|
Предисловие Рам Дасса:Мой друг ЭммануилЗа
свою жизнь я прочел множество духовных книг, и практически во всех встречал
призыв искать
общества святых -- то есть тех, чьи жизни посвящены
Богу. Я охотно признаю, что питаю настоящее пристрастие к таким существам,
поскольку вижу в них отражение духовных аспектов меня самого и окружающего
мира -- тех аспектов, которые на рыночной площади жизни часто трудно разглядеть:
мешает "то одно, то другое".
Мой
гуру, Ним Кароли Баба, благословил меня учиться повсюду, где я только смогу,
и доверять сердечной интуиции отделять учения полезные от ненужных и даже
потенциально вредных. Его поддержка помогла мне "раскрыться" и воспользоваться
богатыми дарами из самых разных традиций и источников. Мне многое дали
не только записанные слова таких существ, как Лао-цзы, Будда, Третий чаньский
патриарх, Христос, Кабир, Рамана Махарши, Баал Шем Тов, Рамакришна и другие,
но и даршаны*
таких благородных
душ, как Дедушка Джо из индейского племени пуэбло, Анандамайи Ма, Калу
Ринпоче из тибетской школы кагью, бенедиктинец отец Демазий, Лама Говинда,
Сайядав У Пандита из буддистов-тхеравадинов... Подобные голоса сострадательной
мудрости тхеравадины называют калаян-мита, то есть "духовными друзьями".
Это существа, которые направляют и поддерживают вас на духовном пути. Для
меня одним из таких существ, таких голосов стал Эммануил. И для меня
большая честь представить его вам и поделиться с вами впечатлениями о его
учении.
Впервые
я услышал об Эммануиле в Нью-Йорке по радио. Собственно говоря, я услышал,
как Пэт Роудгаст передавала сказанное Эммануилом.
Она уже некоторое время состояла в контакте с этим существом. Пэт могла,
когда хотела, медитативно настроиться на него, и тогда она отчетливо
слышала его слова. А другие люди не слышали. Радиоведущий задавал разные
вопросы, а Пэт передавала ответы Эммануила.
Когда
я слушал эту передачу, меня больше всего поразили обаяние Эммануила, его
старомодная учтивость, юмор, красноречие, прямота, его "хипповость" и то,
что его ответы вызывали во мне интуитивное доверие. К концу передачи у
меня тоже возникло несколько вопросов, как личного, так и "общефилософского"
характера, и я попросил Джудит Стэнтон, которая и настояла, чтобы я это
послушал, попробовать организовать для меня беседу с Пэт и Эммануилом.
Беседа
состоялась. Она проходила в тихой, располагающей к медитации комнате; в
окна был виден сад. Когда мы расположились там, Пэт включила магнитофон,
чтобы у меня осталась запись разговора. Для начала Пэт стала описывать
цвета, которые у нее ассоциировались со мной. Вдруг она прервалась, сказав:
"Эммануил хочет кое-что добавить. Он говорит…" и передала комментарии Эммануила
по поводу цветов, и мы постепенно разговорились.
У
меня не создалось впечатления, что Пэт была "одержима" Эммануилом. Нет,
она в целом оставалась собой, но просто по доброй воле передавала слова
Эммануила, и было ясно, что между ними существует непринужденная, легкая
и приятная дружба. Различия между ними были очень заметны. Особенно очевидна
была разница в построении фраз и словарном запасе. Но было между Пэт и
Эммануилом и более тонкое различие, на уровне энергетических
вибраций.
Поначалу я почти не замечал этой тонкости. Но в ходе последующих бесед
это вибрационное пространство приобрело для меня столь же глубокое и важное
значение, как и слова Эммануила.
В
той первой беседе Пэт описала и другие образы, возникавшие у нее. Например:
"Я вижу, что ты сильно увлечен какой-то игрой. Ощущение огромного восторга.
Ты сидишь, согнувшись над игровой доской, глубоко сосредоточенный". Потом
она сказала: "Эммануил, помоги мне, я чувствую, что есть еще что-то, но
сама не могу…"
Эммануил
(ее же устами) сказал: "Тебе приносит много радости жизнь, игра жизни.
