддой

Мой личный путь к блаженству

Мое путешествие началось в Индии, в священном городе Бодхгайя. Несколько лет назад, в феврале 1997 года, мне посчастливилось встретиться с одним из самых удивительных существ нашего времени. Неожиданно для себя я узнала этого человека. Это странное дежавю поразило меня в тот момент, когда он приложил ладони к моей голове в ответ на мой инстинктивный поклон и символическое подношение шелкового шарфа. Этот ритуальный жест в тибетской буддийской традиции знаменует каждую встречу с признанным высоким ламой (гуру).
Это "вспоминание" произошло на каком-то сверхъестественном, экзистенциальном уровне. Вот я с любопытством предвкушаю встречу со святым человеком, а в следующий момент меня уже охватывает это блаженное чувство узнавания. Я почувствовала такую тягу к нему, словно очень давно его знала и любила. Чувство это было мимолетным, будто мелькнула картинка на телеэкране, а затем я снова оказалась в привычном мне мире, где меня представляли Ламе Кьябдже Сопе Ринпоче (см. фото слева).
Это была наша первая встреча в этой жизни. Он просто улыбался и не уделил мне никакого особого внимания. Я была лишь одной из многих в длинной очереди людей, собирающихся поднести ламе традиционный шелковый шарф ката. Ученики и последователи Ринпоче вокруг меня опускались на колени и простирались в знак почтения, а я, помню, думала: "Почему он так долго меня не находил?"

 

Воспоминание прошлой жизни

С того момента я считаю Ламу Кьябдже Сопу Ринпоче своим духовным наставником и учителем. Нашу встречу я, наверное, предчувствовала, но вряд ли могла это осознавать. Мы ведь, как правило, мало что знаем о ламах и прошлых жизнях.
Мне было явлено много знаков, но я была слепой. Я не обращала внимания даже на вещие сны. Даже на самый впечатляющий из них -- сон с двумя белыми тиграми, которые, как я позже поняла, были на самом деле белыми львами. Они предвещали появление гуру в моей жизни, но я тогда этого совершенно не понимала. Еще у меня было много мысленных видений наяву -- образов из какого-то далекого прошлого, где-то в гималайских горах, где-то на холодном каменном полу монастыря. 
Впоследствии я поняла, что это были вспышки реальных воспоминаний, но поначалу они ничего для меня не значили. И лишь увидев -- сперва на фотографиях, а потом и лично -- гималайский район Солу Кхумбу, я узнала это место. Это потрясло меня, но и тогда я постаралась убедить себя в том, что не нужно ничего "воображать", а все эти "совпадения" -- лишь плод моей фантазии. Так было до встречи с Ринпоче, которая стала поворотным пунктом в моей жизни.
В течение года после этой исторической для меня встречи я летала по всему миру, ища встреч с Буддами. Я побывала в Индии, на Тайване, в Соединенных Штатах, и наконец -- в Гималаях: в городе Катманду, в высоких горах Солу Кхумбу и в деревне Лаудо. Теперь я убеждена, что жила там в одной из прошлых жизней. Ринпоче был тогда Лаудо-ламой -- живым Буддой, который проявился в мире как учитель медитации, живший в пещере отшельников высоко в горах. Немногие знали, кто он на самом деле, пока не пришло время его ухода.
Лишь после смерти Лаудо-лама показал свой просветленный ум, пребывавший в его просветленном теле. На протяжении двенадцати суток являлись различные знамения: радужные облака, необычно синее небо и звуки ангельского пения. После кремации в пепле не осталось остатков костей его святого тела, но лишь драгоценный камень. Эту искрящуюся святыню отдали потом его родным… И тогда местные жители признали Лаудо-ламу просветленным существом. Но на этом не закончились проявления его доброты. Удивительным продолжением величественного ухода стало его перерождение: Лаудо-лама вернулся.

Он перевоплотился в теле Сопы Ринпоче и, как только начал говорить, дал знать, кто он, то и дело показывая на пещеру Лаудо-ламы и утверждая, что это его место. Надо сказать, что для буддистов такое не является чем-то удивительным. Вот так Лаудо-лама снова появился в человеческом мире, но на этот раз -- не как медитатор, живущий в отдаленной пещере, а как ребенок, которому предстояло стать смиренным монахом. Он без труда прошел все необходимые в таких случаях проверки и был признан перерождением Лаудо-ламы. Молодым тулку (так называют лам-"перерожденцев") Ринпоче провел несколько лет в Тибете, где получал монашеское образование, а в 1959 году, как и многие другие ламы, из-за китайского вторжения был вынужден бежать в Индию.
 

