Этот вопрос разрешается сам собой, если карты Таро разложить в форме колеса, как подсказывает нам слово ROTA,1 которое Гийом Постель вывел из слова TARO. В этом случае Дурак оказывается между началом и концом, где он символизирует иррациональную и непостижимую Бесконечность, из которой мы вышли и куда нам предопределено вернуться.
Расположение в форме колеса очень важно, поскольку образующийся круг
естественным образом делится на две половины, в каждой из которых по одиннадцать
карт. Для установления взаимосвязей между ними имеет смысл расположить
их в два ряда, как показано ниже:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
0 | 21 | 20 | 19 | 18 | 17 | 16 | 15 | 14 | 13 | 12 |
Сравнивая попарно карты из этих двух рядов, нельзя не заметить определенного контраста, в особенности между Арканами 1 и 0, 7 и 16, 10 и 13, 11 и 12.12
Действительно, совершенно очевидно, что Фокусник (1) являет собой разумного и находчивого человека, который точно знает, что он делает, тогда как Дурак (0) безрассуден и слепо шагает, сам не ведая куда.
Колесница (7) с триумфатором возвышается над Домом Божьим (16), с которого падают два человека; так вознесение к успеху связывается в Таро с катастрофическим падением, словно напоминая нам о Тарпейской скале, соседствующей с Капитолийским холмом.
Колесо Фортуны (10) обещает неожиданную удачу, в противоположность Смерти (13), которая символизирует неотвратимую угрозу рока.
Сила (11) противопоставляет созидательную мощь бессилию Повешенного (12), руки которого связаны.
Контраст, хотя и менее заметный, существует и между остальными Арканами,
поэтому можно сделать вывод, что каждая половина Таро должна иметь некое
общее значение, противоположное значению другой половины.
В Посвящении различаются два пути:
Для того, чтобы развить сознательную деятельность (дорический путь), следует начинать с приобретения знаний, которые связаны с Арканами 1, 2, 3, 4 и 5. Когда обучение завершится, посвящаемого ждет моральное испытание, представленное Арканом 6. Если он успешно пройдет это испытание, ему будет позволено перейти к практической деятельности, направление которой намечено Арканами 7, 8, 9, 10 и 11.
В сфере пассивности (ионический путь) мистическая отрешенность немедленно проявляется в поступках, которые символически представлены в Арканах 12, 13, 14, 15 и 16; затем при помощи внешних влияний, на которые указывает Аркан 17, постепенно достигается просветление, стадии которого отражены в Арканах 18, 19, 20, 21 и 0.
Мы не будем подробно рассматривать свойства двух главных путей Посвящения, поскольку внимание читателя следует в первую очередь сосредоточить на четырех группах по пять Арканов, которые предоставляют ключ к расшифровке всего Таро. Эти группы исключительно важны в силу своей взаимной согласованности, поскольку равнозначные Арканы в них указывают на значение друг друга. Таким образом, если расшифрована первая группа, то по аналогии и с помощью правильной подстановки легко проясняется значение всех остальных, как мы продемонстрируем ниже.
Эта группа Арканов включает в себя двух мужчин и двух женщин, исполняющих мирские или религиозные функции.
Половые различия могут касаться только индуктивного или дедуктивного
знания: индуктивное соответствует женскому духу, тогда как мужской интеллект
превосходен в дедукции. С другой стороны, эти функции наводят на мысль
о древнем разделении наук на священнические, метафизические или
абстрактные, и королевские, физические или конкретные. Это приводит
нас к следующим толкованиям:
Императрица (3): Индуктивная королевская наука; Физика; Наблюдение за конкретной природой.
Император (4): Дедуктивная королевская наука; Математика и другие точные науки, применимые к конкретному.
Папа (5): Дедуктивное священническое знание; религиозная Философия, Онтология, Каббала, Эзотеризм.
Аркан 6 (Влюбленный) знаменует переход от теории к практике, от подготовительной учебы к применению знаний. Поскольку он связывает Арканы 5 и 7, Колесница (7) указывает на применение на практике знаний и моральных качеств полностью обученного посвященного, которого символизирует Папа (5). Аналогичная связь существует между Арканами 8 и 4, 9 и 3 , 10 и 2, 11 и 1. В каждом случае Аркан второй группы применяет на практике то, что равнозначный Аркан первой группы содержит только в потенции или в теории. Пассивный ряд Таро представляет собой, так сказать, перевернутое отображение активного. Таким образом, взаимосвязь между всеми 22 Арканами можно представить в виде следующей схемы:
Трансцендентное и абстрактное учение, провозглашаемое Папой (3) с его незыблемого престола, применяет на практике торжествующий хозяин Колесницы (7), который путешествует по миру на подвижном троне. Этот разумный посланник повсюду приспосабливает идеальное к практическим нуждам. Он борется с жестокой действительностью и преобразует ее, согласовывая противоположности: дух и материю, эгоизм и альтруизм. Он -- судья, миротворец, мудрец, который правит благодаря своим знаниям и моральному авторитету.
