"Каббалистическое" предисловиеКлассическая
колода Таро состоит из семидесяти восьми карт, или Арканов1.
Из
них двадцать две карты представляют собой так называемые Старшие Арканы
Таро (сокращенно -- САТ) и пятьдесят шесть -- Младшие Арканы Таро (МАТ).
В
свою очередь, Старшие Арканы можно разделить на две главные части: на двадцать
одну пронумерованную карту и одну карту без номера.
К
первой группе относятся: "Маг", "Верховная Жрица", "Императрица", "Император",
"Иерофант", "Любовники", "Колесница", "Справедливость", "Отшельник", "Колесо
фортуны", "Сила", "Повешенный", "Смерть", "Умеренность", "Дьявол", "Башня",
"Звезда", "Луна", "Солнце", "Суд", "Мир"2.
Безномерная
(нулевая) карта -- "Безумец", или "Шут"3.
Двадцать
два Старших Аркана соответствуют двадцати двум буквам еврейского алфавита.
Карты из Младшей колоды Таро состоят из четырех мастей: посохи (трефы в обычных игральных картах), кубки (черви), мечи (пики) и пентакли (бубны). Каждая из мастей, в свою очередь, содержит по четырнадцать карт: король, королева (дама), кавалер, или рыцарь, паж (валет), туз, двойка, тройка, четверка, пятерка, шестерка, семерка, восьмерка, девятка и десятка. Арканы Таро непосредственным образом связаны с мистическим древнеиудейским учением -- Каббалой. Сама
же Каббала включает в себя три главные части, или Книги:
Согласно
Каббале, наша Вселенная разделена на четыре мира:
В
соответствии с Книгой Творения, Бог сотворил Вселенную и каждый из указанных
выше Миров за тридцать два таинственных Шага (Пути) Мудрости при помощи
так называемых Серафим, состоящих из десяти Чисел и связывающих их двадцати
двух Букв и Звуков.
При
этом десять чисел, называемых Сефирот, представляют собой одно из десяти
Имен (или Свойств) Бога, как бы распределенных между различными лицами.
Эти Имена, в свою очередь, связаны между собой двадцатью "каналами", или
"путями", которые на практике соответствуют двадцати двум буквам еврейского
алфавита.
Графически
всю Систему Мироздания (в каждом из четырех вышеуказанных Миров) можно
изобразить в виде стройной схемы, напоминающей дерево.
Это
дерево имеет общий корень и три ствола, с расположенными на них десятью
Сефирот. Причем если принять во внимание тот факт, что каждая Сефира в
отдельности представляет собой один из аспектов Слова, при помощи которого
и была сотворена Вселенная, а вся эта схематическая фигура символизирует
собой цельное Слово, то ее действительно справедливо называют "Древом Жизни"4.
Дерево Сефирот исходит из Единого Неизвестного -- или Непостижимого Бога Бесконечного, -- который в Каббале носит Имя "Айн-Соф"5. Поскольку в нашем земном понимании Бог находится над нами, то и это символическое Древо Жизни изображается с перевернутыми вверх корнями, исходящими из Него -- из Айн-Соф. При таком рассмотрении данной схемы весьма показательным является тот факт, что мы с вами находимся на противоположном конце от этих корней -- на самой макушке перевернутого дерева, -- в десятой Сефире нашего с вами "Царства". Вот почему Бог и является для нас практически непостижимым. Вместе с тем, если вспомнить, что основанием всего Древа Мироздания практически являются "всего лишь" десять Имен Бога (последовательно закрепленных за каждой из десяти Сефирот) и двадцать две известные нам буквы еврейского алфавита, то нельзя ли предположить, что построение их в обратном порядке может значительно приблизить нас к постижению непостижимого Айн-Соф? То есть -- не могут ли эти тридцать два Пути Мудрости, при помощи которых Бог сотворил Вселенную, являться и единственными обратными ключами познания самого Бога, или же -- тридцатью двумя Путями "к" Мудрости? К нахождению этого решения нас подталкивает как Каббала", которая учит, что человек (Микрокосм) является точной копией Вселенной (Макрокосма), так и практически все остальные оккультные науки, по существу повторяющие в той или иной форме главный постулат Тота Трисмегиста -- "То, что вверху, подобно тому, что внизу, и то, что внизу, подобно тому, что вверху, ради свершения чудес единого". Именно такой точки зрения придерживаются и большинство тарологов. По их мнению, правильное соотношение двадцати двух карт Таро с десятью Сефирами Древа Жизни раскрывает буквально все, что только может быть дозволено человеку знать о Боге, о Вселенной и законах ее творения. И самое главное -- о самом Нотo sapiens. То есть, на первый взгляд, все предельно ясно -- расположив правильным образом Старшие Арканы Таро на Каббалистической системе Сефирот, мы получаем ответы на все интересующие нас вопросы! Можно