Но в этом нет ничего плохого. Это боговдохновенный восторг".
Я
засмеялся, вспомнив, как часто цитировал в своих лекциях Лео из "Паломничества
в страну Востока" Германа Гессе: "Неужели вы не понимаете, что это и есть
жизнь… прекрасная игра?"
Пэт
добавила: "Только что-то не вижу противников [по игре]"
Эммануил
сказал: "Ты уже давно определил своего противника и удалил его, приняв
его в себя как свое собственное проявление". В этом он был прав. Но он
не дал мне "почить на лаврах", немедленно указав на то, что я до сих пор
не примирил эти силы в себе и меня все еще терзает дуалистическое разделение
божественного и человеческого. Оно-то и лежит в основе моих человеческих
страхов. "Божественное есть во всем, -- отметил Эммануил, -- и чтобы найти
его, нужно работать с подручными материалами. Истина Бога -- в глине горшка.
Снова
и снова возвращался Эммануил к моему страху поддаться человеческой природе.
Он постоянно уверял меня, что мои человеческие желания в значительной степени
-- часть моего духовного пути и я обрету Бога через них, а не вопреки им.
Перечитывая
запись той первой беседы, я вижу, что в разговоре было некоторое затруднение,
и разрешилось оно, лишь когда я признал, что Эммануил разговаривал со мной
не так, как я привык. Большинство людей, даже те, кто признает, что все
мы -- души, воплощенные в телах и личностях, говорят с другими как с эго,с
психологическими сущностями. И я не сразу приспособился разговаривать с
Эммануилом, потому что он обращался ко мне как к такой же душе, как он,
а не как к эго. Он не связывал себя с каким-то пространственно-временным
местонахождением, а потому не связывал с ним и меня.
Это
было для меня непривычно, и я поначалу пытался перевести общение в плоскость
эго, исходя из того, что Эммануил говорит со мной как с психологическим
существом, пытающимся пробудиться. Однако по мере того, как я стал отождествлять
себя как душу, переживающую одну из инкарнаций, разговор стал мне понятнее,
и я осознал, что непривычная форма обращения, используемая Эммануилом, сама
по себе была освобождающим фактором.
Со
временем я так привык беседовать с Эммануилом как душа с душой, что начал
порой и забывать тот необычный (для меня) факт, что это существо, не воплощенное
в привычной моим чувствам реальности. Время от времени люди, связанные
с Эммануилом, начинают строить догадки о том, "где" он и "кто" он. Сам
же Эммануил явно не торопится удовлетворять наше праздное любопытство,
давая лишь прозрачные намеки:
Однажды
Эммануил заметил: "Я больше не подвластен тирании календаря и часов". А
говоря о смерти, сказал: "Я сам результат жизни после смерти". О своем
предназначении он говорит так: "Те из нас, кому больше не нужно быть людьми,
существуют в миресознания, откуда мы можем наставлять и учить других".
Великий
индийский святой Рамакришна так сказал о духовной передаче: "Когда цветок
распускается, пчелы слетаются без приглашения". Это явно относится и к
Эммануилу. За последние годы число людей, желающих попасть на семинар или
беседу с ним, резко возросло. Пэт и Джудит (которая записывала многие беседы)
отмечают, что часто повторяются одни и те же вопросы; соответственно, Эммануилу
приходится вновь и вновь повторять один и тот же материал. Поэтому они
решили собрать ответы на чаще всего задаваемые вопросы и размножить их.
Так и зародилась эта книга. Потом мы решили, что хорошо бы расширить круг
вопросов, и спросили Эммануила, не согласится ли он ответить на вопросы,
приготовленные специально для книги. Наш друг с радостью согласился, сказав,
что именно для этого он и здесь.
Мы
начали серию встреч впятером. Кроме Пэт и Джудит, присутствовали Роланд
(сын Пэт и будущий иллюстратор эммануиловских книг), я и сам Эммануил.
