Элберт Бенджамин (К. К. Заин) 
Ключ 
первая статья из цикла 
"Астрологическое значение каждой карты Египетского Таро"
American Astrology Magazine, январь 1937 
 
Перевод с англ. Иллюстрации, кроме ключа, добавлены мной. 
Цикл статей "Астрологическое значение..."
является как бы авторским комментарием к книге "Священное Таро"
По мере сил я постараюсь перевести и опубликовать здесь остальные статьи.
 
Существует множество способов передачи информации от одного разума к другому, но, поскольку сами объекты физически не проникают в сознание, в каждом из этих способов невозможно обойтись без символов. Поэтому мудрецы, которые еще в доисторические времена старательно искали взаимосвязи между душой человека и мерцающими звездами и убедились в том, что знаки и планеты оказывают влияние на земные вещи, также вынуждены были  прибегнуть к символам для передачи этой информации другим людям. 

Однако даже за короткий период времени в несколько сотен лет очертания букв, используемых в английском языке, изменились настолько, что большинству из нас чтение Чосера в прижизненном издании показалось бы делом весьма затруднительным. До обнаружения в 1799 г. Розеттского камня с параллельными греческими, древнеегипетскими демотическими и иероглифическими надписями то, что египтяне столь старательно  вырезали иероглифами на камне, почти 2000 лет было утерянным для человечества. 

Но человек образно излагал свои мысли еще задолго до времен Древнего Египта с его сложной системой иероглифов. С отступлением Ледника пещерные люди начали рисовать на стенах своих жилищ зубров, этих европейских бизонов, а в священных тайниках в глубине их пещер мы находим фигурки различных диких животных, пронзенные стрелами. 

Любое такое изображение пронзенного копьем бизона или дикого кабана с ножом в боку рассказывает нам некую историю. А в свете нашего современного знания первобытных обычаев они также указывают на существование шаманов и колдунов, руководивших ритуалами, в которых имитировалась будущая охота на дичь. Это делалось для того, чтобы на следующий день, благодаря тому, что наши друзья из "Нового Мышления" назвали бы демонстрацией, зверя  было легче выследить, догнать и убить без вреда для охотников. 

Однажды в эволюции человечества наступило время, когда египтяне, народ майя на территории нынешней Гватемалы, китайцы и жители Месопотамии разработали свои разновидности иероглифического письма. Но до изобретения таких условных знаков люди фиксировали свои идеи посредством символических пиктограмм. 

Все семь основных колоний Атлантиды -- Перу, Мексика, Крит, Китай, Месопотамия, Индия и Египет -- с самого их основания характеризуются довольно высоким уровнем культурного развития и заслуживают называться цивилизованными. Каждую из них от соседствующих диких народов отличало наличие не только более или менее условной формы письменности, но и искусства, медицины, сельского хозяйства, астрономии и свода законов. Но, по крайней мере там, где дело касалось астрологии и духовных идей, вышеупомянутые ранние формы письма условными знаками дополнялись еще более старинной формой, знаки которой, вероятно, были заимствованы из древней Атлантиды. 

Эту старинную форму письма использовали, например, американские индейцы до тех пор, пока их не заставили посещать наши современные школы и выучить английский язык. Для изображения удачной охоты они рисовали или высекали на скале барана или другую дичь. Это были простые пиктограммы. До определенной черты они были эффективны, но с их помощью нельзя было передать философские идеи или мнения. Для этой цели необходимо было нарисовать нечто такое, что бы наводило по общеизвестной ассоциации на мысль, подразумевавшуюся автором изображения. 

В нашей пустынной местности индеец, желая указать место расположения источника воды, просто прочертил бы на камне линию в нужном направлении. У него не было необходимости рисовать воду или источник, поскольку в подобной местности каждая индейская тропа заканчивается у источника воды. Место окончания линии стало символом источника воды. Проводя такую линию, индеец использовал символическое пиктографическое письмо для указания соплеменникам места, где они могли утолить в пустыне свою жажду. Такое рисуночное письмо встречается во всем засушливом западном регионе от Канады до Мексики. 

Вернемся ближе к современности. Говоря "Перо сильнее меча", мы передаем идею превосходства изложенной на бумаге мысли над оружием. Символическая пиктограмма, выражающая эту же идею, изображала бы чернильную ручку над сломанным мечом. И для людей, знакомых с обычным применением меча и ручки, из такого рисунка сразу же было бы очевидно превосходство письменного слова. 

