"Каббалистическое" предисловие

Классическая колода Таро состоит из семидесяти восьми карт, или Арканов1.
 
Из них двадцать две карты представляют собой так называемые Старшие Арканы Таро (сокращенно -- САТ) и пятьдесят шесть -- Младшие Арканы Таро (МАТ).
 
В свою очередь, Старшие Арканы можно разделить на две главные части: на двадцать одну пронумерованную карту и одну карту без номера.
К первой группе относятся: "Маг", "Верховная Жрица", "Императрица", "Император", "Иерофант", "Любовники", "Колесница", "Справедливость", "Отшельник", "Колесо фортуны", "Сила", "Повешенный", "Смерть", "Умеренность", "Дьявол", "Башня", "Звезда", "Луна", "Солнце", "Суд", "Мир"2.
 
Безномерная (нулевая) карта -- "Безумец", или "Шут"3.
 
Двадцать два Старших Аркана соответствуют двадцати двум буквам еврейского алфавита.

Карты из Младшей колоды Таро состоят из четырех мастей: посохи (трефы в обычных игральных картах), кубки (черви), мечи (пики) и пентакли (бубны).

Каждая из мастей, в свою очередь, содержит по четырнадцать карт: король, королева (дама), кавалер, или рыцарь, паж (валет), туз, двойка, тройка, четверка, пятерка, шестерка, семерка, восьмерка, девятка и десятка.

Арканы Таро непосредственным образом связаны с мистическим древнеиудейским учением -- Каббалой.

Сама же Каббала включает в себя три главные части, или Книги:
 

  • Книгу Творения (сефер Йецира), которая в символической форме содержит историю о сотворении мира и тайных законах этого процесса.
  • Книгу Сияния (сефер Зогар), рассказывающую о Божественной Сущности и способах ее проявления.
  • Книгу яркого света или ясности (сефер Бахир), самый ранний источник представлений о Божественных атрибутах.
Согласно Каббале, наша Вселенная разделена на четыре мира:

 
  • Высший Мир -- Ацилут -- Мир Божественных истечений или излучений. Это самый главный, непостижимый для нашего сознания Мир! Именно здесь пребывает Бог, и именно из него происходят три других мира.
  • Мир Творения -- Брия -- Мир Архангелов и всех небесных сфер.
  • Мир формирования, или созидания, -- Йецира. В нем представлены ангелы или духи, которые оживляют эти сферы.
  • Мир конечный, или видимый, -- Асия -- наш материальный Мир, в котором мы с вами сейчас и находимся.
В соответствии с Книгой Творения, Бог сотворил Вселенную и каждый из указанных выше Миров за тридцать два таинственных Шага (Пути) Мудрости при помощи так называемых Серафим, состоящих из десяти Чисел и связывающих их двадцати двух Букв и Звуков.
 
При этом десять чисел, называемых Сефирот, представляют собой одно из десяти Имен (или Свойств) Бога, как бы распределенных между различными лицами. Эти Имена, в свою очередь, связаны между собой двадцатью "каналами", или "путями", которые на практике соответствуют двадцати двум буквам еврейского алфавита.
 
Графически всю Систему Мироздания (в каждом из четырех вышеуказанных Миров) можно изобразить в виде стройной схемы, напоминающей дерево.
 
Это дерево имеет общий корень и три ствола, с расположенными на них десятью Сефирот. Причем если принять во внимание тот факт, что каждая Сефира в отдельности представляет собой один из аспектов Слова, при помощи которого и была сотворена Вселенная, а вся эта схематическая фигура символизирует собой цельное Слово, то ее действительно справедливо называют "Древом Жизни"4.

Дерево Сефирот исходит из Единого Неизвестного -- или Непостижимого Бога Бесконечного, -- который в Каббале носит Имя "Айн-Соф"5.

Поскольку в нашем земном понимании Бог находится над нами, то и это символическое Древо Жизни изображается с перевернутыми вверх корнями, исходящими из Него -- из Айн-Соф.

При таком рассмотрении данной схемы весьма показательным является тот факт, что мы с вами находимся на противоположном конце от этих корней -- на самой макушке перевернутого дерева, -- в десятой Сефире нашего с вами "Царства".

Вот почему Бог и является для нас практически непостижимым.

Вместе с тем, если вспомнить, что основанием всего Древа Мироздания практически являются "всего лишь" десять Имен Бога (последовательно закрепленных за каждой из десяти Сефирот) и двадцать две известные нам буквы еврейского алфавита, то нельзя ли предположить, что построение их в обратном порядке может значительно приблизить нас к постижению непо­стижимого Айн-Соф?

