Приложения к русскому переводу книгиЭдреда Торссона "Северная магия"(с сокращениями) |
В Европе руническая традиция в процессе своего развития разделилась на несколько отдельных систем. Из них важнейшими являются четыре:
Прежде, чем мы
перейдем к рассмотрению
рунических
систем, хотелось
бы сделать одно
важное замечание.
Системы эти
-- живые, они развиваются
и, следовательно,
подвержены изменчивости.
У всех германских
рун во всех четырех
традициях есть
различные варианты
начертания,
названия, чтения
и нумерации
в ряду. И, конечно
же, существует
много вариантов
толкования
смысла и энергетики
каждой из рун.
Мастер рун
должен определить
сам для себя,
как он будет
изображать
и понимать руны
в тех случаях,
когда единый
стандарт отсутствует.
Как и в любом
другом магическом
искусстве,
в работе с рунами
главное -- личная
практика. Мы
же для нашего
обзора рун старались
отбирать те
варианты начертания,
чтения и т. д.,
которые в доступной
нам литературе
встречаются
чаще всего.
Старший футарк составлялся примерно с 200 г. до н. э. по 200 г. н. э. В нем 24 руны, которые принято подразделять на три атта (семьи, рода, группы) по 8 рун. Первый атт, начинающийся с руны феху, связан с германским богом Фреем, второй, начинающийся с хагаля, -- с Хеймдаллем, а третий, начинающийся с тюра, -- с Тюром.
В магической
практике именно
руны старшего
футарка чаще
всего применяются
для гадания.
Для мантических
целей к набору
дощечек или
каменных плиток
с 24 рунами футарка
добавляется
"25-я руна" -- чистая,
пустая дощечка.
Пустая руна
называется
вирд. Это англо-саксонское
слово, которое
буквально означает
"земля" или "закон".
В германской
метафизике
wyrd -- это "паутина
жизни" или "ткань
Судьбы". От этого
слова, по-видимому,
происходит
английское
weird ("рок"). Вирд
-- очень сложное
понятие, родственное
таким восточным
концепциям,
как Дхарма
или Дао.
Впоследствии в англо-саксонской Нортумбрии в рунический ряд были внесены еще четыре руны. Знаки с 25-го по 32-й составили особый, четвертый атт. Что касается последней, 33-й руны, то она выполняет уникальную функцию и не входит ни в какой атт. В результате получился футорк из 33 рун.
33-я руна гар символизирует копье Одина и служит центром, вокруг которого вращаются все остальные руны. Это руна завершенности.
Символический
смысл рун англо-саксонского
футорка объясняется
в так называемой
"Древнеанглийской
рунической
поэме", написанной
ок. 1000 г. н. э. В ней
собраны поэтические
метафоры, относящиеся
к первым 29 из 33
англо-саксонских
рун. Именно на
основе этой
поэмы были впоследствии
написаны "Норвежские
рунические
стихи" и "Исландская
руническая
поэма", которые
приводит в своей
книге Эдред
Торссон.
Около 600 г. н. э. даны сократили число рун в футарке до 16 (в противоположность англо-саксам, увеличивавшим число рун). Эти 16 рун и известны как младший футарк. По мере того, как датские руны ("общие", или "квадратные") распространялись по Норвегии и Швеции, их начертание упрощалось, и к 1000 г. в Норвегии появился предельно лаконичный вариант младших рун, который называют "веточками".
К 1200 г. уже была написана норвежская "Руническая поэма", описывавшая 16 знаков младшего футарка, а ок. 1400 г. появился и исландский вариант. Обе эти поэмы, а также магические значения младших рун приводятся в книге Эдреда Торссона.
Немецкий арманен
Последний раз рунический порядок подвергся переработке и переосмыслению в начале нашего столетия в Германии. Гвидо фон Лист, один из видных деятелей Германского возрождения, долгое время исследовал символизм древних рун и масонских знаков, скрывавших в себе руны.
В 1902 г. фон Лист перенес операцию по удалению катаракты и в течение 11 месяцев носил на глазах повязку. В этот период вынужденной слепоты он получил мистическое видение, в котором 24 старших германских руны были сведены к 18. Этот рунический ряд назывался арманен. Руны были расположены таким образом, чтобы их порядок соответствовал 18 руническим заклинаниям, приведенным в древнескандинавской поэме "Хавамал".
Когда зрение фон Листа восстановилось (1903), он рассказал о своем видении на страницах немецкого теософского альманаха "Гнозис". Через несколько лет (1908) он подробно описал систему арманена в книге "Секрет рун". Идеи фон Листа подхватили и начали разрабатывать другие немецкие оккультисты. Так, Адольф Куммер в своей книге "Святая сила рун" (1932) предложил систему своего рода "рунической йоги". В этой системе магических упражнений практикующий принимает особые позы, соответствующие рунам, и произносит звуки этих рун. В настоящее время и руническая йога, и магическая работа с арманеном активно практикуются и развиваются в германских странах и США.
Важной частью системы Гвидо фон Листа является то, что все его 18 рун вписываются в правильный шестиугольник с проведенными в нем тремя диагоналями.
Каждая руна содержит в себе определенную часть этой универсальной фигуры, причем руне хагаль ("материнской руне") придается особое значение как единственной руне с акцентированной центральной симметрией. Фон Лист создал и своеобразную рунную мандалу, в которой, кроме 18 знаков арманена, фигурируют шестиконечная звезда и трехлучевая свастика -- магические символы с многовековой историей.
Если старший футарк делился на три атта по восемь рун, то арманен -- на три "рода" по шесть рун. Род, начинающийся с руны фа, соответствует Богу; начинающийся с руны хагаль -- человеку; начинающийся с руны бар -- духу и сознанию. Концы трехлучевой свастики на мандале указывают на эти ключевые руны.
Реальность часто повторяет мифические сюжеты. Многие обращали внимание на то, что открытие фон Листом эзотерического порядка рун очень напоминает руническую инициацию Одина, который, будучи повешенным на Мировом Древе и проведя так девять дней в полном мраке, получил видение рун старшего футарка.