Реинкарнация: факты и вымыслы.
Часть 1

Последние сорок пять лет над Западом дует сладкий метафизический ветер с Востока, насыщенный ароматом изысканных цветов индийской мудрости. На наш мир он оказывает благотворное влияние -- уже тем, что хоть немного согревает холодное дыхание надвигающегося ледника материализма.

Духовно развитые жители Запада быстро поняли, какую пользу несет этот восточный ветер, и широко открыли ему окна своих душ, зачастую поглощая без разбора всё, что  он приносил на своих крыльях. К сожалению, не все цветы восточной мысли полезны для человечества: есть среди них и ядовитые, приторный аромат которых незаметно, исподволь отравляет и истощает душу. В этой главе мы поговорим именно о таких цветах Востока. Они побуждают человека интересоваться духовными вопросами, стремиться к возвышенным идеалам и благородным целям, но при этом затуманивают просторы духовного видения и путают мысли. Они вызывают оцепенение духовных чувств, отрицая их существование, и погружают ум в состояние мертвой апатии, в котором вместо самостоятельного приобретения знаний он слепо доверяет чужому мнению.

Коварное учение о человеческой реинкарнации и карме настолько глубоко одурманило умы западных оккультистов, что вряд ли можно найти хоть одну книгу, посвященную оккультным предметам, где на первых же страницах не упоминается эта доктрина, истинность которой считается само собой разумеющейся. Понятия реинкарнации и кармы постоянно встречаются во всех оккультных журналах; без их упоминания не обходится почти ни одно объяснение психических феноменов. Полки публичных библиотек гнутся под тяжестью фолиантов, доказывающих истинность этого учения, но почему-то практически не найти книг, в которых оно подвергалось бы серьезному анализу или критике. В самом начале изучения оккультной науки ученику внушают, что без абсолютного признания истинности догмы о человеческой реинкарнации нельзя успешно овладеть оккультными знаниями. Эта доктрина пустила такие глубокие корни в западной эзотерике, что любого человека, посмевшего ей возразить, тотчас же клеймят, дискредитируют и превращают в объект всеобщего неодобрения и подозрения.

С моей точки зрения, крайне опасно, когда люди позволяют новым идеям, религиозным или политическим, безраздельно властвовать над  умами и боятся услышать какую бы то ни было критику в их адрес. Это предвещает наступление эпохи ментального рабства. Религиозные и политические автократы всегда использовали проверенный метод запрета на объективные исследования и критику, но это никогда не могло помешать ментальному и духовному прогрессу. Заблуждение всегда скрывалось и защищалось стеной предубеждения и нетерпимости, но истина достаточно сильна, чтобы выстоять в этой ментальной борьбе.

Во избежание дальнейших недоразумений сразу оговорюсь, что среди весьма уважаемых мною персон есть безоговорочно верящие в человеческую реинкарнацию. Другие, не менее уважаемые мною люди, придерживаются догм различных ортодоксальных сект. Это не мешает им оставаться интеллектуалами, которые разумно применяют оккультные силы и прекрасно понимают оккультные истины, если те не противоречат их религиозным предрассудкам. Это высоконравственные люди с высокими идеалами, движимые самыми лучшими побуждениями.

Скажу больше: среди христианских мистиков, истово верующих в заместительное искупление (то есть искупление чужих грехов), и восточных мистиков, верующих в реинкарнацию, несомненно, есть люди несравненной доброты и благородства. Я вовсе не хочу обидеть тех, кто придерживается иных, чем я, взглядов, или косвенно обвинить их в недостатке ума. Однако я считаю своим долгом воспользоваться тем, без чего невозможна свобода мысли, а именно правом на искреннее несогласие между учеными.

Кто-то хорошо сказал, что очистить истину от ошибки гораздо легче, чем от заблуждения. Науке и философии нетрудно опровергнуть ложные представления, когда есть что-то реальное, за что можно ухватиться. Но разум не может ухватиться за туманную химеру. Если бы принципы реинкарнации человека были четко сформулированы, их можно было бы испытать на прочность. Но никаких конкретных формулировок нет, потому что у разных школ нет единого мнения ни по поводу реинкаранции как таковой, ни по поводу ее важнейших законов.

Как считает м-р Синнетт, который первым опубликовал конкретные цифры обязательных для человека реинкарнаций, их может быть от 686 до чуть менее 800. В одной авторитетной американской школе утверждают, что необходимо пережить лишь две или три инкарнации, а в других школах, признающих реинкарнацию, называют другие цифры.

Что касается времени, которое проходит между двумя последующими реинкарнациями, то, как указывается в "Эзотерическом буддизме" Синнетта, повторное рождение ранее, чем через 1500 лет, почти невероятно. Но одна известная школа во Франции, учение которой получило широкое распространение в Америке, допускает, что не так уж редко человек реинкарнирует в потомстве своего ребенка и становится собственным дедом. Различные учения колеблются между этими крайностями, но на сегодняшний день в Америке чаще всего полагают, что между двумя последующими воплощениями в человеческой форме проходит около пятисот лет.