Прошлые жизни и новые перспективы

Я всегда знала, что в прошлой жизни жила в пещере, из которой открывался вид на долину со светло-зелеными растениями (это, как я позже узнала, был картофель), а поодаль были высокие горы со снежными пиками. Я знала, что провела среди таких пиков много прошлых жизней, так как всегда любила горы. Долгое время я полагала, что эта картинка в моем уме соответствует какой-нибудь местности в Китае, и только после посещения Лаудо поняла, что то было виде'ние Гималайских гор.
Встреча с Ринпоче придала всему, чем я когда-либо была, всему, что я делала, новое измерение. В начале 1990-х я ушла из крупной корпорации, достигнув небывалых карьерных высот. Никто из моих друзей не верил, что я действительно смогу бросить ту жизнь в стиле "американских горок", которую я создала себе в богатом, манящем мире бизнеса.Но я отвечала им, что мне нужно "подняться на другие горы". Я не представляла, что ждет меня впереди, но оставила работу, чтобы наконец быть мамой 24 часа в сутки. Материнские обязанности и радости стали для меня гораздо важнее погони за корпоративной мечтой. 
Я уволилась с работы, обналичила свои сбережения, упаковала вещи, попрощалась с Гонконгом и отправилась домой, в Малайзию. Следующие несколько лет я посвятила исключительно своей дочери Дженнифер. Это было особенное время для нас обеих, незабываемое время! За те годы Дженнифер расцвела и между нами родилась подлинная любовь матери и дочери, которая и сегодня сильнее всех обстоятельств. Но мы -- две разные личности, и если моя жизнь вступает в фазу увядания, то ее -- только начинается. В жизни Дженнифер появляются новые вкусы и краски, и я понимаю, что не могу связывать свою жизнь только с ней. Если я действительно хочу, чтобы дочь научилась летать, мне нужно отпустить ее.
Я начала писать. Двадцать лет я мечтала этим заниматься, да все откладывала на потом. С самого начала мне казалось очевидным, что моя тема -- это фэн-шуй. Писать книги по фэн-шуй меня явно вдохновила сама Судьба, поскольку уже самая первая книга на эту тему -- совершенно дилетантская и изданная на мои собственные деньги -- неожиданно получила широкое признание. Оказалось, что публика просто жаждет информации о фэн-шуй. Книга хорошо распродавалась, но для меня важнее всего то, что она привлекла внимание Ламы Кьябдже Сопы Ринпоче.
Та моя первая книга была как капля воды, упавшая в большое озеро и пустившая круги по всей его поверхности. Ко мне пришли слава и удача, новая карьера и новый образ жизни. Но главное, писательство вело меня к духовному пробуждению. Мне открывалось все больше такого, от чего перехватывало дыхание и кружилась голова.

Ринпоче нашел меня благодаря фэн-шуй, а благодаря Ринпоче я познакомилась с Буддами. Через Ринпоче я узнала о прошлых жизнях и перерождении; о карме и семенах Просветления; о природе самсарического мира и возможности достичь Освобождения; о сострадании и окончательном постижении мудрости, происходящем из понимания пустоты. Успех, богатство, зарабатывание денег -- все то, что так много значило для меня раньше, виделось теперь в новом свете. Я увидела все это просто как часть мира Самсары, как временные проявления прошлой хорошей кармы, но теперь я очень хорошо понимала, что материальные удобства и роскошь -- непостоянны. Как и сама жизнь, все, что мы имеем -- наши красивые тела, наши вещи, наше здоровье, -- непостоянно.

Все в жизни непостоянно. Вся жизнь, как говорят ламы, имеет природу страдания. Не существует постоянного счастья. Единственное настоящее и бесконечное счастье происходит из ума мудрости, знающего сострадание и постигшего пустоту. И это счастье -- истинная природа реальности.

Это пробужденный ум, просветленный ум, состояние сознания, которое "ни существует, ни не существует". Если вы не понимаете эту последнюю фразу, ничего страшного, поскольку и я ее на самом деле не понимаю, и не понимают ее миллионы людей, изучавших сутры (священные тексты). Если бы мы понимали, то уже все стали бы Буддами. Но мы стараемся это постичь, и такое постижение и есть состояние Просветления. Это состояние без печали, состояние, в котором больше нет потребности ни в каких знаниях; это состояние пробуждения, к которому мы постоянно стремимся.

