Критика комментария Вл. Шмакова

Ким Гриценко

(орфография и синтаксис автора сохранены)

К этой великолепной книге Владимира Шмакова я обращаюсь уже наверное третий раз в течении десяти лет. И каждый раз мне открывались какие-то новые точки зрения, мимо которых я раньше проходил или понимал по-иному. Восхищаюсь его языком написания, отчётливой логикой и структурой построения отдельных глав и в целом всей книги. Писал этот комментарий, конечно же, человек увлечённый мистикой, философией, религией и обладающий широтой познания философских и философско-религиозных мировоззрений.

 

Эта книга, думаю, незаслуженно вышла из поля зрения философов того времени, хотя здесь затрагивается не только философия. Скорее всего она была не понята этими мыслителями, поскольку выставленные идеи касаются и философии, и религии. Это некий, опять таки, синтез двух мировоззрений, двух взглядов на человека, на мир, и на Создателя того и другого. Философ только отчасти понимает богослова, а богослов — философа. Я хочу сказать, что нет такого человека, который бы соединил в себе эти две отрасли мыслительного познания — философии и боговедения (знания о Боге).

 

Прошло около ста лет после выхода книги (1915). Метафизика (или философия) и наука совсем другие и нет конца человеческих поисков познания мира. Сегодняшний человек более практичен. Он спрашивает : «А что мне даёт это учение, эта теория, эта модель мира?» и я его поддерживаю. Действительно, сколько моделий мира сейчас выявлено, сколько теорий человека, его смысла жизни, назначении, его задачи, представлено с широким апломбом «знатоков» человеческого бытия. Сколько мудрецов вылупилось в последние 15 лет после крушения коммунизма. Дают ли эти модели, эти идеи что-либо практически для жизни человека? Нет. Это игра мыслей, просто знания для знания. И что самое важное- они все ложные, не туда влекут человека, не в то нужное русло. Этих теорий было за 2000 лет сотни и тысячи.

 

То же самое я хочу сказать о философии. На песке, на самой зыбкой почве основывается философия. Одни предположения, нет твёрдого фундамента. Постулаты, которые берутся в основу, ничем не обоснованы, чисто волюнтаристские (от своей личной логики)основы. Это игра мыслей. Но вдумаемся — даёт ли данная мыслительная концепция что-либо полезное для жизни ? Дало ли оно мне правильное понимание мира и себя ? Скажу другими словами — показывает ли мне эта философская система, как мировоззрение, правильный путь духовной жизни ? Нет. Она просто этим не занимается, это не её вопрос. Как и у науки. Это обыкновенная мыслительная игра.

 

Что ни философ — то система, что ни философ, то своё понимание истины, то СВОЯ любовь к мудрости, то СВОЁ мудрствование. Сплошной туман. Одна неопределённость. Знание (несомненно) для знания. А сколько за 2000 лет у нас было философов, каких нет только мыслительных закрученных теорий ? И где сейчас они? В истории и только. Почему? Потому что они ложные, не правильные, не истинные. Отсюда практическое значение для человенческого бытия исчезает. Остаётся сама по себе только идея, только мыслительная теория, как плод человеческого (а с христианской точки зрения — немощного) воображения, мыслительной фантазии.

 

Цель, ради чего Господь пришёл на Землю, эта цель всегда ускользает у философов. И сами Библейские основы (догматика), основы христианства уходят с поля зрения. Правда, если выделить как самостоятельную дисциплину, религиозную философию, - эта отвечает на главные вопросы жизни человека и его места в этом мире, эти вопросы остаются для неё основными. Однако в самой философии нет такой дисциплины, предмета.

 

Почему я заговорил о философии? Мы же будем разбирать именно философско-религиозный трактат, - синтетическая (обобщающая, объединяющая) философия эзотерики. То есть комментарий к ней, предложенный В. Шмаковым.

Поэтому здесь, в предисловии, я и хотел сделать критику Шмакова, этой древней философии.

  1. С точки зрения практической необходимости, надобности. Как говорит Библия «Всё тебе дозволено, но не всё необходимо». Поэтому отдельные места книги я не берусь анализировать, обсмыслять, комментировать и тому подобное по причине их ненадобности, всегда имея ввиду « дают ли эти знания мне что-то полезное?» И
  2. Давая критику книги, отдельных, на мой взгляд, глав, я буду исходить с христианской точки зрения. Под словом «христианской» я подразумеваю первоначальную, с начала века, религию, именуемой «христианство», до раскола её на ряд конфессий. Это и есть православие.  То есть я буду подходить к книге с определенным мировоззрением или как говорили раньше, с определённым миропониманием. Православным.

 

Вот эти два обстоятельства всегда имейте ввиду, читая данную критику.

 

Был ли Владимир Шмаков верующим человеком? Несомненно. Это видно из приведенных Библейских цитат и из его предисловия к книге, которого мы сейчас коснёмся. Но веры для человека недостаточно. Как говорит Библия « и бесы веруют и трепещут», и всё же они остаются бесами. Скорее всего его можно назвать верящим, по терминологии христианского мыслителя, преподобного Игнатия Брянчанинова. Ну верит в Бога, что всё от Него, к Нему, Им, что Он Создатель всего и всея, включая человека. Ну и что ? А дальше-то что ? А ничего. Это образчик верящего человека.

 

Как читать данную критику ? Жирным шрифтом обозначены тексты автора(Шмакова), на которые я хотел обратить внимание. Значком = показана моя критика, скажем проще- моё мнение.

 

Обращаю внимание ещё вот на какую деталь. Шмаков даёт комментарий к древней книге Тота, к учению Гермеса Трисмегиста. Собственно это раскрытие содержания, мыслей, идей, заложенных в рисунках, в картах. Здесь имеется ввиду эзотерические, закрытые для обычного сознания, знания. Стоит ли нам вдаваться в детали содержания ? Думаю нет. Поскольку мне это ничего не даёт ни для телесной жизни, ни для духовного совершенствования. Всегда будем иметь ввиду, что это философия, а не религия, где всё понятно и ясно.

 

==============================================================================

 

"Есть ли большее счастье, большая радость, как обожать красоту, медленно встающую в далях Невозможного?" — Калдерон.

= Невозможного — имеется ввиду Бог, Творец, Создатель. Тут тысячи имён. Сама же мысль чудесная- познание Бога, познание Непознаваемого — это ли не счастье и радость.

"Я не в силах перечислить те ночи, которые, весь дрожа,
я отдавал познаванию непознаваемого".

Саади2.

"Если бы Бог предложил мне на выбор в правой руке всю истину, а в левой единое вечное стремление к истине, соединенное с постоянными заблуждениями, я принял бы во внимание, что сама истина существует только для Бога, и почтительно попросил бы Его отдать мне то, что лежит в Его левой руке".

Лессинг.

= Замечательно сказано. А если бы Лессинг привёл и слова Иисуса : « Я есть путь, и истина, и жизнь», было бы ещё замечательнее. То есть сама истина- это Бог и «познавание непознаваемого»(Саади) должно идти через учение Иисуса, через Новый Завет, через Евангелие.

ПРЕДИСЛОВИЕ

"Я не боюсь людей, ибо не жду
и не желаю от них ничего".


А. Сент-Ив д'Альвейдр3.

= Данное высказывание придётся прокомментировать, настолько оно философски глубокое. Это состояние аскета, аскетизма. У которого нет каких-либо отношений с людьми. Он весь живёт с Богом и весь в Боге. Бога он считает надёжной опорой. Бога надо бояться — « Выслушаем сущность всего : Бойся Бога и заповеди Егособлюдай, потому что в этом Всё для человека (Еккл. 12, 13) С другой стороны, здесь показан и «мир сей», который весь в грехе. Ждать что-либо доброе от человека бесполезно. И даже насильственная смерть для него не страшна, поскольку смерть — это начало другой вечной вечной жизни. А эта земная временная жизнь — жизнь странника, пришельца. Арсений Великий по этому поводу сказал: « Всех люби, от всех беги».

Далее идёт характеристика эпохи, мыслительных взглядов того времени и необходимость синтезирование научных знаний.

Культура конца XIX века, ее характер и первенствующие стремления суть следствия усилий и исканий человеческого рода за последние восемь-девять столетий. Крестовые походы и рост императорской власти положили предел теократическому направлению жизни Европы, явились заключительным актом эпохи, когда все зиждилось на исключительном стремлении к религиозным идеалам. Первые гуманисты, начиная с Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо, положили основание новой эре, воздвигнув новое знамя, поставив новую цель человеческим стремлениям. 4 Круг друзей Козимо и Лоренцо Медичи, восприняв идеи Петрарки и Боккаччо, выработал начала мировоззрения, предначертавшего весь последующий ход мировой истории. Поняв бесплодность метафизических изысканий, раз они не связаны с данными эмпирического опыта, гуманисты поставили своим девизом изучение прежде всего того, что может быть исследовано эмпирическим путем. Время расцвета гуманизма и успеха реформации есть начало современной науки, ибо все то, что составляет гордость технической культуры, было достигнуто человеком лишь начиная с XV века. Именно с этой поры все усилия человеческого рода всецело направились к изучению отдельных явлений, к исследованию отдельных вопросов и к созиданию отдельных отраслей человеческого знания. 5

=Эта одна сторона человеческих поисков, человеческих стремлений. Но для чего они ? Какая цель в этих метафизических изысканий ?

