Астрологические сигнатуры
перевод с англ. Инны Митрофановой под ред. Андрея Костенко
 
Глава 1
Два ключа

Во все века в каждой стране рождаются передовые души, чье духовное видение пронизывает густые облака догматической иллюзии, за которыми жречество и государство всегда прятали от людей солнце божественной истины. Эти отважные искатели эзотерической мудрости дерзают разбивать цепи, которые приковывают их к безжизненным вероучениям, навязанным невежественному миру. Они освобождаются от рабства религиозных предрассудков и фанатичной веры в истинность господствующих убеждений, оставляют за спиной эпоху темного невежества и решительно стучатся в двери Храма Знания. Они понимают, что только в пределах этого святилища Природы горят алтарные огни, чей свет порождает тени иллюзий, которым и поклоняются массы, считающие их единственной реальностью. И они знают, что двери храма можно открыть лишь при помощи двух ключей.

Итак, выйдя из плена ортодоксии и избавившись от бремени не менее догматичных сиюминутных научных воззрений, такой кандидат на посвящение уподобляется малому ребенку и стоит у входа в храм, желая, чтобы его впустили. Этот храм -- здание Природы, обитель Исиды, ложа нашего Великого Мастера, Царя Солнца; в Библии это здание описано как храм царя Соломона. Вряд ли нам удастся точно проследить историю происхождения этого имени, ибо существует огромное количество самых разных и противоречивых источников, но очевидно, что у имени СОЛ-ОМ-ОН есть интересные соответствия: Сол -- это латинское имя солнечного бога Феба; Ом -- одно из индийских имен Божества; а Он -- это солнечный бог египетского города Гелиополя, который в древности назывался Городом Она.

Кандидат слышит голос: "Постучи -- и тебе откроют; проси -- и получишь; ищи -- и найдешь". Через некоторое время его усилия вознаграждаются и он мельком видит внутреннее помещение храма. Возможно, кто-то открыл ему двери, а, возможно, за них проникла его душевная интуиция. На его призывы в конце концов отвечает Голос Безмолвия, побуждающий его продолжать искания и предупреждающий о том, что не бывает искупления чужих грехов или постижения истины за других. Каждый человек должен самостоятельно открыть двери, которые препятствуют развитию его духа, но при этом и охраняют храм от осквернения.

В Храме Царя Соломона две двери; в его святом святых тоже две двери. Войти в любую из них можно только с помощью соответствующего ключа. Правая дверь открывается только золотым ключом, левая требует ключа серебряного. Эти же ключи открывают и двери в святое святых; только для открывания наружных дверей ключи поворачивают справа налево, а для открывания внутренних -- слева направо.

О существовании ключей, с помощью которых можно проникнуть за пределы мира объективных феноменов, знают все образованные оккультисты. Но лишь изучающие масонский символизм знают о том, что этих ключей два.

В сущности, вся литература по церемониальной магии в значительной степени опирается на две книги. Одна из них -- "Clavicula Solomonis" ("Ключ царя Соломона"), а вторая -- "Lemegeton" ("Малый ключ"). Обе книги переведены на современные языки. Но эти произведения полезны (если уместно здесь говорить о пользе) лишь для ознакомления с историей мистических заблуждений и магическими практиками сомнительного качества; никаких таинств они не раскрывают.

Возвращаясь от них к франкмасонству, обратим внимание на символ, связанный со степенью Товарища.* Характерной его чертой являются два скрещенных ключа, один из золота, а второй -- из серебра. Это и есть те ключи, которые мы ищем. Они открывают двери Храма Царя Соломона; но, насколько я знаю, точное значение ключей в оккультной науке ни один из современных толкователей не объясняет. Поэтому я посвящу этот урок исследованию природы и значения Золотого и Серебряного Ключей.

Чтобы лучше понять, в каких условиях приходится действовать искателю истины в наше время, полезно вспомнить прошлое и разобраться в том, как было получено то знание, которым мы сейчас обладаем. Возможно, этот метод поможет нам разрешить многие наши нынешние проблемы.

Если мы перелистаем книгу истории и вернемся на пару веков в прошлое, то обнаружим в мире научной мысли дикую мешанину взглядов. До семнадцатого века естественная наука была беспорядочным набором разрозненных представлений, которые противоречили друг другу не меньше, чем современные религиозные и мистические представления. Как сейчас религиозные положения доказываются цитированием фраз из авторитетных источников, так и тогда критерием доказанности фактов естественной науки считалось мнение авторитетных научных источников. При этом, как нынешние мистики и церковники чувствуют себя вправе трактовать источники -- например, Библию, -- к своему удобству, так и тогдашние естественники истолковывали своих авторитетов совершенно свободно.

