Фрагмент из книги Освальда Вирта "Таро магов"

IX

ОТШЕЛЬНИК

 
Хозяин Колесницы (Аркан VII) -- молодой человек, изо всех сил и очень нетерпеливо стремящийся к Прогрессу, однако его устремления сдерживает Справедливость (Аркан VIII), которая стоит на страже порядка и не любит потрясений.
 
Отшельник примиряет это противоречие, избегая как поспешности, так и бездействия. Это мудрый и опытный старик, который хорошо изучил свое прошлое и на основе сделанных выводов готовит свое будущее. Он шагает очень осторожно, ощупывая землю перед собой бамбуковой палкой с семью мистическими узлами. Движется вперед медленно, но без остановок. Встречая на своем пути змея эгоистических желаний, он не уподобляется крылатой жене из Апокалипсиса, которая ставит ногу на голову рептилии (намек на стремление мистицизма одержать верх над животной природой). Мудрый старик предпочитает зачаровать змею и заставляет ее обвиться вокруг его посоха, как вокруг жезла Эскулапа. Змей, таким образом, символизирует здесь потоки жизненной силы, которые чудотворец улавливает, чтобы овладеть медициной посвященных.
 
Отшельник движется отнюдь не вслепую, а шагает уверенно и без устали, ибо его путь освещен светом (хоть и неярким) фонаря, который он держит в поднятой правой руке. Наш философ наполовину прикрыл фонарь полой своего широкого плаща, ибо боится повредить глаза, слишком слабые для того, чтобы выдержать мерцание даже такого скромного светильника.
 
Фонарь -- это его личное имущество, и он позволяет ему светиться лишь с такой силой, чтобы освещать свой путь. Он скромен и не питает никаких иллюзий насчет глубины и полноты своих знаний. Отшельник уверен, что они ничтожны в сравнении с тем, чего он еще не знает. Отказываясь от тщеславия и чрезмерных интеллектуальных амбиций, он смиренно ограничивается только теми идеями и представлениями, которые необходимы ему для выполнения его земной миссии.
 
В отличие от Папы (Аркан V), миссия которого состоит в том, чтобы закреплять верования, формулируя догматы, Отшельник не обращается к толпам и не позволяет приближаться к себе никому, кроме искателей истины, которые осмеливаются нарушить его уединение. Только им он открывается -- конечно, убедившись прежде, что они способны его понять, ибо этот мудрец не мечет бисер перед свиньями.
 
Свет его фонаря не задерживается на поверхности вещей, а проникает вглубь, выявляя их истинную природу. Вероятно, похожим фонарем пользовался Диоген, пытаясь найти настоящего человека.
 
Плащ Отшельника коричневый снаружи (аскетизм), но синий внутри, как и подобает одежде воздушной природы, обладающей изолирующими свойствами знаменитого плаща Аполлония Тианского. Франкмасоны знают, что для продуктивной работы нужно быть "под покровом"; алхимия требует, чтобы все операции, связанные с Великим Деланием, производились внутри герметично закупоренной колбы. Без уединения и замкнутости невозможно достичь концентрации, а без концентрации невозможно ни одно магическое действие. Энергии, терпеливо и молча накопленные в изоляции от всех посторонних и отвлекающих воздействий, высвобождаются с огромной и неодолимой мощью, когда для этого приходит время. Все, что должно обрести плоть, создается и вынашивается в тайне, в темной пещере, где совершается скрытая работа таинственных заговорщиков.
 
Отшельник хранит свои замыслы под покровом аскетизма, который изолирует его от всякого мирского легкомыслия. Он вынашивает свои идеи в уединении, сдерживая и таким образом развивая свою волю, магнетизируя свои великодушные устремления всей бескорыстной любовью, на которую он только способен. Так этот мечтатель готовит значительные события, ибо, забытый своими современниками, он становится истинным творцом будущего. Отстранившись от обстоятельств и происшествий настоящего, он самозабвенно сплетает тонкую канву того, чему еще только предстоит случиться. Будучи Тайным Мастером, он трудится незаметно, влияя на становление вещей на самом раннем этапе их развития. Преобразуя реальность, он нисколько не заботится о немедленных последствиях своих действий; его интересуют только созидательные энергии будущих формаций.
 
