Итак, от начала циклического путешествия до момента человеческого рождения душа проходит 108 ступеней. Это 22 ступени перед отделением мужской души от женской, затем 78 инволюционных ступеней в астральном царстве, 7 ступеней от минерала к человеку и, наконец, восьмая ступень, символизирующая рождение в человеческой форме, когда неофит протискивается через щель в стене. Эти 108 ступеней соответствуют 108 табличкам полного египетского Таро. Общеизвестная колода из 78 карт -- это экзотерический набор, который открывался всем, кто успешно прошел вышеописанные испытания. Но посвященные знают, что на более высокой ступени развития, после очищения души и получения допуска к ритуалам внутреннего святилища, неофита обучали применению эзотерического набора из 22 астромасонских символов. А когда он поднимался еще выше в посвящении, ему открывали септенер Каббалистических Пиктограмм, запечатанный восьмой пиктограммой. Итого получается 108 табличек, представляющих Божественное число 9 (1 + 0 + 8 = 9).
Для обычных целей вполне пригоден экзотерический набор из 78 табличек, составляющих обычное египетское Таро. Эти таблички воспроизводятся на картах "Таро Братства Света". Здесь, пожалуй, я должен указать, где можно найти точное описание табличек эзотерического набора. С древности знание об этих табличках сохранялось в строжайшей тайне, но для того, чтобы это знание не оказалось утрачено для грядущих поколений, они были подробно описаны и прокомментированы в книге Т. Г. Бергойна "Свет Египта", том II.[6] Об этом древнем эзотерическом наборе в ней рассказывается в разделе "Таблицы Эф". Первые 22 таблички -- это астромасонские символы. Далее приводится "Видение десяти великих каббалистических могуществ, или ангелов вселенной". Первые семь могуществ из этого видения -- это семь вышеупомянутых Каббалистических Пиктограмм. Но для того, чтобы этот эзотерический набор мог использоваться самостоятельно для объяснения как Каббалы, так и 33 франкмасонских степеней, к нему добавлены восьмая, девятая и десятая пиктограммы, которые не входят в полное египетское Таро из 108 табличек. Приводится и "печать земли", двойная и при этом единая: ее лицевая и обратная стороны представлены на одной табличке.
Выход неофита из расщелины символизирует его исторжение из священной йони[7] в мир человеческой деятельности. Затем он поднимается по винтовой лестнице из двадцати двух ступеней и останавливается перед входом в святилище. Эти двадцать две ступени, символизирующие влияние на человеческую жизнь двенадцати зодиакальных знаков и десяти планет, обозначают также опыт, который он приобрел под их влиянием от рождения до того времени, как стал искать оккультного посвящения. Бронзовая решетка -- символ любви и мудрости -- преграждает ему путь, но еще один маг, называемый пастофором, открывает ворота и приглашает его войти. Это означает, что всегда есть учитель, готовый помочь и дать указания тому неофиту, который из любви и преданности священной науке успешно прошел начальные испытания.
Теперь неофит попадает в длинную галерею, потолок которой поддерживают скульптуры кариатид в виде двадцати четырех сфинксов, по двенадцать с каждой стороны. Каждый простенок между сфинксами украшен живописной фреской. Все двадцать две фрески освещены одиннадцатью светильниками, которые горят между двумя рядами фигур.
Каждый сфинкс, представляющий четыре квадранта неба, символизирует циклы времени; здесь эти сфинксы обозначают 24 часа, составляющие каждые сутки, а также 24 старцев Апокалипсиса. Двадцать две фрески изображают 22 Старших Аркана Таро; их символическое значение теперь и объясняется неофиту, который должен запомнить открытое ему знание наизусть. Каждый из одиннадцати светильников установлен на бронзовой треноге и имеет вид хрустального сфинкса, внутри которого на поверхности священного масла горит асбестовый фитиль.
Пламя светильника олицетворяет эго, живую, сверкающую, непреходящую искру Бога. Асбестовый фитиль, который всегда питает пламя, но при этом никогда не иссякает, представляет бессмертную душу, наделяющую эго результатами своего опыта. Символом этого опыта, обретаемого в циклах времени (сфинкс) и в объективных сферах (хрустальный материал светильника) служит масло. Прозрачность светильника предполагает, что материя -- не помеха для зрения истинного посвященного. Тренога, на которой установлен светильник, изготовлена из сплава позитивного и негативного металлов и символизирует две переплетенных друг с другом триады. Негативная триада символизирует инволюцию, позитивная -- эволюцию, а вместе они дают поддержку душе, делая возможной ее сознательное бессмертное существование.
