ВАСТУ
 

Что такое васту

Предисловие составителя к книге "Васту: индийский аналог фэн-шуй"

Девизом человечества могло бы быть "Единство в многообразии". В этих словах воплощены два вектора развития нашей цивилизации. С одной стороны, мир с каждым столетием становится все более тесным. Государства торгуют друг с другом, потоки миграций тянутся через весь земной шар, создаются международные политические и экономические организации, выдвигаются проекты единого всемирного языка, единого календаря, единой валюты, единой религии. Многие футурологи и писатели-фантасты двадцатого века видели мир будущего как одно государство, в котором англо-сакс и китаец, славянин и африканец являются людьми одной культуры, одной цивилизации.  

Любопытно, что американские фантасты представляли себе этот мир будущего разросшимися до всепланетных масштабов Соединенными Штатами, а советские мечтатели визуализировали глобальный Союз Коммунистических Республик.  

Но сейчас, в конце тысячелетия, уже всем ясно, что ни того, ни другого не будет. Потому что в историческом процессе действует еще один вектор. Единый мир, построенный по американскому или советскому образцу, невозможен (или, во всяком случае, не так уж желателен, как казалось раньше). На Земле есть еще и другие цивилизации, и чем дальше, тем более пристальное внимание "западный мир" им уделяет.  

Вопреки мнению поэта, Запад и Восток могут сойтись вместе. И уже сходятся. Не отказываясь от своих традиционных культур, Япония, Китай, Индия, Тайвань, Малайзия разрабатывают и покупают современные "западные" технологии, развивают "западную" науку. А на Западе (который тоже не собирается сворачивать со своего магистрального пути) -- настоящий "восточный бум". Если еще сто лет назад индийская и китайская философия воспринималась белым человеком как экзотика, забавный экспонат для кунсткамеры, то посмотрите, что делается сейчас. Тысячи, если не миллионы европейцев, американцев, австралийцев и россиян в той или иной степени интегрированы в "азиатскую культуру". Кто-то принимает восточные религии -- и не только издавна уважаемые на Западе буддизм, индуизм и даосизм, но и совсем диковинные -- сикхизм, конфуцианство, дзогчен, каодай. Кто-то занимается йогой, цигун и восточными боевыми искусствами. Кто-то изучает традиционные азиатские искусства: индийский танец и икебану, гадание по И-Цзину и ведическую астрологию. Во многих, многих "западных" домах звучит восточная музыка, курятся благовония, висят изображения индийских и китайских божеств и мудрецов, готовятся традиционные восточные блюда...  

Это совершенно нормально. Это не должно никого пугать. Все европейцы никогда не станут буддистами, как все китайцы никогда не станут христианами. Просто сейчас на практике реализуется "Единство в многообразии". Будущий единый мир не будет миром "Макдоналдсов" и "Диснейлендов", как не будет он и миром красных флагов. Этот мир будет, по-видимому, многополюсным, и каждый культурный человек в нем будет одинаково хорошо знать Библию, "Бхагавадгиту" и "Даодэ-цзин". Будет уметь работать на компьютере и есть палочками. Будет владеть английским языком и приемами айкидо. По утрам выполнять виньясы хатха-йоги, а по вечерам играть в теннис или бейсбол. Это будет очень интересный и разнообразный мир.  

Издавая книги о различных аспектах восточных культур, мы в какой-то степени способствуем реализации этой футуристической модели.  

О восточных философиях и религиях уже написано, переведено и издано достаточно много книг. Сейчас нам надо активнее знакомиться с практической, технологической стороной этих философий. И тут, опять-таки, имеется некоторый перекос. Если восточная медицина и методы психо-физического совершенствования (йога, цигун, боевые искусства) исследуются на Западе уже давно, то восточными "технологиями макрокосмоса" мы только начали интересоваться.  

В последние годы западный мир открыл для себя китайскую науку фэн-шуй, которая занимается проблемами распределения энергий в пространстве-времени планеты Земля и отдельных географических точек. Пространственный аспект системы фэн-шуй -- это правила строительства и обустройства зданий и целых городов, а временной аспект -- это так называемая "китайская астрология", исследующая закономерности астрономических и климатических явлений. Книги о фэн-шуй пользуются все возрастающим спросом. Многие люди, интересующиеся китайской культурой и стремящиеся интегрировать ее в свою жизнь, начинают обустраивать жилища по принципам фэн-шуй и руководствоваться при планировании своей деятельности указаниями китайского календаря.  

