Сайт Центра ненасильственного общения:
Метод ненасильственного общения (ННО) реально улучшает жизнь тысяч людей. Он применим и в супружеской спальне, и в классной комнате, и за круглым столом, и на линии фронта. Никогда не поздно отказаться от насилия во благо всех заинтересованных сторон. В своей главной книге Маршалл Розенберг подробно объясняет суть процеса ННО и на многочисленных примерах из своей практики миротворца показывает, как им пользоваться. Корпорации, организации и правительства, принимающие метод ННО, быстро достигают значительного прогресса в решении своих внутренних и внешних проблем. При всей своей революционности, метод ННО очень прост, логичен и рационален. Он никак не связан с религиозно-духовными учениями и психологическими школами и доступен абсолютно любому человеку, как и показывает Розенберг в своем классическом труде.


Процесс ННО

Чтобы достичь желания отдавать от всего сердца, мы должны сознательно практиковать четыре компонента методики ННО.
Сначала мы наблюдаем за тем, что фактически происходит: какие поступки и речи других людей улучшают нашу жизнь, а какие -- нет? При этом нужно научиться четко формулировать результат этих наблюдений, не внося осуждения или оценки; нужно просто констатировать: вот так поступают люди, а нам это либо нравится, либо нет. Затем мы отмечаем, что именно чувствуем, когда наблюдаем за этими действиями: боль, испуг, радость, изумление, раздражение и т. д.? И, в-третьих, мы определяем, какие наши потребности связаны с теми чувствами, которые мы зафиксировали. Эти три компонента должны присутствовать всякий раз, когда мы используем ННО, чтобы ясно и честно выразить то, чего мы хотим.
Четыре компонента ННО:
  1. наблюдение,
  2. чувство,
  3. потребности,
  4. просьба.
Например, мать, прошедшая три стадии формулировки просьбы, могла бы сказать своему сыну-подростку: "Феликс, когда я вижу два скомканных грязных носка под журнальным столиком и еще три рядом с телевизором, я чувствую раздражение, потому что мне необходим порядок в тех комнатах, которыми мы с тобой пользуемся вместе".
Из этого немедленно сформировался бы четвертый компонент, а именно совершенно конкретную просьбу: "Не мог бы ты либо забрать носки в свою комнату, либо бросить их в стиральную машину?" Этот четвертый компонент относится к пожеланию в адрес другого человека, которое могло бы обогатить нашу жизнь или сделать жизнь прекраснее в наших глазах.

Таким образом, одна из функций ННО состоит в том, чтобы с предельной ясностью выразить эти четыре информационных компонента: либо устно, либо другими средствами. Другой ее аспект заключается в получении тех же четырех компонентов от других людей. Мы соприкасаемся с ними, сперва узнавая, что они видят, чувствуют и в чем нуждаются, а затем выясняем, что могло бы обогатить их жизни, то есть получаем четвертый компонент -- просьбу.

Когда мы удерживаем внимание на вышеупомянутых областях и помогаем другим делать тоже самое, мы устанавливаем взаимный поток общения -- от нас к другим людям и обратно -- до тех пор, пока не появляется естественное чувство сострадания: что я вижу, чувствую, в чем нуждаюсь; как бы я хотел обогатить мою жизнь; что вы видите, чувствуете и в чем нуждаетесь; как бы вы хотели обогатить вашу жизнь...

Процесс ННО
  • Конкретные действия, которые мы видим и которые влияют на наше благополучие.
  • То, что мы чувствуем применительно к тому, что видим.
  • Потребности, ценности, желания и т. д., которые рождают наши чувства.
  • Конкретные действия, о которых мы просим, чтобы сделать нашу жизнь лучше.
Две части ННО:
  1. обеспечение честности посредством четырех компонентов,
  2. достижение сопереживания посредством четырех компонентов.
Когда мы используем этот процесс, чтобы получить искомые четыре компонента от окружающих, мы можем начать как с самовыражения, так и с проявления сопереживания. И хотя мы будем учиться воспринимать и формулировать каждый из этих компонентов, важно помнить, что ННО не состоит из набора формул, а приспосабливается к различным ситуациям, равно как и к личному и культурному срезу. Я для удобства называю ННО "процессом" или "языком", но все четыре его компонента можно использовать, не произнося ни единого слова. Сущность ННО должна заключаться в нашем осознании этих четырех компонентов, а не в конкретных словах и выражениях.