Нет единого мнения и по поводу влияния кармы. Некоторые лидеры старой эзотерической школы считают, что зло, совершенное в одной жизни, как правило, возвращается только в общем виде в одной из будущих жизней,  а многие учителя современных школ говорят о конкретном следствии добра или зла: убийца, к примеру, будет убит в другой жизни своей бывшей жертвой, и т. д.

Сама по себе такая неопределенность с легкостью придает убедительность толкованиям, поскольку в столь широкий диапазон укладываются почти любые возможности. Но болезненное воображение полупросветленных мистиков, выдающих себя за учителей и имеющих возможность печататься, вплело в ткань этих доктрин такие фантастические иллюзии, которые не пришли бы в голову даже эрудированнейшей основоположнице теософии Е. П. Блаватской, благодаря которой Запад, собственно, и познакомился с идеей реинкарнации. Из-за отсутствия точной информации головы студентов забиваются расплывчатыми и неопределенными идеями. А это ведет к нигилизму и пессимизму, при которых люди невольно подпадают под влияние незримых злых сил.

Поскольку реинкарнация получила столь широкую рекламу, любой начинающий исследователь обычно убежден, что ее безоговорочно признают не только все продвинутые современные оккультисты, но и все видные реформаторы, философы и посвященные прошлого.

Из бесчисленного множества примеров приведу один, который показывает, каким образом новичку, приступающему к изучению оккультных наук, внушают, что все выдающиеся мыслители прошлого и настоящего были сторонниками доктрины человеческой реинкарнации. Обычно для этого используется категоричное утверждение, что эта доктрина излагается в Библии самим Учителем Иисусом.

Как показывает опыт сотен христианских сект, с помощью Библии можно доказать все, что угодно. Но если это учение действительно есть в Библии, то нужно быть крайне наивным, чтобы не  задуматься: почему люди, изучавшие Библию на протяжении девятнадцати веков, так и не заметили, что одним из ее фундаментальных и краеугольных учений была человеческая реинкарнация?

В доказательство упоминания о человеческой реинкарнации в Библии обычно цитируется ответ Иисуса Никодиму (Иоанн. 3: 3):
 

Но при цитировании этой фразы, которая якобы говорит в пользу доктрины человеческой реинкарнации, как правило, забывают упомянуть стихи, которые следуют за этой фразой:
  Иисус самыми простыми словами объясняет Никодиму, что он должен пережить духовное рождение. Безусловно, Он не может здесь излагать доктрину человеческой реинкарнации. И даже если Он в нее верил, то явно в данном случае не сумел справиться с миссией учителя. Но ведь сумел же Он настолько доходчиво передать смысл фраз "Возлюби Ближнего своего" и "Итак во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними", что их поняли не только самые невежественные, но и самые образованные люди. И если Он хотел им что-то сообщить о человеческой реинкарнации, то сделал это настолько плохо, что даже величайшие ученые и богословы мира за девятнадцать столетий так ничего и не поняли.

Еще одна попытка выдать простое и ясное библейское высказывание за доказательство этой вредной доктрины -- цитирование отрывка о преображении Христа (Матф. 17: 12, 13):
 

Здесь явно имеется в виду то, что Иоанн Креститель осуществлял идеи Илии; ибо Илия и Моисей являлись беседующими с Иисусом во время Его Преображения. Если бы Илия воплотился в Иоанне Крестителе, он был бы сейчас Иоанном Крестителем, а не Илией, и не явился бы как Илия. Поскольку, как повествуется в Библии, являлся именно Илия, это убедительно доказывает, что Илия сохранил свою индивидуальность, а не воплотился в Иоанне Крестителе.

Надо сказать, что самостоятельные исследования все возрастающего количества Западных Посвященных, включая автора и многих других экспертов, которые прошли специальную подготовку, необходимую для занятий подобного рода, опровергают теорию человеческой реинкарнации. За все время своего существования Братство Света никогда не поддерживало эту доктрину. Кроме того, среди независимых мыслителей, разбросанных по всему Западу, -- астрологов, парапсихологов и оккультистов, которые отказываются принимать на веру "авторитетные" утверждения, -- число приверженцев этой теории резко сокращается. Даже в Индии, на ее родине, она далеко не является всеобщим убеждением и решительно отрицается многими образованными Индусскими Посвященными.

Следует помнить, что есть огромная разница между доктриной реинкарнации и доктриной человеческой реинкарнации. Реинкарнация души во время ее эволюции через различные все более развитые формы жизни от минерала до человека стала почти универсальным принципом в оккультных школах, и упоминания о ней можно найти в религиозных и философских сочинениях всех эпох. Из-за этого и возникает неразбериха: сторонники человеческой реинкарнации превратно интерпретируют любые упоминания о реинкарнации в пользу именно теории реинкарнации человека. Но ведь это совершенно другая доктрина, категорически отвергаемая Западными Посвященными!

