Фрагмент из книги Освальда Вирта "Таро магов"

XXI

МИР

Деление Таро на тернеры и септенеры придает Аркану с номером 21 значение высшего синтеза. Это число соответствует совокупности всего проявленного, то есть Миру, результату постоянной созидательной деятельности. Реальность, которая создается в ходе этой деятельности, не ограничивается тем, что способны воспринять наши органы чувств -- инструменты, которые приспособлены для восприятия не подлинно реального Мира, а только этого жалкого подлунного мира, в неверном сумраке которого мы яростно сражаемся за существование. Мы видим лишь умирающее лицо сущего, которое застывает у нас на глазах в процессе очевидной и в то же время иллюзорной материализации. Мы ничего не знаем о живой сущности вещей, поэтому все наши понятия недостаточны.
 
Если бы мы были мудрее и обладали более глубокими познаниями, мы бы подходили к Реальности намного осторожнее и тоньше. Мир -- это круговорот, вечный танец, в котором кружится все сущее, не останавливаясь ни на миг, ибо это движение и есть сама жизнь. Такое представление о мире, с которым в принципе согласна даже самая передовая современная наука, сложилось еще в доисторические времена -- об этом говорит тот факт, что люди издревле поклоняются свастике. Свастикой называется крест, все концы которого загнуты в одну сторону под прямым углом или в виде крюков.
 
Эта эмблема, которую в наши дни(74) присвоили себе пангерманисты, присутствует на многих известных памятниках и предметах, сохранившихся с древних времен. Она символизирует вращение небесного свода, которое в глазах наших отдаленных предков оказывало непосредственное влияние на все земное, наделяя жизнью существа и приводя в движение предметы. Из этого движения проистекала сама жизнь, природу которой в древнем мире считали божественной.
Именно эти древние как мир идеи хотели передать нам создатели Таро, изобразив богиню жизни бегущей внутри венка из зеленой листвы, словно белка в колесе. В этом прекрасном божестве мы снова узнаем обнаженную девушку с Аркана XVII, которая на этот раз стыдливо прикрывает свое тело легкой тканью красного цвета, цвета активности. Ни на секунду не прерывая свой бег, эта не знающая устали Аталанта вечно замкнута внутри головокружительного вращения, которое сама же и поддерживает. Ее поза напоминает -- правда, менее отчетливо, чем поза Императора (Аркан IV), -- знак Серы : голова и руки составляют треугольник, а левая нога, поднятая позади правой, завершает крест. Итак, подвижное и несущее жизнь божество с Аркана Мир можно уподобить Центральному Огню, который неподвижен, но в то же время ни на секунду не утихает. Плутон (Аркан IV) мог бы быть ее отцом, несмотря на то, что в ее облике нет ничего адского или мрачного. Это телесная Душа Вселенной, весталка, поддерживающая огонь, который горит в каждом живом существе – вот, кстати, для чего нужны две палочки, которые эта обнаженная девушка держит в левой руке. Каждая палочка оканчивается шаром: одна красным, другая -- синим. С помощью первой палочки богиня собирает огненные энергии и соединяет их с жизненным огнем, который непременно угас бы, если бы его не оживляло постоянное движение воздуха, притягиваемого синим шаром. Накопленные энергии проходят через ее правую руку в красный шарф, который она придерживает у бедра.
 
В итальянском Таро(75) девушка на этом Аркане держит в каждой руке по палочке, точно такой же, как у Фокусника (I).(76) По мнению Элифаса Леви, это указывает на магнетическое действие, чередующееся с поляризацией, тогда как две палочки в одной руке говорят о том, что противодействие и передача совершаются одновременно.63
 

Девушка с магическими палочками символизирует то, что в геомантии* называется Большой Удачей, и потому обещает нечто гораздо большее, чем незначительные и эфемерные успехи Малой Удачи, которой соответствует Аркан X. Колесо здесь -- уже не круговорот индивидуальной жизни, которым управляет Сфинкс; оно совпадает с орбитой Мира, за пределами которого проявляется взаимодействие элементарных притяжений. Эти силы представлены каббалистическим кватернером, синтезом которого является Сфинкс.
 
Жизненный круговорот, охватывающий все сущее, представлен на Аркане XXI в виде овальной гирлянды, которая состоит из трех рядов зеленых листьев, соединенных вверху и внизу скрещенными золотыми лентами.  Итальянцы украшают этот венок четырьмя розами, расположенными в форме креста.(77)
 
 Эти цветы вносят в жизнь красоту и духовность, поскольку через них (4 х 5 = 20)(78) проявляется возрождающий Дух (Аркан XX). Их восхитительный аромат очаровывает души и раздувает в них благородный пыл, в то же время отвращая их от насилия и жестокости. Роза подходит в качестве символа тем рыцарям, которые посвящают всю свою силу и неукротимую отвагу служению идеалу чистой любви.
 