Задумаемся, о чём мечтает человечество, к чему оно призывают человека ? Что выражают все религиозные мировоззрения, философские теории, атеистические взгляды, учёные социальные теории и т. д. ? Есть ли что-то такое единое, общее у всех разных религиозных доктрин, философских течений, научных социальных теорий. Конечно же есть. Это прежде всего моральные нормы. И второе- коль они все рассматривают человека, то и показывают его желания, его потребности, его назначение и т. п. Все эти теории, концепци о человеке, говорят, что он (человек) всегда ищет и стремится к тому, что именуется «благо» (философский термин) или к счастью, по мирскому, или к блаженству. Вообще это свойство человеческой природы- поиск благ, наслаждений и удовольствий. В религиозном же отношении — это Царство Божие, (не рай, а Царство Божие), которое по Евангелию « внутри вас есть». У философов — это поиск истины. То есть то, что есть на самом деле и как оно есть.

 

 

Когда мы используем какое-то оборудование или машину,  мы стараемся узнать как они работают, как они устроены и как нужно с ними обращаться. Это всё есть в инструкции пользователя, которая из себя и представляет истину (правду) этой машины. Истина есть знание правильного. Если мы касаемся жизни, то истина есть правильное направление жизни, верное знание законов жизни как они есть. И вот если я это всё знаю и употребляю, то я от жизни получу удовольствие, некое блаженство. И наоборот : если я где-то нарушил закон, по неведению ли, по своему безрассудству ли, то я получу совсем другие последствия.

 

Я этим хотел ещё раз подчеркнуть, как важно знать истину, то есть знание того, что есть на самом деле и КАК оно есть. Вот на этом пути мы можем достичь того, чего желаем — блаженства, счастья, говоря другими словами — только правильное удовлетворение человеческих потребностей приносит благо.

 

Как понимает христианство это благо и как оно решает путь к нему? Какая основополагающая доктрина, из которой вытекают все последующие выводы, касающиеся человеческой жизни, содержится в христианстве и которую мы не найдём в других религиях ? Прежде всего и во главе всего — в правильном понимании сущности человека.

 

Это утверждение того, что по своей природе человек здоров, но есть целый ряд факторов, мешающие быть ему здравым и делают его несчастным в этом мире. Христианство предлагает беспрецендентное понимание человека в истории всерелигиозного сознания. Все религии, все мировозренческие и интеллектуальные течения, все науки, связанные с изучением человека,  утверждают, что мы хороши, но не умеем житьили не знаем как жить. Нам нужно знать КАК жить, для того чтобы мы все стали хорошими.

 

Христианство утверждает, как и многие религии, что человек создан Богом и создан прекрасным, но в силу грехопадения природа человека глубоко изменилась, если сказать мягко, глубоко повредилась, природа человека поражена в корне. Она стала смертной и то,  что мы видим проявление смерти в обычной жизни, на самом деле это есть не что иное как только видимое выражение той пораженности человеческой природы, которое произошло в целом в человеке. Называется это поражение, искажение различными терминами. В богословие это — первородный грех. Речь идёт не об акте, совершённом прародителями, а о том состоянии, в которое впала наша человеческая природа в результате отпадения от Бога.

 

Но обратите внимание- человечество так и не нашло идеального социального устройства государства, правильный общественный строй, не победило нищеты и голода, не приостановило войны, раздоры, грабежи. Это видимый факт. Значит все теории были не верны. Да и как они могут быть правильными, если все мыслители не исходили из знания сущности человека, его истинной природы. Вот в чём беда всевозможных мудрецов.

 

Так продолжалось до конца XVIII столетия, когда произошел великий перелом истории: от изучения единичных вещей человек перешел к стремлению познать их синтез, и век энциклопедистов в преемственной его связи со столпами эмпирической философии есть эпоха созидания человечеством синтеза всего познанного на пути предыдущих веков.

Однако, столь долго идя исключительно опытным путем, основываясь лишь на внешней, формальной, стороне явлений, разум человеческий и теперь, естественно, стал искать синтез в том же самом модусе сознания, стремился найти эмпирический синтез, т. е. непосредственно ощущаемую первооснову. Таковой первоосновой явилась материя, и это учение, обобщаемое со всеми различными его частными течениями, есть то, что известно под именем материализма.

XIX век — это эпоха, когда человек стремился утвердить свой гипотетический синтез, стремился выявить его во всей полноте, претворить в реальность и связать со всеми дифференциальными деталями. Этот век есть в действительности лишь заключительный аккорд долгого пути; именно в течение него человеческие искания вылились во вполне определенную форму, достигли, казалось, конечных ступеней своего развития. Настало время, когда, по всецело господствовавшему мнению, оставалось сделать лишь последние заключительные штрихи, чтобы закончить вполне величественный Храм Знания. 6 Это было грустное время, потому что самое знание человека начало давить его. Все было так ясно, так определенно, что вся будущая жизнь людей должна была, казалось, быть посвящена лишь скрупулезному анализу давно известных фактов. Отдельные открытия, изученные законы и вполне достоверные гипотезы так слились между собой, так проникли взаимно друг друга, образовали столь совершенно замкнутое целое, что в будущем нечего было ждать сколько-нибудь значительных открытий. Большинство представителей почти всех отдельных отраслей знания человеческого открыто признавало, что век великих гениальных открытий кончен, что будущее истории науки будет лишено ярких красок, что оно будет представлять из себя лишь гигантскую совокупность тщательнейших повторных опытов и детальных исследований. Дух живый отлетел от людей, жизнь потеряла всякую ценность, ибо хотя грандиозный успех позитивной науки и техники и давал все удобства жизни, но всем высшим запросам человеческого существа вовсе не оставалось места. Все, что есть в человеке чистого, высокого и прекрасного, этой культурой совершенно игнорировалось, за ним отрицалась всякая реальность, всякая субстанциональная ценность и лишь в лучшем случае терпелось, как забава и отдых, на различных "фабриках удовольствий". 7 Идеалов не стало, ибо отрицалась самая возможность чего-либо высшего, чем сама жизнь. Тождественность природы синтеза с единичными явлениями породила коллективизм и поставила его на место синтеза; не только индивидуальность, но и личность исчезла; воцарилось царство толпы — этого естественного образа материального синтеза, пародии Синтеза Истинного. 8

Несмотря на пышность формы созданного им знания, человек, тем не менее, непрестанно наталкивался на противоречия.

Это продолжается и сейчас и будет продолжаться.

Он не только откидывал, как иллюзию, даже реальность собственного самосознания, но и чувствовал, вместе с тем, что все его знание на веки бессильно дать ответ на какой-либо вопрос, как только он касается сущности явлений. Человечество выстроило грандиозное здание на песке, на раздробленных единичных сведениях, не связанных между собой, оно приняло за основание мир явлений, забыв, что все части его вечно перемещаются по отношению друг к другу.

Тут речь о познании. А их всего три типа- эмпирическое, рациональное и религиозное. Первые два для познания вещей, явлений и т. д. расчленяют предмет для рассмотрения в отдельности.  Религиозное видит в целости, в единении. И те и другие познания необходимы, но у каждой есть и минусы и плюсы.

Мы не знаем не только сущности явлений, но и простых вещей. Именно и они то являются сложными. Мы не знаем простых вещей вокруг себя, а что говорить о вещах, которые заходят за пределы нашего разума. «Значение всех понятий и слов, которые мы употребляем, не могут быть точно определены, кроме математики. По этой причине с помощью рационального мышления мы никогда не сможем придти к познанию абсолютной истины», говорит Розенберг.

 

 Каждое понятие условно, оно отражает определённый опыт, отражает контекст употребления этого понятия.

 Вот почему, когда извне сферы эмпирического опыта, из глубин духа человеческого, последовал удар, все величественное здание должно было пасть, смытое волнами, хлынувшими из внесознательной стороны человеческого существа. 9 Человек не сумел сразу создать истинный синтез, он выявил все следствия из начальных постулатов, но он и не пытался подвергнуть их самих анализу, затемняя вопрос или попросту открыто сознаваясь в своем бессилии. "Все известно, все объяснено, все следует одно из другого, но все одинаково непонятно"вот лозунг отошедшей эпохи.

Начало XX века — это резкий переворот во всех отраслях человеческой мысли.

=Писалось сие в начале, как мы видим, в начале 20 века и сказанное верно. Особенно по части научно-технического прогресса. Но вдумаемся : достигло ли человечество общего прогресса ? Стало ли человечество лучше, добрее, гуманнее? Может быть прекратились войны? Может быть нет голода на земле ? Ведь если посмотреть на всю историю человечества (есть даже такая громадная книга- «История человечества»), то мы видим постоянные войны, раздоры, грабежи, убийства и прочие дела. О чем это говорит ? О том, что в человеке что-то не так, чем-то он болен духовно, то, что у него внутри. Во всяком случае я не могу назвать его умным как бы мне это не хотелось. Уж больно убедительные факты стоят передо мной.

А теперь коснёмся человечества со стороны экологии, которую оно создаёт. Приведу мнение не религии, а ученых.

                  Никита Моисеев.  «Обращение»

«Вся планета, как и наша страна, находится на пороге неизвестности и непредсказуемости. Можно лишь утверждать с достаточной долей уверенности в своей правоте, что планета и мировое сообщество вступают в новую стадию развития. Человечество превращается в основную геологообразующую силу. Необходимо признать также, что в результате человеческой деятельности нарушилось естественное равновесие природных циклов, восстановить которые известными нам методами невозможно. Деятельность человечества, вероятнее всего, ведет к деградации биосферы и неспособна гарантировать существование Человека в ее составе.

Причина этого заключается в том, что антропогенная нагрузка на биосферу стремительно возрастает и, вероятно, близка к критической. Человек подошел к пределу, который нельзя переступить ни при каких обстоятельствах. Один неосторожный шаг — и человечество сорвется в пропасть. Одно необдуманное движение — и биологический вид Homo Sapiens может исчезнуть с лица Земли. При этом глобальная экологическая катастрофа может подкрасться совсем незаметно, совершенно неожиданно и столь внезапно, что никакие действия людей уже ничего не смогут изменить.