Для того чтобы смысл подобных пиктограмм был понятен не одно столетие и заметно не изменял своего значения (как обстоит дело с более условными формами письма), их начертание, основываясь на общеизвестных ассоциациях, должно легко передавать подразумеваемую мысль. Так, воздушный шар, изображенный среди созвездий, не имел бы для древних народов никакого смысла, поскольку они ничего не знали о воздухоплавании. Американские индейцы не могли полностью постичь смысл Стрельца, Центавра, Малого коня и Пегаса до прибытия испанцев, познакомивших их с лошадьми. Для полного понимания того, что хотели передать люди, разместившие эти образы на небе, необходимо знать об использовании лошади для езды на ней. Только тогда можно уловить намек на скорость и несущую силу мысли. 

Но зато индейцам хорошо была понятна стрельцовская стрела.  Во время древней церемонии племени хопи -- Призывания Солнца в период зимнего солнцестояния, когда светило переходит из Стрельца в земной знак Козерога, -- человек, изображающий Громовую Птицу (до появления в наших краях Бледнолицых он играл роль Санта Клауса), мечет стрелы в небольшую горку земли (символизирующую знак Козерога). Итак, стрелы благодаря большей распространенности связанных с ними ассоциаций являются более универсальными символами, чем лошади. 

Тем не менее, если бы индейцу или другому человеку первобытной культуры была показана символическая пиктограмма, представляющая созвездие Пегаса на небе, то они бы прекрасно поняли одну часть передаваемой ею концепции. Из наблюдения за полетом птиц им известно, что крылья поднимают их владельцев в воздух. Кроме того, им знакома идея высшего, духовного мира, Страны Счастливой Охоты --  места, куда они отправляются во сне и откуда приносят воспоминания, называемые нами сновидениями. Таким образом, в целом они смогли бы постичь идею контакта с внутренними планами, которая побуждала древних греков говорить, что для привлечения Музы поэт сперва должен испить из источника, рожденного от удара копыта Пегаса. 

Здесь я хочу подчеркнуть следующее: основные принципы астрологии дошли до нас из столь далекого прошлого, что те, кто передал эту информацию, либо не владели письмом условными знаками, либо та его форма, которую они применяли, затерялась в вихре неумолимых перемен с течением времени. Поэтому то ли ввиду отсутствия иной формы письма, то ли в связи с пониманием большей долговечности таких обозначений, они изложили свои идеи, предназначенные нам, тем языком, которым до сих пор пользуются народы первобытных культур: языком символических пиктограмм в роли письменности  и мифов и легенд в роли устной речи. 

Даже с появлением современных форм письма для передачи своих духовных концепций люди нередко прибегают к более древним вариантам языка. В католицизме до сих пор применяется латынь -- язык, вышедший из общего употребления; египтяне еще долго применяли в своих религиозных письменах иероглифы после того, как для иных целей было принято использовать более простые формы. 

Разумное изучение мыслей и учений древних заставляет нас отказаться от высокомерия собственного умственного превосходства, основывающегося только на том факте, что мы используем иной метод получения информации и иной язык для ее представления другим. Но мы не должны безоговорочно принимать идеи на том только основании, что их проповедовали древние. Чтобы понять, какова доля истины и вымысла в их наследии, нам необходимо проверить статистически или, по крайней мере, с современной научной точки зрения то, чему учили древние. А чтобы знать, чему они учили и что проверять современными научными методами, мы должны изучить язык, который они неизменно применяли для изложения своих открытий. 

То есть нам необходимо перевести на простой современный язык символические пиктограммы, представляющие 48 созвездий, выделенных ими на небе, а также символические пиктограммы, составляющие дополнительный комментарий к учению о 48 созвездиях и о влиянии планет на родившихся под различными знаками людей и их мысли, который древние записали на картах Таро. 

Кроме того, нельзя пренебрегать и тем, что было зафиксировано в устном предании. Мифы, легенды и песни различных народов мира нередко весьма интересны как истории. Но при всей своей занимательности (необходимой им для обеспечения их увековечивания) они, во многом подобно наскальным рисункам, передают идеи более серьезного характера. 

Рисунки и истории могут быть привлекательны по форме. Но первобытные народы выводили изображения на небе или на камнях и сохраняли истории исключительно для того, чтобы с помощью пиктограмм или универсального символизма дать выражение важным мыслям, которые они хотели передать другим. 

Поскольку каждая карта Таро создавалась как изображение значения того или иного астрологического принципа, будь то знак, декан или планета, интересно было бы знать, где зародилась Звездная Мудрость, отраженная в них. Нам известно, что в формах, являющихся лишь модификациями одного оригинала, она издревле была присуща семи упоминавшимся древним центрам цивилизации. А опыт свидетельствует о том, что любая биологическая форма или отчетливо выраженная человеческая культура, встречающиеся по всему миру, должны иметь один очаг происхождения. Отсюда следует вывод, что символические пиктограммы как созвездий, так и карт Таро, а также важнейшие мифы и легенды, распространились в различные уголки Земли из Атлантиды, когда этот злосчастный континент еще не затонул. 