Предпочесть сообществу людей жизнь наедине со своими мыслями – значит вступить в мистический союз с Идеалом, символом которого в Таро выступает женщина Арканов III и VIII (Императрица и Справедливость). Отшельник становится супругом этой женщины. Таким образом, старик Аркана IX во многом походит на Святого Иосифа, плотника, которому Веды дали имя ТВАШТРИ. Согласно Эмилю Бурнуфу,(49) это олицетворение формирующей силы, которая присутствует повсюду во вселенной и особенно полно проявляется в живых существах.42 Это скрытый творец невидимых строительных лесов, без которых не может быть созиждено ничто живое. В Йесод, нематериальной основе живых существ, сочетаются творческие потенциальные энергии, которые вступают в действие для достижения намеченной цели. Прежде чем обрести вещественную форму, все существует в виде намерения, абстрактной идеи, плана, образа, оживленного созидательным динамизмом.
 
Аркан IX символизирует таинство действительного, но сокрытого рождения, в котором участвуют только дух и душа. Отшельник -- это Мастер, который продумывает и чертит на специальной доске подробный план будущего здания.
 
На этой доске обычно изображается прямоугольник, разбитый на девять частей, в каждую из которых вписывается число от 1 до 9. Адепты располагали эти числа особым образом, получая магический квадрат: нечетные числа образуют центральный крест, которому придается очень большое значение, а четные располагаются по углам, так как должны соответствовать четырем Элементам. Не вдаваясь в чересчур подробные объяснения, скажем лишь, что жизненную основу потенциального существа представляет число 5 (квинтэссенция). Числа 3 (формирующий идеал) и 7 (направляющая Душа) расположены слева и справа от него; число 1 (чистый Дух) находится сверху, то есть доминирует над ним, а число 9 (синтез осуществляющих возможностей) находится снизу, то есть поддерживает.
 
 
Каббалистическая эннеада, в которой числа следуют по порядку, представляет собой ромб, где число девять занимает самое нижнее положение, символизируя ствол Дерева Сефирот, основу и поддержку всех остальных элементов.
 
 
Среди персонажей небесной сферы Отшельнику лучше всего соответствует Волопас, погонщик и сторож Семи Быков, Septem triones -- именно так в древности называли семь звезд Большой Медведицы, или Колесницы Давида. В действительности он похож на жнеца, занесшего свой серп над снопом, в котором современные астрономы видят Волосы Вероники. Когда зодиакальная Дева клонится вниз, Волопас опускается тоже и будто следует за ней, поэтому в некотором смысле его можно считать ее мужем или, скорее, отцом девы Эригоны, богини урожая. Это служит еще одним подтверждением той связи между Арканами III и IX, о которой мы уже упоминали ранее.
 
В Болонском Таро Отшельника заменяет старец с крыльями, который тяжело шагает, опираясь на два костыля. На поясе у него висит кошель, в котором заключено наследие прошлого. За спиной осталась колонна, символизирующая один из полюсов всеобщего движения -- тот, от которого все сущее отдаляется в своей эволюции. Этот старик, хоть и крылат, передвигается очень медленно и наводит на мысль о вечно движущемся Сатурне, боге Времени, который завоевывает будущее, заставляя его незаметно появляться из прошлого. Кстати, в картах Карла VI(50) Отшельник держит не фонарь, а песочные часы.
 

Прорицательные толкования
 
ЙЕСОД, Основание. Существо, обладающее способностью к становлению и развитию, потенциальные возможности, содержащиеся в зародыше. Живой план, предшествующий объективации. Невидимая основа будущего организма. Демиургическая форма, отпечатывающая на индивидууме черты и свойства его вида. "Астральное тело" у оккультистов.
 
Традиция. Опыт. Вечное наследие прошлого. Глубокие знания. Благоразумие. Осмотрительность. Сосредоточенность. Молчание. Скромность. Сдержанность. Уединенность. Воздержание. Целомудрие. Безбрачие. Аскетизм.
 
Мудрец, удалившийся от мира, умертвивший в себе все страсти и мелочные устремления. Глубокий, вдумчивый и чуждый всякому легкомыслию ум. Опытный врачеватель духа, души и тела. Адепт, практикующий универсальную медицину. Философ-герметист, владеющий секретом Камня Мудрецов. Посвятитель. Мастер, способный управлять работой других людей и различать еще на этапе зарождения то, что должно стать человеческим. Акушер.
 
Меланхолический характер, серьезность, молчаливость, угрюмость, недоверчивость. Боязливость, скрупулезность, неповоротливость. Грусть, мизантропия, скептицизм, уныние, скупость, бедность.



Примечания автора:
 
42. Emile Burnouf, Le Vase Sacre et ce qu'il contient dans l'Inde, la Perse, la Grece et dans l'Eglise chretienne, стр. 14.

Примечания редактора русского перевода:
 
(49) Эмиль Бурнуф (1821--1907) -- востоковед, директор Французской Афинской Школы, автор трудов по филологии, истории и археологии.
(50) И во всех других ранних итальянских колодах Таро.

 
 

ТАРО МАГОВ | HOME