Конфликт между различными школами достиг критической точки, когда в начале семнадцатого века произошло событие, радикально преобразовавшее методологию научной мысли. Все хорошо видели, в каком хаотическом состоянии находилась наука. Поэтому в надежде на наведение некоторого порядка кардинал де Берулль пригласил выдающихся деятелей науки того времени на лекцию одного схоласта по имени М. Шандо, посвященную принципам новой философии. На этой лекции присутствовал молодой Рене Декарт.

Шандо был прекрасным оратором и блестяще формулировал свои мысли. Почти все слушатели приняли его точку зрения и громко аплодировали после лекции. Исключением был Декарт.

Знакомый Декарта, заметив его сдержанность, спросил, в чем он не согласен с новыми принципами, представленными столь ярко и убедительно. Высоко оценив ораторское мастерство лектора, Декарт произнес аксиому, которую должен помнить каждый оккультист. Именно потому, что люди до сих пор не понимают значения этой аксиомы, доверчивому миру постоянно скармливают самую низкопробную глупость. Декарт сказал: "Недоказанные принципы ничего не могут ни доказать, ни опровергнуть".

Хотя Декарт говорил о естественной науке своего времени, его высказывание в равной мере касается нынешнего оккультизма, мистицизма и религии. Реальное часто подменяется возможным и, передергивая факты, легко выдать ложь за истину.
 
Чтобы проиллюстрировать справедливость сказанных слов, Декарт попросил ученых привести какой-нибудь общеизвестный факт. Затем с помощью двенадцати утверждений он доказал истинность этого факта. После чего, прибегнув к другим двенадцати утверждениям, с такой же легкостью неопровержимо доказал его ложность, приведя аудиторию в изумление.

Эксперимент повторялся вновь и вновь. Ученые пребывали в полной растерянности. В их умах воцарился такой же хаос, как в умах современных религиозных и оккультных деятелей. Якобы доказанными фактами об отношении человека к другим сущностям вселенной и к Божеству тоже можно жонглировать как угодно: одни авторитеты их подтверждают, другие опровергают, причем и первые, и вторые опираются на веские доводы. Не удивительно, что люди часто сомневаются в возможности безошибочного познания истинной реальности в любой сфере.

Так было и со слушателями Декарта, которые начали сомневаться вообще в возможности познания истины и спросили его, что он об этом думает. Его ответ настолько же важен для современной религии и оккультной науки, насколько он оказался тогда важным для науки естественной, и если бы к его совету прислушались, в метафизике произошел бы такой же прогресс, как в науке времен Декарта. Он заявил, что только математика свободна от софизмов и, руководствуясь правильными принципами, с ее помощью можно решить все проблемы.

Так начала развиваться "точная наука". Достижения точной науки в последующие годы объясняются способностью ее приверженцев руководствоваться правильными математическими принципами. Более того, непоследовательность у некоторых материалистических философов и ученых, как правило, возникает именно тогда, когда они отходят от математических методов и пытаются доказать собственные доктрины с помощью недоказанных принципов.

Я не собираюсь утверждать, что только физический интеллект способен успешно разгадывать тайны природы, ибо душа, освобожденная от рабства физических чувств, гораздо лучше способна судить о реальности. Диапазон восприятия астрального мозга намного больше, чем физического, а диапазон органов чувств духовного тела -- еще шире. Кроме того, на внутренних планах можно вступить в контакт с разумами, обладающими гораздо более широкими возможностями, чем земные.

Но лишь исключительные индивидуумы при исключительных обстоятельствах способны не только освобождаться от ограничений, налагаемых плотью, но и, по возвращении души из полетов по звездным эфирным сферам в ее земную обитель, -- усваивать полученные душой истины на уровне физического организма, не искажая их под влиянием ранее сложившихся представлений, господствующих мнений или личных особенностей астральных энергетических центров, которые отражены в астрологической карте рождения. Опыт души можно сравнить с белым светом солнца, который приобретает разные оттенки, проходя через цветные стекла церковных витражей.

Как правило, на людей оказывают очень большое влияние мысли, господствующие в обществе. Какой-либо видный деятель предлагает идею. Другие, менее уверенные в себе люди, воспринимают ее -- благодаря либо бессознательной передаче мыслей, либо устному или письменному слову. Уверенность, с которой выдвигается эта идея, помогает ей войти в сознание некоторых людей. Эти люди, подпав под власть идеи, формулируют ее заново. Напряженно обдумывая эту идею, они излучают астральные волны, которые достигают астральных мозгов целого народа. Один за другим люди начинают признавать эту идею, и чем больше людей ее разделяет, тем сильнее она начинает господствовать над умами.

