Вернемся к К.
К. Заину: начав в 1918 году преподавать заочный курс "Священного
Таро", он пользовался иллюстрациями "Сен-Жермена". В 1936 году курс
был издан отдельной книгой, для котоpой Глоpия Беpесфоpд по указаниям Заина
наpисовала новые Аpканы -- все 78. Большие Арканы
следовали графической традиции Вегенера -- "Сен-Жермена", Малые были нарисованы
заново. Впоследствии Таро заиновского "Братства Света" было издано отдельной
колодой. Эти карты были монохромными; каждый ученик должен был сам
раскрасить их, следуя цветовым соответствиям, указанным в книге Заина,
и собственной интуиции. К концу 2003 года должно выйти новое монохромное
издание Таро Братства Света. В 2004 году ожидается полноцветная версия.
Русифицированная цветная версия выйдет к августу 2003 года. Это эксклюзивное
издание, рекомендуемое для работы с книгой "Священное Таро" в нашем русском
переводе. (См. подробнее о картах здесь.)
Карты К. К. Заина -- Глории Бересфорд
(слева; все Большие Арканы см. здесь).
и карты эксклюзивного русского издания
(справа; все Большие Арканы см. здесь).
Теперь покинем американский континент
и отправимся в Германию. В 1922 году Вольдемаp фон Укскулль опубликовал
в Мюнхене книгу "Посвящение в дpевнем Египте".
Это еще один важный первоисточник по инициатическому Египетскому Таро.
Не подлежит сомнению, что идея книги позаимствована Укскуллем у Кристиана.
Это тоже описание посвящения неофита в тайную мудрость египетских жрецов.
Но немецкий автор привносит в тему много нового. Специально для книги Укскулля
инсбрукский художник Лео Себастьян Гумер нарисовал новые варианты Больших
Арканов.
Этот дизайн стал основой немецкого
стиля Египетского Таро, а сочинение Укскулля -- каноническим текстом (таким,
каким для русского арканолога является, например, "Священная Книга Тота"В. Шмакова).
В качестве образца немецкой укскуллевской
традиции мы публикуем фрагменты из книги Иоахима Винкельманна "Таро
посвященных" и карты, созданные специально для нее Эрихом и Лизель
Мутце. Винкельманн, в отличие от предыдущих авторов, уже говорит о Таро
именно как о картах, применимых, в частности, для гадания, и соответствующая
глава будет интересна тем читателям, кого интересует этот аспект египетской
традиции Таро.
Карты фон Укскулля
-- Гумера (слева) и Мутце (справа).
В 1981 г. в Нидерландах вышла книга
"Египетские мистерии". В 1988 г. она была переведена на английский
(издательство Samuel Weiser), а в 1997 г. -- и на русский (издательство
София). Это издание -- плод союза
невежества и плагиата: к дурно пересказанной (без упоминания имени автора)
книге Укскулля прилеплен фрагмент из "Мистерий Пирамид" Кристиана.
В анонимном предисловии утверждается, что в оккультных кругах весь этот
текст якобы приписывается Ямвлиху, но на самом деле это, скорее всего,
перевод, выполненный Полем Кристианом с неизвестной "немецкой рукописи
конца XVIII века". Теперь пытливый читатель может сравнить все три текста
-- "Египетские мистерии", повествование Кристиана и книгу
Укскулля -- и сделать свои выводы. А это забавное библиографическое
недоразумение позволяет нам завершить разговор о литературных наследниках
Поля Кристиана и плавно перейти к его источникам.
Итак, откуда Кристиан узнал о ритуалах
египетского посвящения, которые он и его последователи К. К. Заин и
Вольдемар фон Укскулль столь красочно описали в своих книгах? Сам Кристиан
в "Мистериях Пирамид" действительно недвусмысленно ссылается на
Ямвлиха (ок. 242--325), сирийского философа-неоплатоника, и как бы пересказывает
его трактат "О мистериях". На самом деле в сочинении Ямвлиха, известном
под таким названием, говорится о природе богов и об отношениях между богами
и людьми, о прорицании, о личных даймонах, о ритуалах и о многом другом.
Но в нем нет абсолютно ничего, что хотя бы отдаленно напоминало посвятительный
сюжет Кристиана или описания Арканов Таро. Так что мы явно имеем дело с
псевдоэпиграфом (ругатели Кристиана предпочитают говорить о "подделке"
и "шарлатанстве"). Чем руководствовался Кристиан, апеллируя к древнему
языческому богослову из Халкиды? Переводы настоящих ямвлиховских "Мистерий"
уже были изданы в то время, и эрудированный читатель легко мог бы уличить
обманщика... Впрочем, и по сей день, когда аутентичный текст "О мистериях"
можно за
полминуты найти в Интернете, эзотерическая публика продолжает упоминать
и цитировать кристиановские "Мистерии Пирамид" именно как перевод
из Ямвлиха. Авторитет древнего философа-теурга, несомненно, придает веса
тексту, который иначе, возможно, никто не захотел бы читать и обдумывать.
А древние философы тем и хороши, что их можно признавать авторитетами,
не читая. По-видимому, Кристиан на это и рассчитывал -- и не просчитался.
Так или иначе, его собственные"Мистерии" люди изучают уже
более ста лет -- и не зря!
Итак, не Ямвлих был источником мифа
о посвящении под Пирамидами с использованием Арканов Таро. Тогда кто или
что?
В приложении вы найдете текст, который
серьезные историки считают "кандидатом номер 1". Это "Крата Репоа"
-- описание древнеегипетских ритуалов посвящения, скомпилированное, по-видимому,
в XVIII веке в Германии из различных античных авторов (и из Ямвлиха
в том числе). Арканов Таро (или чего-либо похожего) в "Крата Репоа"
нет, но многое Кристиан действительно мог взять оттуда. Текст "Крата
Репоа" был переведен на русский язык с немецкого оригинала и издан
в 1779 году, но эта очень редкая книга мне, к сожалению, пока недоступна.
Был еще французский перевод, с него сделали английский, и уж с этого второго
английского перевода (зато с комментариями Мэнли П.
Холла, большого знатока оккультных древностей) сделан русский перевод,
который мы публикуем.
У Поля Кристиана, конечно, могли быть
и другие источники, которые нам неизвестны и уже никогда не будут известны.
Рукописи, к сожалению, горят, и сейчас мы можем лишь фантазировать о том,
какие сокровища из монастырских библиотек ему довелось перелистывать в
Париже 160 лет назад... Но стоит ли? Есть истины исторические, и есть истины
эзотерические. Исторические (то есть основанные на сохранившихся материальных
свидетельствах, сиречь текстах и изображениях) истины о Мистериях Пирамид
и Арканах Египетского Таро я постарался обобщить в этом предисловии. А
истины эзотерические ждут того, кто перевернет страницу и продолжит
читать дальше.