Хочу подчеркнуть, что такая катастрофа может случиться не в каком-то неопределенном будущем, а, может быть, уже в середине наступающего XXI века. » 24 февраля 2000 г.

Вот такие печальные факты : мы на пороге катастрофы.

Родилось непоколебимое стремление к анализу конечных причин, подверглись изучению все те первоосновы, все те постулаты, на которых зиждилась наука в продолжение стольких веков. Если периодическая таблица Менделеева перевела химию в совершенно иную, несравненно более высокую плоскость, если внешнее родство элементов стало невольно наталкивать человеческую мысль на единство природы, то открытие радия нанесло смертельный удар всем, бывшим дотоле основными, космическим гипотезам. И вот, в течение каких-либо 20-30 последних лет, за срок совершенно ничтожный в привычном масштабе истории, все основы науки пошатнулись в самых корнях своих. Если время и пространство, эти основные модусы мышления, были поколеблены Кантом, Шопенгауэром, Лобачевским и Риманом, то открытие принципа относительности Эйнштейном10 и теория М. Аксенова и Германа Минковского11 окончательно показали нелепость приписывания общепринятым воззрениям на них хотя бы доли реальности. Принцип относительности сделал невозможным самый приступ к учению о пространственности и протяжении во времени как о первичных категориях вселенной, а вместе с электромагнитной теорией света Максвелла он окончательно убил гипотезу об эфире. 12 Материя потеряла субстанциональность своего бытия и претворилась лишь в кристаллизированную энергию через открытие радия и дематериализации материи. 13 Учение об энергии пыталось одно время стать на место материалистических воззрений, но закон энтропии, в связи с бесконечностью вселенной во времени, своей собственной силой, логически делает невозможным самое ее существование. 14 Таким путем, у величественного здания материалистической науки XIX в. , бывшего еще столь недавно, казалось, почти законченным, теперь выбиты все основания. 15

"В настоящее время мы вновь переживаем время ломки старого научного здания, но такой ломки, которой не знает история науки, и которая по обширности и основательности далеко оставляет за собой все прежние, все, которые выше были нами приведены в виде примеров. Эта ломка, этот неслыханный по своей грандиозности научный переворот, прежде всего, тем замечателен, что он почти одинаково затрагивает все отделы физики. Ни одна из частей великого научного здания, сооруженного работой нескольких столетий, не остается в прежнем ее виде; все они до основания разрушаются, вся физика заменяется новой. Но это еще не все! Разрушается не только наука, составляющая достояние сравнительно немногих, но в самом корне переиначиваются наиболее основные, элементарнейшие представления обыденной жизни, с которыми мы свыклись с малолетства, которые казались не подлежащими никакой критике, никакому сомнению. Разрушаются даже такие истины, которые никогда и никем не высказывались, не подчеркивались, потому что они казались самоочевидными, и потому, что ими бессознательно пользовались все и клали их в основу всевозможных рассуждений".

Заслуж. орд. проф. СПб. Универ. О. Д. Хвольсон. 16

Наступающая эпоха бесконечно отлична от только что минувшей; она есть время перелома, подведения итогов, искания новых путей, выявления новых целей. Все виды мышления, все отрасли науки испытали полный внутренний переворот, они изменились настолько, что подчас с прошлым их связывает одно лишь название. Для человека, стоящего вовне этих новых идей, этот великий перелом всемирной истории проходит бесследно, но он не может не чувствовать его, ибо перевороту в сущности соответствует и переворот в форме. Развитие средств сообщения, падение влияния быта, общность форм жизни в различных государствах, уменьшение значения границ, попытки создания международного языка, интернациональность целого ряда организаций, обезличение властей, как центральных, так и местных, чрез видоизменение их в анонимные общества — все это является низшим, внешним отражением духовного стремления человечества к синтезу, к разрушению единичных форм. Великая война, заливающая мир океаном крови, сметающая народы и изменяющая всю жизнь на земле, есть лишь слабый отзвук той великой борьбы, которая происходит в сознании вселенского человечества при столкновении двух великих эпох, бесконечно разнствующих друг с другом.

"По закону разделения исторического труда, один и тот же культурный тип, одни и те же народы не могут осуществить двух мировых идей, сделать два исторические дела, и если западная цивилизация имела своей задачей, своим мировым назначением осуществить отрицательный переход от религиозного прошлого к религиозному будущему, то положить начало самому этому религиозному будущему суждено другой исторической силе".

Владимир Соловьев. 17

Наше время — это сближение того, что еще так недавно казалось совершенно противоположным, навеки разделенным непримиримостью противоречий. Наука и религия, столь долго имевшие лишь потенциальную связь через философию, теперь все больше сходятся между собой и с удивлением констатируют единство мировоззрений. Так в области позитивных исканий разум стал уходить вглубь, в искание синтеза, так и в религиозной сфере люди стали уходить в мистицизм, в сокровенную сущность религиозных учений Конечный синтез не может не быть единым, а потому конечный мистицизм и конечный научный синтез оказываются неразрывно связанными друг с другом; оба они выливаются в абсолютное учение, единое, но различно преломляющееся в научный разум и разум религиозный.

"Тайны природы", говорит иерофант Фракии, "те же, что и тайны религии, и может существовать лишь единая доктрина, ибо существует лишь один принцип существ. Мы чувствуем импульсом нашего гения, что человек рожден для познания, но мы также должны читать природу и качества существ по их оболочкам. Уметь читать эти знаки есть первая степень науки. Но эта природа и эти качества имеют сходство между собой, что надо также уметь понимать, и эти знаки более трудны для чтения, что составляет вторую степень науки; но обнажить существа от их оболочек, видеть их такими, каковы они есть, — это последняя степень науки и мало, кто этого достигает. Тогда только человек делается могущественным и в словах, и в трудах" 18. . .

Раскол между религией и наукой, основание которому было положено гуманистами, достиг высшего расцвета своего в конце XIX века;

=Сейчас нет никакого раскола, нет никаких противоречий. Есть противоречия между религией и атеизмом, но это было испокон века. Об этом ещё скажет Шмаков. Наука и религия — это два полюса знания. У каждой из них своя задача, а следовательно и методы, и методика, и принципы познания.

именно в это время позитивизм и мистицизм стали противоположными полюсами человеческого мышления, не только объявившими войну друг другу, но и начавшими вовсе друг друга игнорировать, что и является, конечно, высочайшей степенью непримиримости.

Единство конечной истины не может не выливаться в общую однообразность путей к ней приближения; при всей многоразличности отдельных форм, вся их совокупность не может не быть проникнута внутренним единством, сказывающимся в стройности и гармоничности совокупной системы всех отдельных путей. Позитивизм и мистицизм в своих конечных степенях развития приводят нас к познанию двух сторон человеческого духа, двух методов его самоутверждения. Как тот, так и другой в своей истинной природе представляют собой осуществление основного стремления духа человеческого познать себя как в сущности, так и в закономерности своей дифференцированной природы. Будучи в этом аспекте сознания тождественными, они являются в другом аспекте противоположными друг другу.

Позитивизм есть стремление человеческого духа сознать себя в синтезе дифференциальной природы, созданном путем внешнего опыта в мире явлений. В силу этого, внешняя форма позитивного познавания всегда объективна, т. е. , иначе говоря, данные, критерий и сама закономерность заключений в нем всегда непосредственно основывается и проистекает из истины внешней — мира явлений. В полную противоположность этому, мистицизм есть стремление человеческого духа сознать себя в синтезе дифференциальной природы, путем внутреннего опыта, т. е. последовательным отождествлением отдельных аспектов своего Я с явлениями внешнего мира и утверждением последних как феноменов, проистекающих из ноуменального духа и посему имеющих лишь иллюзорное бытие по закону среды. В силу этого, внешняя форма мистического познавания всегда адекватна, т. е. , иначе говоря, данные, критерий и сама закономерность заключений в нем всегда непосредственно основывается и проистекает из истины внутренней — из непосредственного самосознания духа. Оба вида самосознания взаимно дополняют и утверждают друг друга; в отдельности каждый из них имеет лишь относительную свободу, ибо развитие сознания духа в двух соответствующих аспектах стремится быть параллельным и допускает лишь дифференциально малые колебания. Совершенный человек должен одинаково следовать по обоим путям, совмещая их в полной гармонии.

=Какого же «совершенного» человекаон имеет ввиду? Что это за понятие? Трудно сказать. Скорее всего, надобно бы сказать «человек, стремящийся к совершенству. Помните Библейское?

«Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный» Иисус.

 

 Истинный маг одинаково всеведущ как в области мистики, так и в области позитивных знаний, и именно совмещение этих двух течений человеческой мысли есть признак, определяющий самое понятие о маге. 19 Будучи в своей истинной природе неразрывными, позитивизм и мистицизм в лице своих представителей через обоюдное непонимание разошлись между собой. В сущности говоря, это расхождение было только видимым, иллюзорным, ибо от человека не зависит сущность явлений и он может изменять лишь кличку. Уйдя целиком во внешнюю форму этих основных течений человеческой мысли и не желая не только воспринимать, но и даже слышать другого учения, представители позитивизма и мистицизма породили каждый в их собственной среде разделение, вполне подобное тому, которое утверждает позитивизм и мистицизм в области самого духа.

Первоклассные представители позитивной науки не могли не чувствовать мистического пути,

= я бы сказал «религиозного пути», но у него, видимо, мистика как синоним религии.

 но эти свои переживания они или вовсе скрывали, или оставляли в неразработанной форме; таковы, например, Ньютон, Паскаль, Кеплер, Декарт и многие другие.

