РЕЦЕНЗИИ | ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ТАРО | HOME

Арканы Зора Алефа

 
Нижеследующие описания картин Арканов Таро ("магического Тарота") взяты из книги Зора Алефа "Священная терапевтика" ("София", М., 2002; (с) Зор Алеф, 2002). Зор Алеф -- современный русский духовный учитель (с корнями в Болгарии и с некоторым количеством последователей там же). В 1992 году основал эзотерическую школу "ЗОР", в 2000 году преобразовал ее в Школу Единого Учения. Нсколько можно судить по изданным книгам, это действительно синкретическая школа, в которой многое взято с Востока, но основу терминологии поставляет западный каббалистический оккультизм того направления, которое сформулировали Элифас Леви и Папюс, а в России популяризировал Г.О.М.

"Арканы (или Таинства) Магии" играют важную роль в системе Зора Алефа. (Как и в системах К. К. Заина и Кроули.) Они представляют собой 22 важных концепции, 22 афоризма (т. н. "Знаки Единого Учения") и, что для нас интереснее всего, 22 "картины". Каждая картина имеет одно основное название и три дополнительных (все -- на латыни). Взяты они в основном из книги Г.О.М., но с некоторыми незначительными вариациями (вариации восходят к "Учению и ритуалу" Элифаса Леви).

Картины "Арканов Магии" по Зору Алефу у меня раньше здесь были, но Школа Единого Учения потребовала их удалить, что я и сделал. Они выполнены, судя по всему, профессиональным художником, имя которого Школа отказалась мне сообщить. Впрочем, один из Арканов Магии был использован (фрагментарно  и в несколько видоизмененном виде) для обложки одной из уже изданных книг Зора Алефа ("Практика самостоятельного оккультного лечения", М., "Союздизайн", 1999; (с) Зор Алеф, 1999), где имя художника указано: А. С. Смоловой. Этот рисунок с обложки я привожу здесь.

1. Первый Аркан1 Магии изображает Иерофанта2, стоящего в полный рост. В правой, поднятой к небу руке он сжимает магический жезл, левая рука опущена и указывает на землю; голова увенчана золотым обручем, мантия стянута золотым или серебряным поясом, над ним изображен знак бесконечности. Рядом на кубическом престоле находятся три предмета: меч, чаша и пантакль3

Смысл этой картины, если раскрыть язык символов, прольет свет на таинственный образ Мага -- Человека в подлинном духовном значении этого слова. 

Основную идею картины выражает поза Иерофанта. Правая рука с жезлом, поднятая к небу, говорит о духовной власти и Божественном происхождении Теурга; левая, указывающая на землю, обозначает род человеческий и физическую материю. Корпус, осуществляющий связь между ними, выражает идею тернера -- полного триединства мира, триединства Человека и компетентность Иерофанта во всех трех Планах Вселенной. "Поэтому я был назван Гермесом Трижды величайшим, обладающим познанием тройственной философии мира", -- тысячелетия назад писал основатель Герметической Магии Гермес Трисмегист. 

Жезл, меч, чаша и пантакль -- совершенно ясное указание на активность Мага, поскольку все эти предметы являются обязательными атрибутами всякого магического действия. Помимо этого, число четыре является одним из ключевых чисел Высшей Магии -- оно характеризует четыре материальных состояния природы: огонь, воздух, воду и землю, то есть эфирное, газообразное, жидкое и твердое состояние материи. Здесь также есть и прямой намек на неограниченность оператора в пространстве, поскольку он владеет полным знанием четырех сторон света. Золотой обруч, венчающий лоб, соотносит Иерофанта с Солнцем, оперирующим светлыми силами природы. И наконец, знак бесконечности (), парящий над его головой, логически завершает Аркан, указывая на неподвластность Мага времени и пространству: его пространство -- Космос, его время -- Вечность. 

Первый Аркан мы можем назвать "тайною человеческого единства", и это есть основная и самая главная тайна Священной Терапевтики. Для того чтобы эту тайну постичь, недостаточно визуально знать, что такое ТРИЕДИНСТВО само по себе -- для этого нужно триединого Человека выработать в себе. И чем мучительнее будет усилие, приложенное к этой цели, чем больше будет жертва, принесенная адептом во имя знания, тем тверже и могущественнее в Духовном Плане будет этот адепт, тем сильнее он будет напоминать Иерофанта с картины первого Аркана.

2. [нет описания]
3. [нет описания]
4. [нет описания]
5. Раскрытая длань Мага осенила две склоненные головы. Лица учеников, принимающих посвящение, и похожи, и не похожи. Обращенные друг к другу, они хранят одинаковое выражение спокойствия, твердости и самоуглубленности. Одинаковые мантии покрывают их плечи и, падая слегка наискось, частично скрывают левую руку и правое преклоненное колено. Но правый светел, а левый -- темен; они принадлежат разным расам и облачены в одежды соответствующего цвета. Это соотношение на картине выдержано так, что посвятительные мантии учеников плавно сливаются с их кожей... 