Итак, когда я встретила своего высочайшего Ламу, учение Будды вошло в мое сердце и в мой ум. Медитируя, я представляю себе, что сижу за спиной моего Ламы. Я не вижу его лица. Я только чувствую его присутствие и переполняюсь преданностью. Он тоже медитирует, на нем светлые одежды. У него нет физического сходства с моим Ринпоче этой жизни. Но где-то глубоко внутри у меня есть убежденность в том, что они неразделимы. Проверить это невозможно. Для меня это истина лишь потому, что я в это верю. Моя преданность к Ринпоче как к моему Гуру во многих прошлых жизнях происходит откуда-то изнутри. Мне не требуется усилий, чтобы его почитать.
 

Восстановление связи в этой жизни

После восстановления связи с Ринпоче в этой жизни я делала все возможное, чтобы оказываться в тех же местах, которые посещал он, и первый год после нашей встречи для меня незабываем. Мой ум, все мои мысли пребывали в хаотическом состоянии -- полном одновременно блаженства и боли. Прежде я так долго была слепа к действительной природе бытия, что иллюзии успеха, богатства и внешнего лоска чрезмерно укрепили мое эго, мое чувство собственной важности. И процесс очищения был болезненным и сокрушительным.
Но Ринпоче был со мной невероятно добр -- должно быть, в прошлых жизнях я совершила несколько правильных поступков, и у меня созрела такая хорошая карма. Я встретилась с моим Буддой и осознала это. Я узнала моего учителя. Я была готова к встрече с ним, когда он материализовался в моей жизни.
Итак, я стала делать то, что он советовал. Я распевала очистительные мантры для избавления от целых эпох негативной кармы. Я меняла свое отношение к вещам и старалась вырабатывать в себе сострадание к другим живым существам. Я наблюдала за своим умом и старалась изменять его. Я изучала переведенные тексты о трансформации ума, посещала драгоценные лекции, приняла Прибежище и ходила на посвящения, которые должны были приблизить меня к Буддам. Я начала практиковать медитации и визуализации Будд и божеств. Все это пришло в мою жизнь столь стремительно, что нередко мой эгоистический ум пытался взбунтоваться. Но я снова и снова возвращалась на путь истинный, к Дхарме -- духовной практике.
В скором времени я начала видеть Ринпоче как проявление великой преемственности учителей, принимающих перерождение с единственной целью -- нести людям послание сострадания и мудрости. Ринпоче -- это особенное, божественное существо, святой Бодхисаттва, однин из Будд, живущих на этой Земле. Они пребывают среди нас с безначальных времен. Они проявляются как скромные монахи или принимают другие облики и ведут тех, чья карма -- встретиться с ними, к высшему блаженству Просветления. Снова встретившись с Ламой Кьябдже Сопой Ринпоче, я встретилась с живым воплощением Будды, который должен был показать мне удивительные новые пути для моего ума.

 