= Я добавляю на сегодня ещё плеяду верующих учёных:

каноник Н. Коперник (†1543), совершивший переворот в астрономии;
И. Кеплер (†1630), обосновавший гелиоцентрическую систему;
Б. Паскаль (†1662) — физик, математик, религиозный мыслитель, основоположник классической гидростатики;
И. Ньютон (†1727) — физик, математик, астроном;
М. Ломоносов (†1765) — ученый-энциклопедист;
Л. Гальвани (†1798) — физиолог, один из основоположников учения об электрическом токе;
А. Ампер (†1856) —основоположник электродинамики;

А. Вольта (†1872) — также один из основателей учения об электричестве;
Г. Мендель (†1884) — августинский монах, основоположник генетики;
Ж. Дюма (†1884) — основоположник органической химии;
С. Ковалевская (†1891) — математик;
Л. Пастер (†1895) — отец современной микробиологии и иммунологии;
А. Попов (†1906) — изобретатель радио;
Д. Менделеев (†1907) — создатель периодической системы химических элементов;
И. Павлов (†1936) — отец физиологии;

П. Флоренский (†1937) — священник, богослов, ученый-энциклопедист;
Э. Шрёдингер (†1955) — один из создателей квантовой механики;
Б. Филатов (†1956) — офтальмолог;
Л. Бройль (†1987) — один из создателей квантовой механики;
Ч. Таунс (†1988) — один из создателей квантовой электроники;

 "Лишь малое знание удаляет от Бога, большое вновь приближает к Нему" — сказал первый из них, и этим запечатлел общеизвестный исторический факт, что все великие люди науки и истории были людьми верующими. Эти гиганты позитивной мысли представляют собой мистический полюс позитивизма.

= Совершенно верно.

Второстепенные работники в области позитивных наук сплошь да рядом запутывались в грандиозности и многообразности мира явлений и забывали среди этого многообразия даже о своем собственном ищущем духе. Если титаны науки, во всеоружии знания, стремились подняться к нему, то ее ремесленники порой начинали видеть небо там, где оканчивалась чувствительность их измерительных приборов. Они не поняли природу синтеза,

= а ещё гораздо важней — природу человека

 воспринимаемого чрез беспрестанное увеличение глубины понятий и переход к высшему по аналогии, без нарушения природы категорий, они сочли за синтез суммарность, они определили его как агрегат единичных законов. Сюда относятся предстатели quasi-рационалистических школ материализма и атеизма, как, например, Бюхнер, 20 Геккель, 21 Штраус22 и другие; в своей совокупности они и представляют позитивный полюс позитивизма.

Истинные носители мистического знамени, познававшие мир непосредственным духовным сознанием, истории неизвестны. Их величие и истинная жизнь раскрываются лишь из эзотерических преданий и символов, из того несказуемого обаяния, которое эти адепты имели, как в свое время, так и на пути последующих веков, на все человечество; таковы неведомые мудрецы Гималаев и таинственные иерофанты Египта. Мы не знаем их собственной жизни, их собственных стремлений и достижений, но по грандиозности их светоносного влияния на человечество мы можем мысленно представить себе всю необъятность их собственного величия. Они жили вне и над жизнью,

= Вспомните эпиграф, взятый в начале предисловия : "Я не боюсь людей, ибо не жду
и не желаю от них ничего".


А. Сент-Ив д'Альвейдр3.

Вот состояние жизни аскета, верующего человека — он живёт вне и над жизнью. Но мы об этом уже говорили.

 но ничто не проходило без их таинственного влияния, они постигли вполне великий дар незримого управления умственной жизнью человечества чрез ослепительный блеск возвещенных ими скрижалей Вековечной Правды. Эти истинные адепты мистицизма представляют его положительный полюс.

Подобно позитивизму, среди мистиков последних веков огромное большинство всецело погрузилось в мир явлений. Но несмотря на тождество изучаемой ими природы, позитивисты позитивизма и позитивисты мистицизма подходили под различными углами зрения. Зная дух и всеобъемлемость его царствования, мистики не могли всецело увлечься формами и явлениями, но, вместе с тем, они подчас невольно забывали свою конечную цель и целиком силы свои посвящали разработке конкретных вопросов. Идя дедуктивным путем, мистики переходили к изучению дифференциальной природы и настолько увлекались ей, что их исследования теряли всякую связь с синтезом и, с внешней стороны, они стали вполне подобными узким позитивистам. Сюда относится громадное большинство как средневековых, так и современных мистиков; в своей совокупности они и представляют собой отрицательный полюс мистицизма.

Резюмируя изложенное, мы видим, что представители эволюционирующей человеческой мысли разделились на четыре большие группы, чрез расчленение позитивизма и мистицизма, в свою очередь, на два полярно противоположных полюса. Низшей группой являются представители позитивного позитивизма, затем следует мистический позитивизм, потом позитивный мистицизм и, наконец, мистический мистицизм.

Представители позитивного позитивизма потерпели полное фиаско силой самого хода эволюции позитивной науки, как мы это показали в начале настоящего предисловия. Можно сказать, что эта группа существует лишь в историческом прошлом, теперь ее вовсе нет, и сомневаться в этом может лишь тот, до чьих ушей не дошли величайшие открытия человеческого гения за последнюю четверть века. Школа позитивного мистицизма открыто стала провозглашать то, что еще так недавно осмеивалось самовлюбленным невежеством. Соединив в себе весь опыт позитивных изысканий человечества, эта школа, вместе с тем, идет полным ходом к слиянию с адептами мистицизма. Целый ряд известных ученых убеждены только одной логикой своих опытов в реальности многого из сферы мистики; таковы, например: Крукс, Руссель Уемес и Мариан в Англии, Карл Дюпрель и Цельнер в Германии, Эдланд и Турнебон в Швеции, Ломброзо и Киайа в Италии, Фламмарион, де Роша и Густав Лебон во Франции и много других. Если Крукс со своей Кэтти Кинг еще мог быть осмеян за то, что при свете позитивного знания он открыто рискнул коснуться области Неведомого, то ныне такие блестящие представители науки, как Резерфорд, Вильям Рамзай23 и Содди, открыто занимаются исследованием превращений химических элементов и самой дематериализации материи, т. е. исполнением заветной мечты алхимиков, окруженные почтительным молчанием позитивистов мира.

"For I wish to point out that the emotional creed of educated men is becoming divorced from their scientific creed; that just as the old orthodoxy of religion was too narrow to contain mens knowledge, so now the new orthodoxy of materialistic science is too narrow to contain their feelings and aspirations, and consequently that just as the fabric of religious orthodoxy used to be strained and overpassed in order to admit the discoveries of geology or astronomy, so now also the obvious deductions of materialistic science are strained and overpassed in order to give sanction to feelings and aspirations which it is found impossible to ignore".

Myers24

Если позитивный позитивизм уже окончательно выполнил задачу свою и потому ушел в царство теней, то мистический позитивизм еще сохраняет жизненность, заканчивая свою миссию, однако и его дни уже сочтены.

Мистицизм средних и новых веков в Европе вылился в совершенно особую форму, присущую лишь ему одному и резко отличающую его от мистицизма древнего мира. Первое, что прежде всего бросается в глаза — это отсутствие самодовлеющей философии. Если история древности есть история философских систем, то наоборот, весь европейский мистицизм проникнут привязанностью к семитической космогонии, поистине достойной лучшей участи. Европейским мистицизмом не было создано ничего самобытного, так и того, что хоть сколько-нибудь относилось к миру причин. Он не только забыл всю многокрасочность древних эзотерических учений, но даже потерял память о философско-религиозных системах Индии, дойдя до полного игнорирования всего, что не заключалось в мистицизме гебраизма. 25 Все усилия средневековых и новейших мистиков сводились к разработке конкретных вопросов, единичных теорий, но и эти изыскания они неведомо зачем покрывали столь густым покровом эзотеризма, что, воистину можно сказать, — легче самому воссоздать любую из мистических теорий, чем дешифрировать многотомные и туманные фолианты новейших мистиков. 26

При сравнении между собой дошедшего до нас древнего мистицизма, хотя бы Пуран и Упанишад Индии, с темными хитросплетениями Парацельса, Постеля, Этейлы и других, невольно бросается в глаза, что в то время как древность гласит как живой глагол, власть имеющий, так, наоборот, у новейших мистиков дух живый давно отлетел. Трепетно жаждавший конечной и абсолютной Истины, древний индус уходил в недра своего чистого духа, сокращал все свое существо в единый волевой синтез, забывал свою личность и на могучих крыльях гордого самосознания своего "Я" воспарял в безбрежный океан Единого Вселенского Духа, грезящего о Своей Майе, вечно изменчивой, вечно трепещущей совокупности бесконечных свойств, потенциальных форм" — различных модусов Его Самосознания. Индус отвергал все, он искал одну лишь Реальность, он стремился к ней и он ее находил! Древний индус, как и древний египтянин, своим духом плавал в вечности, он наслаждался счастьем предвосхищения конечного достоинства Божественного Совершенного Человека, себя во всем сознавшего, себя во всем утвердившего, от всего отрекшегося, погрузившегося в Ничто и ставшего Всем. Индусы и египтяне любили науку, но их знание было самой жизнью; отвергая форму в принципе, они умели реализовать свои воззрения и могучим духом своим они свели ее в иллюзию совершенную. Их наука, их знание были оплотом свободы, они наполняли их дух простором великим, давали ключ к реальным законам, давали реальную власть.

= Печально, то Шмаков обошёл так называемых Святых Отцов в христианстве, бывших в начале века (Иоанн Златоуст, Григорий Палама, Григорий Нисский и т. д. ) и до последних времён- Серафим Саровский, Иоанн Кронштадский, Феофан Затворник и др. , которые были богодухновенны, достигали богоподобия, к чему человек и призван, находили Бога не где-то на небесах, а в себе, о чем не раз говорил Иисус « Бог внутрь вас есть».