Человеческая реинкарнация подразумевает, что, однажды воплотившись в теле человека и обретя самосознание в человеческом состоянии, душа должна повторно возвращаться и одушевлять другие человеческие тела. Большинство древних оккультных школ, включая Братство Света, верит в реинкарнацию души, которая эволюционирует через все более развитые виды жизни, но отрицает доктрину человеческой реинкарнации.

Сочинения Е. П. Блаватской, познакомившей Америку с доктриной человеческой реинкарнации, свидетельствуют о том, что Западные Посвященные не разделяли эту доктрину. Вот личное свидетельство Блаватской: "Сначала я работала под руководством египетского отделения Африканской секции, а позже -- под руководством Индийской секции".

При написании "Разоблаченной Изиды" она работала главным образом под руководством Западных Посвященных и в разных местах оригинального издания этой работы энергично отрицает человеческую реинкарнацию. В первом томе "Разоблаченной Изиды" на странице 351 сказано:
 

Она говорит, что, когда это действительно происходит, наблюдается нарушение законов природы, и ей приходится делать очередное усилие, но
  Именно таких взглядов придерживались Западные Посвященные, и до переезда в Индию и вступления в непосредственный контакт с индийскими учителями Е. П. Б. не признавала
доктрину человеческой реинкарнации. Об этом достаточно свидетельствуют строки из "Страниц старого дневника" Г. С. Олкотта, президента-основателя Теософского Общества, который был постоянным спутником и коллегой Е. П. Б. в то время, когда она писала "Разоблаченную Изиду". М-р Олкотт пишет:
  Это произошло через семь лет после основания Теософского Общества и через шесть лет после беседы м-ра Олкотта с Махатмой в Нью-Йорке, во время которой теория человеческой реинкарнации была убедительно опровергнута. Поэтому я не сомневаюсь, что Е. П. Б. была искренней, ибо, работая под руководством Западных Посвященных, она отрицала человеческую реинкарнацию; но после переезда в Индию ее ярко выраженная медиумическая натура впитала и увлеклась этой витавшей в воздухе доктриной. Несмотря на полученное ранее образование, Блаватская подпала под магическое влияние учений, которые разделяли ее новые коллеги

Вернемся к первым впечатлениям начинающего оккультиста; он узнает, что огромная часть населения планеты верит в человеческую реинкарнацию. И, к сожалению, это правда: достаточно вспомнить эпоху Галилея, когда большинство людей, в том числе и образованных, было убеждено, что Земля плоская. Действительно, в прошлом большинство людей большей частью страшно заблуждалось. Поэтому нет никакой уверенности в том, что в настоящее время большинство населения планеты может быть тем компетентным жюри, которое способно вынести справедливый вердикт об истине.

Кроме того, вряд ли разумно доверять претензиям на знание, которые высказываются авторитетами, ибо история -- это хроника заблуждений авторитетов. Есть лишь одно разумное решение: сохранять ум открытым и непредубежденным, пока не разовьются необходимые способности для познания истины на личном опыте. При этом надо не забывать: медиумические склонности человеческой расы таковы, что любые господствующие политические, религиозные или моральные идеи, навязанные несколькими влиятельными людьми, обычно безоговорочно принимаются остальными, не подвергаясь ни критике, ни анализу. Поэтому народы покорно плывут по воле волн к войне, миру, реформам и другим важным событиям, и мало кто задумывается о том, что он без всякой причины скользит на волне господствующих взглядов. Эти единицы возвещают большинству новую систему взглядов, которые кажутся правдоподобными, и хотя зачастую в их оправдание приводятся неубедительные аргументы, эти взгляды начинают доминировать, мгновенно разрушая предыдущие убеждения.

Таким аргументом в пользу реинкарнации служит вера в принцип справедливости, глубоко укоренившаяся в человеческом сердце. Человек не хочет верить в несправедливость Творца и страстно ищет причину явного неравенства людей, установленного природой. На первый взгляд кажется, что человеческая реинкарнация объясняет появление этого "неравенства". Но при внимательном исследовании выясняется, что эта теория ничего не объясняет, как ничего не объясняет и вера в капризы и причуды иудейского Иеговы.

Первым делом, если мы хотим использовать неравенство в качестве доказательного материала, нужно выяснить, обладает ли оно какой-то ценностью. Если да, значит, неравенство реально. Но если его ценность сомнительна, то и само неравенство тоже сомнительно.

К примеру, материалист категорически утверждает, что здоровье, богатство, слава, интеллект и другие показатели внешнего неравенства жизни обладают реальной ценностью. Оккультист же придерживается убеждения, что реальный человек духовен и бессмертен, что внешний опыт ценен не сам по себе, а только как средство, благодаря которому можно создать подлинные ценности для души. То есть опыт может быть превращен в средство духовного прогресса, но ценность опыта определяется не опытом как таковым, а отношением души к этому опыту. А поскольку самые страшные несчастья могут стать средством прогресса души, то и они могут быть очень ценными.

