|
|
||
В последние годы наблюдается настоящий бум Каббалы. К этому древнему эзотерическому учению евреев не прочь приобщиться тысячи людей, и среди них немало таких, в чьих жилах еврейской крови очень мало или нет совсем (хотя кто может быть в этом уверен в наше время и в нашей стране?). Во всяком случае, это люди, не посещающие синагогу. Как правило, интерес к Каббале у "гоев" сочетается с интересом к другим эзотерическим дисциплинам: нумерологии, астрологии, Таро. И все эти увлечения рано или поздно требуют некоторого знакомства с еврейским алфавитом. С теми 22 священными буквами, на которых стоит Каббала (особенно ее нумерологические манипуляции -- знаменитые гематрии), которые фигурируют на картах Таро и которые можно встретить в самых неожиданных разделах оккультных наук. Хотя настоящая еврейская Каббала во многом отличается от Каббалы "западной", или "христианской", 22 буквы играют очень важную роль в обеих традициях. Нам показалось полезным свести их наконец в одной книжке, чтобы можно было сравнить еврейский и "западный" подход к священному алфавиту. Эта работа наверняка будет востребована преимущественно теми, кто интересуется "западной" Каббалой. На это мы, собственно, и рассчитывали: смешно было бы славянам рассказывать евреям об их же собственном алфавите! При этом мы совершенно уверены в том, что неевреям, интересующимся Каббалой, совершенно необходимо читать не только Г.О.М., Папюса, Кроули и иже с ними, но и аутентичных иудейских рабби. В нашем обзоре это современные рабби Гинзбург, Кушнер, Мунк и Блех. От христианских же мистиков мы предоставим слово супругам Кертисс, авторам популярных в Америке в первой половине XX века книг "Ключ ко вселенной", "Ключ судьбы", "Голос Исиды" и ряда других. Из всех известных нам эзотеристов-неевреев они написали самые объемистые толкования 22 еврейских букв -- очень любопытный сплав воззрений Папюса (почерпнутых, в свою очередь, из "Восстановленного древнееврейского языка" Фабра д'Оливе) с идеями теософии Е. П. Блаватской (не без примеси и многих других, не столь отчетливых влияний). Разбор символизма каждой еврейской буквы Гинзбургом и Кертиссами составляет основную часть нашей книги. Кроме того, в ней читатель найдет правила написания всех 22 букв (из которых 5 имеют особые конечные формы) в двух каллиграфических стилях: "общегражданском", или "квадратном", и сакральном, использующемся только специально обученными писцами для копирования свитков Торы и некоторых других священных текстов. В первой главе мы приводим самые общие сведения о языке иврите и истории еврейского алфавита. Интересующихся подробностями мы отсылаем к специальной литературе, в которой нет недостатка; нашей главной целью было представить тексты, трактующие о духовном символизме еврейских букв и ранее на русском языке не публиковавшиеся. Впрочем, соображения полноты освещения темы потребовали введения еще двух небольших обзорных глав. Одна посвящена каббалистическим операциям с буквами и числами (тем самым гематриям, от которых происходят наши современные системы нумерологии). В другой же мы обобщили некоторые важнейшие соответствия, приписываемые еврейским буквам в ведущих школах западной каббалистической традиции. Поскольку, как уже было сказано, все эти материалы составлялись в основном
для читателей-неевреев, мы не стали следовать правилам иудаизма и писать
слово "Бог" как "Б-г". Хотим только отметить, что в оригинальных английских
текстах рабби Гинзбурга эта странная для нас традиция неукоснительно соблюдается.
И здесь же следует сказать о том, что практически все встречающиеся
в этой книге еврейские слова имеют разные варианты написания кириллицей.
Кроме того, самыми разными могут быть и толкования каббалистических понятий.
Мир еврейской культуры очень обширен; то же можно сказать о мире западного
каббализма. Выбрав в каждом случае одно написание и одно толкование из
нескольких возможных, мы совершенно не собирались устанавливать некие "стандарты".
Эта книга лишь знакомит читателя с определенными воззрениями и приглашает
всех к дальнейшему исследованию затронутых в ней тем в рамках дружественного
диалога двух эзотерических традиций.
|
Еврейский алфавит Стили письма
б) в стиле "СТАМ"
б) в понимании христианских мистиков
2. Нотарикон 3. Темура IV. Буквы, Древо Жизни, астрология и Таро: различные системы соответствий
|