Иерофант, облаченный в пурпурную мантию с золотым змеем вместо пояса, увенчан рогами Исиды и восходящим Солнечным Диском. 

Но выше Солнечного Венца и выше благословляющей длани вознесен крест Великого Иерофанта, утвержденный на жезле, который Маг держит в своей левой руке. 

Лик первосвященника светится бронзой. 

-- RELIGIO! -- возвещает Маг. И ученики Пятого Таинства шепотом вторят ему: "QUINTESSENTIA, PENTAGRAMMATICA LIBERTAS et MAGNETISMUS UNIVERSALIS..." 

Мы присутствуем на церемонии инициации. Перед нами свершается ее великое таинство. 

Но более того, мы зрим ее плоды. 

Благодаря гению древних магов, облачивших свои тайны в символические формы и запечатлевших их на камне, картина каждого Аркана раскрывает перед искателем, владеющим ключами, весь комплекс своих внутренних идей. Каждый Аркан содержит идеи как первостепенные, важнейшие, так и менее значительные, являющиеся практическим дополнением к основным идеям.

6. Картина этого Аркана сочетает в себе уникальный герметический символизм и мудрость с точностью научной формулы. На картине изображен перекресток двух расходящихся в разные стороны дорог (иногда -- два рукава реки, разделенные островом). В центре в нерешительности стоит юноша -- ему явно предстоит сделать какой-то важный выбор. На правой дороге -- молодая девушка, одетая в длинную белую тунику, протянула к нему руки. Длинные золотистые волосы распущены, в глазах -- мольба. Слева -- обнаженная вакханка. Властно положив свою левую руку на плечо юноши, она правой указывает на свой путь... Над этой группой завис Ангел с луком и лежащей на тетиве стрелой. Но это не Амур, а Ангел воздуха и Суда. Стрела карающего Ангела направлена на женщину. 

Нетрудно догадаться: здесь представлен свободный выбор человеческой души, сосредоточенный в подплане "Душа Души". Мы видим созидательный выбор (девушка в белой тунике -- по девятизначной схеме -- подплан "Душа Духа") и его разрушительный антитезис (вакханка -- согласно схеме -- "Душа Тела"). Также посредством комбинации фигур и их поз передан сам метод эволю-тивного и инволютивного пути Человека. Например: женщина, протянувшая к юноше левую руку, символизирует обращение к пассивной, отрицательной стороне его личности, склонной поддаться искушениям; ее правая рука, указывающая на путь, ведущий к духовной гибели, говорит о том, что зло проявляет свою активность и назад пути не будет. 

Девушка, протянувшая обе руки к своему возлюбленному, которого она стремится вывести в более чистые и светлые сферы, -- напоминание о том, что идущий вверх должен быть устремлен к совершенству всей душой (именно -- обе руки) и победить в себе зло.

7. [нет описания] 
8. [нет описания]
9. Одинокий старец идет по ночной пустыне. Правой рукой он высоко поднял лампу с тремя огнями разного цвета: белым, золотым и красным. 

Длинная мантия, на которой ясно видятся три облегающие складки, покрывает его тело. Путник явно утомлен, но взгляд его тверд и направлен на освещенный лампой участок дороги. В левой руке старца -- посох с тремя сучками, на который он опирается при ходьбе. [...] 

Всего на картине читаются девять важных деталей: три огня, три складки, три сучка. Каждые три детали -- одинакового происхождения и неразрывно между собой связаны: сучки -- посохом, складки -- мантией, огни -- лампой. 

Посох есть тело, на которое опирается всякий, идущий по пустыне материи. На нем три сучка, три Сефирота, три важных центра: NЕТСАН, GОD, IЕSОD. 

Мантия, облегающая тело странника, -- есть человеческая душа и Астросом, внешне воспроизводящие физическое тело, а в смысле оккультном -- являющиеся его точным прообразом. Здесь три складки: НЕSЕD, РЕSНАD, ТIРНЕRЕТ. 

Лампа с тремя огнями представляет Дух с тремя его Сефиротами -- КЕТНЕR, 8НОКМАН и ВINАН. Мы устанавливаем следующие цвета для этих умственных центров, в свою очередь, соответствующих трем лучам мысли: белый, золотой и красный. [...] 

Старец Девятого Таинства -- тот же Маг с картины Первого, Четвертого, Пятого и Седьмого Арканов, но в момент своего внутреннего Золотого Делания. 

Пожалуй, одну из основных идей Аркана можно сформулировать так: "Научись отрешаться от окружающего зла! Постигай искусство и смысл духовного, эмоционального и физического отшельничества".