Один светильник стоит чуть в стороне от остальных десяти и представляет их конечный синтез. Этот светильник символизирует начало дальнейших испытаний, через которые должен пройти неофит. Двадцать две фрески соответствуют двенадцати зодиакальным знакам и десяти планетам и дают эзотерическое толкование их свойств и функций. Семь фресок представляют семь физических чувств человека, следующие семь фресок -- семь психических чувств, последние же семь фресок соответствуют семеричной конституции человека. Двадцать вторая фреска символизирует Неизвестное. Каждая фреска также связана с одной из ветвей оккультных наук, которыми должен овладеть неофит, если хочет стать Адептом. Все вместе, как обстоятельно продемонстрировано в нашем курсе 6 ("Священное Таро"), они составляют науку воли и абсолютную религиозную доктрину, причем каждая из них соответствует определенной ступени оккультной эволюции неофита. Десять светильников суть первые десять цифр числового ряда, а также десять эманаций Сефирот Каббалы. Вместе с изображениями двадцати двух Старших Арканов они указывают на тридцать два пути мудрости. А вместе с последним светильником, или тридцать третьим символом, они составляют экзотерическое видение того же набора универсальных принципов, эзотерическая сторона которого представлена в уже упоминавшихся 33 "Таблицах Эф". Таким образом, они представляют изначальные идеи, из которых выводятся 33 главы каббалистической книги "Сефер Йецира" и 33 градуса современного франкмасонства.
Неофит получает разрешение оставаться в этой Галерее Арканов вместе с учителем, пока не разберется во всех символах и их смысле. Этот процесс символизирует все, что он может надеяться извлечь из физического мира.
Для дальнейшего движения вперед душа должна временно оставить физический мир и воспарить в другие сферы, где вознесенные души будут руководить ее посвящением на внутренних планах. Чтобы подняться на духовный план -- при жизни в физическом теле или после смерти, -- душа должна пройти четыре царства астрального мира. Выход неофита из Галереи Арканов символизирует начало этого путешествия. Сначала душа проходит через царство гномов -- неофит же символически проходит через туннель. В конце туннеля, где начинается царство саламандр, бушует огонь, через который он должен пройти, если не собирается отступить. В действительности огонь не столь страшен, как кажется, и он проходит через него целым и невредимым. Но едва он успевает выйти из пламени, как кто-то невидимый подбрасывает топливо в огонь и раздувает его до такой невиданной силы, что возвращение неофита становится невозможным. Так он понимает важную истину: взявшись за оккультную работу, нельзя отступать, иначе пропадешь. Далее начинается царство ундин, и ему приходится переходить вброд подземное озеро, стоячие воды которого доходят ему до подбородка. Поднявшись на носки, он успешно перебирается на другой берег. Там, промокший и замерзший, он поднимается на платформу, за которой находится закрытая дверь. Эта дверь сделана из бронзы и разделена пополам вертикальной колонной, которая увенчана головой льва. Из пасти льва торчит кольцо, изображающее змею, которая кусает собственный хвост. Кольцо в форме змеи символизирует вечность, а лев -- храбрость. Так неофиту дают понять: он должен проявить храбрость, чтобы пройти через вечность. Пытаясь открыть дверь, он тянет на себя кольцо; поскольку дверь не поддается, он тянет за кольцо обеими руками. Но едва он успевает крепко ухватиться за кольцо, как платформа под его ногами стремительно уходит вниз, и он повисает в воздухе, в царстве сильфов. Платформа под его ногами быстро возвращается на место, дверь открывается и он переступает порог. Эта бронзовая дверь символизирует любовь и мудрость. Она разделена на правую (позитивную) и левую (негативную) половины. Разделительная колонна, размещенная там, где сходятся правая и левая половины, символизирует Древо Жизни, дарующее бессмертие. Знак Льва -- естественный правитель любовных дел. Причем голова льва представляет мужской элемент (поскольку Львом управляет Солнце), а кольцо в его пасти -- женский. Поэтому весь этот символ в целом представляет полный и гармоничный союз полов, побуждаемый любовью. Так неофиту внушается мысль о том, что дверь в святилище открывается только при соединении двух гармоничных душ, воодушевленных любовью и направляемых мудростью. Духовных высот не достичь в одиночку. Только при союзе двух душ возникает мощное движение в тонких субстанциях пространства.