Математическая точность (Император, 4) в сфере морали превращается в Справедливость (8), поскольку ћсправедливость -- это не что иное, как математика в действии, на практике», как верно заметил фурьерист Берто-Гра, цитируемый Лакюриа.* 4 Дедуктивная королевская наука показывает нам, как привнести в мир порядок; она расставляет все по своим местам и тем самым обеспечивает стабильность, равновесие и правильное функционирование. Поэтому Аркан 8 мы можем связать с мудростью, которая сохраняет, заведует и управляет.
Индуктивную мирскую науку (Императрица, 3) развивает Отшельник (9), символизирующий ученого, который постепенно и очень осторожно проясняет тайны природы.
Колесо Фортуны (10) обещает успех в практических делах человеку, который использует свою интуицию (Папесса, 2). Для того, чтобы извлечь пользу из превратностей судьбы, нужно уметь предвидеть.
Сила (11) принадлежит Фокуснику (1), который полностью
осуществил свой план.
Для того, чтобы понять значения Арканов 0, 21, 20, 19 и 18, достаточно ћперевернуть» значения первых пяти Арканов.
Дурак (0), в противоположность Фокуснику (1), являет собой пустого человека, "Я" которого, будучи лишенным контроля и всякой личной инициативы, подчиняется абсолютно всем внешним влияниям.
Мир (21) представляет Великое Всё, которое воздействует на чувствительного человека и вводит его в экстаз. Экстатические способности являются в пассивной сфере тем же, чем в активной сфере является интуиция (Папесса, 2).
Суд (20) противопоставляет непосредственную и стихийную природу вдохновения исследовательскому усердию и терпеливости Императрицы (3), олицетворения индуктивных королевских Наук.
Солнце (19) является источником того духовного света, который вдохновляет художника и поэта. Озарение гения противопоставлено математической точности (Император, 4), тем не менее искусство, осознанно или нет, подчиняется строгим правилам, то есть, в конечном счете, закону чисел.
В активном ряду интеллектуальный синтез сугубо рационален (Папа,
5); в пассивном же он основывается на воображении. Луна (18) излучает
неясный свет, который зачастую вводит в заблуждение, подобно миражам воображения.
Звезды (17) связаны с судьбой. Они определяют участь пассивного человека, которому не нужно выбирать свой путь самостоятельно, в отличие от дорического посвященного, который представлен Влюбленным (6) и, подобно юному Геркулесу, призван выбирать между Пороком и Добродетелью.
Возбужденное воображение (Луна, 18) вызывает к жизни сумасбродные прожекты, осуществление которых может привести только к краху, представленному Домом Божьим (16). Аркан 16 указывает на все химерические предприятия, ведущие к прямой противоположности триумфа (Колесница, 7).
Тот, кто наделен даром художника (Солнце, 19), способен заниматься оккультными искусствами. Своими заклинаниями он воздействует на душу мира, магический агент, символом которого выступает Дьявол (15). Этот Аркан противопоставляет беспокойство и высвобождение иррациональных инстинктов обычному спокойствию и логике Справедливости (8).
Вдохновленный человек (Суд, 20) восприимчив не только интеллектуально. Работая над чем-либо, он привлекает к себе универсальный жизненный флюид, который он потом может передавать другим. Именно этот флюид Умеренность (14) переливает из одного сосуда в другой. Купание в океане этого флюида противопоставлено аскетизму и полному уединению Отшельник (9).
С экстазом (Мир, 21) связана способность восстанавливать, дающая новую жизнь тому, что скошено Смертью (13). Антагонизм Арканов 10 и 13 очевиден с первого взгляда; они символизируют соответственно добрую удачу и ужасный рок.
Повешенный (12) представляет человека, который жертвует собой
ради других. Здесь пассивность Дурака (0) приобретает утонченный
характер. Она способствует осуществлению Великого Делания, завершение которого
знаменует конец пути мистического, тогда как путь естественный, или позитивный,
оканчивается, как мы уже видели, в Силе (11).
Примечания редактора русского
перевода:
1. Rota (лат.)
-- "колесо".
2. См. 3Цар.7:21,
2Пар.3:17.
3. В старой русской
оккультной литературе было принято сохранять французские названия нумерологических
конфигураций. Бинер -- это двойка, тернер -- тройка, кватернер
-- четверка, квинер -- пятерка, септенер -- семерка. В настоящем
переводе мы следуем этой традиции.
4. Поль Лакюриа
(1806 -- 1890) -- христианский герметист, ученик Фабра д’Оливе.
5. То есть в каждом
тернере сокращенные величины далее сокращаются до единицы, например: 1
+ 6 + 3 = 10 = 1.