То есть -- не могут ли эти тридцать два Пути Мудрости, при помощи которых Бог сотворил Вселенную, являться и единственными обратными ключами познания самого Бога, или же -- тридцатью двумя Путями "к" Мудрости?

К нахождению этого решения нас подталкивает как Каббала", которая учит, что человек (Микрокосм) является точной копией Вселенной (Макрокосма), так и практически все остальные оккультные науки, по существу повторяющие в той или иной форме главный постулат Тота Трисмегиста -- "То, что вверху, подобно тому, что внизу, и то, что внизу, подобно тому, что вверху, ради свершения чудес единого".

Именно такой точки зрения придерживаются и большинство тарологов.

По их мнению, правильное соотношение двадцати двух карт Таро с десятью Сефирами Древа Жизни раскрывает буквально все, что только может быть дозволено человеку знать о Боге, о Вселенной и законах ее творения.

И самое главное -- о самом Нотo sapiens.

То есть, на первый взгляд, все предельно ясно -- расположив правильным образом Старшие Арканы Таро на Каббалистической системе Сефирот, мы получаем ответы на все интересующие нас вопросы!

Можно даже вывести простую формулу:
 

Ключ Истины = 10 С + 22 Т => 32 ПМ

Где, соответственно, "С"-- Сефирот, "Т" -- Таро, а "ПМ" -- Пути Мудрости.

Но не все так просто, как может показаться.

Не все так просто.

Проблема как раз и состоит в том, чтобы точно знать, как правильно их расположить. Как расположить Таро среди этих Сефирот.

И главной причиной является факт, что двадцать два Старших Аркана не образуют в настоящее время той строгой последовательности, в которой они были расположены в Книге Тота.

По-видимому, жрецы специально смешали карты, чтобы еще более зашифровать священные Тайны!

Таким образом, нам известны номера двадцати одной карты и их порядковые соответствия в еврейском алфавите. Проблематичной остается всего лишь одна (!) карта, не имеющая номера, по которому ее можно было бы расположить на Древе Жизни.

Это -- "Шут".

Он же -- "Дурак".

И он же -- "Глупец".

Но именно эта небольшая проблемка с "бездомной" картой перепутала все карты в головах исследователей Таро.

Именно из-за нее многие и потеряли голову.

Одни устанавливают ее между двадцатой и двадцать первой картами, закрепляя за ней букву "Шин" еврейского алфавита.

Другие отводят ей двадцать второе место в колоде с соответствующей этому номеру буквой "Тау".

Третьи выводят ее в самый конец колоды Старших и Малых Арканов -- на семьдесят восьмое место.

Ну и, наконец, последняя группа считает, что карта должна располагаться исключительно перед первой нумерованной картой и соответствовать букве "Алеф".

Причем, если назвать ее просто "лишней" картой и изъять из колоды, разрушится весь строй соответствия числа Арканов с числом букв в еврейском алфавите.

Теперь понятно, почему основной проблемой на пути познания Ключа Истины является именно "Дурак"?

Если принять к рассмотрению версию относительно решения жрецов спрятать Ключи к Познанию этой Истины -- Ключи Таро -- в человеческих пороках (то есть передать их на сохранение невеждам и глупцам), то все становится на свои места: "Глупец" и должен был, с одной стороны, запутать следы зашифрованных знаний, а с другой -- служить своеобразным сигналом для посвященных!

Если с этим согласиться, то указанный нулевой Ключ Таро превраща­ется в своеобразную отмычку -- декодефикатор общего шифра -- и тогда по праву должен занять первое место в ряду всей нашей колоды.

И действительно, по мнению некоторых оккультистов, "Дурак" при таком его расположении как бы идет по направлению к другим персонажам, изображенным на последующих картах.

Более того, в таком случае он представляет собой настоящего неофита эзотерической ложи, который начинает свое символическое восхождение к высшей Мудрости.

Потому для проверки гипотезы о возможном соотношении главного романа Михаила Булгакова с Каббалистической системой Сефирот нами предлагается к рассмотрению именно такая установка безномерного Аркана -- в начале всей колоды Таро (или же -- Книги Тота).

Ну вот, пожалуй, и все -- можно и приступать к нашей работе.

Хотя -- нет.

Последнее, к чему еще хотелось бы привлечь ваше внимание в части, касающейся Каббалы, -- это к структуре ее построения.

Утверждая, что Бог создал Вселенную тридцатью двумя Путями Мудрости, сама Книга Творения состоит из... тридцати двух основных разделов и одного дополнительного, который их суммирует.