Таким образом, неофит успешно прошел испытания землей, огнем, водой и воздухом, символизирующие путь души через астральные царства. Теперь его встречают двенадцать некоров. Эти люди выступают прообразами перенесшихся душ, которые некогда жили на Земле и принадлежат к каждому из двенадцати зодиакальных знаков. Они завязывают ему глаза (символ притупленности истинно духовно восприятия до обретения высшего посвящения) и ведут в тайный зал под пирамидой, где его ожидает коллегия магов. Этот зал символизирует духовный мир, в который он ритуально входит. Пирамида наверху символизирует землю, которую он сейчас покинул; а то, что пирамида находится прямо над этим залом, указывает на точное соответствие между физическим миром и миром духовным; между тем, что наверху, и тем, что внизу.
На стенах этого зала видны рельефные картины, изображающие сорок восемь созвездий, которые представляют влияние и духовное значение двенадцати зодиакальных знаков и тридцати шести зодиакальных деканатов. Там же представлены изображения семи планетарных ангелов и трехсот шестидесяти гениев, соответствующих каждому градусу Зодиака, через который проходит Солнце за год. Под каждой из этих картин приводится объяснение, но его могут прочитать лишь те, кто владеет ключом духовной астрологии, о котором подробно рассказывается в курсе 7 ("Духовная астрология"). В каждом из четырех углов зала на трехгранной колонне стоит бронзовая статуя: одна с головой человека, другая с головой быка, третья с головой льва и четвертая с головой орла. Поскольку каждая из этих фигур расположена на треугольном постаменте, они обозначают четыре зодиакальных триплицитета. Каждая голова увенчана крестом, символом союза небесных сил и Земли, на вершине которого горит светильник, словно зажженный от этого союза. Он символизирует божественный огонь, который охватывает и оживляет Землю.
На своде зала изображена золотая роза из пяти лепестков. Роза как предвестница весны символизирует обновленную жизнь. Пять -- это число человека, а золото -- священный металл духа. Весь этот символ представляет тех, кто обрел духовное возрождение. С розы свисают семь светильников с тремя подвесками в каждом. Эти три подвески символизируют три великих раздела оккультизма: астрологию, алхимию и магию. Каждый из этих разделов охватывает семь разных предметов; двадцать одна подвеска означает двадцать один раздел оккультной науки, которым должен овладеть неофит, чтобы обрести просветленное сознание Адепта.
Под изображением розы восседает Иерофант. Он облачен в пурпур, священный для Юпитера цвет. Поскольку планета Юпитер управляет высшим разумом, цвет одежд указывает на то, что Иерофант -- мастер оккультных наук. Его лоб увенчан обручем из золота: указание на то, что его разум полностью постиг все духовные вещи. Над золотым обручем поднимаются семь звезд: ему ведомы семь состояний сознания как наследие совершенного человека. Он сидит на серебряном троне. Серебро -- священный для женщины металл, и здесь указание на то, что Иерофант прекрасно знает о роли, которую играет женщина в достижении духовной победы. Трон стоит на высокой платформе и, таким образом, указывает на высокое положение Иерофанта, которого он достиг благодаря знанию и усилиям.
Остальные маги одеты в белые одежды, символизирующие их чистоту. Около каждой брови магов видна полоска из золота в знак того, что они тоже обладают духовным светом. Они находятся справа и слева от Иерофанта, образуя с каждой стороны по три полуокружности. Иерофант занимает центральную, или седьмую, точку между этими двумя триадами. Триада слева негативна и представляет равное развитие тела, разума и души у женщины. Триада справа позитивна и представляет равное развитие тела, разума и души у мужчины. Таким образом, Иерофант мужского пола, восседающий на серебряном троне, находится в уникальном положении, символизируя встречу и союз мужчины и женщины высшего типа.
