Глава 9
Египетский ритуал посвящения

Западный мир в наше время стремительно осознает, что под аллегориями и малоубедительным многословием священных книг скрыта древняя тайная доктрина; что в основе внешне бессмысленных религиозных обычаев и благочестивого плутовства лежит здоровая психологическая практика; что даже вне освященных стен Церкви -- в частности, в франкмасонстве и родственных ему духовных братствах, -- совершаются обряды и церемонии, символически иллюстрирующие фрагменты знания об истории и предназначении души. Убежденные в этом, многие достойные ученики пытаются приподнять завесу, что так долго скрывала мистерии древности, в надежде расшифровать священные аллегории и правильно истолковать символизм современных братств. Чтобы помочь им в этих поисках, я предлагаю детально разобрать эзотерический смысл различных ступеней ритуала Посвящения, проводившегося в Древнем Египте.

Я выбрал Египет вовсе не потому, что сложные обряды самофракийских, элевсинских и вакхических мистерий Древней Греции, сатурналии  Древнего Рима или ритуалы современных франкмасонов менее значимы в мистическом смысле. Просто все без исключения вышеупомянутые мистерии происходят от древнеегипетских! Если мы сумеем правильно истолковать ритуалы в их изначальном виде -- пусть даже со временем они и претерпели некоторые изменения, -- то сможем постичь скрытые в них фундаментальные концепции.

К счастью для нас, в нашем распоряжении есть трактат, в котором подробно описываются египетские мистерии. Знаменитый ученый-неоплатоник Ямвлих, живший в первой половине четвертого века, написал труд "О египетских мистериях", в котором обрисовал основные испытания и этапы посвящении кандидата. Это описание было переведено на французский язык Полем Кристианом и привлекло внимание видных исследователей Таро, поскольку в нем содержалось полное описание египетского Таро.[1] В 1901 году моя добрая знакомая Женевьева Стеббинз перевела его с французского языка на английский и любезно позволила мне использовать этот перевод в настоящем уроке и в учебном курсе 6, "Священное Таро".

Итак, руководствуясь текстом Ямвлиха, я буду описывать испытания, которым подвергался египетский кандидат на посвящение, и объяснять, какие истины ему старались внушить на каждом этапе. Такие испытания, унаследованные из далекого прошлого, в той или иной форме сохранились до сегодняшнего дня -- в частности, в виде злых шуток над новичками в школах и "езды на козле" в масонских ложах.[2]

Почему процедура испытаний готовности кандидата к посвящению ассоциируется именно с "ездой на козле"? Это связано со смыслом пятиконечной звезды, которая с древности считалась символом человека. Звезда, расположенная одним концом вверх, символизирует разум, управляющий царствами четырех элементов; рассудок, побеждающий инстинкты плоти. Это греческая Гигея, которую пифагорейцы считали символом здоровья. В Зодиаке головой человека, обителью разума, управляет Овен, то есть баран. В священном писании (в частности, у Св. Иоанна) часто упоминается агнец, который символически представляет разум, управляющий творческими силами.
 
Перевернутая же пятиконечная звезда символизирует человека, стоящего на голове; это разум, побежденный похотью, страстью и себялюбием; это эмблема хаоса, преисподней, черной магии и дьявола. В зодиаке домашним знаком Сатурна (от которого происходит наш Сатана) считается Козерог, изображаемый в виде козла. Козел, чья борода торчит вдоль устремленного вниз луча пятиконечной звезды, уши -- вдоль двух горизонтальных лучей, а рога -- вдоль двух лучей, направленных вверх, тоже символизирует черную магию и зло. Св. Иоанн говорит об этой перевернутой звезде как о падающей звезде по имени "полынь". Теперь нам вполне понятно, почему отделение добра от зла называется в Писании "отделением овец от козлов".[3] Козел -- это символ зла, и "оседлать козла" означает одолеть искушение, победить в себе дьявола и сублимировать животные инстинкты в духовные ценности.

В процессе посвящения, как в прошлом, так и ныне, кандидат вступает во владение новым знанием и новыми силами, которые могут быть использованы во благо или во вред, поэтому их правильное применение требует от кандидата высоких моральных качеств. Чтобы стать мастером оккультных наук, которые по древнему религиозному закону нельзя было доверять письму, нужен мощный интеллект. Практика белой магии требует от кандидата силы духа, упорства, уверенности в себе и мужества. Поэтому для проверки ментальной, моральной и физической готовности кандидата к получению Герметической Тайной Доктрины эти качества подвергали (и подвергают в наше время) испытанию.

