Нижеследующие описания картин
Арканов Таро ("магического Тарота") взяты из книги Зора Алефа "Священная
терапевтика" ("София", М., 2002; (с) Зор Алеф, 2002). Зор Алеф -- современный
русский духовный учитель (с корнями в Болгарии и с некоторым количеством
последователей там же). В 1992 году основал эзотерическую
школу "ЗОР", в 2000 году преобразовал ее в
Школу Единого Учения.
Нсколько можно судить по изданным книгам, это действительно синкретическая
школа, в которой многое взято с Востока, но основу терминологии поставляет
западный каббалистический оккультизм того направления, которое сформулировали
Элифас Леви и Папюс, а в России популяризировал
Г.О.М.
"Арканы (или Таинства) Магии" играют важную роль в системе Зора Алефа. (Как и в системах К. К. Заина и Кроули.) Они представляют собой 22 важных концепции, 22 афоризма (т. н. "Знаки Единого Учения") и, что для нас интереснее всего, 22 "картины". Каждая картина имеет одно основное название и три дополнительных (все -- на латыни). Взяты они в основном из книги Г.О.М., но с некоторыми незначительными вариациями (вариации восходят к "Учению и ритуалу" Элифаса Леви). Картины "Арканов Магии" по Зору Алефу у меня раньше здесь были, но Школа Единого Учения потребовала их удалить, что я и сделал. Они выполнены, судя по всему, профессиональным художником, имя которого Школа отказалась мне сообщить. Впрочем, один из Арканов Магии был использован (фрагментарно и в несколько видоизмененном виде) для обложки одной из уже изданных книг Зора Алефа ("Практика самостоятельного оккультного лечения", М., "Союздизайн", 1999; (с) Зор Алеф, 1999), где имя художника указано: А. С. Смоловой. Этот рисунок с обложки я привожу здесь. |
1. Первый Аркан1
Магии изображает Иерофанта2, стоящего
в полный рост. В правой, поднятой к небу руке он сжимает магический жезл,
левая рука опущена и указывает на землю; голова увенчана золотым обручем,
мантия стянута золотым или серебряным поясом, над ним изображен знак бесконечности.
Рядом на кубическом престоле находятся три предмета: меч, чаша и пантакль3.
Смысл этой картины, если раскрыть язык символов, прольет свет на таинственный образ Мага -- Человека в подлинном духовном значении этого слова. Основную идею картины выражает поза Иерофанта. Правая рука с жезлом, поднятая к небу, говорит о духовной власти и Божественном происхождении Теурга; левая, указывающая на землю, обозначает род человеческий и физическую материю. Корпус, осуществляющий связь между ними, выражает идею тернера -- полного триединства мира, триединства Человека и компетентность Иерофанта во всех трех Планах Вселенной. "Поэтому я был назван Гермесом Трижды величайшим, обладающим познанием тройственной философии мира", -- тысячелетия назад писал основатель Герметической Магии Гермес Трисмегист. Жезл, меч, чаша и пантакль -- совершенно ясное указание на активность Мага, поскольку все эти предметы являются обязательными атрибутами всякого магического действия. Помимо этого, число четыре является одним из ключевых чисел Высшей Магии -- оно характеризует четыре материальных состояния природы: огонь, воздух, воду и землю, то есть эфирное, газообразное, жидкое и твердое состояние материи. Здесь также есть и прямой намек на неограниченность оператора в пространстве, поскольку он владеет полным знанием четырех сторон света. Золотой обруч, венчающий лоб, соотносит Иерофанта с Солнцем, оперирующим светлыми силами природы. И наконец, знак бесконечности (), парящий над его головой, логически завершает Аркан, указывая на неподвластность Мага времени и пространству: его пространство -- Космос, его время -- Вечность. Первый Аркан мы можем назвать "тайною человеческого единства", и это есть основная и самая главная тайна Священной Терапевтики. Для того чтобы эту тайну постичь, недостаточно визуально знать, что такое ТРИЕДИНСТВО само по себе -- для этого нужно триединого Человека выработать в себе. И чем мучительнее будет усилие, приложенное к этой цели, чем больше будет жертва, принесенная адептом во имя знания, тем тверже и могущественнее в Духовном Плане будет этот адепт, тем сильнее он будет напоминать Иерофанта с картины первого Аркана. |
2. [нет описания] |
3. [нет описания] |
4. [нет описания] |
5. Раскрытая длань Мага осенила
две склоненные головы. Лица учеников, принимающих посвящение, и похожи,
и не похожи. Обращенные друг к другу, они хранят одинаковое выражение спокойствия,
твердости и самоуглубленности. Одинаковые мантии покрывают их плечи и,
падая слегка наискось, частично скрывают левую руку и правое преклоненное
колено. Но правый светел, а левый -- темен; они принадлежат разным расам
и облачены в одежды соответствующего цвета. Это соотношение на картине
выдержано так, что посвятительные мантии учеников плавно сливаются с их
кожей...