Сама жизнь свидетельствует о том, что испытания, неудачи и страдания гораздо чаще способствуют прогрессу, чем так называемое "везение". Мало кто из людей поворачивается лицом к восходящему солнцу духовности, не испив до дна чашу страданий. Удачливый бизнесмен, как правило, слишком поглощен своим делом, обеспеченная женщина -- своим положением в свете и удовольствиями, ученый -- своими исследованиями, чтобы задумываться о чем-то высоком. Поэтому нередко люди, которые удачливы на материальном плане, ущербны духовно.

Если мы согласимся, что все события как таковые обладают ценностью, то придется признать, что самый страшный и болезненный опыт оказывается самым ценным и в Писании правильно сказано, что Господь наказывает тех, кого любит.[2] Отсюда мы неизбежно приходим к выводу, что материальные блага -- это самое большое наказание, наложенное божественным правосудием; ибо редко богач входит в царствие небесное. Это, по сути, выворачивает наизнанку распространенную концепцию кармы: получается, что как раз преуспевающий человек расплачивается своим богатством за ужасные преступления, совершенные в прошлой жизни.

Но я вместе с Сократом, Эпиктетом, Аврелием и многими другими мыслителями не склонен верить в ценность событий как таковых. Я считаю, что из любого события в жизни можно извлечь нечто положительное, используя его на благо прогресса; в таком случае, ценно не само событие, а отношение души к этому событию. То, что используется одной душой для прогресса, для другой души становится тормозом, поэтому двум разным душам нет нужды переживать одинаковый опыт для пробуждения их скрытых возможностей, ибо при одинаковых обстоятельствах они добьются совершенно разного прогресса. Давайте не забывать о том, что способности духовных гениев прошлого выковывались в горниле тяжелых жизненных испытаний на материальном плане. Страдания оказались для них великим благом. Отсюда можно было бы сделать вывод, что за добрые деяния человек будет вознагражден в следующей жизни ужасными обстоятельствами и суровыми преследованиями. Но на столь радикальное воздаяние не все души могут реагировать одинаково. Несомненно, есть души слабые, которые нуждаются в мягкой тепличной атмосфере материального счастья, хотя, судя по всему, такое положение неблагоприятно и редко способствует значительному духовному росту.

Глядя с физического плана, мы видим, что благо заключается в материальных и объективных преимуществах; с точки же зрения духовного плана, благо состоит из таких субъективных и духовных преимуществ, которые обычно находятся в непримиримом конфликте с материальными. Это два противоположных представления о благе. Нельзя одновременно поклоняться Богу и Маммоне. Они столь же противоположны, как Солнце, если на него смотреть с Земли, и Земля, если на нее смотреть с Солнца. Из-за такой двойственности духовный философ может обвинить Творца в несправедливости, если он родился богатым и знатным, а материалист будет оплакивать свою судьбу, если родился в убогой обстановке. Отсюда ясно, что популярную концепцию о законе кармы, то есть о вознаграждении и наказании в материальном выражении, можно считать исключительно и всецело материалистической доктриной.

Будем рассуждать логически. Нельзя не признать, что с точки зрения прогресса души мы никогда не можем сказать в каждом конкретном случае, какие события хороши, а какие плохи; потому что одно и то же событие для одной души становится двигателем, а для другой -- препятствием на пути. Одно и то же событие может в разные периоды жизни привести к совершенно противоположным результатам. Тогда понятно, что любая простая система вознаграждения должна быть основана на сиюминутных требованиях души. А кто может сказать в любой момент времени, какой опыт способствует дальнейшему продвижению души по ее долгому пути и пробуждению ее скрытых свойств? Жизненный опыт удовлетворяет преходящим и постоянно меняющимся требованиям души, но я утверждаю, что четко установить явную несправедливость этой жизни -- всего лишь мгновения в бесконечном полете души -- невозможно.

Еще одна сугубо материалистическая концепция построена на том, что на просторах безграничной вселенной есть лишь одно место, где может вершиться правосудие, и такое место есть пылинка, называемая Землей. Миллионы миров, более масштабных и грандиозных, чем наш мир, наполняют космос; это электромагнитные, астральные, духовные, а также материальные миры. Различные планы взаимопроникают друг в друга, и на всех планах есть разумная жизнь. Мир материи кажется плотным нашим физическим чувствам, но в действительности он не таков. Если сопоставить размеры электронов с расстояниями между ними, то их вполне можно сравнить с планетами нашей солнечной системы. Электромагнитные, астральные и духовные миры так же реальны и осязаемы для их обитателей, как Земля для человека. По свидетельству многих возвышенных душ, которые, сумев временно освободиться от тела, посещали духовный мир, этот великий мир есть не что иное, как мир расширенного сознания.

