ПредисловиеТеперь
в это невозможно поверить даже мне самому -- но когда-то я был атеистом... Как
и большинство людей теперь уже далекого советского времени, не верил я
ни в Бога, ни в нечистую силу. Да и вообще ни в какие чудеса не верил.
Одним словом, принадлежал я к категории "наиболее развитых и культурных
людей", уверенных в том, что человек сам управляет и жизнью человеческой,
и всем вообще распорядком на земле.
Все
просто и легко -- захотел, собрался с силами и сделал.
Захотел --
стал, например, моряком, еще поднапрягся -- и ты уже стоишь в белом кителе
с золотыми пуговицами за штурвалом большого белого корабля. Теплое синее
море, высокое небо, в далекой серой дымке Босфора проглядывает шумный Стамбул.
И стоит только...
Только
вот что-то нередко мешало осуществлению этих планов. И далеких планов и,
казалось бы, ну совсем простых и совсем не сложных. Что-то задумал -- а
тут какая-то новая вводная...
И
не то чтобы выйти в соленые безбрежные воды, а, например (что уж, казалось
бы, совсем просто!), просто навестить родную бабушку в Кисловодске... Помню,
как-то мы всей семьей долго и основательно планировали эту поездку. И вот
пришло лето, сданы экзамены в школе, куплены билеты на поезд, как вдруг,
совершенно неожиданно... перелом буквально всех планов! У отца -- закрытый
перелом правой ноги... Операция. Месяца полтора -- костыли и практически
постельный режим. Мы все вокруг него. Так и провели каникулы. Бабушке,
конечно же, пообещали обязательно приехать в следующем году. А отец так
и не понял, как это он умудрился оступиться на совершенно ровном тротуаре...
Тогда-то
и появилось первое смутное подозрение, что кто-то нами все-таки управляет,
что какие-то вещи происходят независимо от нашей воли.
Потом
был курс атеизма в университете, и, слава Богу, пришлось впервые задуматься
о Его реальном существовании.
Первой
книгой на этом пути были "Библейские сказания" Зенона Косидовского. Брался
за Евангелия. Их различные комментарии и толкования. Все было как в темном
лесу. Более понятными казались непонятно откуда появившиеся в то время
работы из области теософии, эзотерики, оккультизма. Что-то в сознании пробудила
Елена Петровна Блаватская. Ее ученица и последователь Анни Безант. Кумиром
был Шри Ауробиндо. Доступными казались Рерихи. Их легенды, письма. Заинтриговала
практически запретная в те времена тема масонства. "Мир держится тайною,
она может раскрываться только посвященным"!
Кто
мы? Откуда мы пришли? Куда мы идем? Зачем мы живем, в конце концов?!
Постепенно
стала приоткрываться Дверь познания.
Осознание
реальности существования дьявола легко пришло, например, через слова одного
французского философа о главной его (дьявола) проделке, состоявшей в том,
что ему, дьяволу, удалось убедить большинство людей в отсутствии его существования.
Вскоре
появилось и твердое убеждение, что все в этом мире построено на борьбе
между Добром и Злом. Буквально все -- от поступков человека до его же мыслей.
И -- странное дело -- дьявол в сознании как-то совсем не укладывался в
абсолютную категорию Зла... Люцифер, "Свет несущий", просто не мог равняться
Тьме!
Желание
разобраться во всем этом привело к Гете, Гофману, Кристоферу Марло, Валерию
Брюсову, Владимиру Соловьеву. В конце концов, к Гоголю. А еще -- доступные
публикации по магии, Каббале. "Молот Ведьм". Критические материалы относительно
всякого рода пророков "новой истины"...
Вот
тут-то и пришла окончательная вера в Бога!
И
пришла она как-то тоже совсем неожиданно -- пришла она во время чтения
романа... о дьяволе!
Да,
да, именно так -- окончательная и бесповоротная вера в Бога пришла через
роман Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита"!
Булгаковым
просто заболеваю, и вдруг обнаруживаю, что это... пандемия! И само имя
Булгакова, и его роман "Мастер и Маргарита" просто не сходят с уст окружающих
меня людей. Все они представляются мне какими-то необыкновенно хорошими,
добрыми, удивительно светлыми людьми. И что самое поразительное -- большинство
из них оказываются еще и глубоко верующими!
И
тут же, как тараканы из всех щелей, вдруг полезли какие-то черные люди
в грязных рубахах и начали убеждать всех вокруг о том, что это, мол, очень
дурной роман -- о дьяволе это, видите ли, роман. Ату его, ату! Низ-зя-а!
А то -- грех... А глаза-то, глаза при этом -- бррррр!.. Глаза-то ведь никогда
не врут! Словом, дьявол тут взял и проявился на самом деле. А как же ему
со своей стороны и не проявиться-то?! Ведь Книга-то за светлых, то бишь
против него и его люцефирят. И тогда...
И
тогда снова вспомнился тот французский философ... Но жизнь шла дальше.