Почему-то так получилось, что об индийском аналоге фэн-шуй до недавнего времени почти никто за пределами Индии не слышал. А ведь наука васту имеет не менее древнюю историю и не менее широко распространена в стране Вед, чем фэн-шуй -- в стране И-Цзина. Мы надеемся, что это упущение в ближайшем будущем будет исправлено и западные люди, практикующие индийские духовные традиции, смогут строить или выбирать себе дома и квартиры, соответствующие законам ведической науки. Небольшая книга, которую мы представляем вниманию читателей, -- это первый на русском языке обзор теории и практики васту 

Васту строится на несколько других принципах, чем его китайский аналог. Поэтому данная книга, несомненно, будет интересна и тем, кто практикует фэн-шуй, -- ведь все познается в сравнении. Васту, как и фэн-шуй, основывается на астрологии -- в данном случае на ведической астрологии, -- поэтому данная книга будет интересна всем изучающим джьотишу. Наш сборник не претендует на полноту освещения темы, но он дает самые необходимые сведения, которыми можно воспользоваться на практике, чтобы проверить их ценность.  

Итак, индийский аналог фэн-шуй известен под разными названиями: васту-шастра, васту-джняна, васту-видья или просто васту. Санскритское слово васту означает "место", "дом, жилище" или "комната". Шастра -- это "наука", а также "трактат". Видья и джняна -- "знание".  

Таким образом, васту -- это наука о домах.  

Индийские мастера утверждают, что перечисленные в классических текстах принципы васту имеют универсальное применение; на них не накладываются ни религиозные, ни географические ограничения. Эти принципы вполне можно приспособить к современным условиям жизни. Практика васту направлена на достижение не только материального процветания, но также душевного покоя, счастья и гармонии в семье и на работе.  

Наука васту в первую очередь учитывает энергии, излучаемые четырьмя сторонами света: севером, востоком, югом и западом. Она объясняет на простом языке принципы выбора участка для застройки, строительства дома и расположения в нем разных комнат, которые будут способствовать улучшению жизни. К примеру, столовая должна стимулировать у человека ощущение голода, гостиная -- общительность, кабинет -- живость ума, а спальня -- способствовать отдыху.  

Если руководствоваться общими принципами, приведенными на страницах этой книги, при строительстве дома, создании производства или при оформлении интерьера фирмы, магазина, гостиницы и т. п., можно смело рассчитывать на наступление благоприятных перемен.  

Древние были весьма прозорливы. Они знали: когда человеческое жилище -- как одна из основных потребностей человека, -- строится в строгом соответствии с принципами васту, человек становится сильнее, сталкиваясь с жизненными проблемам.  

Многие великие храмы и дворцы Индии являются шедеврами васту и свидетельствуют об эффективности этой древней архитектурной науки.  

Наука васту зародилась в период, предшествовавший эпохе создания "Рамаяны" и "Махабхараты". В этих эпических поэмах содержится описание городов с многоэтажными зданиями, просторными балконами и портиками. Говорят, что план общего расположения города Айодхья походил на план, найденный в древней книге по архитектуре -- "Манасаре" 

В "Махабхарате" рассказывается о том, какие дома были построены для царей, приглашенных к Юдхиштхире. Мудрец Вьяса говорит, что эти дома были такими же высокими, как гора Кайласа, -- вероятно, имея в виду, что они выглядели величественно и имели внушительные размеры. Дома огораживались высокими стенами и имели двери одинаковой высоты, богато украшенные металлическим орнаментом.  

В буддийской литературе тоже можно найти рассказы о зданиях, построенных с учетом принципов васту. В джатаках встречаются отрывочные упоминания о зданиях, построенных по индивидуальному проекту. Говорят, что Будда выступал с речами, посвященными архитектурной тематике, и даже указывал своим ученикам, что надзор за строительством зданий считается одной из обязанностей монахов.  