Астральные сферы, окружающие Землю, не менее реальны, чем материальный мир. В астральных мирах ощущения наслаждения и боли намного интенсивнее, чем в физическом. Тогда почему же физический мир считается единственным местом, где человек может исправить свои ошибки? Опыт провидцев, пророков и посвященных подтверждает, что в сферах, внутренних по отношению к физической, у человека есть все возможности для искупления, очищения и прогресса. Мне кажется, тот факт, что у доктрины кармы есть последователи, объясняется довольно просто: многим людям трудно представить себе даже страну с иными обычаями; что уж тогда говорить о других реальностях, которые существуют вне сферы их непосредственного опыта!

Кроме того, система ценностей, одобряющая совершение добрых деяний ради вознаграждения, которое будет получено в этой или следующей жизни, закладывает основы эгоизма. А провозглашение Земли единственным местом, где может вершиться божественное правосудие, -- это уже полный материализм. Это даже хуже материализма, ибо материализм, по крайней мере, дает надежду на забытье после смерти. Но человеческая реинкарнация вообще лишает нас надежды, обрекая на бесчисленные жизни в человеческой форме, со всеми муками и сердечными страданиями, в земных условиях, которые уже стали для чистого сердца адом алчности, эгоизма, похотливости и плотских побуждений.

Тогда что же считать причиной явного неравенства в жизни? Характер взаимодействия души с окружающей средой, ибо в зависимости от качеств и природы каждая душа живет либо в гармонии, либо в противоборстве с окружающей средой.

Душа притягивает к себе окружение, соответствующее частоте вибраций мыслеклеток астрального тела, в которое она облеклась. Эти мыслеклетки приобретают упорядоченную структуру в ходе усвоения опыта, полученного душой в низших формах жизни. Опыт определенного рода накладывает на чувствительную астральную форму собственный отпечаток в виде энергетической структуры. Эта энергетическая структура не только сохраняется в астральной форме, когда она притягивается и воплощается в более развитых жизненных видах, но и притягивает астральную форму к опыту подобного рода. Если опыт был дисгармоничным, то из-за сходства частот вибрации каждый новый привлекаемый опыт тоже дисгармоничен; если же опыт был гармоничным, то каждый привлеченный новый опыт, как правило, тоже гармоничен.

В процессе инволюции через высшие миры к низшим и эволюции от минерала к человеку душа притягивает к себе опыт определенного рода, обусловленный ее исходной полярностью, то есть исходным качеством вибраций. Это изначальное качество притяжения-отталкивания, возникающее при разделении души, обусловлено космической потребностью. Другими словами, вселенский замысел требует от души определенных качеств. Эта универсальная потребность, при непосредственном участии ангельских родителей, и задает душе ее основной курс.

Влияние мыслеклеток, упорядоченных в результате приобретения опыта, прекрасно иллюстрируется в астрологии. Планеты не обусловливают положение дел в жизни человека. Планеты лишь соответствуют мыслеклеткам в его астральной форме. Мыслеклетки и их организация внутри тонких тел человека определяют его характер. Поэтому вследствие сильных и слабых, гармоничных и дисгармоничных желаний мыслеклеток характер человека привлекает в его жизнь определенные условия и события.

Конечно, эти условия и события показаны в астрологической карте рождения, но показаны лишь потому, что ребенок не рождается, пока частоты его вибраций не соответствуют частотам вибраций, принимаемых на Земле от этих планет. После рождения ребенка эти планеты, а также погода и другие факторы окружающей его физической среды, посылают ему энергии, которые оказывают влияние на его действия. Но в действительности именно активность мыслеклеток внутри его астральной формы привлекает в его жизнь условия и события, а положение планет с их стоянками и аспектами лишь отражает эту активность в астральном теле. Если активность гармонична, она сулит процветание, если же дисгармонична -- страдания.

Значит, судьба человека обусловлена реакцией привлеченной к нему окружающей среды на его характер. Человека с определенным характером в одну эпоху могут предать мучительной смерти, а в другую -- сделать объектом поклонения. Тиран, родившийся в подходящее время и в нужном месте, может взойти на трон; родившись же в другой среде, он с таким же успехом может взойти на эшафот.

Из доктрины человеческой реинкарнации следует, что мученик страдает за грехи, совершенные им в прошлой жизни, а удачливый тиран наслаждается властью в награду за добро, которое он совершил в другом воплощении. Но очень счастливая материальная судьба тирана в этой жизни сопровождается поступками, из-за которых он становится объектом страдания в будущей жизни. Я не склонен считать, что все духовные гиганты, оставившие следы в песках времени, испытывали страдания во искупление злодеяний, совершенных ими в прошлых жизнях; или что богатые паразиты, живущие в роскоши и высасывающие кровь из бедноты, получили такую жизнь в награду за прошлые благодеяния.

Зато я разделяю древнее Герметическое Учение, согласно которому, как у детей на Земле есть физические родители, так у душ при разделении перед их нисхождением в субстанцию есть родители ангельские. Эти ангелы -- вовсе не творцы душ, но с их помощью создаются условия, позволяющие душе войти в великий Цикл Необходимости.