В Аркане XXI представлен священный космогонический кватернер религиозной традиции. У быка Святого Луки, символизирующего весеннюю Землю, черное туловище, но красные рога – указание на огненные энергии, содержащиеся в на первый взгляд пассивной материи. Рядом с этим грузным и терпеливым домашним животным, на котором пашут землю, изображен неистовый лев Святого Марка, в чьей гриве сочетаются желтый и ярко-красный цвета ненасытного Огня, символом которого выступает этот хищник. С зодиакальным созвездием Льва связаны самые жаркие дни лета, зной, который иссушает комнатные растения, но необходим для созревания злаков. По диагонали от земного Быка готовится расправить крылья Орел Святого Иоанна. Наружная сторона его крыльев, клюв и когти покрыты золотом, тогда как остальное тело окрашено в синий цвет, цвет Воздуха. Между Орлом и Быком, то есть между осенью и весной, располагается Ангел Святого Матфея, которому среди знаков зодиака соответствует противоположный Льву Водолей, а в Таро -- Гений Умеренности (Аркан XIV). Ангел облачен в красное и окутан облаками, над которыми он простирает свои золотые крылья. Эти крылья возносят его в сферы чистейшей интеллектуальности, пропитывающей облагороженные пары, которые сгущаются вокруг него, ожидая возможности пролиться полезными для духа дождями.
 
Ангел и три священных животных представлены на небосводе звездами первой величины, которые соответствуют четырем сторонам света: Альдебаран (или Глаз Быка), Регул (или Сердце Льва), Альтаир (или Свет Орла), и Фомальгаут Южной Рыбы, собирающей воду, которую проливает Водолей. Эти звезды находятся на концах креста, в центре которого расположена Полярная звезда. Сохраняя неподвижность на вращающемся небесном своде, эта звезда как нельзя лучше соответствует молодой девушке Аркана XXI, а овал из зеленых листьев, внутри которого эта девушка изображена, есть не что иное, как зона эклиптики.
 

 
В колоде Таро, изданной в Париже в 1500 году,** Мир представлен в виде державы – вроде той, которую Император (Аркан IV) сжимает в своей левой руке. Концы наклоненного креста, возвышающегося над сферой, одновременно являют собой скипетры, символизирующие господство над кватернером Элементов. Двойное противопоставление сил, порождающих материю, представлено здесь не зодиакальными символами равноденствий и солнцестояний Ангел -- Лев, Орел -- Бык: Мир на этом изображении поддерживается дыханием четырех ветров Духа, как если бы он был порожден в результате столкновения этих небесных воздействий, направленных друг против друга. Над земным шаром изображена зрелая и полностью обнаженная женщина. Правой рукой она приподнимает огромную завесу, а левой придерживает ее конец. Это Истина, проявляющая себя без остатка, поднимающая завесу видимостей, чтобы раскрыть тайную сущность вещей. Проникнуть в эту тайну значит обрести абсолютное знание, а следовательно, и неограниченную власть. Это идеал каждого адепта.
 
Мудрец отличается от других людей тем, что не дает обмануть себя той ложной реальности, которая доступна органам чувств. Его духовному взору все открывается в свете духа. Мир представляется ему как чудо Единой Вещи герметистов. Осознав фундаментальное единство всего, мы возвышаемся духовно и получаем Гнозис, высшую награду за труды, посвященные поиску Истины. Это прямое знание (Гнозис) проявляется в интеллектуальном экстазе, вызванном созерцанием святилища, ключи от которого держит в руке Папесса (II). Никто не способен проникнуть в Храм, где сияет чистый свет Духа, но когда материя исчезает перед нашим ментальным восприятием, больше ничто не отделяет нас от абсолютного просветления. Как только в человека проникает Божественный Свет, его падшая природа тотчас преобразуется, он достигает просветления и таким образом вновь обретает целостность и совершенство.
 
Двадцать первая буква древнееврейского алфавита -- Шин, а не Тау, и все же Аркану с номером XXI соответствует буква Тау, ибо именно она символизирует полное и совершенное Всё, к которому логически ведут семь тернеров и три септенера Таро. В своем простейшем начертании эта буква представляет собой вертикальный + или наклонный Х крест.

Прорицательные толкования
 
Космос. Упорядоченный мир. Царство Божие. Законченный идеальный Храм. Целостность. Реинтеграция. Совершенство.
 
Интегральное знание. Высшая духовная власть. Экстаз. Апофеоз. Воздаяние. Неподкупность. Абсолютная честность.
 
Полный успех. Достижение цели. Завершение работы. Окружение. Среда, благоприятная для получения решающего результата: все или ничего. Выгода, извлеченная из коллективных действий. Недоброжелательно настроенный государственный деятель, министр, высший чиновник. Непреодолимое внешнее препятствие.



Примечания автора:
 
63. Rituel de la Haute Magie, стр. 172.

Примечания редактора русского перевода:
 
(74) То есть в 1920-е годы.
 
(75) Здесь и ниже под "итальянским Таро" автор подразумевает колоды марсельского типа, печатавшиеся в южной Франции, Швейцарии и северной Италии. Термин "Марсельское Таро" впервые ввел Папюс в 1889, а сделал общепринятым Поль Марто, издавший в 1949 одноименную книгу, а еще ранее, в 1930, -- колоду под названием "Древнее Марсельское Таро". До этого "Марсельское Таро" (оформившееся во Франции, но печатавшееся, как уже сказано, отнюдь не только в Марселе) даже сами французы называли "итальянским" -- только потому, что в нем сохранились традиционные итальянские знаки мастей (в противоположность французским пикам, трефам и т. д.).
 
(76) Эта деталь не является характерной для всех колод Марсельского Таро; во многих случаях палочка лишь одна.
 
(77) См. прим. (75). Эта деталь также наблюдается далеко не во всех сохранившихся колодах.
 
(78) Четыре розы, у каждой по пять лепестков.
 

 

 
 

ТАРО МАГОВ | HOME