Словом, сама Каббала, фактически, является "Трактатом о Десяти и Двадцати Двух".

И здесь мы опять имеем дело с этим таинственным числом "32", состоящим из двух слагаемых --"10" и "22"!

А теперь давайте наконец возьмем в руки наш роман...

Взяли6, раскрыли и посмотрели на структуру его строения.

Посмотрели?

Посмотрели и... сразу же обнаружили, что "Мастер и Маргарита" содержит именно тридцать две главы и эпилог.

Каково?

А далее -- даже при поверхностном анализе -- можно легко увидеть, что книга эта имеет еще и совершенно четкое внутреннее построение:

Первые десять глав плюс двадцать две последующие главы плюс эпилог!

"Четкое" хотя бы потому, что Мастер впервые появляется в романе именно в одиннадцатой главе7 (то есть ровно через десять первых глав!) и ровно через двадцать две главы после этого книга, фактически, и заканчивается!

Правда, пытливый читатель может возразить, что сам-то автор разграничил свое произведение на две части и эпилог несколько иначе:

Первая часть -- главы No 1--19.

Вторая часть -- No 20--32.

И наконец -- эпилог.

Да, это так, но...

Не будем спешить с выводами, не будем спешить...

Не будем -- придет время, и вы все поймете.

Давайте для начала сделаем очень осторожное предположение о том, что его первые десять глав были своеобразной подготовкой перед вводом в дей­ствие двух главных героев, которые дали название самой книге.

Давайте попробуем только допустить, что ее первые десять глав посвящены десяти Сефирот, двадцать две последующие главы -- двадцати двум Старшим Арканам Таро, а эпилог -- как и Книга Творения, -- возможно, будет только суммировать тридцать два предыдущих раздела.

 
 
Ну что нам стоит только допустить это?

Ведь мы же сами это и проверим,

И решим, кто же был прав.

Мы -- или...

Автор.

*

Ну?

И что же

получится из этой

нашей с вами гипотезы?

А получится из этого следующее:

как мы знаем, Древо Мироздания упирается

своими корнями в Айн-Соф -- в Неизвестное. А наша

книга как раз и начинается с главы, которая так и называется

"НИКОГДА НЕ РАЗГОВАРИВАЙТЕ С НЕИЗВЕСТНЫМИ".


Примечания автора:

1. От латинского аrсапum-- тайна, секрет.

2. Двадцать один Старший Аркан Таро в тарологии подразделяется на тернеры (разделение Арканов в группы по три карты в каждой) и септернеры (в группы по семь карт). Каждый из септернеров отвечает последовательно за формирование духа, души и тела человека.

3. Как правило, каждый Старший Аркан имеет по нескольку общепринятых названий, о кото­рых мы расскажем в соответствующих им разделах книги.

 
4. Каждый из трех стволов Дерева Сефирот имеет свое определенное предназначение. Так, правый ствол представляет собой мужскую, активную сторону раскрывающегося Бога и называется "Стволом Милосердия" (в масонском символизме это -- Колонна Яхин, символизирующая Добро). На нем располагаются следующие Сефирот: "Хохма" (раскрывающая такое свойство Бога, как Мудрость); "Хесед", или "Гедула" ("Милосердие" или "Величие") и "Низа" ("Победа", "Триумф", "Свершение"). Левый ствол представляет женскую, пассивную сторону Единого Божества и называется "Стволом Строгости" (в масонстве -- Колонна Боаз, символизирует Зло) с расположенными на нем такими Сефирот, как "Бина" ("Разум"), "Пехад", или "Гебура" ("Строгость", "Страх") и "Ход" ("Слава", "Честь", "Воздаяние").
 
Средний ствол -- "Ствол Справедливости", уравновешивает два вышеотмеченных ствола. Несет на себе такие Сефирот: "Кетер" ("Корона", "Венец"); "Тиферет" ("Красота", "Гармония"); "Йесод" ("Основание", "Основа") и "Малхут" ("Царство"). Таким образом, система десяти Сефирот, расположенных на трех стволах, является своеобразной системой весов, которая поддерживает равновесие между индивидуальной свободой человека и миропорядком. Она как бы представляет собой метафизический закон Кармы.
5. "Айн-Соф" -- или же "Непознаваемый" -- происходит от слова "айн", означающего "нет", и слова "Соф"-- Знание, Мудрость.
 
6. Мы руководствуемся книгой из серии "Школьная библиотека": М. А. Булгаков. Избранное. М.: Просвещение, 1991.
7. Причем эта глава называется "Раздвоение (!) Ивана", то есть прямо указывает на начало второй -- "раздвоенной" -- части!


НАЗАД