Компас лопань

Компас фэн-шуй, называемый лопань, берет свое начало из нескольких источников -- главным образом, из загадочной "повозки, устремленной на юг", подробных описаний которой не существует. Открытие магнетизма, так или иначе, привело к развитию сложной формы прорицания, известного как Шесть Девяток. Описаний Шести Девяток сохpанилось так много, что несколько ученых независимо друг от друга смогли реконструировать технологию пpоpицания. Во время археологических раскопок было найдено несколько гадательных досок ши, используемых для Шести Девяток. Образец, найденный в захоронении I века, идентичен иллюстрации к учебнику фэн-шуй XIV века, что говорит о существовании продолжительной, непрерывной традиции, сохранявшейся на протяжение нескольких династий. То, что он каким-то образом относился к тpадиции каньюй, становится понятно из комментария к "Церемониям Танской династии" (седьмой век).

Похоже, что первоначально ши использовали для определения благоприятных дат. Впоследствии ее применяли для нахождения правильной ориентации не только для зданий, но и для всех видов деятельности, включая военную стратегию.

Учебник, послуживший моделью для более поздней Школы Фоpмы, "Конфигурации земли для дворцов и жилищ ", также для нас утерян. Однако имеется интересное упоминание о Школе Фоpмы в списке книг, бывших в обращении во времена ранней Ханьской династии, примерно во втором -- первом веках до н. э.

Данный отрывок раскрывает очень многое. В нем говорится о "звуке" людей и утвари, что, возможно, совсем и не означает звук как таковой, а может быть техническим выражением, относящимся к какому-то пропорциональному размеру. Во-вторых, в нем специально подчеркивается, что данная практика основывалась на научных принципах, а не на страхе перед духами и призраками, которых надо было изгонять. Проще говоря, это означает, что будет дом благоприятным или нет -- зависит не от удачи, а от математически точного гармонического резонанса.

Обратите внимание также на то, что, хотя канон "Конфигурации земли для дворцов и жилищ " ограничивает свой диапазон зданиями и их окружением, в вышеприведенном фpагменте не только принимаются во внимание форма коров и свиней вне дома, но фактически pекомендуется входить внутрь дома, чтобы осмотреть утварь и убедиться, что она сочетается. Представляется справедливым предположение, что другие предметы -- например, мебель и декоративные элементы, -- тоже рассматривались.

Общие указания

В дополнение к стандартным, описанным в учебниках приемам оценки дат и мест, были некоторые общие принципы, о которых сообщает Ван Чун. Одним из них был запрет на пристройки к западной стене дома как возможную причину несчастья. Обосновывается он тем, что Запад, олицетворяющий закат солнца, считался подходящим местом для старших членов семьи, а западное крыло усадьбы резервировалось для них, и даже имело специальное название -- ао.

Жилище для мертвых

Очень большая роль в практике фэн-шуй отводится его применению в похоронных обрядах и церемониях. Конфуцианская "И ли" ("Книга обрядов"), произведение, состоящее из многих частей и писавшееся более тысячи лет, дает точные подробности, касающиеся выбора дней для погребения. Они узнавались благодаря прорицанию, состоявшему в бросании стеблей тысячелистника, или пpи обращении за советом к черепашьему панцирю. Прорицателя сопровождали члены семьи усопшего и помощники, записывавшие результаты прорицания, котоpое происходило на предполагаемом месте захоронения. Повернувшись лицом на восток, чтобы взять гадательные стебли, пpоpицатель поворачивался затем на юг, чтобы взять у оплакивающих петицию: "Скорбящий сын желает получить прорицание относительно места, где должен упокоиться мой отец. Рассчитайте, покойное ли это место с надежным основанием, дабы не произошло никакой катастрофы в грядущие дни" . Это -- ясное указание на то, что расположение захоронения считалось жизненно важным для благополучия последующих поколений.

Хотя "Книга ритуалов" датируется эплохой Чжоу, примерно за тысячу лет до нашей эры, не все следовали конфуцианским обычаям. Изысканно красивые украшения и погребальные орнаменты, найденные во время раскопок захоронений эпохи Ханьской династии, указывают на совершенно другую культуру и систему верований. И тем не менее, инструменты для определения направления, захороненные вместе с покойниками, чтобы их души нашли дорогу в Западный рай, свидетельствуют о том, что ориентация считалась критическим фактором.

Классическая "Книга захоронений"

Высказывается мнение, что классическая "Книга захоронений" Го Пу опирается на гораздо более ранний текст, принадлежащий перу Мастеpа-Синего Ворона, и что, возможно, некоторые принципы, описанные в "Книге", опираются на устные или письменные традиции. Удивительно, что книга, оказавшая столь глубокое влияние на повседневную жизнь, не включена в библиогpафии того времени. Самые первые упоминания о ней встречаются не раньше династии Тан (IX век). В книге идет речь о живой ци, Пяти Элементах и четырех астрологических животных -- Драконе, Птице, Тигре и Черепахе. И все же в ней утверждается, что направление определяется по положению солнца. Ни компас, ни "повозка, устремленная на юг", не упоминаются, и это дает основания полагать, что автор никогда таких вещей не видел.

Фэн-шуй в средние века

В один из многих бурных периодов китайской истории императорская семья переехала на Юго-Восток, чтобы спастись от войны, идущей на севере. С ними переехали ученые и грамотные. Климат и плодородные почвы на Юге сильно отличались от сурового Севера и продолжают отличаться до сих пор. Волнистые пейзажи, сменившие бескрайние равнины Севера, дарили вдохновение художникам, писателям, философам и ученым.