10. КОЛЬЦО ЗАВЕТА

Всмотрись во тьму: она расступается, и ты видишь Колесо Вечности -- безмолвное, вращающееся. Кто это? Кто несется в клубящихся ледяных вихрях, одетый в бугорчатый звериный панцирь, влекомый Колесом в бездну? Что за чудовище выступает из мрака с хлещущим по сторонам крокодильим хвостом и болезненно искаженным лицом Человека? Что за двузубец блещет в его лапе? 

Отчего этот стон, рождающийся в твоем горле, эта мука, гнетущая тебя, откуда этот плач? 

Плачь! Это ты несешься во мглистой бездне, это свое лицо ты узнаешь на плечах чудовища! 

Шумели ветра эпох и рождались миры; сонмы душ приходили и уходили, и им казалось, что они есть, -- любили и ненавидели, -- но никогда не останавливалось Колесо, и было безжалостно его вращение. 

Иные, не выдержав этой муки, сходили с ума и, жадно ища себе смерти, бросались в бездну, клокочущую под Колесом. Но смерть ускользала от них, и они напрасно искали забвения. Ибо не может быть того, чего нет вовсе; а небытие -- значит несуществование. 

Тогда многие раскаялись и прозрели сквозь боль: страшный дар есть бессмертие Человека! 

И когда, обратившись, они поняли это, -- Колесо преобразилось. Запело, опоясалось огнем, и двадцать два ока разверзлись на могучих ободьях его! И Колесо смотрело на души, прикованные к нему страданием, и, круговращающиеся в Вечности, жгучие молнии заполыхали из глаз его, и падали оковы с прозревших душ! 

Остановись! Откажись от звериного тела, брось от себя двузубец неразрешенных страстей, скинь изношенные одежды памяти. 

Слушай -- стонет, содрогается Вечное Колесо, и полнит Вселенную гул его. Змеи Времени извиваются у подножия, жгуче полыхают огни глаз его, и меч Божий падает на оковы твои! 

И да рассечет он отныне плоть твою надвое, и да разделит в тебе землю ў от огня и зверя -- от Человека, осторожно, с великим искусством; и да вернется подобие к подобию своему. 

И когда станет так, когда ты придешь к воротам дома, которые ты забыл и проклял, раскайся и полей слезами порог -- и будешь впущен. Ибо никто не забыт Отцом, никто не оставлен Им во мраке, и никто из живущих не рожден во тьме... 

Ты пришел за Инициацией? 

Тогда приготовься к смерти, ибо пришло время старому умирать, а новому -- рождаться и крепнуть. 

Но, родясь заново -- не узнаешь себя в прошлом и самому себе сделаешься чужим человеком, так что, оглядываясь назад, скажешь "Кто ты? Я никогда не знал тебя..." 

Так будь же благословен, припадающий с чистым сердцем к источнику Святого Огня! 

Да пребудет в тебе Отец, и да продлится милость его над душою твоею до тысячи родов, и пусть Слава Его льется дождем на твоих. детей -- ибо они есть Будущее. 

Входи. Кольцо Завета ждет тебя.

11. [нет описания]
12. [нет описания]
13. [нет описания]
14. [нет описания]
15. [нет описания]
16. На картине Шестнадцатого Таинства Магии, соответствующей знаку Аin, мы видим двух человек, падающих с башни. Башня расколота громовым ударом. 
Символическое значение иероглифа -- материальная связь. В самой картине присутствует намек на неосторожное обращение с энергией. Прочитаем этот знак как "падение", что полностью аналогично смыслу Тайны. 
17. [нет описания]
18. [нет описания]
19. За каменной загородкой играют дети, два голых мальчика. Над ними, ослепительный и щедрый, струит свои лучи солнечный диск. Свет, переполняющий картину Девятнадцатой Тайны, -- ощутимый, материальный, золотой. Он раздваивается: льющийся и жаркий наверху, наполняющий собою небо, но невидимый; и переходящий в сплошной золотой дождь внизу, над головами играющих детей. 

Девятнадцатый Аркан Магии есть тайна Солнечного Делания. 

Солнце -- центральное светило нашей системы, также и ее разум. Солнце -- воплощение Божественной Мысли, спроецированное в Солнечную систему. Поэтому в каббалистической астрологии у Солнца нет отрицательного влияния. Но это лишь общие оккультные выводы. Более всего интересует нас глубокая символическая связь, возникающая между солнечной тайной и теургическим действием. 

Связь эта вытекает из значения солнечного символа, интерпретированного на картине и в заголовках Аркана тем или иным образом. Изучим ее. 

Четыре последовательных и символических заголовка Аркана в Плане Божества, Человека, материи и общий оккультный заголовок постепенно приводят нас к пониманию явления Теургии. 

Эти названия: Veritas Facunda; Veritas Humana, Aurum Philosophae  и Lux Respiendes (Истина Высшая, Истинное Человечество, Философский камень и Ослепляющий Свет). 