Итоги

ННО помогает проложить путь к себе и другим -- путь, позволяющий высвободить нашу природную способность к состраданию. Оно помогает пересмотреть способы выражения своих мыслей и восприятия окружающих, сосредоточить сознание на четырех областях: на том, что мы видим, чувствуем и в чем нуждаемся, чтобы улучшить свою жизнь. ННО обучает внимательно слушать, уважать и сопереживать, порождает взаимное желание давать от всего сердца. Одни используют ННО для того, чтобы с состраданием отнестись к самим себе, другие -- для того, чтобы придать большую глубину личным отношениям, а третьи -- для того, чтобы выстраивать эффективные отношения на работе или в политике. Во всем мире практика ННО служит посредником в спорах и конфликтах всех уровней.

Об авторе

Росший в неблагополучном районе Детройта, Маршалл Розенберг с молодого возраста живо интересовался психологией общения и мечтал найти способы коммуникации между людьми, которые бы исключали насилие в принципе. В 1961 году получил степень доктора наук в области клинической психологии в Висконсинском университете. Изучал также сравнительное религиоведение. Создав в 1960-е годы свой метод ненасильственного общения (ННО), доктор Розенберг длительное время испытывал его на практике, а в 1984 году основал Центр ненасильственного общения (ЦННО). Сейчас это уже международная некоммерческая организация. Более 100 штатных преподавателей ЦННО проводят в 30 странах мира тренинги и семинары для родителей, работников здравоохранения и образования, менеджеров, заключенных, полицейских, военных, священнослужителей, государственных чиновников и т. д.
Маршалл Розенберг проводил "программы мира" во многих странах Европы, Азии, Африки и Южной Америки, страдающих от межрелигиозных и межнациональных конфликтов. Югославская команда ЦННО получала материальную поддержку из фондов Юнеско. Правительство Израиля официально признало метод ННО и преподает его в сотнях школ этой страны.

В настоящее время Маршалл Розенберг базируется в Швейцарии и ездит по всему миру, предлагая обучение методу ННО и посредничество в урегулировании различного рода конфликтов.