Множество Будд

Благодаря Ринпоче я встретилась со многими другими Буддами, в различных формах и цветах. Есть белые, красные, зеленые, желтые и синие Будды. Есть Будды с мягким, добрым выражением лица, и есть гневные, устрашающего вида. Есть Будды, похожие на людей, и есть такие, которые проявляются как монстры со звериными головами. Есть Будды с одним лицом, а есть многоликие, и есть также Будды с тысячей рук и множеством глаз. Есть Будды, которые проявляются как одна сущность, и Будды, проявляющиеся со спутницами. Есть Будды мужского и женского пола.
Ринпоче сказал мне, что наша мировая эпоха благословлена тысячей Будд, а в Алмазной Сутре сам Шакьямуни (Будда нашего исторического периода) говорит о 840 миллиардов миллиардов Будд… и он установил благотворный контакт со всеми ними, прежде чем достиг Просветления.
Это откровение поистине поразило меня, поскольку всю свою жизнь я думала о Будде как о единой сущности, как о "присутствии Бога". Я читала историю жизни Будды (см. стр. 8). Во всех анкетах я называла себя буддисткой, но это было именно одно название, поскольку о буддизме я мало что знала. Подозреваю, что таковы и многие другие китайцы, живущие, как и я, за пределами Китая: они родились в традиционной буддийской среде, но знают о буддизме очень мало, а понимают в нем еще меньше. Знакомство с Буддами, состоявшееся благодаря Ринпоче, открыло моему взору величественный новый мир, который и порождал те красочные образы, которые раньше приходили ко мне в видениях.
Однажды я была вместе с Ринпоче в Сингапуре. Это было 16 мая 1998 года. Я попросила его о встрече и прождала весь день. Когда Ринпоче закончил все свои дела, было уже около двух часов ночи. Мне очень хотелось спать, и когда мы везли Ринпоче туда, где он остановился, я не могла скрыть своего разочарования. Я сказала, что пожелаю ему спокойной ночи, так как у меня обратный рейс рано утром. И тут он меня удивил. "Может быть, тебе стоит принять душ", -- произнес он, видя, как я сдерживаю зевоту. Я не могла в это поверить! Ринпоче весь день провел, перемещаясь с одной встречи на другую: он благословлял хоспис, навещал больного ученика, читал лекцию, ужинал с группой буддистов, встречался с сотнями людей, горячо желавших получить от него благословение. И вот, в два часа ночи, он готов пообщаться с еще одной малозначащей ученицей -- со мной!
Та ночь стала для меня важным поворотным пунктом в жизни, поскольку Ринпоче подарил мне изображение "поля заслуги" гуру (см. рис. слева) -- изображение всех гуру и всех Будд в небе, и дал мне бесценные поучения о том, как следует медитировать на это поле заслуги. Он объяснил мне смысл различных форм Будд и сущность практики гуру-йоги  -- корня духовного пути к Просветлению.

Я думаю, что той ночью поистине повстречалась с Буддой. Он явился мне как ум, тело и речь моего Гуру, и я тогда поняла, почему так необходима преданность к Гуру в духовном путешествии к Просветлению, высшему счастью, состоянию блаженства и свободы от скорби.

В тишине ночи, когда весь мир уснул, в тот майский вечер Ринпоче закрыл глаза и вымолвил: "Пиши". Я достала ручку и тетрадь и записывала то, что говорил Ринпоче. Он говорил негромко и медленно, чтобы я не пропустила ни одного слова.

В ту ночь я увидела, что мой Лама, мой Гуру -- это проявление священного ума всех Будд, так называемая "Дхармакайя", трансцендентальная мудрость недвойственного блаженства и пустотности. Дхармакайя -- неразделимая первозданная спасительная сила, у которой нет ни начала, ни конца, священный ум Будд. Она пронизывает все сущее, включая мое сердце, голову, руки. Таким образом, мой Лама фактически является моим абсолютным Гуру, наполненным состраданием ко мне и ко всем живым существам. Он проявляется и приносит пользу мне и всем живым существам, ведя нас от счастья к еще большему счастью, к освобождению от Самсары (циклического существования) и в конечном счете -- к высшему Просветлению.

Объяснение того, почему гуру воплощает священный ум Будды, простое. Поскольку наши умы нечисты, ослеплены кармическими препятствиями, мы лишены возможности лицезреть божественное присутствие Будд. Бессчетное множество Будд может появиться перед нами, но из-за омраченности нашего ума мы их не увидим. Поэтому Будды, силой своего великого сострадания, приходят в мир в облике обычных существ.

Чистая, но обычная форма, которую мы можем "видеть", -- это обычный гуру, а священный ум гуру -- это абсолютный гуру. Таким образом, те счастливчики из нас, кому довелось встретиться с высокими ламами, практически повстречались с Буддами в их обычном аспекте, который может вести нас от низших миров к человеческому миру, и от Самсары к Просветлению.

Это понимание позволяет нам помнить о том, что даже обычный аспект Будды имеет чрезвычайную ценность. И все бесчисленные Будды -- Шакьямуни, Тара, Майтрейя, Ваджрасаттва, Амитабха и так далее -- все Будды этой мировой эпохи могут вести нас, взаимодействовать с нами через обычный аспект гуру. Поэтому, когда мы встречаемся с Ламой, который может вести нас на нашем пути к Просветлению, этот Лама становится для нас драгоценнным существом, самым важным существом в нашей жизни.