Иерофант, облаченный в пурпурную мантию с золотым змеем вместо пояса, увенчан рогами Исиды и восходящим Солнечным Диском. Но выше Солнечного Венца и выше благословляющей длани вознесен крест Великого Иерофанта, утвержденный на жезле, который Маг держит в своей левой руке. Лик первосвященника светится бронзой. -- RELIGIO! -- возвещает Маг. И ученики Пятого Таинства шепотом вторят ему: "QUINTESSENTIA, PENTAGRAMMATICA LIBERTAS et MAGNETISMUS UNIVERSALIS..." Мы присутствуем на церемонии инициации. Перед нами свершается ее великое таинство. Но более того, мы зрим ее плоды. Благодаря гению древних магов, облачивших свои тайны в символические формы и запечатлевших их на камне, картина каждого Аркана раскрывает перед искателем, владеющим ключами, весь комплекс своих внутренних идей. Каждый Аркан содержит идеи как первостепенные, важнейшие, так и менее значительные, являющиеся практическим дополнением к основным идеям. |
6. Картина этого Аркана сочетает
в себе уникальный герметический символизм и мудрость с точностью научной
формулы. На картине изображен перекресток двух расходящихся в разные стороны
дорог (иногда -- два рукава реки, разделенные островом). В центре в нерешительности
стоит юноша -- ему явно предстоит сделать какой-то важный выбор. На правой
дороге -- молодая девушка, одетая в длинную белую тунику, протянула к нему
руки. Длинные золотистые волосы распущены, в глазах -- мольба. Слева --
обнаженная вакханка. Властно положив свою левую руку на плечо юноши, она
правой указывает на свой путь... Над этой группой завис Ангел с луком и
лежащей на тетиве стрелой. Но это не Амур, а Ангел воздуха и Суда. Стрела
карающего Ангела направлена на женщину.
Нетрудно догадаться: здесь представлен свободный выбор человеческой души, сосредоточенный в подплане "Душа Души". Мы видим созидательный выбор (девушка в белой тунике -- по девятизначной схеме -- подплан "Душа Духа") и его разрушительный антитезис (вакханка -- согласно схеме -- "Душа Тела"). Также посредством комбинации фигур и их поз передан сам метод эволю-тивного и инволютивного пути Человека. Например: женщина, протянувшая к юноше левую руку, символизирует обращение к пассивной, отрицательной стороне его личности, склонной поддаться искушениям; ее правая рука, указывающая на путь, ведущий к духовной гибели, говорит о том, что зло проявляет свою активность и назад пути не будет. Девушка, протянувшая обе руки к своему возлюбленному, которого она стремится вывести в более чистые и светлые сферы, -- напоминание о том, что идущий вверх должен быть устремлен к совершенству всей душой (именно -- обе руки) и победить в себе зло. |
7. [нет описания] |
8. [нет описания] |
9. Одинокий старец идет по ночной пустыне.