Позади, под пурпурным балдахином, символом благодетельной Природы, осеняющей всех нас, стоит огромная статуя Исиды. Он изготовлена из сплава свинца, олова, железа, золота, меди, ртути и серебра; каждый металл управляется одной из семи планет и, таким образом, символизирует один из семи активных принципов природы. Голову статуи венчает треугольная диадема из серебра с эгреткой в виде двенадцати лучей. На груди Исиды в центре золотого креста расположена золотая же роза. Руки Исиды вытянуты вперед таким образом, что формируют равносторонний треугольник, вершиной которого служит лоб. С каждого из разомкнутых пальцев Исиды на землю струится золотой луч.
Роза на золотом кресте символизирует совместное преобразование позитивной и негативной энергий от низшего диапазона активности к высшим частотам вибраций. Десять золотых лучей символизируют цепь из десяти планет, посредством которых Природа формирует судьбу всех вещей. Серебряная эгретка с двенадцатью лучами представляет двенадцать зодиакальных знаков, действующих как резонаторы, от которых отражаются вибрации планет. Серебряный равносторонний треугольник символизирует женщину с гармоничным развитием тела, разума и души. Треугольник же, с которого стекают золотые лучи, символизирует мужчину с гармоничным развитием тела, разума и души. Вершина треугольника во лбу Исиды означает, что венец славы Природы -- это воссоединение двух таких в совершенстве развитых людей.
Перед Иерофантом стоит стол, на котором лежит планисфера. Именно здесь с глаз неофита снимают повязку и просят продемонстрировать собравшейся коллегии знание астрологии, построив и разметив карту рождения некоторого человека, рассчитав прогрессивные положения планет и рассказав о событиях, которые произошли в жизни этого человека с указанием приблизительных дат. Проверить качество работы неофита легко, поскольку человека, для которого строится карта, знают все члены коллегии. Неофит должен рассказать о темпераменте этого человека, указать основные направления его деятельности на протяжении жизни, назвать, в каких сферах жизни он удачлив, а в каких ему всегда не везет. Кроме того, неофит обязан продемонстрировать свои знания в остальных шести разделах астрологии.
После тщательной проверки знания астрологии неофиту предлагают продемонстрировать знание Таро. Ему должно быть известно значение всех Старших Арканов в каждом из трех миров, а также их прорицательное значение. Он должен знать вибрационные влияния имен, чисел, цветов, звуков и растений, а также качества драгоценных камней как талисманов. Он обязан понимать, какой эффект оказывает на определенного человека то или иное имя, число или любое другое вибрационное качество, и соотнести все это с картой рождения. Наконец, ему предлагают разложить и истолковать таблички Таро, продемонстрировав умение использовать их в качестве инструментов для прорицания.
После проверки знаний ему предлагают дать клятву (сформулированную примерно как в современном франкмасонстве) никогда не разглашать священные науки и прочие элементы Мистерий. Затем он должен дать вторую клятву, обязуясь во всем повиноваться Иерофанту. Вторая клятва символизирует обет всегда прислушиваться к голосу совести, принимаемый посвященным. В этот момент слышится страшный шум, начинает бушевать искусственная буря, во время которой маги приставляют острия мечей к его груди и обвиняют его в прошлых преступлениях, что служит символом "судного дня", когда от души потребуют дать отчет о ее деяниях во плоти. Затем подходят два некора и протягивают два кубка с вином. Удивленному неофиту сообщают, что в одном из этих кубков содержится смертельный яд. Напоминая о только что данном обете послушания, Иерофант приказывает неофиту сделать выбор и немедленно выпить содержимое одного из кубков.
Безвредный кубок символизирует любовь и добродетель, кубок же с ядом -- страсть и порок. Каждая душа подвергается испытанию таким выбором, и успешно пройти его можно только прислушиваясь к Голосу Безмолвия. Если, несмотря на обет послушания, неофит отказывается повиноваться, ему сообщают, что ритуал посвящения прекращается, он сам отправляется на семь месяцев в подземную темницу и только после этого может быть допущен к повторному испытанию. Если неофит таким образом проваливает первое испытание, он уже не сможет подняться выше в иерархии магов, пусть даже ему позже удастся обрести свободу, успешно пройдя испытание вновь. В такой ситуации он представляет слабую и нерешительную душу, которая боится подчиняться велениям внутреннего "я". Единственная надежда неофита не исчезнуть с лица земли -- пройти второе испытание, хотя, однажды оступившись, он утрачивает те возможности, которые перед ним открылись бы, сделай он сразу решительный шаг. Законы магов вынуждают его либо пройти испытание, либо погибнуть в подземной темнице.