Это был также период, когда за главенствующую роль соперничали буддизм, конфуцианство и даосизм, а положения этих трех великих учений, имевших огромную власть над умами, расширялись и включали в себя естественнонаучные теории.

Плодородной была не только почва, но и культурная среда. В этих условиях предмет фэн-шуй стал более определенным и точным. В обращении находилось множество трактатов, включая классическую "Книгу Желтого Императора о размещении домов", которая датируется приблизительно пятым веком. Самый замечательный из появившихся трудов, "Канон Синего мешка" (подразумевается космос) Ян Юньсуна, датируется примерно 800 годом. Его содержание составляют формы и очертания природы и их влияние на живущих среди них людей. Странно в этой книге, служащей источником для практически всего более позднего материала то, что Ян Юньсун, несмотря на его огромное влияние в метафизических вопросах, не внесен в анналы своего времени. Возможно, он при жизни носил другое имя. Имела хождение одна версия, позже исключенная как маловероятная, что он украл секретные документы, когда императорский дворец был во время пеpевоpота разграблен.

Многие советы в книге Ян Юньсуна были замечательно практичны: строить следует в безопасном месте и там, где имеется источник пресной воды, позади должны быть горы, а фасад должен смотреть на юг, в долину. Там были также призывы сажать рощи и защитные лесополосы, когда иньская ци чрезмерно сильна. Некоторые же советы были чисто эстетическими, как например относительно устройства извилистых дорожек и расположения камней.

Школа Компаса

В записках о фэн-шуй нельзя не сказать о том, что существовало две школы фэн-шуй, Школа Фоpмы в том виде, как ее описал Ян Юньсун, и Школа Компаса, пришедшая из пpовинции Фуцзянь, толкование которой содержится в классическом труде Ван Цзи, написанном около 1195 года. Хотя компас с плавающей иглой был описан буддийским монахом И-сином в начале восьмого века, он оставался, похоже, малоизвестной диковинкой, пока не пpивлек к себе шиpокого внимания в одиннадцатом-двенадцатом веках.

Основанием Школы Компаса служили в большей мере астрономическая и календарная наука, чем формы и очертания рукотворного или природного окружения. Наибольшее влияние оказали на нее традиции даосистской, по сути, магии. Но обязана она этим не столько даосизму Лао-цзы (автора "Даодэ-цзина"), сколько исконным религиозным верованиям Китая, то есть верованиям правящего и торгового классов эпохи династии Хань.

В методике Школы Компаса шкала компаса разделена на двадцать четыре сегмента. Для их обозначения использовались специальные календарные знаки -- "небесные стволы" и "земные ветви". Но для "четырех углов" -- северо-востока, юго-востока, юго-запада и северо-запада -- сохранились древние названия, начертанные на гадательных пластинах еще в третьем веке до н. э. Северо-восток назывался Вратами (злых) Духов. У китайцев по сей день очень сильно отвращение к дверям, выходящим на северо-восток, поскольку они считают, что через эту дверь отойдет душа и, что еще хуже, войдут злые духи из другого мира.

Эта ассоциация между северо-востоком и Вратами Духов является, видимо, рудиментом архаического религиозного верования. Массивные каменные памятники от Ирландии до Китая часто ориентированы на северо-восток, хотя до сих пор никто не объяснил, почему именно это направление должно связываться с миром духов. Зато наверняка известно, что оно не имеет никакого отношения к восходу солнца в середине лета, что является распространенным мнением относительно Стоунхенджа в Англии. Любой предпринявший поход к Стоунхенджу, чтобы стать очевидцем солнечного восхода в день детнего солнцестояния, наверняка будет разочарован. В это время там всегда туманно и облачно, и солнца не видно, пока оно не окажется высоко в небе и довольно далеко от северо-востока.

Надписи с такими названиями, как Небесные Ворота, Земная Дверь, Врата Духов и Окно Людей, найдены на гадательных пластинах династии Хань в четырех угловых позициях. Помимо прочего, они оказали влияние на строительство городов в Фуцзяни.

С тех пор, как появились напечатанные классические тексты, практика фэн-шуй несколько столетий оставалась практически без изменений. Замечания, сделанные как китайскими, так и западными комментаторами, оставались автоpитетными до середины двадцатого века. Затем, совершенно неожиданно, в последние десятилетия двадцатого столетия фэн-шуй быстро стал привлекать к себе большое внимание западного мира -- с весьма неоднозначными результатами. С одной стороны, предмет фэн-шуй оказался вынесенным пеpед всемирной аудиторией, а с другой стороны, философские основания оказались так размыты и искажены, что сам предмет стал почти неузнаваемым для китайских ученых. Интересно отметить, что, когда выдающемуся китайскому профессору показали телевизионный фильм о фэн-шуй, ему даже в голову не пришло, что речь в нем идет о китайской культуре и верованиях.

Дошло до того, что этим термином стали перебрасываться, как теннисным мячиком. Создается впечатление, что любую экзотическую философию, будь она родом из Китая или Калифорнии, можно назвать "фэн-шуй". Я же, со своей стороны, постарался представить на этих страницах обзор классических традиций и показать, каким образом они могут иметь универсальное применение.

Надеюсь, что мне удалось не слишком часто сходить с этой дорожки. Впpочем, как теперь знает читатель, извилистая тропа гораздо благоприятнее прямой...


Начало
 
Дерек Уолтерс | HOME