Прекрасной иллюстрацией этого может служить легкость, с которой горстка политиков иногда способна манипулировать общественным мнением целой страны. Какой бы вредной или нелогичной ни была идея, если ее с достаточной силой бросить в массы, то она быстрыми темпами начнет распространяться, и вскоре ее будет разделять большинство. История знает массу примеров, когда поразительные глупости на какой-то период оказывали серьезное влияние на общественное сознание. Люди до такой степени подпадают под гипнотическую власть идей, что видят проблему лишь под тем углом зрения, который им навязывают, и утрачивают способность взглянуть на нее иначе. Они, словно загипнотизированный человек, перестают рассуждать, не подвергают сомнению любой бред, который внушает гипнотизер, но при этом считают, что мыслят вполне логично и рационально. И точно так же воспоминания об опыте, который приобретает душа, освобождаясь от физического тела, обычно искажаются, чтобы вписаться в систему господствующих в обществе мыслей.

Мистические умы также склонны (и эта склонность коренится глубоко в структуре астрального тела) попадать в зависимость от самовнушения. Иногда ими столь сильно овладевают определенные религиозные убеждения или фантазии, прочно закрепившиеся в астральном мозге, что для соответствия им серьезно искажается смысл как физического, так и астрального опыта. Обладающий же большим самомнением мистик способен принять беседу с любой развоплощенной сущностью за непосредственное общение с Богом, даже если всем понятно, что это на самом деле эта сущность -- всего лишь элементал. В таких случаях мистик нередко руководствуется велением голоса, даже если он приведет его к смерти. Но даже при отсутствии подобной господствующей идеи старые убеждения глубоко укореняются в астральном мозге и окрашивают собой память об опыте путешествия души в высшие миры. Отсюда необходимость критического анализа такого опыта с применением максимально надежных методов. Эти методы и содержатся в Серебряном и Золотом ключах.

Итак, давайте исходить из того, что природа во всех ее многообразных проявлениях подчиняется закону, и этот закон непреложно опирается на математические принципы. Математические соотношения абсолютны и относятся не только к нашей скромной планете, но также к духовной, небесной и ангельской сферам. Все сущее, от вибрации мысли до эволюции вселенной, строго подчиняется закону чисел. Вавилонская башня, которую сооружали "в земле Сеннаар"**, иллюстрировала числа, управляющие, по мнению Магов, эволюцией расы. До сих пор стоят египетские пирамиды -- монументальные доказательства существования численных соотношений между землей, вселенной и человеческой душой. И хотя пифагорова система чисел никогда не излагалась письменно и поэтому мало кому до конца понятна, эхо ее славы прокатилось по коридорам времени, побуждая наши души вслушиваться в музыку сфер.

Только математика позволяет нам избежать ментальных заблуждений, и именно поэтому Золотой и Серебряный ключи -- величайшая ценность, которую может получить оккультист, ибо в основу каждого ключа положены строго выверенные численные соотношения.

Чтобы понять, как они работают, нужно обратиться к Писаному и Неписаному Законам.

Под Писаным Законом посвященные понимают Закон, начертанный Божеством на куполе ночного неба мерцающими световыми иероглифами.  Этот закон, написанный на Языке Звезд, раскрывал Божественную волю еще древним ассирийским пастухам. Позже изучение этого закона позволило достичь расцвета Египту и принесло заслуженную славу халдейским Магам. Знание этого неизменного закона, этой великой науки звездного неба, прославило магические школы Атлантиды. А в незапамятные времена, в далекую эпоху детства расы, еще до начала материальной борьбы, выкристаллизовавшей чувствительность души, интуитивное постижение Писаного Закона положило начало примитивной религии.

Человек -- это олицетворение вселенной; фактически это вселенная в миниатюре, созданная в соответствии с точным планом и пропорциями большой вселенной. Как и небесные светила, его составные части взаимодействуют друг с другом. Кроме того, они связаны и с этими огромными небесными телами! Из-за невежества человек считает себя обособленной единицей; но по мере расширения его духовного видения он все больше ощущает свое неразрывное единство с божественным источником и бесконечностью всех его проявлений.

Зная о такой мистической связи души и звезд, стоит ли удивляться, что первобытные люди, обладавшие намного более глубокими и развитыми духовными силами, чем мы, формулировали религиозную систему на языке небесных тел? Они поклонялись Божеству, стремясь изучать и выполнять Его законы. На Небесного Отца смотрели как на благодетельное существо, которому надо подчиняться; так ребенок любит своих родителей и полностью доверяет их мудрости.