Встречи проходили весело. Они дали нам шанс исследовать вместе с Эммануилом
различные мыслимые и немыслимые аспекты духовного пути и прояснили многие
наши сомнения. Однако радость нам приносили не только слова, но и целительное
сострадательное молчание, время от времени разливавшееся по комнате и пропитывавшее
наши сердца. Эммануил то и дело использовал слова, чтобы указать нам направление,
а потом легонько выталкивал нас за границы интеллекта, в безмолвие интуиции
наших сердец, где разобщенностьисчезала и знание уступало место мудрости.
Эта
сбалансированность слов и молчания, формы и бесформенности, межличностных
отношений и чувства единства была неотъемлемой частью учения и приносила
нам огромное удовольствие. Поэтому мы стали думать о том, какой формат
книги Эммануила мог бы позволить вам, читателям, использовать слова как
трамплин, с которого вы сможете нырнуть в собственное внутреннее молчание
и обменяться с Эммануилом чем-то превыше слов. И мы решили наряду со словами
активно использовать
пробелы, надеясь, что вы не проигнорируете
их, а будете перемежать чтение тихим медитативным размышлением.
Когда
я излагаю материал Эммануила на лекциях, меня то и дело спрашивают, действительно
ли я верю в то, что Эммануил -- отдельное от Пэт существо. Или, может быть,
он часть личности Пэт, с которой она себя сознательно не отождествляет?
Для
Пэт это вообще не вопрос. Она четко ощущает Эммануила как отдельную сущность
-- так же, как и других людей. Я, как психолог, допускаю теоретическую
возможность того, что Эммануил -- глубинная часть личности Пэт. Однако
по собственному опыту я знаю Эммануила как совсем отдельную личность, со
своими стилем речи и вибрациями, отличными от речи и вибраций Пэт. И, в
конце концов, какая разница? Для меня ценна мудрость, преподаваемая нам
Эммануилом как настоящим
духовным другом. Все остальное не так уж
важно. Как говорил великий индийский святой Рамана Махарши, "Бог, Гуру
и "Я" едины". Эта истина провозглашается в большинстве мистических учений,
призывающих искателя "познать себя, чтобы познать Бога". Поэтому я представляю
себе Эммануила зеркалом, в котором отражается не только высшее сознание
или Истинное "Я" Пэт, но и мое тоже. Я чувствую, что говорю с другой частью
моего собственного существа, к которой у меня до сих пор нет легкого доступа
из-за зашоренности моего сознания.
Наконец,
Эммануил часто повторяет одно наставление: нам стоит верить лишь тем учениям
(исходящим от него или от кого-то другого), которые мы интуитивно, глубоко
в сердце считаем верными. Для меня это решающий критерий истинности, который
можно применить к любому учению, любого происхождения. Космологические
учения, будучи метафизическими, по определению не могут иметь научно-эмпирического
обоснования. Окончательное подтверждение действительно нужно искать в глубине
собственной души.
Дружба
с Эммануилом укрепила мою веру в Дух. Он помог мне лучше понять некоторые
вопросы и яснее выражать это понимание. Много раз, когда я на лекции искал
способ объяснить тот или иной аспект Дхармы, на ум часто приходили нужные
формулировки и примеры из бесед с Эммануилом. В этом смысле такой друг,
как Эммануил, стал для меня просто настоящим даром.
Вот
лишь некоторые важные моменты, относительно которых Эммануил помог мне
обосновать мои интуитивные представления:
Во
всем этом на самом деле нет ничего нового.
Все это уже было где-то
сказано или написано в другой мистической литературе. Сам Эммануил подчеркивает,
что мы не нуждаемся в новой информации. У нас уже есть все, что нам нужно.
Но, хотя все это уже было сказано, нам необходимо повторять это снова и
снова -- в выражениях, соответствующих текущей обстановке, "духу времени",
в котором мы живем. И Эммануил прекрасно справляется с этой задачей.
Мне
остается лишь надеяться, что он теперь станет и вашим духовным другом.
С
любовью,
Рам
Дасс
*
Даршана
(санскр.): здесь -- беседа или просто безмолвное присутствие
святого человека. [назад]
|