Итак, души разделяются ангельскими родителями соответственно определенной вселенской потребности, и каждая отправляется на учебу, без которой не сможет выполнять требуемую функцию в космическом замысле. С первого момента бытия души как обособленной сущности она обретает характер, обусловленный вселенской потребностью, вызвавшей это разделение, и этот характер наделяет душу определенными качествами притяжения-отталкивания. Благодаря исходной полярности, которую она обретает в момент разделения, на протяжении цикличного путешествия (вниз по духовным и астральным мирам, а затем вверх через разные формы жизни от минерала до человека) к одним фазам жизни душа притягивается сильнее, чем к другим. Именно эти качества, развиваемые в низших безличных формах и сохраняющиеся в виде мыслеклеток в астральном теле, притягивают события и окружение соответствующего качества, гармоничного или дисгармоничного, когда душа, наконец, воплощается в человеке.

Достаточно немного понаблюдать, чтобы увидеть стремление Природы к разнообразию жизненных проявлений, а вовсе не к однообразию, или тождественности. Требованиям вселенской жизни удовлетворяют души с самыми разными качествами -- точно так же, как цивилизации нужны люди самых разных ремесел и профессий. Не все люди могут стать художниками или музыкантами, и это прекрасно, потому что миру нужны еще и люди, сведущие в механике, и те, кто производит продукты питания. Точно так же у разных душ разные судьбы. Все они играют важную роль в космическом плане действий и находят величайшую радость в выполнении предписанных задач. Блаженны те, кто нашел свое дело! И кто скажет, что велико, а что мало, что важно и что не важно в этом универсальном замысле? Может ли правая рука критиковать правую ногу за неумение писать; или глаз завидовать уху; или сердце обижаться на несправедливость судьбы, потому что ему не поручена работа легких?

Души отличаются друг от друга, как деревья в лесу: не столько по величине, сколько по конечной цели. Взрослые деревья -- это посаженные семена плюс окружающая среда с момента посадки. Человек -- это врожденный характер души плюс приобретенный ею опыт инволюции и эволюции. Но никакая окружающая среда не заставит вырасти из желудя ель и не превратит душу, происходящую из планетарной семьи Сатурна, в агрессивного воина. Все деревья, будь то дубы, ели, кедры или фруктовые породы, экономически ценны. Трудно сказать, какое из них самое ценное. Внутри же каждого вида отдельные представители различаются по размеру и качеству. Так и души, происходящие из одной семьи, состояния духовной жизни и степени эманации, отличаются друг от друга. У них не только могут быть разные ангельские родители, но и совершенно разный опыт, который они приобрели еще до человеческой инкарнации. Поэтому, когда они прибывают к человеческой стадии своего длительного путешествия, их образовательные потребности, позволяющие им оттачивать скрытое мастерство ради служения всеобщему благу, весьма различны.

Характер, получаемый человеком при рождении, обусловлен прошлым опытом души, привлеченным ее врожденным качеством. Точно так же характер лошади или собаки обусловлен опытом прошлых воплощений в менее развитых формах. Утверждение, что человек непременно должен был пройти бесчисленное множество человеческих воплощений, чтобы стать обладателем блестящего ума, равносильно высказыванию, что конь непременно должен был пройти через бесчисленные конские воплощения, становясь то диким мустангом, то битюгом, то вьючной лошадью, то рысаком, чтобы в конце концов стать скакуном. Или что сеттер непременно должен был воплощаться как дворняжка, терьер, гончая, сенбернар и т. д. Что за вздор! Душа никогда не воплощается дважды в одном и том же виде. Она всегда тянется к видам, которые находятся ступенью выше на лестнице эволюции. Она воплощается в форме собаки лишь один раз, а кем она становится, дворняжкой или спасателем-ньюфаундлендом, -- зависит от того, в какого рода опыте она испытывает потребность на данном промежутке времени. Душа воплощается в лошади только один раз, но станет ли она тягловой или верховой лошадью, зависит от ее врожденной полярности, и никоим образом не связано с проступками или добрыми деяниями, которые она совершала в прошлых жизнях по отношению к другим лошадям.

Так и в физической форме человека душа воплощается лишь единожды, а будет ли она обитать в теле бушмена или профессора колледжа, зависит от ее потребности в проявлении в данный период времени. Затем душа переходит в более развитую эволюционную форму, которую в нашем случае представляет форма духовная. Утверждение, что каждый человек должен приобрести весь возможный опыт и прожить все виды человеческих жизней, подразумевает допущение, что Природа стремится к тождественности, или однообразию, проявления. Но, оглянувшись вокруг, мы видим, что Природа стремится к специализации. Этот принцип разделения труда и специализации частей, а также развитие индивидуализма, ярко проявляется во всей деятельности Природы.

Кстати, различие между человеческими расами не настолько велико, как считалось прежде. В последние годы это наглядно продемонстрировало языкознание. Даже австралийский бушмен, получив равные с европейскими братьями права на получение образования, способен достичь не меньших профессиональных успехов, чем его европейские коллеги, хотя, конечно, из закона специализации следует, что каждая раса преуспевает в какой-то определенной сфере деятельности, то есть специализирована. Но в отличие от животных, птиц и растений, люди не бывают разных семейств, родов и видов. Все люди принадлежат к одному виду, Homo Sapiens, а различные подвиды, или расы, возникли в результате местных особенностей окружающей среды.

