С понятием Судьба (Мин) китайцы обычно связывают то, что определяется некими Высшими Силами и в целом находится за пределами свободы воли человека. Неизменной величиной во всех проявлениях Судьбы остаются врожденные качества человека. Все мы от рождения отличаемся друг друга интеллектом, темпераментом, способностями, телосложением и характером. Все эти факторы оказывают значительное влияние на развитие личности и жизненный путь человека, и большинство из них не может быть изменено ни образованием, ни окружением, в котором человек воспитывается. Эти врожденные компоненты личности и делают людей столь непохожими друг на друга.
Поэтому Судьбу можно рассматривать как фундаментальное сочетание качеств человека, а также, как динамичное изменение этого сочетания. Имеется в виду не биологическое строение тела, которое у разных людей более или менее сходно. Судьбу нужно понимать шире, учитывая все аспекты человеческой жизни: характер, врожденные способности, место, занимаемое данным человеком в нашем сложно устроенном обществе, его отношения с другими людьми и даже такие абстрактные понятия, как удачливость и везение. Для описания такого врожденного сочетания качеств личности китайцы разработали уникальную космологическую систему, позволяющую определять и объяснять Судьбу.
Эта система широко известна в Китае и странах Юго-Восточной Азии под названиями "Четыре Столпа Судьбы" (Сычжумин), "Восемь Иероглифов" (Бацзы) или просто "Судьба" (Мин или Миншу). Первые два названия указывают непосредственно на прорицательную технику: календарные данные, которые будут подвергаться анализу с точки зрения теории Пяти Элементов, записываются в виде восьми иероглифов (в нашем издании календаря они заменены русскими буквами), образующих четыре колонки.
Во многих методиках предсказания Судьбы в качестве начальной точки отсчета жизненных событий используется момент рождения, и на нем основываются все предсказания о будущей жизни человека. Иначе говоря, момент рождения человека является своего рода личностно-космическим кодом или планом. Он является уникальным "паспортом" каждого индивидуума, расшифровав который, можно определить характеристики Судьбы человека и его будущей жизни. Западные астрологи используют дату и время рождения для составления гороскопов, отражающих расположение планет Солнечной системы в момент рождения человека, и определяют Судьбу при помощи этих "звездных карт".
Хотя планетная астрология в Китае тоже развита, в этой стpане издавна гораздо шире применялись другие, более простые астрологические методы. О них рассказывается в нашей книге. Можно назвать эти методы нумерологическо-астрологическими, поскольку, хотя они и подразумевают составление настоящей астрологической карты с такими ее атрибутами, как дома и аспекты, роль подвижных планет в карте исполняют числа, соответствующие годам, месяцам, дням и часам традиционного китайского календаря. Собственно числа от 1 до 9 (так называемые девять звезд) используются в системе "астрологии Девяти Дворцов" (в японском варианте -- Ки); этой системе в нашей книге посвящена отдельная глава. В практике же Миншу используются два особых циклических числовых ряда -- так называемые небесные стволы и земные ветви. В первом цикле 10 знаков, а во втором -- 12. Эти знаки были созданы специально для китайского календаря. Поскольку каждый из них ассоциируется с определенным Элементом китайской космологии, любая календарная дата, записанная в формате этих знаков, фактически представляет сочетание Пяти Элементов, а этого вполне достаточно для установления всех характеристик Судьбы. Нужно лишь правильно истолковать силу и слабость этих Элементов и разобраться, как они взаимодействуют между собой.
Кроме того, двенадцати земным ветвям соответствуют двенадцать животных, составляющие так называемый "китайский зодиак". На качествах этих "животных знаков" и отношениях между ними и основывается то, что неосведомленный человек называет "китайской астрологией" или "китайским гороскопом". На самом деле китайская нумерологическая астрология -- гораздо более обширная и сложная система, использующая животных лишь в качестве зримых образов земных ветвей, понятных "простому народу". Для профессионала-прорицателя, однако, даже земные ветви и небесные стволы не имеют самостоятельной ценности. Они важны лишь постольку, поскольку указывают на конкретные разновидности тех или иных Элементов или могут быть использованы для получения триграмм "Книги Перемен". То же можно сказать и о девяти звездах: числа от 1 до 9 являются лишь "масками" Пяти Элементов.
Итак, для овладения методиками китайской нумерологической астрологии, нужно изучать теорию Пяти Элементов и иметь традиционый китайский календарь, в котором указаны небесные стволы, земные ветви и девять звезд. О законах взаимодействия Элементов рассказывается практически в любой книге, посвященной традиционным китайским искусствам, будь то фэн-шуй, Чжоу-и (И-Цзин), ушу, цигун, кулинария, акупунктура, массаж или каллиграфия. В нашей книге вы также сможете найти все необходимые сведения. Что же касается китайского календаря, то с этим сложнее. Дело вот в чем: "китайские календари", которые обычно прилагаются к книгам по фэн-шуй или так называемой "китайской астрологии" (см. выше), абсолютно неприменимы для настоящего китайского календарного прорицания. В таких "календарях" указаны даты начала китайских лунных годов и месяцев, но это -- совсем не то, что нужно. Традиционный китайский календарь -- не лунный, а солнечно-лунный, и для прорицания важны как раз не лунные, а солнечные даты. Как правило, авторы книг сознательно умалчивают об этом, не желая "усложнять жизнь" среднему западному читателю. В тех же книгах, авторы которых честны с читателем, как правило, приводятся не календарные таблицы, а формулы для расчета нужных данных.
Хотя формулы -- средство, вполне достаточное для эффективной работы с календарно-прорицательными системами, безусловно, гораздо удобнее иметь календарь как таковой. Удобно, раскрыв календарь на нужной странице, сразу найти все необходимые данные для любой даты. Поэтому мы решили включить в эту книгу не только описания прорицательных методик, но и настоящий, полный китайский календарь.
Справедливость требует отметить, что до нас попытка создания такой русскоязычной книги уже была предпринята. Это "Традиционный китайский календарь как основа фэн-шуй" (М.: Изд-во "Либрис", 1999). Но составители этого (в других отношениях весьма полезного) издания включили в книгу оригинальный китайский иероглифический вариант календаря, работать с которым читателю, не знающему китайского, довольно трудно.
Некоторые зарубежные авторы, понимавшие суть этой проблемы, делали попытки
транслировать иероглифику традиционного китайского календаря в знаки, понятные
западному ползователю. Так, например, иероглифы стволов и ветвей заменяли
римскими и арабскими цифрами или представляли в транскрибированном ваpианте:
цзя, и, бин и т. д. Предлагалось также использовать буквы
латинского алфавита. Все это было, конечно, лучше, чем китайские иероглифы,
но у каждой системы трансляции есть свои недостатки. Главным же недостатком
мы считаем следующий: для китайца, например, иероглиф
является "говорящим", содержит актуальную календарную информацию, как для
русского -- сочетание букв декабрь. Но что такое I, A или
цзы? Какой это отрезок времени, а главное -- какой это Элемент?
Нельзя ли сделать так, чтобы знаки, замещающие иероглифы в календаре, тоже
были "говорящими"? Надеемся, что нам удалось добиться этого. В нашем календаре
колонки читаются слева направо (а не по-китайски, справа налево). И вы
не увидите ни одного иероглифа -- только привычные арабские цифры и буквы
русского алфавита. Кроме того, мы включили в наше издание дни недели (обозначены
значками соответствующих планет), 28 созвездий (обозначены числами от 1
до 28) и кое-какие данные, полезные для практики фэн-шуй. Так что это не
только руссифицированная, но и очень подробная версия китайского календаря.