Мистическая наука Теургии есть наука о постижении Высшей Истины отдельными представителями истинного Человечества с тем, чтобы рано или поздно приобщить каждого Человека к такому Человечеству. Это Великое (Золотое) Солнечное Делание называется в Магии Деланием Философского камня (Aurum Philosophae Ingenio). 

Эти важнейшие идеи древнего оккультизма отражены Гермесом так: 

"Hinc erunt adaptations mirabilis, quarum modus est hie. 

Itaque vocatus sum Hermes Trismegistus, habens tres partes philosophae totius mundi. 

Completum (Verum) est quod dixi de operatione sobre Solis". 

Переведем с латыни, которая сохранила это древнейшее свидетельство египетской мудрости: 

"Отсюда возникнут удивительные приспособления, способ которых здесь. Поэтому я был назван Гермесом Триждывеличайшим, обладающим познанием троякой сущности мира. 

Истинно4 то, что я сказал о работе произведений Солнца".

На первый взгляд -- запутанно, туманно...

Однако картина Девятнадцатого Аркана Магии (кстати, картина египетской эпохи посвящения), его заголовки, иероглифическое изображение тайны ( -- СОРН) и эти латинские строки связаны между собой в единое целое, являют ключ ко многим чудотворным деяниям и исцелениям, представляют целый тяжкий путь духовного воспитания.

20. [нет описания] 
21. [нет описания]
22. [нет описания]
 
Прим. автора: 

1. Аркан (АRCАNUM) -- тайна, в данном случае имеется в виду первая картина магического Тарота.  

2. Иерофант -- Великий Приверженец Священной Магии, один из наивысших санов духовного и официального посвящения.  

3. Пантакль -- талисман, изготовленный по научным и духовным методам Священной Магии. 

4. Применительно к Девятнадцатому, теургическому Аркану мы вместо астрального Certum в Четырнадцатом Аркане (достоверно) читаем completum или verum (полно, Истинно). Четырнадцатый и Девятнадцатый Арканы иерархически соотносятся между собой.

 
 
ЗНАКИ ЕДИНОГО УЧЕНИЯ
  1. Истина, Дух и Бог -- одно. Истина воплощенная есть осознанная и чистая жизнь.
  2. Дом Человека -- Мудрость, ибо в ней обретается и радость, и покой, и сила.
  3. Дух, душа, тело -- три храма бытия. Первый -- храм истины, второй -- любви, третий -- гармонии. Во всех трех венчаются мужчина и женщина.
  4. Жизнь Человека -- сад, плоды которого должны радовать и насыщать многих.
  5. Воля, Любовь, Жертва. Ими совершается всякое благо.
  6. Выбор между добром и злом проходит через каждое мгновение жизни. Истинная свобода -- желать только блага и действовать только в соответствии с совестью.
  7. Победа Человека -- в Духе, покоряющем бытие.
  8. Мысли, чувства и дела -- семена. Правосудие Божие в том, чтобы собирать урожай с каждого семени.
  9. Чистое слово рождается в молчании и соединяет Человека с вечностью.
  10. Блаженны те, которые в пути, ибо они приблизились к вратам в Царствие Небесное.
  11. Сила нисходит свыше, чтобы вести Человека ввысь. Полнота силы обретается в смирении.
  12. Учитель на пути -- страдание. Венец пути -- сострадание. Великое искусство жить заключается в том, чтобы разделять боли и тяготы ближних, не разделяя их пороков.
  13. Три вещи неизбежны: рождение, жизнь и смерть. Полюбить их -- значит обрести бессмертие.
  14. Чаша Господа -- Гармония. К ней нечего прибавить и от нее нечего убавить. Отпейте из серебряной чаши гармонии на восходе, передайте ее жаждущему, и в закатный час она вернется к вам полной.
  15. Нет зла, кроме того, что совершается в душе Человека.
  16. Душа, сросшаяся с телом, плодит всех змей.
  17. Упование на Создателя и осознание своей божественной природы -- две несокрушимые опоры души.
  18. Иерархия Сынов Божьих едина на небесах и на земле. Исполните завет единства.
  19. Царство Божие грядет в единстве рас, в братстве душ и воскрешении правды Сынов Божьих.
  20. Молитва единства: "Возобновленные очищающей жаждой, к источнику Святого Огня Твоего припадаем. Духом Своим спаси нас, Господи!"
  21. Человек, блуждающий в домыслах, сходит с пути подобно стреле, летящей в густом лесу. Постигающий истину в чистоте и молчании станет солью новой земли и огнем нового неба.
  22. Верой, Знанием и Любовью приготовься к воплощению Единого Учения.
 

 

РЕЦЕНЗИИ | КОЛЛЕКЦИЯГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ТАРО | HOME