Об этой книге

 
Под календарем мы понимаем систему организации единиц измерения времени. Основными такими единицами являются год, месяц и день. И главная проблема заключается в том, что различные виды года и месяца не содержат кратное число дней (или хотя бы целое число дней). Кроме того, продолжительность астрономических дней, месяцев и лет не постоянна. Организовать (то есть взаимно привязать и упорядочить) эти природные циклы очень трудно, но люди пытаются сделать это на всем протяжении своей земной истории.

Вот почему в мире было и есть так много различных календарных систем. Календари в зависимости от того, как в них соотносятся годы и месяцы, могут быть солнечные, лунные и солнечно-лунные. Как правило, создатели календарных систем стремились к тому, чтобы годы и месяцы состояли из целого числа дней. Желательно было также, чтобы в годах было равное количество месяцев. (В этом, повтоpим, и заключается смысл календарного упорядочивания единиц измерения времени: человеку должно быть удобно учитывать время.) Естественно, что при этом календарные годы и месяцы не совпадали с астрономическими. Нужно было что-то делать с остающимися днями, часами, минутами и секундами. Из них люди после многочисленных календарных реформ научились составлять дополнительные, или вставные, дни и месяцы. Но все равно, простого, симметричного, логичного и практичного календаря, который бы удовлетворял всех, пока так и не существует в широком обиходе. Хотя проекты выдвигались.

Дело в том, что различные календарные системы, при всех их недостатках, имеют для своих приверженцев не только (а порой даже не столько) прагматическое, но и сакральное значение. Календарь воспринимается человеком как часть культуры, религии, традиции -- всего того, что, собственно, и отличает человека от животного. Православное христианство, как все помнят, не приняло григорианского календаря (который является в настоящее время общемировым). Во всех странах Востока наряду с григорианской сохраняются свои собственные традиционные календарные системы, и не похоже, чтобы люди собирались от них отказаться в ближайшие десятилетия. Свой календарь имеют также жители западных стран, возрождающие дохристианские, языческие религии. Календарь майя и его ацтекский аналог не только не умерли под колоссальным культурным гнетом испанских завоевателей, но и привлекают все больше почитателей во всем мире.

То же можно сказать о традиционном китайском календаре. Все больше западных людей отмечет "китайский новый год", интересуется цветом годичного "зодиакального животного", а также собственным "знаком рождения". Как и в случае с календарем майя, интерес западной публики вызывают прорицательные возможности китайского календаря. Это календари, по которым не люди только ведут учет времени, но и вычисляют Судьбу.

И это нельзя назвать просто суеверием. Практика календарного прорицания (а под последним словом мы подразумеваем не только прогнозирование будущего, но и осмысление прошлого и настоящего, анализ энергетического окружения данного человека в данный период времени и совместимости разных людей и событий) существует в Китае (и других странах мира) тысячелетиями. Хоть годы, месяцы и дни китайского календаря и не вполне соответствуют астрономическим годам, месяцам и дням, им явно соответствуют некие космические энергетические потоки, комбинации которых воздействуют на жизнь человека на Земле. Китайское календарное прорицание реально работает, как работают многие другие мантические системы. И практически все, кто начинает их практиковать в жизни, убеждаются в этом.

А убедившись, очень скоро начинают понимать, что "зеленые кролики" и "огненные лошади" -- это лишь вершина айсберга, та часть Системы, которая наиболее проста (точнее, искусственно упрощена) и поэтому лучше всего продается в виде книжек "по китайской астрологии" и газетных "гороскопов". И тогда возникает необходимость в более полной и корректной информации.

Другие "длинноносые варвары" (увы, так нас именовали жители Поднебесной всего несколько поколений назад), приходят к китайскому календарю, начав изучать традиционые китайские искусства: ушу, цигун, медицину, прорицание по "Книге Перемен", а в проследние годы -- фэн-шуй.

Искусство фэн-шуй (энергетически здорового обустройства человеческого времени-пространства), всемирный бум которого разразился к концу XX столетия (по григорианскому и юлианскому календарям), если пытаться его изучать и практиковать на серьезном уровне, немыслимо без знания традиционного китайского календаря. А для знания необходимо этот календарь иметь под рукой. Поэтому во многих книгах по фэн-шуй (а также по другим упомянутым китайским искусствам) приводятся либо формулы перевода западных календарных дат в китайские, либо сокращенные версии китайского календаря. Но, по мере того, как западные люди овладевают тонкостями дальневосточной метафизики и энергетических практик, их перестают удовлетворять сокращенные и упрощенные календарные таблицы. Назрел момент для издания китайского календаря в полном объеме -- и при этом в таком виде, который был бы приемлем для "длинноносых варваров".

Это и побудило нас к созданию книги, которая перед вами.

Говоря о "полном объеме", мы имеем в виду то, что в нашей версии китайского календаря содержатся все данные, которые присутствуют в наиболее распространенных версиях, издававшихся в ХХ веке в Китае. В последующих изданиях мы намерены еще дополнить наш календарь и привести его к соответствию с самой полной китайской версией, которая имеется в нашем распоряжении.

Говоря о "приемлемом виде", мы имеем в виду перевод китайских иероглифов в простые и понятные русскому читателю знаки -- слова и буквы кириллицы, арабские и римские цифры. Эстетическое совершенство иероглифов -- это, конечно, то, что нас привлекает в дальневосточной культуре, но их сложность -- это то, что затрудняет нам ее понимание. Мы убеждены, что, если говорить о китайском календаре, иероглифическое написание терминов не является обязательным; более того, мы постараемсся показать, что в нашем варианте написания важнейшие символы календаря даже более информативны. Поэтому, как нам кажется, предлагаемая вниманию читателя книга удобнее и полезнее для работы, чем другие издания, в которых были опубликованы различные варианты китайского календаря.

Кроме того, мы постарались сделать нашу книгу еще и наиболее полной. Кроме собственно календаря и его описания, в ней представлена теория и практика СЕМИ китайских прорицательных систем, непосредственно связанных с календарем (не считая системы фэн-шуй, по которой на русском языке уже издано много хороших книг; впрочем, наш календарь содержит данные, жизненно необходимые для практики фэн-шуй). Это Четыре Столпа Судьбы ("усеченной" версией которых и являются знаменитые "двенадцать животных"), астрология Девяти Дворцов (Ци Девяти Звезд), Двадцать Восемь Созвездий, Двенадцать Индикаторов Судьбы, "китайская нумерология" (дальневосточный аналог "стрел Пифагора") и два интереснейших раздела Чжоу-и (системы "Книги Перемен").

Мы считаем необходимым особо подчеркнуть, что представленные в книге системы не относятся к собственно астрологии. Мантическое значение в них приписывается не реальному положению небесных тел на небесной сфере, а положению чисел в календарных единицах. Поэтому для эффективного прорицания по этим методикам необходимы лишь календарь и понимание принципов китайской нумерологической системы, которые тоже описываются в книге. Никаких дополнительных астрономических таблиц, инструментов и т. п. не требуется.
 
 

Китайский календарь | Home