Однако главная цель всех древних мистерий и основная задача посвятительного ритуала состояла в том, чтобы незабываемый опыт испытаний навсегда запечатлел в сознании кандидата прошлую историю, нынешние возможности и будущую судьбу души. В процессе этих трудов кандидата часто достигался еще один результат. Происходящее играло роль стимулятора его психических способностей, зачастую открывало его душевные чувства видениям трансцендентных сфер и пробуждало дремлющие силы его божественного "я".

Да, в некоторых Мистериях праздновалось рождение, распятие, погребение и воскресение Солнца. Но в годичном путешествии Солнца посвященный усматривал прямую аналогию с опытом души во время ее циклического странствия. И в некоторых Мистериях основное значение придавалось именно определенному опыту души. Так, экстатическое воссоединение души с ее божественным источником породило вакханалии; эти оргии изначально символизировали воссоединение разделенных душ, а вино олицетворяло смесь мужского и женского магнетизма.

Сейчас общеизвестно, что древние народы верили в доктрину, согласно которой душа некогда существовала в духовном состоянии райской чистоты, подверглась искушению инволюционировать в материальную форму, чтобы приобрести опыт, и должна в конце концов заработать свое возвращение к райскому блаженству. Признавая, что сексуальные символы играли значительную роль в Мистериях, а сексуальные учения относились к числу важных откровений, многие комментаторы предпочитают о них умалчивать -- то ли из-за непонимания их истинного значения, то ли боясь выйти за рамки современного представления о приличиях. Но эти сексуальные доктрины древних Мистерий не имеют никакого отношения к тому, что сейчас называется "сексуальными практиками", и никоим образом не связаны ни с сексуальной магией, ни с воздержанием. Это учение об истинных и чистых супружеских отношениях, которое одобрили бы современные врачи и психологи.

Вся жизнь и деятельность -- это результат полярности, поэтому нельзя понять историю и миссию души в отрыве от ее половой деятельности. Итак, древняя Тайная Доктрина утверждает, что в начале эго является андрогинным, соединяя в себе мужское и женское начала. После его разделения, соответствующего рождению, когда эго инволюционирует вниз из небесного царства к высшему состоянию духовного мира, оно строит себе душевную сферу -- сферу сознания, организованную в небесной субстанции. Но для того, чтобы контактировать с более плотной субстанцией, такой, как духовная субстанция, астральная субстанция и физическая материя, эти энергии поляризуются на два отдельных канала, на две организации сознания, на две души. Это и есть разделение Близнецовых Душ; они осеняются одним эго, которое питает их энергией, но у каждой души развивается индивидуальное сознание.

Это разделение прекрасно описано в Библии на примере Адама, созданного по образу и подобию Бога, и Евы, сделанной из ребра Адама: "И сотворил Бог человека... мужчину и женщину сотворил их".[4] Но для того, чтобы после нисхождения в материальное состояние и вкушения плода с дерева эволюции (то есть познания добра и зла) стать "как боги", они, как говорит Библия, должны также вкусить плод с Дерева Жизни.

Дерево Жизни -- это воссоединение разделенных душ, мужской и женской. Оно отражено в греческом мифе в виде Диониса, которого после убийства и расчленения снова собрали по частям, и эти части воссоединились в новом рождении. Вспомним также египетского Осириса, которого убили, расчленили на четырнадцать частей (каждая душа обладает семеричной конституцией) и бросили в воды Нила (поток инволюционной жизни), после чего части выбросило на илистые берега дельты (материальный мир). Но верная Исида (Природа) собрала эти фрагменты тела и вдохнула в них струю жизни, после чего они воссоединились и Осирис снова ожил, чтобы никогда не умирать. Эти аллегории символически описывают драму нисхождения души из небесного состояния и разделение близнецовых душ в высшем царстве духовного мира.  Через некоторое время Природа снова сводит их вместе, вдыхает в них искру любви, соединяет, и эта объединенная сила делает их бессмертными.

Итак, как сообщает нам Ямвлих в своем описании инициациатических испытаний, Сфинкс в Гизе служил когда-то входом в подземные склепы, где и проводилось посвящение. Между передними лапами сфинкса скрывалась секретная дверь, за которой тянулись длинные галереи, спускавшиеся в потайные места под Великой Пирамидой.

Как и в современных оккультных братствах, соискатель допускался к участию в испытаниях только в том случае, если его кандидатура была одобрена единогласно. Затем он должен был полностью отдаться в руки своих проводников, ощущая к ним полное доверие, и выполнять их распоряжения, не задавая вопросов. Если мы вспомним, что весь этот ритуал символизирует эволюционный цикл души, то поймем, что он олицетворяет веру в мудрость и покровительство Бога, которую ощущает душа, и ее повиновение законам Природы. Эго призывается из своего неразделенного состояния по единогласной потребности в душах, которые должны быть подготовлены к той или иной работе для осуществления космического плана. На начальном этапе этого посвящения в таинства жизни души не знают причины страданий, которые они испытывают; но если они полностью доверятся руководству своих духовных наклонностей, то в конце концов увидят свет во тьме, а затем будут введены в величественное сияние Сознательного Бессмертия.