Ценность и верность запечатленных в созвездиях и на картах Таро идей древних мудрецов никогда нельзя считать не требующими доказательств. Их необходимо подвергать строжайшим испытаниям. Но ввиду того, что очень многие из дошедших до нас астрологических заповедей выдержали жесткое испытание практикой и признаны современными астрологами разумными, другие идеи древних также заслуживают тщательного изучения. В конце концов, они были специалистами не в механике, как современные люди, и даже не в литературе и искусстве, как древние греки, а в определении взаимосвязей между душой и звездами, между знаками и планами и земными объектами. На протяжении тысяч поколений особо одаренные люди в различных уголках земли посвящали всю свою жизнь таким исследованиям. 

Халдеи, например, в серии табличек "Ану Энлиль"1 более тысячи лет без перерыва регистрировали небесные конфигурации и сопутствовавшие земные события, пытаясь связать эти факторы. 

Именно у халдеев мы и позаимствовали изображения созвездий. На современных небесных картах отмечено гораздо более 48 созвездий, поскольку по мере развития современной астрономии у королей и знаменитостей возникало желание оставить о себе память на небе, а астрономы, материально зависевшие от их покровительства, рады были услужить. Однако посетившие Халдею древние греки вернулись домой с картами небесной сферы, на которых было лишь 48 созвездий, и каждое из них языком символической пиктограммы описывало один из 12 знаков или 36 деканов, на которые халдеи делили свой зодиак. 

Для более подробного изложения астрологических принципов и неразрывно связанной с ними духовной науки древним пришлось создать таблички с дополнительными описаниями, также в виде символических пиктограмм. Иначе говоря, обрисовав светлыми небесными звездами более общие принципы постигнутых ими истин, они стали искать средство для передачи последующим поколениям уже большего массива знаний -- и нашли его в картинах Таро. 

Для пояснения сказанного давайте кратко рассмотрим, например, символы, использующиеся для обозначения Марса, и изображение созвездия Девы. 
Дошедший до нас символ Марса демонстрирует либо крест земли2, либо копье агрессии над кругом духа. Это вполне отчетливо указывает на преобладание воинственного духа или же страстей и грубых влечений над тонкой природой человека в период господствующего влияния Марса, но не передает почти столь же важную информацию, подтвержденную сейчас статистически: Марс ответственен за большее число несчастных случаев, чем какая-либо иная планета. Зато данный факт ясно отображает соответствующая Марсу картина Таро, Аркан XVI: в вершину пирамиды ударяет молния, разбивает ее и низвергает на землю двух человек. 

Созвездие Девы, представляющее одноименный знак, изображает женщина с пальмовой ветвью в одной руке и колосьями пшеницы в другой. Это указание на выращивание и сбор урожая, а также на Дерево Добра и Зла, которое росло в Саду Едемском и привлекло Еву. А знание библейской истории о том, что, поддавшись искушению Евы, человек оказался обреченным жить в поте лица своего, позволяет связать данный знак с домом труда, которым он управляет в натуральном гороскопе. Вот что изображает данное созвездие. Теперь давайте посмотрим на соответствующую Деве карту Таро, Аркан II. На ней изображена женщина с трехъярусной короной на голове, сидящая подле храма Исиды; у нее на коленях лежит раскрытая книга, которую она наполовину закрывает своей мантией, а на груди виден символ Меркурия. Тем самым подчеркивается, что Дева -- ментальный знак, что объективное сознание постигает только внешнюю сторону истины, что мышление определяет место, которое занимает человек на каждом из трех планов бытия. Эта карта дает и много информации о том, как собрать ценный ментальный урожай. 
 

 

Последующие поколения не только нанесли на карту неба новые созвездия, чтобы почтить своих царей и вельмож, но и внесли изменения в картины Таро соответственно своим религиозным идеям и образу жизни. Обратите внимание на то, что в одной из лучших английских колод3 всадник мечей -- крестоносец в доспехах, мчащийся в чужие владения в слишком хорошо нам знакомом стремлении просвещать с помощью меча. Этот рисунок мгновенно заставляет подумать о завоевании обширной империи и насильственном распространении христианской веры среди покоренных невежественных язычников.  

Приведу еще один пример. Евреи издавна считали себя избранным народом, а их Иегова всегда был Богом, любящим лесть, Богом, которого можно уговорить даровать незаслуженное вознаграждение тем, кто добился Его благосклонности. Христианство унаследовало эту же идею. Поэтому во многих христианских колодах мы находим Справедливость (Правосудие) с глазами не завязанными, но широко открытыми для подкупа и предвзятых мнений. 

