Предисловие

Теперь в это невозможно поверить даже мне самому -- но когда-то я был атеистом...
Как и большинство людей теперь уже далекого советского времени, не верил я ни в Бога, ни в нечистую силу. Да и вообще ни в какие чудеса не верил.

Одним словом, принадлежал я к категории "наиболее развитых и культурных людей", уверенных в том, что человек сам управляет и жизнью человеческой, и всем вообще распорядком на земле.
 

Все просто и легко -- захотел, собрался с силами и сделал. Захотел -- стал, например, моряком, еще поднапрягся -- и ты уже стоишь в белом кителе с золотыми пуговицами за штурвалом большого белого корабля. Теплое синее море, высокое небо, в далекой серой дымке Босфора проглядывает шумный Стамбул. И стоит только...
Только вот что-то нередко мешало осуществлению этих планов. И далеких планов и, казалось бы, ну совсем простых и совсем не сложных. Что-то задумал -- а тут какая-то новая вводная...
 
И не то чтобы выйти в соленые безбрежные воды, а, например (что уж, казалось бы, совсем просто!), просто навестить родную бабушку в Кисловодске... Помню, как-то мы всей семьей долго и основательно планировали эту поездку. И вот пришло лето, сданы экзамены в школе, куплены билеты на поезд, как вдруг, совершенно неожиданно... перелом буквально всех планов! У отца -- закрытый перелом правой ноги... Операция. Месяца полтора -- костыли и практически постельный режим. Мы все вокруг него. Так и провели каникулы. Бабушке, конечно же, пообещали обязательно приехать в следующем году. А отец так и не понял, как это он умудрился оступиться на совершенно ровном тротуаре...

 
Тогда-то и появилось первое смутное подозрение, что кто-то нами все-таки управляет, что какие-то вещи происходят независимо от нашей воли.

 
Потом был курс атеизма в университете, и, слава Богу, пришлось впервые задуматься о Его реальном существовании.
 
Первой книгой на этом пути были "Библейские сказания" Зенона Косидовского. Брался за Евангелия. Их различные комментарии и толкования. Все было как в темном лесу. Более понятными казались непонятно откуда появившиеся в то время работы из области теософии, эзотерики, оккультизма. Что-то в сознании пробудила Елена Петровна Блаватская. Ее ученица и последователь Анни Безант. Кумиром был Шри Ауробиндо. Доступными казались Рерихи. Их легенды, письма. Заинтриговала практически запретная в те времена тема масонства. "Мир держится тайною, она может раскрываться только посвященным"!

 
Кто мы? Откуда мы пришли? Куда мы идем? Зачем мы живем, в конце концов?!

 
Постепенно стала приоткрываться Дверь познания.
 
Осознание реальности существования дьявола легко пришло, например, через слова одного французского философа о главной его (дьявола) проделке, состоявшей в том, что ему, дьяволу, удалось убедить большинство людей в отсутствии его существования. 
 
Вскоре появилось и твердое убеждение, что все в этом мире построено на борьбе между Добром и Злом. Буквально все -- от поступков человека до его же мыслей. И -- странное дело -- дьявол в сознании как-то совсем не укладывался в абсолютную категорию Зла... Люцифер, "Свет несущий", просто не мог равняться Тьме!

 
Желание разобраться во всем этом привело к Гете, Гофману, Кристоферу Марло, Валерию Брюсову, Владимиру Соловьеву. В конце концов, к Гоголю. А еще -- доступные публикации по магии, Каббале. "Молот Ведьм". Критические материалы относительно всякого рода пророков "новой истины"...

 
Вот тут-то и пришла окончательная вера в Бога!
 
И пришла она как-то тоже совсем неожиданно -- пришла она во время чтения романа... о дьяволе!

 
Да, да, именно так -- окончательная и бесповоротная вера в Бога пришла через роман Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита"!

 
Булгаковым просто заболеваю, и вдруг обнаруживаю, что это... пандемия! И само имя Булгакова, и его роман "Мастер и Маргарита" просто не сходят с уст окружающих меня людей. Все они представляются мне какими-то необыкновенно хорошими, добрыми, удивительно светлыми людьми. И что самое поразительное -- большинство из них оказываются еще и глубоко верующими!
 
И тут же, как тараканы из всех щелей, вдруг полезли какие-то черные люди в грязных рубахах и начали убеждать всех вокруг о том, что это, мол, очень дурной роман -- о дьяволе это, видите ли, роман. Ату его, ату! Низ-зя-а! А то -- грех... А глаза-то, глаза при этом -- бррррр!.. Глаза-то ведь никогда не врут! Словом, дьявол тут взял и проявился на самом деле. А как же ему со своей стороны и не проявиться-то?! Ведь Книга-то за светлых, то бишь против него и его люцефирят. И тогда...
 
И тогда снова вспомнился тот французский философ... Но жизнь шла дальше. И шла она так, как ей и положено идти, -- светлая полоса сменяла темную, а темная светлую. И вместе с ними -- с этими сменами -- увлекательные плавания по волнам гностического моря сменялись длительными периодами полнейшего бездействия, казалось бы безвозвратно стиравшего из памяти ранее накопленные знания.
 