Правой рукой он высоко поднял лампу с тремя огнями разного цвета: белым,
золотым и красным.
Длинная мантия, на которой ясно видятся три облегающие складки, покрывает его тело. Путник явно утомлен, но взгляд его тверд и направлен на освещенный лампой участок дороги. В левой руке старца -- посох с тремя сучками, на который он опирается при ходьбе. [...] Всего на картине читаются девять важных деталей: три огня, три складки, три сучка. Каждые три детали -- одинакового происхождения и неразрывно между собой связаны: сучки -- посохом, складки -- мантией, огни -- лампой. Посох есть тело, на которое опирается всякий, идущий по пустыне материи. На нем три сучка, три Сефирота, три важных центра: NЕТСАН, GОD, IЕSОD. Мантия, облегающая тело странника, -- есть человеческая душа и Астросом, внешне воспроизводящие физическое тело, а в смысле оккультном -- являющиеся его точным прообразом. Здесь три складки: НЕSЕD, РЕSНАD, ТIРНЕRЕТ. Лампа с тремя огнями представляет Дух с тремя его Сефиротами -- КЕТНЕR, 8НОКМАН и ВINАН. Мы устанавливаем следующие цвета для этих умственных центров, в свою очередь, соответствующих трем лучам мысли: белый, золотой и красный. [...] Старец Девятого Таинства -- тот же Маг с картины Первого, Четвертого, Пятого и Седьмого Арканов, но в момент своего внутреннего Золотого Делания. Пожалуй, одну из основных идей Аркана можно сформулировать так: "Научись отрешаться от окружающего зла! Постигай искусство и смысл духовного, эмоционального и физического отшельничества". |
Всмотрись во тьму: она расступается, и ты видишь Колесо Вечности -- безмолвное, вращающееся. Кто это? Кто несется в клубящихся ледяных вихрях, одетый в бугорчатый звериный панцирь, влекомый Колесом в бездну? Что за чудовище выступает из мрака с хлещущим по сторонам крокодильим хвостом и болезненно искаженным лицом Человека? Что за двузубец блещет в его лапе? Отчего этот стон, рождающийся в твоем горле, эта мука, гнетущая тебя, откуда этот плач? Плачь! Это ты несешься во мглистой бездне, это свое лицо ты узнаешь на плечах чудовища! Шумели ветра эпох и рождались миры; сонмы душ приходили и уходили, и им казалось, что они есть, -- любили и ненавидели, -- но никогда не останавливалось Колесо, и было безжалостно его вращение. Иные, не выдержав этой муки, сходили с ума и, жадно ища себе смерти, бросались в бездну, клокочущую под Колесом. Но смерть ускользала от них, и они напрасно искали забвения. Ибо не может быть того, чего нет вовсе; а небытие -- значит несуществование. Тогда многие раскаялись и прозрели сквозь боль: страшный дар есть бессмертие Человека! И когда, обратившись, они поняли это, -- Колесо преобразилось. Запело, опоясалось огнем, и двадцать два ока разверзлись на могучих ободьях его! И Колесо смотрело на души, прикованные к нему страданием, и, круговращающиеся в Вечности, жгучие молнии заполыхали из глаз его, и падали оковы с прозревших душ! Остановись! Откажись от звериного тела, брось от себя двузубец неразрешенных страстей, скинь изношенные одежды памяти. Слушай -- стонет, содрогается Вечное Колесо, и полнит Вселенную гул его. Змеи Времени извиваются у подножия, жгуче полыхают огни глаз его, и меч Божий падает на оковы твои! И да рассечет он отныне плоть твою надвое, и да разделит в тебе землю ў от огня и зверя -- от Человека, осторожно, с великим искусством; и да вернется подобие к подобию своему. И когда станет так, когда ты придешь к воротам дома, которые ты забыл и проклял, раскайся и полей слезами порог -- и будешь впущен. Ибо никто не забыт Отцом, никто не оставлен Им во мраке, и никто из живущих не рожден во тьме... Ты пришел за Инициацией? Тогда приготовься к смерти, ибо пришло время старому умирать, а новому -- рождаться и крепнуть. Но, родясь заново -- не узнаешь себя в прошлом и самому себе сделаешься чужим человеком, так что, оглядываясь назад, скажешь "Кто ты? Я никогда не знал тебя..." Так будь же благословен, припадающий с чистым сердцем к источнику Святого Огня! Да пребудет в тебе Отец, и да продлится милость его над душою твоею до тысячи родов, и пусть Слава Его льется дождем на твоих. детей -- ибо они есть Будущее. Входи. Кольцо Завета ждет тебя.