 
Как и в случае с созвездиями, если мы хотим знать, что древние посвященные намеревались передать посредством Таро, нам необходимо вернуться назад к тому времени, когда астрология была в почете. И, к счастью, если древние греки в точности сберегли халдейские созвездия, то еще один грек -- Ямвлих, неоплатонист четвертого столетия, -- сохранил для нас документ под названием "Египетское посвящение" с точным описанием каждой из древнеегипетских картин Таро.4 

Эти изображения украшали стены одного зала для посвящений в Древнем Египте, и рисунки на картах Египетского Таро Братства Света во всех деталях соответствуют ямвлиховским описаниям. Итак, символические пиктограммы колоды Египетского Таро точно отражают Звездную Мудрость в понимании древнеегипетских посвященных. А они, как и халдеи, были прекрасно знакомы с астрологией. 

ЗНАКИ И ПЛАНЕТЫ. В астрологии первостепенное значение имеют влияния 10 планет и 12 зодиакальных знаков. Поэтому для описания этих влияний создатели Таро нарисовали 22 сложные символические пиктограммы: по одной для объяснения каждой из планет и каждого из знаков. Они составляют 22 Больших, то есть более важных, Аркана. "Аркан" означает "тайна", и карты Таро называются Арканами потому, что они объясняют астрологические влияния, без знания которых причина большинства условий и событий в жизни остается тайной. 

ДЕКАНЫ. Знаки зодиака разделены на три сектора по 10 градусов в каждом. Эти секторы называются деканами и оказывают свое собственное отчетливое влияние. Поскольку существует 12 знаков, всего имеется 36 деканов. Для описания их влияния, не столь важного, как влияние планет и знаков, древние составили 36 менее сложных символических пиктограмм, известных как Малые Арканы Таро. 

ТРИПЛИЦИТЕТЫ. Существует четыре триплицитета, в каждый из которых входит по 9 деканов зодиака. В Малых Арканах, отражающих их влияние, на триплицитет, к которому относится декан, указывает масть. Но древние посчитали астрологические принципы огня, воды, воздуха и земли настолько существенными, что для их описания в каждой из четырех мастей ввели Малый Аркан No 10. Поэтому даже в современных игральных картах, которые произошли от Таро, имеется 40 Малых Арканов.5 

АСПЕКТЫ. Астрологические аспекты делятся на гармоничные и диссонансные. В отличие от игральных карт, у карт Таро есть верх и низ.6 Когда карта расположена верхней частью вверх, это указывает на благоприятное влияние, как если бы данный астрологический фактор находился в гармоничном аспекте; если же карта перевернута, это означает, что влияние данного астрологического фактора следует рассматривать как бы  в диссонансном аспекте. 

ДОМА. Астрологические дома, указывающие в гороскопе рождения на затрагиваемые влияниями сферы жизни, не имеют специальных символов в Таро. Их определяет Расклад, то есть то, каким образом располагаются карты при прорицании. 

ЛЮДИ. Для тех, кто создавал Таро, так же, как и для астрологов наших дней, самым важным было то, что происходит с людьми, и как астрологические силы влияют на их характер и жизнь. Объяснению характера и возможного рода деятельности людей, родившихся под различными знаками зодиака, они посвятили по одной карте. На некоторых картах изображены мужчины, на других -- женщины. Перевернутая карта с изображением женщины обозначает мужчину, а перевернутая карта с изображением мужчины -- женщину. Эти карты составляют 12 Фигурных Арканов, соответствующих "картинкам" в обычной игральной колоде. 

МЫСЛИ. Но астрологические энергии влияют и на мысли людей. И Мудрецы Востока придавали огромное значение стимулируемому таким образом типу мышления. Поэтому они объяснили влияние каждого из четырех типов мыслей -- о делах и чести; о привязанностях и доме; о деньгах и здоровье; о войне и соперничестве -- отдельной картой. Поскольку на них изображены люди на лошадях, эти четыре карты также относятся к Фигурным Арканам. Таким образом, в дополнение к 12 "картинкам" обычной карточной колоды в Таро есть еще четыре всадника, а всего 16 Фигурных Арканов. 

Полная колода, в которой каждая карта Египетского Таро на языке символических пиктограмм объясняет какую-то важную астрологическую информацию, состоит из 22 Больших Арканов, 40 Малых Арканов и 16 Фигурных Арканов. Всего, следовательно, имеется 78 таких пояснительных картин. 

 
"Священное Таро" | "Духовная астрология" | К. К. Заин | Главная страница Таро | HOME