Безусловно, аборигенам, живущим в разных уголках планеты, даже не снилась та жестокость и дикость, которую проявляли во время последней войны армии цивилизованных стран. Любовь к наживе столь же сильна в сердцах наших миллионеров, как и в сердцах первобытных варваров. Наверное, любой дикарь придерживается более строгих моральных устоев, чем жители наших густонаселенных центров цивилизации. Не стоит забывать, что интеллект -- это не признак духовности, поскольку интеллектуальные гении слишком часто становились проклятием для человечества.

На первый взгляд кажется, что дикарь трудится в крайне неблагоприятных условиях; но если учесть, что мера ответственности определяется возможностями и что дикарь, как правило, извлекает из своих возможностей не меньше пользы (если не больше), чем цивилизованный человек, это изменит наше представление. Ибо карма, если таковая существует, должна снисходительно относиться к тем, кто заблуждался по неведению, но сурово наказывать тех, кто знает, что правильно, и намеренно поступает неправильно. Обычно дикарь прекрасно ориентируется в вопросах, связанных со знанием духовных предметов. Ведь благодаря жизни на природе, в естественных условиях, он познает духовный мир и часто общается с умершими, тогда как цивилизованный человек, чьи внутренние чувства притуплены искусственными условиями его существования, презрительно относится ко всему, что нельзя купить за деньги.

У дикаря так мало нелепых представлений и фетишей, что ему легко от них избавиться, вступая в жизнь после физической смерти. Цивилизованный же человек, отягощенный бременем бесчисленных лженаучных и религиозных учений, а также фетишем эгоизма, обычно настолько беспомощен в вопросах, которые выходят за рамки его предубеждений, что ему удается избавиться от них лишь с большим трудом.

И каким же ограниченным должен быть кругозор, чтобы из бесконечной цепи жизней, формирующей цикл души, выбрать это одно-единственное звено, считая его единственно достойным внимания божественного правосудия! Разве хлестаемая кнутом лошадь, или голодный побитый пес, или олень, раненый на охоте, страдают за грехи, совершенные в прошлом? Оглянувшись вокруг, мы увидим, что страдание -- это средство, при помощи которого Природа способствует дальнейшей эволюции души; ведь, как можно заметить, страдание -- это типичное наследие жизни. На розе растут шипы, а кактус покрыт колючками, чтобы избежать страданий и боли, которые могут причинить рыщущие в поисках пропитания животные. Человек создает новую машину, чтобы избавиться от страданий изнурительного ручного труда. В низших царствах мы тоже все страдали. Придерживаться мнения, что человек в этой жизни расплачивается страданиями за то, что он наработал в прошлом, и все, что он нарабатывает сейчас, сулит ему блестящие перспективы в будущем, равносильно попытке судить о масштабах и грандиозности горной цепи по одному камню.

Люди, умирающие в молодом возрасте, взрослеют и получают все возможности для дальнейшего прогресса в астральном мире. Миссия объективной (физической) жизни заключается в развитии самосознания, и любые достигнутые в этой области успехи получают дальнейшее развитие в высших сферах. Там можно найти все, что необходимо для развития и совершенствования человека. Дикарь и ребенок могут учиться там с такой же легкостью, как здесь.

Но тогда может возникнуть вопрос: в чем смысл физической жизни, если ее уроки можно получить в других сферах? Эта жизнь дает опыт, необходимый для обретения самосознания. Один вид животных -- это одно звено в эволюционной цепи. Душа, воплощенная в животном данного вида, после смерти воплощается в более развитую форму жизни, независимо от того, жила ли она в Африке или Америке, несколько дней или долгие годы и сумела ли усвоить весь типичный для этого вида опыт. Вот так и человек после смерти движется дальше по эволюционному пути, даже если его возможности на Земле были весьма ограничены. А в компенсацию за потерю возможностей на Земле он получает другие возможности на следующем плане.

Если своими страданиями человек обязан карме, возникшей в результате совершенных им злодеяний, то, значит, в своем первом воплощении, когда у него еще не было плохой кармы, он обладал всеми возможностями, всем счастьем, всеми благами. Тогда удивительно, что в таких благоприятных условиях он вдруг начал грешить, навлекая на свою голову возмездие в виде страданий. Очевидно, все мы всё глубже увязаем в болоте греха, ибо повсюду преобладают страдания. И если мы не смогли избавиться от греха тогда, когда были свободны от ужасной кармы, разве можно надеяться прожить безупречную жизнь сейчас, когда на нашей шее висит этот тяжеленный кармический камень?