|
11. [нет описания] |
12. [нет описания] |
13. [нет описания] |
14. [нет описания] |
15. [нет описания] |
16. На картине Шестнадцатого Таинства Магии,
соответствующей знаку Аin, мы видим двух человек, падающих с башни. Башня
расколота громовым ударом.
Символическое значение иероглифа -- материальная связь. В самой картине присутствует намек на неосторожное обращение с энергией. Прочитаем этот знак как "падение", что полностью аналогично смыслу Тайны. |
17. [нет описания] |
18. [нет описания] |
19. За каменной загородкой играют дети,
два голых мальчика. Над ними, ослепительный и щедрый, струит свои лучи
солнечный диск. Свет, переполняющий картину Девятнадцатой Тайны, -- ощутимый,
материальный, золотой. Он раздваивается: льющийся и жаркий наверху, наполняющий
собою небо, но невидимый; и переходящий в сплошной золотой дождь внизу,
над головами играющих детей.
Девятнадцатый Аркан Магии есть тайна Солнечного Делания. Солнце -- центральное светило нашей системы, также и ее разум. Солнце -- воплощение Божественной Мысли, спроецированное в Солнечную систему. Поэтому в каббалистической астрологии у Солнца нет отрицательного влияния. Но это лишь общие оккультные выводы. Более всего интересует нас глубокая символическая связь, возникающая между солнечной тайной и теургическим действием. Связь эта вытекает из значения солнечного символа, интерпретированного на картине и в заголовках Аркана тем или иным образом. Изучим ее. Четыре последовательных и символических заголовка Аркана в Плане Божества, Человека, материи и общий оккультный заголовок постепенно приводят нас к пониманию явления Теургии. Эти названия: Veritas Facunda; Veritas Humana, Aurum Philosophae и Lux Respiendes (Истина Высшая, Истинное Человечество, Философский камень и Ослепляющий Свет). Мистическая наука Теургии есть наука о постижении Высшей Истины отдельными представителями истинного Человечества с тем, чтобы рано или поздно приобщить каждого Человека к такому Человечеству. Это Великое (Золотое) Солнечное Делание называется в Магии Деланием Философского камня (Aurum Philosophae Ingenio). Эти важнейшие идеи древнего оккультизма отражены Гермесом так: "Hinc erunt adaptations mirabilis, quarum modus est hie. Itaque vocatus sum Hermes Trismegistus, habens tres partes philosophae totius mundi. Completum (Verum) est quod dixi de operatione sobre Solis". Переведем с латыни, которая сохранила это древнейшее свидетельство египетской мудрости: "Отсюда возникнут удивительные приспособления, способ которых здесь. Поэтому я был назван Гермесом Триждывеличайшим, обладающим познанием троякой сущности мира. Истинно4 то, что я сказал о работе произведений Солнца". На первый взгляд -- запутанно, туманно... Однако картина Девятнадцатого Аркана Магии (кстати, картина египетской эпохи посвящения), его заголовки, иероглифическое изображение тайны ( -- СОРН) и эти латинские строки связаны между собой в единое целое, являют ключ ко многим чудотворным деяниям и исцелениям, представляют целый тяжкий путь духовного воспитания. |
20. [нет описания] |
21. [нет описания] |
22. [нет описания] |