"Даже самая возвышенная философия европейцев, идеализм разума, выдвинутый греческими философами, кажется в сравнении с обильным светом и силою восточного идеализма какой-то маленькой Прометеевой искрой, слабой, дрожащей и всегда готовой погаснуть среди целого наводнения божественного сияния полуденного солнца".

Шлегель.

"Веданте принадлежит особое, единственное место между системами философии всего мира. Возвысив "Себя" человека или истинную природу Эго, веданта связывает его с Сущностью Божества, Которое безусловно Непорочно, Совершенно, Бессмертно, Неизменяемо и Одно.

Вот такой и был человек до грехопадения. Это называется его естественное состояние, не искаженное затем грехом, отделением от Бога. «Которое безусловно Непорочно, Совершенно, Бессмертно, Неизменяемо и Одно. ». Одно. По православию- после грехопадение человек разделился на три главные, независимые части — ум, сердце и тело. Как лебедь, рак и щука. Каждому своё. Бог триипостасен, в трех ипостасях, будучи Одним. Бого-подобие человек потерял, нет Единого, этого «Одно». А характеристику дал первоначальному Адаму(человеку) замечательную, точно по православному учению.

Ни один философ, ни даже Платон, Спиноза, Кант, Гегель, или Шопенгауэр, не достигли такой высоты философской мысли. . . Ни один из философов, не исключая Гераклита, Платона, Канта или Гегеля, не отважился воздвигнуть такой высокий монумент, на вершине которого уже не страшны ни бури, ни молнии.

Философия, при построении теорий, действительно не принимало во внимание онтологию человека, сущность человека для неё вне поля исследования, природа человека оставалась закрытой. А вот христианство показывало, что сущность человека такая же как сущность Божества. Оно говорило, что человек богоподобен, что человек создан по образу и подобию Божьему и чтобы познать Бога, надо познавать себя, поскольку Он в тебе. Да, человек богоподобен, правда он сейчас ниспал, потерял своё естественное богоподобное состояние. Но к этому и призывает христианство — придти в естественное

Первоначальное состояние. Есть такое слово — «обожение», с ударение на второе О.

 

Камень следует там за камнем в строгой последовательности, после того, как однажды первый шаг был сделан, после того, как однажды ясно было усмотрено, что вначале мог быть только Один, подобно тому, как и в конце будет только Один, назовем ли Его Атманом или Брахманом".

Макс Мюллер.

"Нет ничего более возвышенного и благодетельного для человечества, чем изучение Упанишад. Они были утешением в моей жизни и будут утешением в моей смерти".

Шопенгауэр

Европейские мистики нашей эры были истинным олицетворением бессилия. Из уст в уста они передавали древние как мир тайны, старательно оберегая их от непрошеных любопытных взоров, наивно и дерзновенно думая, что сохранение истины и незапятнанность ее грубыми руками невежд может зависеть от их личных действий. Таинственность превратилась для них в забаву; эзотеризм всякой истины, как естественного удела лишь призванной аристократии духа, был понят ими как скрывание клада от хищников; они сберегли этот клад, но годы пребывания его в земле сделали свое дело, и когда они попытались впервые отрыть его, то невольно убедились, что все истлело.

= Как верно ! Всё истлело. О чем я говорил в своём предисловии. Все эти философские идеи, различные мыслительные теории провалились, исчезли как пар, истлели. Лишь остается от начала и до конца века истина, то есть правда, то есть КАК оно есть. И истина не меняется, не изменяется.

 

 Скрывая, они могли скрыть лишь от себя самих, они сделали это и поэтому стали посмешищами своего рока.

"Религия разделяется на внешнюю и внутреннюю, равно и школы Премудрости разделяются на внешние и внутренние; внешние владеют буквой иероглифов, а внутренние — духом и смыслом; внешняя религия соединяется с внутренней обрядами, внешняя школа мистерий соединяется с внутренней иероглифами. Сыны Истины! Существует лишь Единый Орден, Единое Братство, Единый Союз Единомышленников, цель которых овладеть Светом, и только неразумие воздвигло из этого центра бесчисленное множество орденов. Множественность лежит в обрядах внешнего, а Истина только во внутреннем.

И по сей день эта мысль актуальна. Речь вот о чём.

У веры (религиозной) есть внешняя сторона- таинства, обряды, свечи, хождение в Церковь, крёстные ходы- это внешняя сторона. Никакое крещение, ни постриги, никакое таинство, никакие звания, ни степени священства не делают человека христианином. Это лишь средства, которые МОГУТ послужить к внутреннему духовному преобразованию, момочь придти к состоянию того разбойника или того мытаря, который не набрал силы войти в храм, считая себя недостойным. Это видимая сторона веры.

Но есть и внутренняя сторона — это то, что происходит у тебя в душе, это твое состояние духа. Бог есть Дух. Духовность человека — это подобие Ему,  это степень победы человека над своими страстями. Духовность — это внутренний мир человека, состояние его души. Это степень приобретения человеком христианской любви. Вот это вторая, невидимая сторона веры. Об этом и говорит Шмаков- «Истина только во внутреннем»

 

Многочисленность братств зависит от разнообразий иероглифических толкований, согласно времени, нуждам и обстоятельствам; истинное же Собратство Света может быть только Единым. Всякие ошибки, всякие расколы, веяния недоразумения, все, что в религиях и тайных обществах дает повод к стольким заблуждениям, относится исключительно к букве, а дух остается неприкосновенным и святым. Все это относится к внешнему покрову, на котором написаны иероглифы, церемонии и обряды и нисколько не касается внутреннего. Наше желание, наша цепь, наша обязанность — оживить всюду мертвую букву, всюду придать душу иероглифам, а безжизненным знакам живую истину, всюду сделать бездеятельное деятельным, а мертвое живым. Но все это мы способны совершить не сами по себе, а духом того света, который является Премудростью, Любовью и Светом Мира, и который желает стать нашим духом и нашим светом. До сих пор самое внутреннее святилище было отделено от храма, а храм осаждался находящимися в преддверии; наступает время, когда внутреннейшее святилище должно соединиться с храмом, чтобы находящиеся в храме могли воздействовать на тех, кто в преддверии, пока преддверия не будут отброшены во вне. В нашем тайном святилище все мистерия Духа и Истины сохранились в чистоте и никогда оно не могло быть осквернено профанами или запятнано нечестивыми. Святилище это невидимо, как невидима сила, познаваемая лишь по ее действию. В нашей школе можно всему научиться, ибо Наставник нам — это Сам Свет и Его Дух. Наши науки это наследие, обещанное избранным, или тем, кто способен получить Свет, а знание наших наук есть полнота Божественного Союза с детьми людей".

Эккартсгаузен27

В мире нет ничего нового,

Об этом ещё 3000 лет назад ! сказал Экклесиаст (царь Соломон) : « И нет ничего нового под солнцем».  Библия, Ветхий Завет,  « книга Экклесиаста».

человеческая цивилизация движется по спирали и из века в век люди проходят по тем же самым путям, лишь различно расцвечивая их, согласно своим индивидуальным особенностям. История, ведомая нам, обнимает лишь крохотную часть истинной полной истории; она не сохранила памяти о бывших блистательных эрах жизни и деятельности человечества как в мире духа, так и в мире разума. Истина и стремление к ней человека вечны; как реальность, она не может не быть единой; вот почему Высшее Ведение, почерпнутое из затаеннейших областей духа, не может зависеть от внешних условий; незыблемость сущности должна выливаться в незыблемость в разуме. Учение об истине на пути веков было преемственно, оно пережило не только расу, впервые поднявшуюся до него, но и самую память об ней; из века в век оно хранилось служителями своими, которые суть истинные представители аристократии духа. Запечатленное в символах, оно дошло до нас в древнейшем памятнике мысли человеческой, происхождение которого теряется в тумане веков. Этот памятник есть Священная Книга Тота, 28 Великие Арканы Таро.

"Через завесу всех иерархических и мистических аллегорий древних учений, сквозь мрак и причудливые испытания всех Посвящений, за печатью всех Священных Писаний на развалинах Ниневии и Фив, равно как на изъеденных временем камнях древних храмов, на почерневших лицах сфинксов Ассирии и Египта, в чудовищных или чудесных рисунках, переводящих для верующих Индии священные страницы Вед, в странных эмблемах наших старых алхимических книг, в церемониях приема, практиковавшихся всеми таинственными обществами. . . повсюду мы находим следы Единой Доктрины, повсюду тождественной, повсюду тщательно скрываемой. . . Оккультная философия, по-видимому, была кормилицей или крестной матерью всех религий, тайным рычагом всех интеллектуальных сил, ключом ко всем Божественным таинствам и абсолютной властительницей общества в годины, когда она была исключительно предназначена для просвещения первосвященников и царей.

Она царила в Персии вместе с магами, которые погибли, как погибают повелители мира, злоупотребившие своим могуществом; она одарила Индию самыми чудесными преданиями и невероятной роскошью поэзии, прелести и ужаса своих эмблем; она просветила Грецию при звуках лиры Орфея; в смелых вычислениях Пифагора она вложила конечные принципы всех наук и всех успехов человеческого духа, она исполнила сказку своими чудесами; история, как только бралась за изучение этого неведомого могущества, сама претворялась в сказку; своими оракулами она потрясала или утверждала империи, заставляла бледнеть тиранов на их тронах и господствовала над всеми умами, маня своей таинственностью или преклоняя их страхом. Для этой науки, говорила толпа, нет ничего невозможного: она повелевает элементами, знает язык звезд, луна на ее зов падает кровавой с неба, мертвецы встают из своих могил, повторяя замогильный шепот ночного ветра, проносящегося чрез их черепа. Властительница любви и ненависти, наука, может доставить по своему желанию рай или ад сердцам людей; она всецело располагает всеми формами и распределяет, как ей угодно, красоту и безобразие; при помощи палочки Цирцеи она превращает также людей в скотов и животных в людей, она располагает даже жизнью и смертью и может доставить своим адептам богатства посредством превращения металлов и бессмертие при помощи своей квинтэссенции и своего эликсира, составленного из золота и света. Вот чем была Магия от Зороастра до Манеса, от Орфея до Аполлония Тианского, до того как позитивное христианство, восторжествовав, наконец, над прекрасными мечтаниями и грандиозными стремлениями александрийской школы, осмелилось публично поразить эту философию своими анафемами и таким образом заставило ее стать еще более скрытой и таинственной, чем когда бы то ни было прежде".