Васту довольно подробно рассматривается во многих пуранах, среди которых "Сканда", "Агни", "Матсья", "Гаруда", "Нарада", "Вайю", "Брахманда" и "Линга" 

К примеру, в "Матьсья-пуране" упоминаются восемнадцать мудрецов, знатоков васту 

Главы 53 и 56 в "Брихат-самхите" полностью посвящены теме жилищной и храмовой архитектуры, нахождения воды и сооружения водосборников. Подробно описывается технология приготовления "алмазного клея" (аналога современного цементного раствора) и использования его в строительстве жилых зданий и храмов.  

Во многих агамах также приводится много полезных сведений по архитектуре. Это в первую очередь "Камикагама", "Каранагама", "Супрабхедагама", "Вайкхансагама" и "Амсумадбхедагама" 

В некоторых тантрах -- например, в "Кирана-тантре" и "Хайяширша-тантре", -- тоже содержится много информации по архитектурной тематике.  

К наиболее значительным индийским источникам по науке о жилище относятся "Манасара", "Самарангана-сутрадхара" и "Майямата" 

"Манасара" -- это обширный трактат по архитектуре и иконографии. По мнению специалистов, эта книга была источником всех архитектурных идей, представленных в пуранах и агамах, а также в таких специализированных текстах, как "Брихат-самхита" и "Майямата". Этот трактат и есть "Васту-шастра" в узком смысле -- "Трактат о жилище". Это произведение считается общепризнанным авторитетным источником на всей территории Индии.  

Трактат назван по имени автора трактата, о котором мало что известно; кроме того, манасара -- это название цеха мастеров, занимавшихся измерениями (санскр. мана-сара). Профессор П. К. Ачарья, переведший "Манасару" на английский язык, считает, что она написана за несколько столетий до нашей эры.  

У строителей в традиционной Индии выделялось несколько основных специальностей: главный архитектор (стхапати), проектировщик (сутраграхи), художник (вардхантхи), каменщик (вардхаки) и плотник (сутрадхара). У архитектора должно была быть неординарное мышление и стремление к приобретению знаний; он должен был быть хорошим писателем, искусным чертежником, подкованным в геометрии и оптике, знать натурфилософию и этику, быть сведущим в областях права и физики, и, самое главное, он должен прекрасно разбираться в астрономии, астрологии и математике.  
  

"Самарангана-сутрадхара" написана царем Бходжей, правившим в 1018 -- 1060 гг. н. э. Он покровительствовал поэтам и литераторам. Кроме "Самарангана-сутрадхары" его авторству приписываются еще тридцать три работы по таким различным предметам, как астрономия, теория поэзии, философия, политика, религиозный закон, драма, архитектура, грамматика, медицина и т. д.  

"Самарангана-сутрадхара" посвящена не только жилищной архитектуре, городскому планированию и храмовой архитектуре, но и обсуждению канонов живописи и принципов создания механических устройств, называемых янтрами. Это произведение состоит из 83 глав.  

В "Майямате", приписываемой божественному архитектору Майе, тоже глубоко и всесторонне излагаются вопросы архитектуры, связанные с выбором участка для строительства жилья, исследованием почвы, системой мер и ориентированием на местности, планом сооружения деревень, городов и храмов. Помимо выбора мест для размещения транспортных средств, кроватей и стульев, обсуждается вопрос расположения дверей, ворот и флигелей.  

В "Майямате" есть рекомендации по выбору места для колодца. В этом тексте рекомендуется располагать колодцы на севере, северо-востоке либо востоке участка.  

"Майямата" -- самый известный среди древних трактатов по архитектуре и иконографии. Майя, автор трактата, считался экспертом в области не только васту, но и джьотиши. Знаменитый астрономический трактат "Сурья-сиддханта" тоже написан Майей.  

В трактате "Вишвакарма-васту-шастра", ссылки на который существуют с шестого века нашей эры, систематизируются сведения об ориентировании городов, о людях и материалах, имеющих отношение к васту; рекомендации по исследованию грунта, городскому и сельскому планированию, храмовому строительству и сооружению дворцов.  

Мы надеемся, что со временем все эти классические труды (и многие другие, пока еще малоизвестные даже в Индии) станут доступными русскому читателю и васту займет достойное место среди других традиционных индийских наук, составляющих основу общечеловеческой цивилизации.  

Андрей Костенко,
1999
 
 
 
ПРОРИЦАНИЕ | HOME
проба