И шла она так, как ей и положено идти, -- светлая полоса сменяла темную,
а темная светлую. И вместе с ними -- с этими сменами -- увлекательные плавания
по волнам гностического моря сменялись длительными периодами полнейшего
бездействия, казалось бы безвозвратно стиравшего из памяти ранее накопленные
знания.
Так
продолжалось долго.
Так
было всегда: падения и взлеты, сон и бодрствование, смерть и возрождение...
Но Возрождение, слава Богу, наступает всегда.
Очередное
пробуждение к настоящей жизни произошло как будто случайно.
Настал
момент, когда совершенно случайно в одной европейской стране мне
посчастливилось получить -- кажется, в качестве приложения к какому-то
научно-популярному еженедельнику -- необыкновенную колоду карт.
На
первый взгляд -- какие-то наивные лубочные картинки. Вот какой-то человек
-- то ли дурачок, то ли бездомный -- бредет по дороге, и кошка кусает его
за ногу. Еще какой-то человек -- то ли маг, то ли фокусник -- чем-то манипулирует
у стола. Женщина с ключами; еще одна -- вроде как королева; священник --
похож на Папу Римского; амур, целящийся из своего лука в группу из двух
девушек и юноши. Какое-то колесо с непонятными животными; знакомая фигура
Правосудия -- женщина с весами и карающим мечом, но только почему-то без
повязки на глазах. Повешенный; фигура смерти; дьявол с демонами. Люди,
падающие с башни; ландшафты с изображениями плачущей Луны и улыбающегося
Солнца. Картина Страшного Суда; рыцари, дамы и пажи...
За
этой первой колодой карт пришли и первые книги по Таро: Владимир Шмаков,
Артур Уэйт, Макс фон Гугенхайм. Снова Успенский, Блаватская и Папюс. Замкнутый
круг Таро слегка приоткрылся. И вот странным образом в него уже вошли и
Данте Алигьери, и Гильом Постель, и Сен Мартен, и Гофман, и Брюсов, и Пушкин,
и даже сам Иоанн, известный своим Апокалипсисом. Оказалось, что и они --
в той или иной степени -- связаны с серией этих простых и на первый взгляд
наивных картинок! Но все же, все же...
Но
все же ясности было мало. А уверенности во всем этом -- и того меньше.
И только когда на стол легли книги Валентина Томберга, Карла Густава Юнга,
а затем и Освальда Вирта, тогда все и случилось: все эти полученные ранее
знания вдруг сами по себе стали быстро укладываться в единую логическую
схему.
Пришло
четкое понимание, что в тот далекий день с первой колодой карт Таро мне
фактически удалось приобрести ключ к познанию самых сокровенных
эзотерических тайн. Как оказалось позже, не только мне. Я обнаружил, что
среди философов, писателей, художников и даже композиторов было так много
людей, которые, оказывается, строили свои бессмертные произведения на основе
этих "наивных" картинок!
Просто
мистика какая-то!
Одним
словом, жизнь просто перевернулась. Она приобрела новый смысл, появилось
видение... ее движущих начал... Потом вдруг возникло чувство какого-то
необъяснимого оптимизма, и вслед за ним -- самая настоящая вера в то, что
ты действительно можешь (да, да, ты действительно можешь!) управлять своей
судьбой...
И
странное дело -- практически тут же возникло и какое-то новое, несколько
тревожное чувство deja vu... Некое постоянное ощущение, будто все
это я уже встречал. Причем встречал совсем рядом! Определенно, задолго
до первой встречи с этими картинками. Во сне ли, в одной из пережитых ранее
жизней, наяву ли...
Словом,
сидит что-то внутри -- сидит и не дает покоя.
Не
дают покоя "Безумец" и "Маг", "Любовники", "Дьявол" и "Луна" из колоды
Таро...
Где-то
обо всем этом уже слышал, или видел, или читал...
Дьявол,
безумец, луна -- мысли об этих давних знакомых стали постоянными моими
спутниками. Но как я ни старался, сколько бы ни пытался найти им объяснение
-- ничего не получалось.
Прошло
много времени. Все это снова стало отступать на задний план, терять свою
истинность и привлекательность. Еще немножко -- и снова наступит очередная
фаза не Жизни, а существования... Все -- как всегда. И вдруг...
И
вдруг однажды, в звенящей тишине теплой летней ночи, в зеленом платке лунного
света мне было дано увидеть...
Мне
было дано увидеть решительно все -- и дьявола, и мага, и фокусника, и безумца,
и шута, и Луну, и даже женщину с ключами!
Я
увидел... Мастера.
Мастера,
создавшего все это.
И
тут же -- отделившийся от стены образ красивой и светлой молодой женщины...
Они
ничего мне не сказали.
Они
стояли молча, о чем-то своем улыбаясь...
В
ту далекую ночь мне было дано понять, что Мастер создал свою книгу на фундаменте
другой книги -- Бессмертной Книги Тота, сохранившейся до наших дней в виде
простой колоды карт с незатейливыми и наивными картинками...
НАЗАД |