Но проходило время, и мне снова удавалось погружаться в волшебное пространство мистицизма. Снова бежит время. Снова беспорядочные, иной раз абсолютно непонятные сентенции, снова какие-то, на первый взгляд алогические, взаимоотношения между совершенно несовместимыми предметами, но... как захватывает дух! Снова из периода существования я вступаю в жизнъ!Полное ощущение, что она наступает именно в тот момент, когда в руках появляется нужная книга А за ней (всегда так получалось!) другая нужная книга, которая во многом объясняет предыдущую. Нужная книга обязательно приходит именно в нужный момент. И кажется, что это будет длиться вечно -- изо дня в день, из года в год... Время бежит, не хочется ни есть, ни спать. Торжество и гимн настоящей Жизни! Но вдруг -- опять изменение... Маятник качнулся в противоположную сторону. Жизнь вновь останавливается. Начинается существование.

 
Так продолжалось долго.

 
Так было всегда: падения и взлеты, сон и бодрствование, смерть и возрождение... Но Возрождение, слава Богу, наступает всегда.

 
Очередное пробуждение к настоящей жизни произошло как будто случайно.

 
Настал момент, когда совершенно случайно в одной европейской стране мне посчастливилось получить -- кажется, в качестве приложения к какому-то научно-популярному еженедельнику -- необыкновенную колоду карт.
 
На первый взгляд -- какие-то наивные лубочные картинки. Вот какой-то человек -- то ли дурачок, то ли бездомный -- бредет по дороге, и кошка кусает его за ногу. Еще какой-то человек -- то ли маг, то ли фокусник -- чем-то манипулирует у стола. Женщина с ключами; еще одна -- вроде как королева; священник -- похож на Папу Римского; амур, целящийся из своего лука в группу из двух девушек и юноши. Какое-то колесо с непонятными животными; знакомая фигура Правосудия -- женщина с весами и карающим мечом, но только почему-то без повязки на глазах. Повешенный; фигура смерти; дьявол с демонами. Люди, падающие с башни; ландшафты с изображениями плачущей Луны и улыбающегося Солнца. Картина Страшного Суда; рыцари, дамы и пажи...
 
За этой первой колодой карт пришли и первые книги по Таро: Владимир Шмаков, Артур Уэйт, Макс фон Гугенхайм. Снова Успенский, Блаватская и Папюс. Замкнутый круг Таро слегка приоткрылся. И вот странным образом в него уже вошли и Данте Алигьери, и Гильом Постель, и Сен Мартен, и Гофман, и Брюсов, и Пушкин, и даже сам Иоанн, известный своим Апокалипсисом. Оказалось, что и они -- в той или иной степени -- связаны с серией этих простых и на первый взгляд наивных картинок! Но все же, все же...
 
Но все же ясности было мало. А уверенности во всем этом -- и того меньше. И только когда на стол легли книги Валентина Томберга, Карла Густава Юнга, а затем и Освальда Вирта, тогда все и случилось: все эти полученные ранее знания вдруг сами по себе стали быстро укладываться в единую логическую схему.

 
Пришло четкое понимание, что в тот далекий день с первой колодой карт Таро мне фактически удалось приобрести ключ к познанию самых сокровенных эзотерических тайн. Как оказалось позже, не только мне. Я обнаружил, что среди философов, писателей, художников и даже композиторов было так много людей, которые, оказывается, строили свои бессмертные произведения на основе этих "наивных" картинок!

 
Просто мистика какая-то!
 
Одним словом, жизнь просто перевернулась. Она приобрела новый смысл, появилось видение... ее движущих начал... Потом вдруг возникло чувство какого-то необъяснимого оптимизма, и вслед за ним -- самая настоящая вера в то, что ты действительно можешь (да, да, ты действительно можешь!) управлять своей судьбой...

 
И странное дело -- практически тут же возникло и какое-то новое, несколько тревожное чувство deja vu... Некое постоянное ощущение, будто все это я уже встречал. Причем встречал совсем рядом! Определенно, задолго до первой встречи с этими картинками. Во сне ли, в одной из пережитых ранее жизней, наяву ли...

 
Словом, сидит что-то внутри -- сидит и не дает покоя.

 
Не дают покоя "Безумец" и "Маг", "Любовники", "Дьявол" и "Луна" из колоды Таро...

 
Где-то обо всем этом уже слышал, или видел, или читал...

 
Дьявол, безумец, луна -- мысли об этих давних знакомых стали постоянными моими спутниками. Но как я ни старался, сколько бы ни пытался найти им объяснение -- ничего не получалось.

 
Прошло много времени. Все это снова стало отступать на задний план, терять свою истинность и привлекательность. Еще немножко -- и снова наступит очередная фаза не Жизни, а существования... Все -- как всегда. И вдруг...

 
И вдруг однажды, в звенящей тишине теплой летней ночи, в зеленом платке лунного света мне было дано увидеть...

 
Мне было дано увидеть решительно все -- и дьявола, и мага, и фокусника, и безумца, и шута, и Луну, и даже женщину с ключами!

 
Я увидел... Мастера.

 
Мастера, создавшего все это.

 
И тут же -- отделившийся от стены образ красивой и светлой молодой женщины...

 
Они ничего мне не сказали.

 
Они стояли молча, о чем-то своем улыбаясь...

 
В ту далекую ночь мне было дано понять, что Мастер создал свою книгу на фундаменте другой книги -- Бессмертной Книги Тота, сохранившейся до наших дней в виде простой колоды карт с незатейливыми и наивными картинками...

НАЗАД