На некотором расстоянии от Сфинкса глаза неофита завязывают повязкой и ведут его неизвестным маршрутом к подножию этой гигантской статуи, где бронзовая дверь сначала открывается, а затем бесшумно закрывается за его спиной. Бронза есть сплав олова, которым управляет Юпитер, и меди, которой управляет Венера. Венера -- это планета любви, а Юпитер -- не только планета благодеяний, но в одном из своих аспектов считается планетой мудрости, ибо управляет знаком Стрельца, знака высшего разума. Поэтому бронза символизирует не только сплав мужской и женской энергии, но также слияние любви и мудрости. Завязанные глаза неофита символизируют бессознательное состояние чистого, рассеянного духа до его выделения как эго. Путешествие неофита к подножию Сфинкса символизирует втягивание этой духовной энергии в небесную "утробу" ангельских родителей эго. Вступление эго на тяжелый путь инволюции и эволюции благодаря интенсивным вибрациям любви и мудрости ангельских родителей символизирует безмолвный вход неофита через бронзовую дверь.

В Сфинксе, во внутреннее пространство которого входит неофит, соединены все зодиакальные энергии, поскольку лев, орел, человек и телец как элементы его необычной формы символизируют четыре квадранта неба. Таким образом, Сфинкс олицетворяет цикл, а так как время измеряется прохождением Солнца по этому циклу, он еще и означает течение времени. Для эго время началось только после его разделения.

Далее неофит спускается по винтовой лестнице из 22 ступеней и проходит через вторую бронзовую дверь. Когда эта дверь закрыта, она сливается со стеной круглого зала и становится неразличимой. Неофита останавливают на краю пропасти, велят скрестить руки на груди и не двигаться. В небе колюр солнцестояний и колюр равноденствий образует крест, от которого происходит свастика. Из-за вращения Земли вокруг своей оси мы видим, как этот небесный крест ежедневно сдвигается с востока на запад. Хотя и медленнее, он сдвигается в том же направлении еще и вследствие прецессии равноденствий. Этот движущийся крест символически представляет собой свастику, у которой загнутые под прямыми углами концы направлены влево,  -- символ эволюции. Свастика же, у которой загнутые концы направлены вправо, символизирует инволюцию.

Винтовая лестница из 22 ступеней символизирует инволюционный спуск через эмбрионическое небесное состояние серафимов, а дверь -- проход в райские миры херувимов, где впервые безмятежный покой эго нарушается вибрациями любви и мудрости, представленными бронзовой дверью. Двадцать две ступени символизируют зодиакальный круг из двенадцати знаков и цепь из десяти планет, которые оказывают влияние на душу и на все состояния Природы от самого высшего до самого низшего. Именно под их влиянием душа спиралеобразно проходит через каждый план бытия. Скрещенные на груди руки кандидата означают прогресс.

Итак, кандидат останавливается на краю пропасти; это символизирует состояние, в котором у Адама было взято ребро, чтобы сотворить Еву. Пропасть представляет плотные миры, в которые эго не может спуститься и на которые оно не оказывает непосредственного влияния. Вибрации эго слишком тонки, чтобы повлиять на более плотную субстанцию, чем субстанция райских миров, или высшего царства духа, которое символически представлено круглым залом, где сейчас стоит неофит. Но во время спуска по царствам серафимов эго создает сферу души, или структуру сознания, в которой содержатся мужские и женские энергии. Для передачи импульса в плотную субстанцию эта сфера души поляризует свое движение и делится на две организации сознания, на две души, связанные друг с другом как мужчина и женщина. Это Адам и Ева каждого божественного эго.

Пока кандидат неподвижно стоит на краю пропасти, два сопровождающих его стражника облачаются в белые льняные одежды, которые извлекают из алтаря. Один надевает пояс из серебра и маску, изображающую голову быка, второй же надевает золотой пояс и маску в виде головы льва. Белые одежды символизируют чистоту, а льняная ткань -- силу. Золото -- это священный металл Солнца, а львиная голова символизирует знак Льва, в котором Солнце максимально проявляет свою силу. Серебро -- священный металл Луны, а голова быка символизирует знак Тельца, в котором кульминирует сила Луны. Таким образом, два стражника в самой наглядной форме представляют мужскую и женскую части душевной сферы эго.