Элифас Леви. 29

Бесчисленные поколения людей отошли в вечность с тех пор как человек впервые сознал свое царственное на земле достоинство.

Вот это вот и беда ! Вот это царственное на земле достоинство и привело человека к катастрофе. Возобнил первый человек себя царем мироздания и отошёл от Бога. Он теперь сам бог. И Бог ему не нужен. В этом и есть сущность грехопадения. А далее и всё потомство Адамово, весь род человеческий уже пораженный грехом, и весь род человеческий искажён, потерял первое своё состояние, о котором только что говорил Шмаков- Которое безусловно Непорочно, Совершенно, Бессмертно, Неизменяемо и Одно.

В действительности же, когда начинаешь изучать себя, познавать себя каков ты на самом деле и сколько у тебя выявится пороков, сколько страстей, то вмиг исчезнет твоё «царственное на земле достоинство» и ты увидишь,  «что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг». (Откр. 3, 7)

Самые имена племен и народов заволоклись постепенно веками и исчезли в их тьме. Всепоглощающее время вычеркнуло навсегда из нашего сознания даже мысль о возможности устремить наш умственный взор в седую древность человечества. Справедливо сказано, что если история человечества длится сутки, то мы едва ли знаем последние пять секунд. Египет, Китай, Вавилон и Индия — вот пределы, за которые не может проникнуть пытливый глаз историка. Былины, легенды и мифы освещают еще несколько тысячелетий в глубь веков, — затем все заволакивается непроглядной тьмой.

Как и теософия, которая возобнила себя «Божественной мудростью». Как говорит Библия о мудрецах: «называют себя мудрецами, безумцы». А в действительности один туман, одна демагогия, одно пустословие, ничего не дающее. А сколько таких учений, теорий, прожектов, «видений мира», «откровений» !

 Бесчисленное множество раз, даже за сравнительно ничтожный период известной нам мировой истории, изменялись клички народов, иссякала и вновь возникала юная кровь, создавалась культура и вновь разрушалась. Как в калейдоскопе, сменялись поколения людские с мыслями, надеждой и верой и вновь уходили в область забвенья. Ничто не оставалось неподвижным, все варьировалось, все изменялось. Волны людские смывали, растворяли в себе, а подчас и совсем уничтожали предшествовавшие цивилизации, катились неудержимо, слабели и затухали. Ничто не вечно, все проходит, все забывается.

Бурное море своими волнами, вечно бурлящими, гордыми и могучими неустанно изменяет лик земли: скалы рассыпаются в песок, спокойно ложащийся на дно, горные вершины исчезают в пучине. Но и само могучее море иногда встречает отпор в своем неудержимом стремлении. Вот встречает оно мощную грудь вулкана; с ревом несутся бешенные волны, гибнет все вокруг, самые скалы — подошвы гиганта — колеблются; кажется, еще немного, и наступит его неизбежная гибель. Но вот, как бы проснувшись, вздохнет своей грудью вулкан и из недр его поднимутся волны лавы, — и снова он делается грозным и непреодолимым. А между тем, вокруг море продолжает свою работу; новые и новые земли захватывает оно, и через несколько тысячелетий вся страна опускается на дно морское; один вулкан остается недвижим и все растет. Забудется имя страны, с недоумением будет встречать мореплаватель гиганта, но если он будет достаточно пытлив, смел и настойчив, то в слоях пепла он найдет остатки былых времен и сможет постигнуть историю злосчастной страны.

Так, средь бурных волн всепоглощающего океана времени стоит недвижимо великий Памятник давно минувшего. Откуда он, где его родина, какой сверхчеловеческий гений дал ему силу противостоять всему — мы не знаем и вероятно, знать не будем. Но его древность, древность баснословная сравнительно с жалким отрывком истории, ведомой нам, уже должна внушить благоговейное к нему отношение. Сколь же безмерно вырастает его величие, в сколь могучего гиганта он превращается, когда перед нашим восхищенным взором открывается, что кроме самой древности его жизни в этом Памятнике неисповедимыми путями сокрыты начала всех нитей от всех деяний человечества за всю его планетную жизнь?! — Этот памятник нам, европейцам, известен под именем Священной Книги Тота — Великих Арканов Таро.

Многие десятки веков тому назад царствующая ныне на земле белая раса получила от своей предшественницы это великое наследие, этот великий синтез знания человека и доступного его гению Откровения Божественного. Она по достоинству оценила его, и этот Памятник Божественной Мудрости лег в сущность всех Посвящений. Эта великая основа проявляется в каждой религии

= В христианстве это несомненно есть и всё учение Гермеса, этот синтез, ближе всего как мы увидим в христианстве.

постольку, поскольку она возвышается над дифференциальными частностями, возносится над условиями быта и времени ее народа и выявляет из своего существа отблеск абсолютного учения о вечной истине.

"Все религии сохранили память об одной первичной книге,

= Но не все отразили её в своих писаниях.

 написанной иероглифами мудрецами первых веков мира, символы которой, будучи впоследствии упрощены и вульгаризированы, послужили Писанию буквами, Слову — категориями, а оккультной философии — ее таинственными знаками".

Элифас Леви. 30

"Есть лишь единый Закон, единый Принцип, единый Агент, единая Истина и единое Слово. То, что в вверху, по аналогии подобно тому, что внизу. Все, что есть, есть — результат количеств и равновесий. Ключ затаенных вещей, ключ святилища! Это есть Священное Слово, дающее адепту возвышенный разум оккультизма и его тайн. Это есть квинтэссенция философий и верований; это есть Альфа и Омега; это есть Свет, Жизнь и Мудрость Вселенские. . . Древность этой книги теряется в ночи времен. Она индийского происхождения и восходит до эпохи несравненно более древней, чем время Моисея. Она написана на отдельных листах, которые раньше были сделаны из чистейшего золота и таинственных священных металлов. . . она символична, и ее сочетания обнимают все чудеса духа. Старея с бегом веков, она, тем не менее, сохранилась — благодаря невежеству любопытных — без изменений в том, что касается ее характера и ее основной символики в наиболее существенных частях".

Эти строки цитирует Е. П. Блаватская в своей "Тайной Доктрине" с какого-то манускрипта о Таро — Священной Книги Еноха. 31 Относительно замечания об индийском происхождении Таро, — Блаватская пишет следующее:

"Говорят что Таро "индийского происхождения", потому что оно восходит к первой подрасе Пятой Расы-Матери, до окончательного разрушения последнего остатка Атлантиды. Но если оно встречается у предков первобытных индусов, то это не значит, что оно впервые возникло в Индии. Его источник еще более древен и его след надо искать не здесь, а в Himaleh, 32 в Снежных Цепях. Оно родилось в таинственной области, определить местонахождения которой никто не смеет, и которая вызывает чувство безнадежности у географов и христианских теологов, — области, в которой Брахман поместил Свою Kailasa, гору Меру и Parvati Pamir, извращенный греками в Парапамиз". 33

Истина одна, но к ней можно подходить различными путями и мы, естественно, должны выбрать путь, наиболее доступный.

= Истина-то одна, но христианство говорит иное по подходу поиска к ней. « Не ходите широкими путями, вдущее в болото, как делает мир, а ходите путями узкими».

Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.   Лк. 13, 23

 

И второе-

Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.  Притч. 16, 9

 

Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти.   Притч. 14, 12

Посему ходи путём добрых и держись стезей праведников,  потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней.   Притч. 2, 20

Тут разные аспекты одного и того же.

 

 

 В наиболее чистой форме Божественная Доктрина, вложенная в Великие Арканы, покоится в Посвящении страны иерофантов. Здесь именно они были выражены с наибольшей отчетливостью сознания их величия, они были действительной основой всей религии, в то время как в других странах они были сокрыты покрывалом эзотеризма. Вместе с тем, учение священной страны Кеми, само по себе, более доступно испытующему духу нашему, ибо вся европейская культура развивалась под его влиянием, чрез посредство семитического Откровения, иудейства и христианства и чрез мистицизм оккультных течений Запада, которые источником всех своих знаний открыто почитали учение Гермеса Трисмегиста, Великого Посвященного, Основоположника египетской науки и Посвящения.

С нашествием Камбиза великолепие Египта отошло в область предания. Несколько месяцев подряд победоносное войско тем только и занималось, что, раскалив сначала при помощи костров пилоны и статуи, обелиски и барельефы, вековые творения гения египетского, затем поливало их холодной водой, чтобы добиться их разрушения на такие осколки, которые затем, будучи развезены в разные стороны, могли бы быть без особых усилий бесследно уничтожены. Во всей долине Нила не осталось ни одного храма, ни одного памятника, которого бы не коснулась рука этого непреклонного исполнителя воли судеб.