Применение ННО в жизни и в мире

Когда мы используем ННО при взаимодействии -- с нами, с другим человеком или с группой людей -- мы исходим из нашего естественного состояния сострадания. Поэтому этот подход может быть эффективно применен на всех уровнях общения и в самых разнообразных ситуациях, как то:
  • супружеские отношения,
  • семья,
  • школа,
  • организации и учреждения,
  • терапия и консультирование,
  • дипломатические и деловые переговоры,
  • споры и конфликты любой природы.
Бывают случаи, когда использование ННО помогает придать большую глубину супружеским отношениям:
Когда я узнала, что именно я могу получить (услышать) и вместе с этим дать (выразить) посредством использования ННО, я отказалась от ощущения себя "тряпкой" и объектом чужой агрессии. Я начала действительно слышать слова и выявлять те чувства, которые стоят за ними. Я вдруг разглядела перед собой израненного мужчину, за которым была замужем 28 лет. В выходные перед тренингом [ННО] он попросил меня о разводе. Скажу лишь то, что сегодня мы по-прежнему вместе, и я ценю вклад [который был сделан] в счастливый исход нашей истории... Я научилась прислушиваться к чувствам, выражать потребности, принимать ответы, которые не всегда хотела слышать. Он здесь не для того, чтобы сделать меня счастливой, а я здесь не должна сотворить счастье для него. Мы оба научились расти, принимать и любить так, чтобы каждый сумел бы реализоваться.
Участница тренинга в Сан-Диего
Другие при помощи ННО строят более эффективные отношения на работе. Вот что пишет один преподаватель:
Я около года практиковал ННО в специальном классе. Этот подход работает даже с детьми, имеющими задержки в развитии речи, затруднения в учебе и проблемы с поведением. Один ученик в нашем классе плюется, бранится, кричит и бьет других учеников карандашами, если им случится оказаться рядом с его партой. Я говорю: "Пожалуйста, скажи это иначе. Скажи через жирафа". [Куклы-жирафы используются на некоторых семинарах в качестве вспомогательного пособия для демонстрации принципов ННО.] Он немедленно встает прямо, смотрит на ученика, на которого только что так злился, и спокойно говорит: "Не мог бы ты отодвинуться от моего стола? Я злюсь, когда ты стоишь так близко". Другие ученики тут же могли ответить чем-то вроде: "Извини! Я забыл, что тебя это так задевает".
Я начал обдумывать то, что меня беспокоило в связи с этим ребенком, пытаясь выяснить, что же мне от него нужно (помимо спокойствия и порядка). Я понял, сколько времени мне следовало тратить на планирование урока и насколько моя потребность творческого подхода и отдачи была замкнута на удержание дисциплины. Кроме того, я чувствовал, что я не поддерживаю на должном уровне обучение других школьников. И когда он нарушал порядок в классе, я говорил: "Мне нужно, чтобы ты участвовал в уроке". Иногда это надо было повторить по сто раз на дню, но в итоге он обычно слушался и вовлекался в урок.
Преподаватель из Чикаго
Пишет врач:
Я все больше использую ННО в своей медицинской практике. Некоторые пациенты спрашивают, являюсь ли я психологом, поясняя, что обычно их доктора не интересуются, в каких условиях они живут и как справляются с болезнями. ННО помогает мне понимать, что именно необходимо пациентам, что они должны услышать в данный момент. Особенно полезно это по отношению к пациентам с гемофилией и СПИДом, потому что здесь больше всего той боли и гнева, которые так часто серьезно вредят отношениям "пациент -- система здравоохранения". Недавно одна больная СПИДом, которую я лечил последние пять лет, сказала мне, что больше всего ей помогали мои попытки найти способ внести радость в ее повседневную жизнь. В этой помощи очень сильна роль ННО. Раньше часто случалось, что я, узнав о смертельной болезни пациента, попадал в зависимость от его диагноза, после чего мне было тяжело искренне поддерживать в нем желание жизни. С ННО я выработал новое сознание и новый язык. Я был поражен, когда увидел, насколько это полезно в медицинской практике. Я ощущаю все большую отдачу от работы по мере того, как все более вовлекаюсь в "танец" ННО.
Врач из Парижа
Есть и те, кто использует этот процесс на политической арене. Однажды член кабинета министров Франции навещала сестру и заметила, насколько изменился характер общения ее сестры и ее мужа между собой. Заинтересовавшись их рассказами о ННО, она заметила, что на следующей неделе у нее запланированы переговоры о неких щекотливых проблемах между Францией и Алжиром. Хотя времени было в обрез, мы послали франкоговорящего инструктора в Париж, чтобы тот провел работу с кабинетом министров. Позже она приписывала основную часть успеха переговоров в Алжире приобретенным накануне методам общения.
Во время семинара в Иерусалиме, в котором принимали участие израильтяне самых различных политических убеждений, присутствующие использовали ННО, чтобы высказаться относительно проблемы Западного берега реки Иордан, вызывавшей жаркие споры. Многие израильские поселенцы, обосновавшиеся на Западном берегу, полагали, что выполняют при этом религиозную миссию, из-за чего вступали в конфликт не только с палестинцами, но также и с другими израильтянами, признававшими палестинские притязания на эту территорию. Во время занятий мы с еще одним инструктором смоделировали сопереживающее слушание через ННО, а затем предложили участникам сыграть в ролевую игру: попробовать по очереди встать на позиции противоположной стороны. Через двадцать минут одна женщина из числа поселенцев объявила, что готова рассмотреть возможность отказа от своих притязаний на землю и переехать с Западного берега на неоспариваемые территории, если ее политические оппоненты смогут прислушиваться к ней так же, как только что прислушивались участники семинара.

Во всем мире ННО служит теперь мощным инструментом для сообществ, оказавшихся перед лицом серьезных конфликтов или этнических, религиозных и политических разногласий. Распространение обучения ННО и его использование для посредничества в конфликтах в Израиле, Палестинской автономии, Нигерии, Руанде, Сьерра-Леоне и в других местах стало для меня источником особого удовлетворения. Однажды мы с коллегами провели три очень насыщенных дня в Белграде, организуя тренинги с участием гражданского населения. Когда мы прибыли туда, на лицах участников тренинга явно проглядывало отчаяние: ведь их страна была тогда вовлечена в жестокую войну в Боснии и Хорватии. По мере того как обучение набирало обороты, мы стали улавливать отзвуки смеха в их голосах: они делились своей искренней благодарностью и радостью от того, что смогли получить необходимые им возможности. На протяжении всех двух недель тренингов в Хорватии, Израиле и Палестине, мы опять видели отчаявшихся людей в раздираемых войной странах -- и подъем духа и уверенности в себе после обучения ННО.

Я счастлив возможности путешествовать по всему миру, обучая людей процессу общения, который дает им силы и радость. И я чрезвычайно рад тому, что посредством этой книги я могу поделиться сокровищем ненасильственного общения и с вами.

Маршалл Розенберг