Наблюдения этих первобытных народов показывали, что все важные события происходят в то время, когда определенные небесные светила выстраиваются на небе в определенные конфигурации. Наступлению зимнего периода тропических дождей всегда предшествовало характерное расположение звезд на небосклоне; совсем другое расположение звезд всегда возвещало о наступлении периода сева или жатвы. Реки выходили из берегов, когда на закате или на рассвете над горизонтом восходили определенные звезды и созвездия; постоянная смена приливов и отливов в человеческой жизни, как и в море, послушно следовала воле небесных светил. Первобытные дети природы поклонялись Божеству, подчиняясь ритмам природы. Убедившись, что именно так Бог наставляет Своих детей, они стали почитать и Писаный Закон.

Поэтому нас не должно удивлять, что в разных концах Земли сохранились следы Астрономической Религии. Основанная на многовековых наблюдениях за движением небесных светил, результаты которых тщательно проверялись и скрупулезно регистрировались, она стала основой не только Науки, но и Религии. В течение столетий систематически изучались качества и внутренние принципы влияния звезд; были установлены их соответствия на Земле и в устройстве самого человека. Фактически эта религия поклонялась законам Природы.

В последующие века, когда по закону циклических перемен наступил период духовного упадка и ментального вырождения, мало кто  из людей мог понимать научный аспект этой религии. Поэтому результаты астрономических исследований были сформулированы в виде мифов, причем каждый миф отражал свойства и качества определенного звездного светила или небесного явления. Определенные качества, приписываемые Божеству в его звездных и планетных проявлениях, некоторые люди превратили в объект особого поклонения. Так появился культ огня, культ секса, культ змей и культы мифологических персонажей, которые всегда точно отражали качества небесных тел. Вот бы удивились сторонники ортодоксальных религий двадцатого века, узнав, что многое в их вероучениях, с очень небольшими изменениями или вовсе без таковых, позаимствовано из астрономических культов!

Астрономия -- это Писаный Закон, а Золотой Ключ к ее толкованию -- астрология.

Золотой Ключ создан на основе строгих математических расчетов; в сущности, это единственное средство непосредственного применения математики к вратам прошлого и будущего, позволяющего свести вероятность ошибки к минимуму. Ученик, не ведающий о существовании и назначении этого ключа, никогда не узнает о тонкой связи своей души с мирозданием и никогда не поймет суть астромасонства, астротеологии или астромифологии. Философия и религия древних, основанная на астрономии и астрологии, навсегда останется для него запутанным лабиринтом. Только при использовании этого ключа становятся понятными причины естественной симпатии и антипатии; только с его помощью рука разума открывает циклические замки, которые охраняют людей, страны, миры и звездные системы.

Золотой Ключ отпирает дверь позитивного знания в Храме Царя Соломона. Он раскрывает тайны человеческого прошлого, настоящего и будущего; он вносит математическую определенность в религию, философию и науку, ибо имеет дело не со следствиями, а с причинами. Напрасно пытается алхимик, пренебрегающий Золотым Ключом, превратить металлы в золото или получить эликсир жизни. Напрасно пытается вылечить пациента не ведающий тайн Золотого Ключа врач, будь то гомеопат, аллопат, хиропрактик, психиатр, последователь "христианской науки" или "исцелитель верой", ибо не догадывается о неразрывной внутренней связи, которая существует между ним, пациентом и применяемым методом. То, что одного человека может отравить, причем не только физически, но и духовно, другого может вылечить. Но чтобы понять причины внутренних подобий и различий, нужно знать принципы астрологии.

Как известно, народы и страны циклично переживают периоды расцвета и упадка; но только применение Золотого Ключа позволяет заранее узнавать о таких периодах взлетов и падений. Хотя наши правительства по-прежнему выделяют миллионы долларов метеорологическим станциям, эти службы никогда не сумеют составлять долгосрочные прогнозы погоды, не научившись пользоваться этим ключом. Вообще, любой человек, не владеющий им, обречен блуждать в духовной тьме.

Только Золотой Ключ сделал возможными чудесные исцеления, которые совершал Парацельс. Золотой Ключ руководил мистиком Якобом Беме в создании его религиозно-философской системы. Во все века он служил самой надежной картой для тех душ, которые отваживались выходить в плавание по безбрежному океану духовного поиска. И только с помощью этого ключа они достигали желанной гавани.


Примечания переводчика:

*Англ. Fellowcraft.
** См. Быт. 11: 1-9.
 
 
 

Дальше | К. К. Заин | Home