Несмотря на все их усилия, победители разрушили только то, что должно было быть разрушено. Деяния рук человеческих погибли, но дух древних иерофантов продолжал жить, таясь в недоступных убежищах. С воцарением Птолемеев Египет еще раз развернул свою древнюю мощь, и чудо света, Александрийский маяк, как издревле сфинкс, стал эмблемой страны вечного стремления, блистающим светом своим озарявшей весь мир на пути стольких столетий. Но пришел час, предначертанный судьбой, и наступил конец всему. Среди диких воплей черни и исступленных выкрикиваний фанатиков, выдававших себя за лучших служителей Бога-Света, пал древний Серапис, оплот египетской мудрости. Теон и Ипатия запечатлели кровью своей беззаветную преданность знанию на ступенях александрийского храма Мудрости, ставшего последовательно добычей фанатических орд Омара и епископа Феофана. 34 Полгода горели на площадях костры и топились бани сотнями тысяч папирусов, повествовавших о минувшей жизни людей, их стремлениях, их знаниях и их открытиях. Светивший тысячелетия свет из древней священной страны померк; Египет, его всемирная слава, его величие и знание безмерное, погрузились в область забвения, ушли туда, откуда уже нет возврата.

= Ореол таинственности ввел Шмаков на учение Гермеса Трисмегиста, на карты Таро, на синтетическую философию эзотеризма.

Истина и стремление к ней человека вечны; нет в мире силы и быть такой не может, которая могла бы их превозмочь; весь мир мог погибнуть, и в наступившей калиюге мог остаться лишь один человек, но и тогда Истина продолжала бы кротко сиять в его сердце, а дух его продолжал бы к ней пламенно стремиться. Погиб весь блеск Египта, погибли храмы, погиб оплот мудрых, живших стремлениями вне жизни земной, — наука о Вечной Истине погибнуть не могла, она бессмертна, и волны людского безумия не могли ее поколебать!

= Смотри словарь Брокгауза что такое истина. Истина — это Бог, с другой стороны, истина — это то, что есть и КАК оно есть. Всё меняется, живет и погибает, всё видоизменяется, растёт, развивается и т. д. , но истина неизменна. Можно сказать и так — истина — это правда, не ложное.

 В ослеплении объявляя войну Небу, человек этим лишь сам изгоняет себя из его пределов; Абсолютное и Вечное непрестанно озаряет все вокруг Себя, — слабая воля людская ни на йоту не может ослабить или изменить Его Бытие и Свет; в ее власти — лишь степень восприимчивости самого человека. Когда дух его чист и ясен, он может невозбранно приближаться к Свету, и Истина предстает пред ним в неописуемом великолепии Своей Первородной Чистоты. В годину падения, когда помутившийся или еще спящий разум оказывается не в силах сдерживать беснующихся страстей, человек теряется в их сатанинском хаосе и сам сковывает себя по рукам и ногам. Светлый лик Изиды, объемлющей все в Себе, отражает тогда для его взора лишь свистопляску его безумств и мучений во всей дерзновенности их уродливости. Видя это и чувствуя внутренне правдивость осуждения, человек бросается в бездну с еще большим неистовством, наивно думая найти себе этим покой. Первые века христианской эры — это с одной стороны повальное восстание рабов, а с другой — появление на арене мира варварских полудиких народов. Античный мир быстро склонялся к закату, а с ним уходили и его боги, его наука и его тайны. Внешним образом все погибло, но, в действительности эта катастрофа была только кажущейся. На лик Изиды, Богини Истины, спустилась вуаль еще более темная и непрозрачная, чем когда бы то ни было прежде. Открыто проповедовавшееся знание укрылось в символах, легендах и мифах и, уйдя таким образом от взоров толпы, оно пережило гордое царство фараонов и распространилось по всему миру.

"Одежды Истины меняются, но сама Богиня и Ее Дух непоколебимы и вечно испускают лучи под временными изменениями буквы".

Станислав де Гуайта. 35

Прошло лишь несколько десятков лет, и дети полчищ Омара создали великолепный Арабский Халифат. Гарун-аль-Рашид, Ибн-Юнис, Наср-эд-Дин, Табита бен Кара и Сулейман стали все силы свои устремлять к тому, чтобы восстановить величие Александрийской науки. С победой Тарика мусульманские владения стали надвигаться и на Европу; хотя Карл Мартелл при Пуатье и положил предел их политическому распространению, все же веяние арабского гения проникало далеко и странствующие философы, алхимики и астрологи распространяли обрывки знаний повсюду, пока лютое подавление альбигойцев не заставило ищущих Правды начать скрывать свои стремления густым покровом тайны.

Герольды и трубадуры, странствующие рыцари и монахи нищенствующих орденов разносили отзвуки эзотерического мистицизма повсюду, от турниров гордых вассалов до скромных жилищ простого народа, иерусалимские войны еще более укрепили связь с сарацинами, и если на западе Крест восторжествовал над Луной, то на востоке мистические искания повергли в прах даже пламенный фанатизм крестоносцев. Рыцари Храма, на пути целых веков, на острове Мальте, стали открытыми искателями в области Неведомого, и самая казнь Жака дю Молле у Сен-Антуанских ворот Парижа на медленном огне с его ста тринадцатью товарищами Филиппом Красивым привела лишь к созданию "Общества вольных каменщиков", которое с учреждением института maçons adoptés претворилось в масонские толки, скованные впоследствии общностью дела Вейсгауптом, и затем открыто соединившиеся во всемирное братство работой Альберта Пайка, благодаря учреждению им "Palladismum Novum Reformatum". 36

Так, на пути веков, средь хаоса племен и народов, культов и верований, внешних форм и окрасок, сохранялась преемственная связь, начиная с древних иерофантов Египта, переходя последовательно через неоплатоников, гностиков и философию арабов, тамплиеров, розенкрейцеров, Раймонда Луллия, Парацельса, Флудда, Филалета, Кроллиуса, Мейстера Экхарта, Корнелия Агриппу, Иоанна Тритемского, Генриха Кунрата, Николая Фламмеля, Кнор де Розенрота, Пико Мирандолу, Рейхлина, Бёме, Гиштоля, Джордано Бруно, Лэда, Мартинеса ди Паскуалиса, Дютца-Мамбрини, Сен-Мартена, Молитора, Фабра д'Оливе, Сент-Ива д'Альвейдра, Гужено де Мюссе, Элифаса Леви, Станислава де Гуайта и кончая современными новейшими мистическими течениями йогизма и теософии. 37

Но как бесконечно далек мистицизм иллюминатов, розенкрейцеров и мартинистов, этих жалких представителей когда-то столь великого западного Посвящения, от блеска Царственной Науки долины Фив! Из поколения в поколение передавалась лишь буква, дух живый давно отлетел и лишь отдельные, отмеченные свыше, искатели в тайниках сердца своего воссоздавали отблеск величия Древнего Знания.

Мировая история всегда делилась, как будет делиться и впредь, на периоды накапливания фактов и на периоды их обобщения и синтеза. Наша эра, последние две тысячи лет, и является именно таким периодом накапливания фактов и отсутствия ярких проблесков человеческого гения. Мы переживаем грустную эпоху, которой древние индусы дали имя "калиюги", "годины смерти", ибо во время ее призваны к деятельности лишь низшие стороны человеческого существа. Эпоха расцвета Египта — это последний отзвук предшествовавшей расы человечества, отошедшей в вечность. Время Гермеса, Рамы, Орфея и Кришны миновало безвозвратно; пред человечеством лежит задача создать новый синтез, еще более великий и грандиозный, чем все бывшие ранее. Исполнение этого и есть миссия грядущих тысячелетий. Наша же задача должна сводиться к тому, чтобы приуготовлять это великое дело, а потому, не разрывая связи с прошлым, мы должны прелагать его в наши условия, в наше мышление и, при свете древнего синтетического учения, собирать воедино те данные, которые дает нам наша наука, наш опыт и наши переживания.

К сожалению глубокому, громадное число мистиков этого не понимало; они цеплялись за букву древней науки, пытаясь воскресить минувшее в тех формах, которые волею судеб погибли безвозвратно. Они не давали себе отчета в том, что разрушение древних цивилизаций и полное уничтожение всего того, что ими было добыто, естественно, должны иметь свое основание, которое и заключается в том, что одна страница мировой истории кончилась и начинается другая. Древний мир сделал свое дело, выполнил положенную ему миссию вполне, а потому должен был отойти, чтобы дать возможность нам, его потомкам и преемникам, выполнять нашу работу, не стесняя нашу свободу и не противореча нашим стремлениями Сознав это, вместо горечи о минувшем мы будем черпать из него лишь силу великую, ибо то, что могли выполнить одни, могут выполнить и другие. Связь с древностью должна быть велика у всякого ищущего Истину, но она должна проистекать не из привязанности к блеску формы ее, а из истинного великолепия ее сущности.

"Евангельская система — не катехизис, не элементарное богословие, но высшее религиозное знание, крайняя вершина религиозного мышления, последняя ступень богословского созерцания. Евангельское учение о Боге примыкает к тем верованиям еврейской религии, которые, вместе с тем, оказываются последним религиозным словом общечеловеческого разума, последним пределом доступного человеку в его исканиях Божественной Истины". Проф. М. Тареев. 38

= Здесь гимн Евангелию, основе Св. Писания. Евангелие, по словам автора — высшее религиозное знание, крайняя вершина религиозного мышления, последняя ступень богословского созерцания. Так что ещё нам нужно?

 

"Таким образом, наши религиозные обряды древни как мир, наши празднества походят на таковые наших отцов, и Спаситель христиан не пришел для того, чтобы изменить символическую и религиозную красоту древнего Посвящения; Он пришел, как Он Сам сказал по поводу запретительного закона евреев, для того, чтобы все совершить и все исполнить". Элифас Леви. 39

=Спаситель христиан — конечно же Иисус Христос.

Но Леви здесь не уточняет, что всё совершить и всё исполнить? Давайте разберём. Христос, именуемый «спаситель» пришёл с одной целью — спасти человечество от погибели, дать людям зерно(начало) для переделывания себя самого, дать второе «духовное» рождение и жизнь вечную. Это и именуем одним словом — спасение. И главное здесь не учение Христа, а жертва, которую он воспринял.