Так представлен триумф души, морально крепкой и обладающей высокими устремлениями, которая сумела преодолеть барьеры, державшие ее на уровне низших духовных состояний. Вход неофита в подземный зал с повязкой на глазах символизирует вхождение в первое состояние духовного мира. Испытание астрологических и каббалистических навыков символически вводит его во второе духовное состояние. Первая клятва вводит его в третье, а вторая клятва -- в четвертое духовное состояние. Испытание кубками дает ему право перехода в пятое духовное состояние. А теперь его вводят в соседний роскошно убранный зал, напоминающий царские брачные покои, что символизирует вход неофита в шестое духовное состояние.
Помощники снимают с него одежду (очищение от грубых энергий) и облачают в белые льняные одеяния , символизирующие силу чистоты. Он наслаждается изысканной трапезой, которая происходит под звуки божественной музыки, символизирующей высшие состояния восторга и музыку сфер. Когда он подкрепится, перед ним раздвигается занавес, и он видит прекрасных танцующих молодых женщин. Чтобы остаться неузнанными, они танцуют в масках, скрывая за ними свою индивидуальность, как тело скрывает душу. Эти маски прикреплены ко лбу золотым кружком, что символизирует интеллектуальное просветление. Танцовщицы одеты лишь в прозрачные вуали, расшитые золотыми пчелами. Эти вуали показывают, насколько незначительно препятствие, которое удерживает человека от Реализации. Золотые пчелы подразумевают не только божественную творческую сущность в ее самом духовном аспекте, но и то, что за вуаль может проникнуть только усердный и трудолюбивый: ленивая душа никогда не войдет в духовные состояния. Через плечо каждой танцовщицы переброшен прозрачный шарф, символ духовной одежды, сотканной благородным стремлением и преданностью истине; у каждой также есть цветочная гирлянда как символ невинности, радости и высшего счастья.
Воздух наполняют восхитительные ароматы, и неофит приближается к танцовщицам.
Через некоторое время две танцовщицы набрасывают на него свои гирлянды,
окружая его цепочкой роз, а остальные удаляются. Эти две девушки продолжают
вокруг него танцевать и по очереди раскачивают гирлянды, словно предлагая
ему сделать выбор. Цепочка роз представляет связующую силу любви.
Если неофит посмеет нарушить святость мистерий, то подвергнется большой опасности, если же будет вести себя пристойно, тогда маги поздравят его с успешным окончанием последнего из испытаний и присвоят ему звание Ревнителя. Этот финальный акт посвящения символизирует воссоединение Близнецовых Душ, которое происходит на границе шестого и седьмого духовных состояний. Для достижения этого состояния страсть необходимо трансформировать в чистую, незапятнанную любовь, причем священный союз нельзя осквернять насилием или плотскими желаниями. В то же время неофит и две танцующие около него девушки символизируют первоначальную троицу, которая существовала до разделения полов: эго, мужскую душу и женскую душу. Следует подчеркнуть, что этот эпизод весьма отличается от эпизода, представляющего разделение: там был мир страшных чудовищ и погруженного в полутьму сознания, а здесь -- место радостной красоты, восторженных чувств и живого восприятия. Этот союз вводит душу вместе с ее долго отсутствовавшей парой в седьмое духовное состояние. Здесь душа перестает быть человеческой, ибо достигает ангельского состояния. Здесь же бессмертие перестает быть возможностью, а становится непреложным фактом.
Напоследок, чтобы запечатлеть в сознании ревнителя судьбу тех, кто идет
по этому циклическому пути, его ставят посреди двенадцати некоров, представляющих
зодиакальные знаки, и подводят к проему пещеры. Здесь при слабом тусклом
свете он видит яму, в которой сфинкс разрывает изображение человеческой
фигуры. Так, согласно традиции, циклы уничтожают тех, кто утрачивает бессмертие,
следуя по роковому пути эгоизма и черной магии.
На этом заканчивается египетский ритуал посвящения, который в действительности
описывает циклическое путешествие души.