Тесмотет (так называют стражника), представляющий Пи-Ре, гения Солнца, стоит справа от неофита, а тесмотет, одетый как Пи-Иш, гений Луны, -- слева. Неожиданно со страшным шумом перед неофитом падает дверь люка. В это же время с его глаз снимают повязку и он видит две фигуры справа и слева от него. Стоя в середине, он представляет эго в момент разделения, когда рождаются две близнецовые души. Символом ударной волны, возникающей при их разделении, становится оглушительный шум, и вот по бокам неофита появляются две фигуры, символизирующие Адама и Еву.

Затем из бездны наполовину высовывается страшный механический призрак, который держит в руках огромную косу. Этой косой он семь раз взмахивает у самой шеи неофита, едва ее не касаясь. Этот призрак символизирует смерть. Коса представляет перемены, которые несет с собой время. Видна лишь верхняя часть призрака, и это означает, что в потоке перемен, приносимых временем, выживают только высшие качества души. Семь взмахов косы, орудия смерти, указывают, что в процессе инволюции и эволюции душа проходит через состояния, который управляются каждой из семи планет.
 

Иллюстрация из "Истории Магии" Кристиана
 
Согласно каббалистической доктрине, до сотворения вселенной существовал вездесущий дух, Айн Соф Аур. Посредством десяти эманаций, или "истечений" (импульсов), из этого духа проявилась вселенная. Первая из эманаций, Кетер, или Венец, означает движение и соответствует на человеческом уровне эго. Следующие две эманации, Хокма и Бина, мудрость и разум, подразумевают полярность и соответствуют "позитивной" и "негативной"[5] душам в момент их разделения. Далее из этого божества "Кетер- Хокма-Бина" в остальных семи эманациях развивается собственно вселенная. По Закону Соответствий душа тоже создает вокруг себя собственную микрокосмическую вселенную и развивает семеричную конституцию человека. Как указывалось, эта семеричная конституция возникает при прохождении через различные состояния, которые управляются каждой из семи планет. Это обстоятельство отражается в семи взмахах косы смерти. Эволюция завершается только после разделения душ, посредством череды жизней и смертей.

Когда эта драма разыграна, тесмотеты направляют неофита к двери, за которой начинается тесный темный туннель, и дают ему в руки факел, чтобы освещать путь. Факел олицетворяет внутренние побуждения эго, которые, если к ним прислушиваться, направляют душу по верному пути. Теперь неофит остается в полном одиночестве (символ того, что пути близнецовых душ разошлись). Туннель ужасно тесный и, чтобы двигаться вперед, неофиту приходится ползти. Как только входишь в Цикл Необходимости, назад дороги нет, есть лишь один путь -- следовать плану Природы. На это указывает дверь, которая мгновенно захлопывается за его спиной. Туннель спускается все ниже и ниже, и вдруг неожиданно обрывается перед воронкой кратера. Этот туннель символически представляет спуск души через духовный мир, а воронка с отполированными до блеска склонами, отражающими свет пламени факела, символизирует астральный мир с его астральным светом. Вдоль внутренней поверхности воронки тянется вниз железная лестница из 78 перекладин. Поскольку это единственная возможность двигаться вперед, неофит начинает спускаться по этой лестнице. Оказавшись внизу, он видит у подножия лестницы зияющий колодец. В стремлении выбраться он снова начинает подниматься наверх, внимательно оглядываясь в поисках выхода. Поднявшись на семь перекладин, он видит расщелину в скальной стене, в которую может пройти его тело. Он с трудом протискивается через это отверстие и оказывается у подножия уходящей вверх винтовой лестницы.

Ведущая вниз лестница из железа показывает, что, покидая духовное царство, душа входит в царство силы, царство, в котором присутствуют не только высшие, но и животные стремления, царство полновластного господства Марса. Чтобы подчеркнуть, что на всем протяжении этого путешествия душа пребывает лишь в зачаточной форме, неофит ни разу не может полностью разогнуться и принять вертикальное положение, как подобает человеку. Семьдесят восемь перекладин астральной лестницы отражают те факторы, которые оказывают влияние на душу во время нисхождения: 12 зодиакальных знаков, 10 планет, 12 мунданных домов, обитателей 4 астральных царств, 36 деканатов зодиака, 4 квадранта зодиакального круга.

Нижняя перекладина лестницы над зияющей пропастью бездонного колодца символизирует уровень, ниже которого не может спуститься инволюционирующая душа, уровень, где она соприкасается с минеральным царством и впервые воплощается в объективной форме. Семь перекладин вверх представляют семь состояний ее эволюции от минерала к человеку. В седьмом состоянии душа уже обладает достаточным опытом, придавшим ей сложную астральную организацию, который позволяет ей притянуться к человеческой матери. Когда неофит мучительно протискивается через узкую расщелину в стене, он символически отображает муки рождения в человеческой форме.



   
Окончание главы | К. К. Заин | Астрологические сигнатуры | Home