Некоторые Библейские цитаты о Христе, его святом благовествовании :

От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твоё.  Пс. 3, 9

Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнью Его.   Рим. 5, 10

 

Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.     Пс. 24, 5

 

Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасётся.  Рим. 10, 13

Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня.   Ис. 42, 11

Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа.    1Фес. 5, 9

Помню, где-то он говорил, что Я пришёл спасти не праведников (так и хочется взять это в кавычки, потому что речь идёт о мнимых праведниках, которые так себя считают), а грешников. Кто видит свои грехи.

Начало христианской эры и есть великий момент разрыва с прошлым. С распространением христианства связь с древним миром и его культурой повсюду стала падать, и чем больше отдельные люди стремились остановить этот разрыв, тем скорее он совершался. Задумав воссоздать величие древней науки, Птолемеи собрали в единое хранилище все, что оставалось разбросанным по всему свету, и все это одним ударом судьбы было обращено в прах; не будь их, быть может, многие манускрипты сохранились бы и поныне, теперь же все для нас погибло безвозвратно. Все дальнейшие попытки в этом направлении также, всегда и неизменно, приводили к обратному результату: Марк Аврелий и Юлиан лишь ускорили гибель древности, вызвав реакцию; равно погибли и все мистические школы, которые стремились на христианской почве сохранить остатки знаний древних святилищ.

"Юлиан не был язычником, — это был гностик, привязанный к аллегориям греческого пантеизма, и его несчастье заключалось в том, что он находил имя Иисуса Христа менее звучным, чем имя Орфея".

Элифас Леви. 40

Многие из гностических идей были глубоки и сильны, но они были лишь перепевами древних мистерий, а потому и должны были погибнуть, чтобы дать дорогу новому. Это новое было грозно, ужасно и отрадно, но вся последующая история человечества была школой для масс, и мрачные темницы и костры средневековья закаляли дух избранных и были истинным чистилищем его. Вся современная техническая культура не могла бы вовсе развиться, если бы живы были вполне предания о древности минувшей. Люди не могли бы обратить все силы свои исключительно на знания земли, ибо дух их всегда и неизменно тяготеет к вечности, и удерживать его, в этом стремлении может лишь лютый закон. Человек должен сначала познать себя во всей полноте, должен все выполнить здесь, и только после этого может начать стремиться ввысь; не имея опоры внизу, он не в силах подняться в заоблачные вершины и неминуемо повиснет между небом и землей, подобно гробу Магомета.

=Замечательно сказано ! Итак, первая ступень к Богу, к первоначальному нашему естественному не искаженному состоянию, в котором первые люди (Адам и Ева) находились, первая ступень к обожению является познание себя. Познать себя каков ты на самом деле. Не то, что имеется ввиду в мире под «познать себя»-какие у тебя есть мыслительныеи физические возможности, насколько у тебя мозг занят и т. д. Познать себя — значит увидеть свою греховность, своё ничтожество, свои грехи, доставшиеся от прародителей, увидеть в себе страсти, коих полным полно. И тогда ты увидишь, «что ты и нищ, и наг, и несчастен». В этом случае у тебя возникнет смирение, согласие, что ты дерьмо, и больше ничего и что тебе необходим врачеватель, спаситель твоей души. . Это целый длинный процесс, хорошо описанный Свтыми Отцами, в частности у Лествицы.

 

"Когда бы все так чувствовали силу
Гармонии! Но нет, тогда б не мог
И
мир существовать; никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни —
Все предались бы вольному искусству!"

Пушкин. 41

Но, несмотря на внешний разрыв с древним миром, дух его неисповедимыми путями управлял все время жизнью европейских народов. Таинственные иерофанты и учителя сказочной Индии своим гением через толпу веков продолжают светить людям. Всегда и вечно, всякий алчущий и жаждущий Правды невольно обращал взор свой к долине Нила и снежным вершинам Гималаев, и теплый живительный луч снисходил в его мятежную душу. Затерянный среди чуждых ему людей, среди треска аутодафе или грохота Нью-Йорка, он чувствовал себя связанным узами неразрывными со святыми странами Осириса и Брахмы; он сознавал, что он не один, что, чем больше он отходит от века сего, тем более он приближается к Миру Истинной Жизни и Правды Нетленной. Почуяв отзвук в душе своей, такой человек с радостью убеждался, что заветы древних мыслителей и вещие их словеса живут, не погибли они, и время их не коснулось. Символы древнего мира почти все сохранились до наших дней, и тот, кто умеет читать их, тем самым создает себе связь неразрывную с миром отшедшим.

= Итак, учение утеряно безвозвратно. Остались лишь символы. Лишь только память отрывочная остается о эзотерическом (закрытом для простого человека, не посвященного), об этих тайных знаниях. И тут начинается простор для мистиков, для всевозможных лжеучителей.

"Моим читателям достаточно знать, что в некоторых областях Гималаев, среди 22 храмов, изображающих 22 Аркана Гермеса и 22 буквы некоторых священных алфавитов, Агарт-ха составляет мистический Нуль, "Ненаходимое".

А. Сент-Ив д'Альвейдр. 42

"Все религии, разделяя между собой Единый Свет и освещая одна другую, рождают в нашем духе надежду и покой!".

Jean Reynaud. 43

Египет и Индия — заветная цель исканий служителей Истины на пути стольких веков, вновь восстают пред нашими взорами и к нам приближаются. Наступает время нового великого перелома мировой истории и, кто знает, быть может некоторые из нас и доживут до него. Новые мистические учения возродили всеобщий интерес к древности, и семя, посеянное Рамакришной и Еленой Петровной Блаватской готовится в недалеком будущем дать свой плод. Близится час, когда древняя наука возродится под новым небом, — с новой, еще невиданной мощью.

"Придет время, когда потомки наши будут удивляться, что мы не знали того, что так ясно". Сенека.

=Священное Писание, Библия даёт полное убедительное по простоте и вместе с тем парадоксальное учение о всем мире и о человеке в этом мире. То есть даёт правильное истинное мировоззрение.

 

Через тьму веков, как и древней стране Кеми и долине Пенджаба, светит нам Памятник давно минувшего. И как гордая страна Ра и пирамид получила этот великий дар в наследство от выходцев с Посейдона, 44 последнего остатка волшебной Атлантиды, так и мы чрез сотни веков приемлем этот дивный светоч мудрости из той же древней страны Златовратого Града. Жалкие потомки великой Атлантиды, вечно мятущиеся и ничего не могущие найти, гонимые отовсюду, всеми презираемые и всех заставляющие трепетать своей песнью, тоскующие о покое, но не ведающие его в жизни своей, цыгане, сохранили в среде своей этот великий Памятник родины Элаквиота Муретара, в виде колоды игральных карт, карт гадальных. . .

"Существует еще и другая книга, но несмотря на то, что она в некотором отношении весьма популярна и что ее можно повсюду найти, она остается самой таинственной и самой неведомой из всех, потому что она содержит в себе ключ ко всем другим; она обнародована, но остается народу неизвестной, никто не задумывается искать ее там, где она есть, и, в то же время, всякий потерял бы тысячу раз свое время, ища ее там, где ее нет, если бы он заподозрил ее существование. Эта книга, более древняя, может быть, чем Книга Еноха, никогда не была переведена, она еще целиком написана первобытными знаками, подобно табличкам древних".

Элифас Леви. 45

Тысячелетия назад этот великий Памятник был запечатлен в символах, вырезанных на камне в нишах, разделенных колонами, в галерее Арканов, где неофит проходил свое посвящение и которая, по преданию, и поныне существует в неприкосновенном виде своем посреди пути меж Сфинксом и великой пирамидой Гизе. Река времен, в своем течении, снесла высеченное из гранита и порфиров великолепие края фараонов. Все погибло, но знание его мудрецов пережило его, и вот теперь бессмертные символы восстают пред взором нашим в виде орудия забавы людской?! Истинное величие не нуждается в блеске мишурном; порфиры превратились в пыль, — вещие образы мудрости сохранились нерушимо и даже в этом жалком виде своем они еще более велики бесконечно!

Цель настоящего труда — это восстановление древнего как мир синтетического знания, Священной Герметической Науки.

= А цель моего труда показать насколько оно соответствует Библии, основам христианства.

Излагая верховное учение, я, вместе с тем, немногими штрихами очерчивал его отдельные доктрины, его отдельные звенья. Ставя синтез своей главной задачей, я не мог в то же время изложить эти доктрины хоть сколько-нибудь исчерпывающим образом, вывести из них следствия, доказать отдельные положения; я ограничился лишь иллюстрациями — ссылками на аналогичные мысли различных людей, различных эпох и различных народов;

= Я же буду делать ссылки на Библию, На Ветхий и Новый Завет.

 

 в своей совокупности они и выявляют основную доктрину моего труда, — незыблемость и непреложность истины на пути веков, а потому и ее абсолютность.

= Совершенно верно.

Долгом своим почитаю выразить глубочайшую благодарность двум неоценимым друзьям моим: Николаю Сергеевичу Мусатову и инженеру путей сообщения Владимиру Ивановичу Жданову. Первый из них, своим пламенеющим духом вырвав меня из бездны, показал мне путь и заложил первый камень настоящего труда; второй — в продолжении ряда лет разделял со мной все радости и невзгоды искателя Правды, и лишь благодаря его самоотверженному служению нашему общему делу я довел его до конца.

Владимир ШМАКОВ. (кажется 1915г)

 

"Curavi actiones humanas, non ridere, non ludere, neque detestare, sed — intelligere".

Spinosa. 46

 

 

 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

 

НАЗАД