Если мы объясняем человеческие страдания и отсутствие возможностей справедливым действием кармы, то обязаны объяснить причину страданий и несправедливостей в животном мире. Когда человек рождается в человеческой форме, у него нет моральной кармы, потому что в предыдущем воплощении он, как и все животные, был безответственным. Но животные страдают и в отсутствие кармы. Животные одного вида обладают неравными возможностями и в отсутствие кармы. Только когда человек обретает самосознание и становится морально ответственным, он может наработать хорошую или плохую карму. Поскольку тогда, при первом появлении на Земле, он был безответственным, у него не могло быть плохой кармы. Значит, его страдания были обусловлены не кармой, а чем-то другим. Увы, сторонники теории человеческой реинкарнации не объясняют, чем было обусловлено поведение человека в его первом воплощении. Но ведь абсурдно предполагать, что все люди в первом воплощении рождаются с одинаковыми характерами, с равными возможностями, в одинаковой среде и испытывают одинаковые страдания. Подобного равенства условий в Природе не найти. Так разве не более вероятно, что какие-то факторы, определившие условия жизни животных, определяют также и условия жизни людей?

Допустим, все люди при первом воплощении обладали равными возможностями и были одинаково счастливы. Чем тогда объяснить великую несправедливость, когда один человек при первом воплощении, еще до вмешательства кармы, получает характер, позволяющий ему побеждать зло и не нарабатывать плохую карму, а другой получает характер слабый и нерешительный, не позволяющий оказывать сопротивление злу и, следовательно, способствующий наработке плохой кармы? До вмешательства кармы индивидуум не мог быть ответственным за характер, которым он обладал. Но если бы характеры и возможности были одинаковы, то и опыт был бы одинаковым, а мы не были бы свидетелями явного неравенства, которое ежедневно наблюдаем. Поэтому то, что душа получает слабый характер, еще не обретя ответственности, кажется такой же большой несправедливостью, как и то, что она получает скудные возможности.

Различие характеров, наблюдаемых в жизни, следует признать справедливым -- при справедливом распределении преимуществ, -- если исходить из того, что разные души нуждаются в приобретении разного опыта. Карма не выступает моральным агентом, пока человек не обрел моральную ответственность. Когда он входит в жизнь, никакой кармы нет, ее просто придумывают, чтобы объяснить причину самого неравенства. Бесчисленные жизни только увеличивают страдания, ибо физическая жизнь всегда сопряжена со страданиями, от которых никогда не может полностью уйти. Карма не служит никакой реальной цели и переносит надежду на освобождение от страданий на отдаленное будущее. Реинкарнационисты ушли от объяснения причины страданий в одной жизни, заменив его мифом о не менее несправедливых страданиях на протяжении многих сотен жизней. Несправедливых потому, что почти во всех случаях наказываемый человек никогда не знает, почему он страдает. Примерно с таким же успехом можно бить взрослую собаку за проступки, которые она совершала, когда была щенком.

Карма бессильна вернуть человека обратно на Землю. Природные процессы развиваются только в одну сторону. Душа на восходящей дуге эволюции не может реинкарнировать в низшей форме или постоянно воплощаться в каком-то одном виде, мешая волне жизни нестись к цели. Волна жизни неизбежно переносит человека на следующую стадию, которая выше физической. В сущности, "кармой" следовало бы называть астральные структуры, которые мы интегрировали в наши астральные тела до и во время земной жизни. Они, по закону магнетического родства, после смерти притягивают нас к условиям, соответствующим их вибрационным частотам, и заставляют нас работать для освобождения от зла. Для этого мы должны будем заново пересмотреть мотивы каждого нашего земного деяния, используя совесть в качестве высшего судьи.

К факторам, определяющим условия жизни человека, когда он рождается в человеческой форме, относится исходная полярность души, а также разнообразные мыслеклетки, которые структурируются в астральной форме под влиянием эволюционного опыта, приобретенного душой в низших формах жизни. Условия жизни человека в любой момент времени определяются энергетическими структурами, включенными в его астральную форму при рождении, и энергетическими структурами, добавленными его мыслями и поступками после рождения. Соответственно, его состояние сразу после смерти определяется мыслеклетками, структурированными в астральном теле к моменту смерти. Поскольку эти мыслеклетки в основном обретают желания под влиянием нравственности или отсутствия таковой, искупление не имеет никакого отношения к возмездию. Это очищение, подготавливающее к более развитой фазе жизни, в которой всегда известно, что послужило причиной возникающих страданий. Итак, мы приходим к выводу, что человеческая реинкарнация, о которой нам рассказывают, нелогична, несправедлива и совершенно спекулятивна. Это совершенно материалистическое учение, которое лишает человечество надежды.

Это ортодоксальное учение Востока. Ортодоксальные верования Востока и Запада создавались в период, когда люди не знали законов Природы. Как действует Природа, что такое универсальный Закон Компенсации и в чем истинное значение наслаждения и страдания -- все это подробно объясняется в курсе 19, "Органическая алхимия".

 



 
Примечания редактора:
 
1. В русском тексте Библии сказано: "не родится свыше".
2. См. Прит. 3: 12, Евр. 12: 6.
 
 
 
 Астрологические сигнатуры | К. К. Заин | Home