Ведь без него мы заблудимся в Самсаре -- без проводника, принимая одно перерождение за другим, беспрестанно создавая причины для перерождения в низших мирах и не ведая пути достижения Освобождения и окончательного, свободного от всякого страдания состояния Просветления. Именно Лама, или Гуру, воплощает для нас всех Будд, и осознание этого становится основой духовного путешествия к блаженству.

Лучше всего думать о Буддах, представляя их в уме, будто они действительно присутствуют. И поскольку мы неспособны "видеть" настоящих Будд, чрезвычайную ценность имеют их изображения, помогающие нам представить их присутствие. Следовательно, рисунки, изображения на ткани (тханка), статуи (рупа) и все прочие произведения буддийского изобразительного искусства почитаются как драгоценные святые объекты, так как помогают нам "видеть" Будду нашим умственным взором.

Я, конечно же, никогда не видела и не встречала никого из Будд, которых описывал мне Лама Кьябдже Сопа Ринпоче, разве что во сне или в визуализациях, однако встреча с ними, даже с помощью воображаемых форм, крайне обогатила мою жизнь. Мой дом полон прекрасных образцов буддийского искусства, и мне сейчас стало совсем легко визуализировать свет, излучаемый Буддами, которые ассоциируются у меня со столь многими аспектами духовного пути.
 

Все началось в Бодхгайе

Лама Кьябдже Сопа Ринпоче покорил мое сердце, как только мой взор коснулся его. В Бодхгайе, где обрел совершенное состояние Просветления Будда нашего исторического периода, Шакьямуни, я сделала свои первые робкие шаги на пути к Просветлению.
Ринпоче передал мне свое священное пожелание, чтобы я приехала в Бодхгайю, где планировалось сооружение гигантской статуи Будды Майтрейи. Этот проект нуждался в консультанте по фэн-шуй. Я не была уверена, что могу одна взять на себя такую ответственность, но невозможно пренебречь просьбой высокого ламы. Итак, я полетела в Индию, хотя никогда раньше не слышала о Ламе Кьябдже Сопе Ринпоче. Он выслал мне факсом письмо из Америки, и ответ мой был исключительно инстинктивным.
Очень скоро я поняла, какая это была великая удача -- познакомиться с Ринпоче в таком замечательном месте. Вскоре после той встречи в Бодхгайе Ринпоче прилетел в Малайзию, где собирался прочесть несколько лекций и провести недельный ритрит в горах близ Куала-Лумпура. За эти несколько дней я прошла невообразимо интенсивный курс буддизма Махаяны. Этот опыт глубоко запечатлелся в моем уме. Я поняла, с каким совершенным и высокоопытным ламой свели меня обстоятельства, непосредственно наблюдая за его внушающими благоговение качествами скромности, мудрости и сострадания. Вокруг Ринпоче всегда такая аура чистоты, которую не описать словами.
Следуя буддийской традиции, я приняла от Ринпоче "Прибежище". Это такая специальная процедура приема в ученики. Он стал моим Ламой, и начались наши отношения учителя и ученика. Он пригласил меня принять участие в "посвящении Великого Ченрезига" -- буддийском ритуале, который открыл для меня новые миры. В последующие месяцы и годы Ринпоче познакомил меня с удивительным пантеоном Будд, каждый из которых олицетворяет какой-либо аспект или ипостась просветленного ума.
Со временем я познакомилась с тайными учениями Будды, занялась практикой садхан (медитативных визуализаций образов Будд), научилась делать подношения Буддам и простирания, совершать обхождение святых мест, декламировать магические мантры и, что самое важное, начала осваивать образ жизни Бодхисаттвы, который должен был наставить меня на быстрый путь к Просветлению. Мне еще предстояло понять обеты Бодхисаттвы и умственные упражнения, предназначенные для взращивания сердца Бодхичитты. Все эти термины были поначалу непонятными, но со временем стали простыми и привычными… То же произойдет и с вами по мере того, как вы будете знакомиться с Буддами в этой книге.

Итак, позвольте мне пригласить вас в путешествие к безграничному блаженству. Позвольте познакомить вас с некоторыми Буддами нашей счастливой эпохи -- Татхагатами, полностью просветленными, победителями врагов. Они все предстанут в этой книге в своих сострадательных аспектах. Внимательно рассматривайте их образы, чтобы и вы могли настроить свой ум на встречу с Буддами на внутреннем уровне, принять их в свое сердце и в свой ум в поиске пробуждения и высшего счастья.
 

 

ЛИЛЛИАН ТУ