даже вывести простую формулу:
Где, соответственно, "С"-- Сефирот, "Т" -- Таро, а "ПМ" -- Пути Мудрости. Но не все так просто, как может показаться. Не все так просто. Проблема как раз и состоит в том, чтобы точно знать, как правильно их расположить. Как расположить Таро среди этих Сефирот. И главной причиной является факт, что двадцать два Старших Аркана не образуют в настоящее время той строгой последовательности, в которой они были расположены в Книге Тота. По-видимому, жрецы специально смешали карты, чтобы еще более зашифровать священные Тайны! Таким образом, нам известны номера двадцати одной карты и их порядковые соответствия в еврейском алфавите. Проблематичной остается всего лишь одна (!) карта, не имеющая номера, по которому ее можно было бы расположить на Древе Жизни. Это -- "Шут". Он же -- "Дурак". И он же -- "Глупец". Но именно эта небольшая проблемка с "бездомной" картой перепутала все карты в головах исследователей Таро. Именно из-за нее многие и потеряли голову. Одни устанавливают ее между двадцатой и двадцать первой картами, закрепляя за ней букву "Шин" еврейского алфавита. Другие отводят ей двадцать второе место в колоде с соответствующей этому номеру буквой "Тау". Третьи выводят ее в самый конец колоды Старших и Малых Арканов -- на семьдесят восьмое место. Ну и, наконец, последняя группа считает, что карта должна располагаться исключительно перед первой нумерованной картой и соответствовать букве "Алеф". Причем, если назвать ее просто "лишней" картой и изъять из колоды, разрушится весь строй соответствия числа Арканов с числом букв в еврейском алфавите. Теперь понятно, почему основной проблемой на пути познания Ключа Истины является именно "Дурак"? Если принять к рассмотрению версию относительно решения жрецов спрятать Ключи к Познанию этой Истины -- Ключи Таро -- в человеческих пороках (то есть передать их на сохранение невеждам и глупцам), то все становится на свои места: "Глупец" и должен был, с одной стороны, запутать следы зашифрованных знаний, а с другой -- служить своеобразным сигналом для посвященных! Если с этим согласиться, то указанный нулевой Ключ Таро превращается в своеобразную отмычку -- декодефикатор общего шифра -- и тогда по праву должен занять первое место в ряду всей нашей колоды. И действительно, по мнению некоторых оккультистов, "Дурак" при таком его расположении как бы идет по направлению к другим персонажам, изображенным на последующих картах. Более того, в таком случае он представляет собой настоящего неофита эзотерической ложи, который начинает свое символическое восхождение к высшей Мудрости. Потому для проверки гипотезы о возможном соотношении главного романа Михаила Булгакова с Каббалистической системой Сефирот нами предлагается к рассмотрению именно такая установка безномерного Аркана -- в начале всей колоды Таро (или же -- Книги Тота). Ну вот, пожалуй, и все -- можно и приступать к нашей работе. Хотя -- нет. Последнее, к чему еще хотелось бы привлечь ваше внимание в части, касающейся Каббалы, -- это к структуре ее построения. Утверждая, что Бог создал Вселенную тридцатью двумя Путями Мудрости, сама Книга Творения состоит из... тридцати двух основных разделов и одного дополнительного, который их суммирует. Словом, сама Каббала, фактически, является "Трактатом о Десяти и Двадцати Двух". И здесь мы опять имеем дело с этим таинственным числом "32", состоящим из двух слагаемых --"10" и "22"! А теперь давайте наконец возьмем в руки наш роман... Взяли6, раскрыли и посмотрели на структуру его строения. Посмотрели? Посмотрели и... сразу же обнаружили, что "Мастер и Маргарита" содержит именно тридцать две главы и эпилог. Каково? А далее -- даже при поверхностном анализе -- можно легко увидеть, что книга эта имеет еще и совершенно четкое внутреннее построение: Первые десять глав плюс двадцать две последующие главы плюс эпилог! "Четкое" хотя бы потому, что Мастер впервые появляется в романе именно в одиннадцатой главе7 (то есть ровно через десять первых глав!) и ровно через двадцать две главы после этого книга, фактически, и заканчивается! Правда, пытливый читатель может возразить, что сам-то автор разграничил свое произведение на две части и эпилог несколько иначе: Первая часть -- главы No 1--19. Вторая часть -- No 20--32. И наконец -- эпилог. Да, это так, но... Не будем спешить с выводами, не будем спешить... Не будем -- придет время, и вы все поймете. Давайте для начала сделаем очень осторожное предположение о том, что его первые десять глав были своеобразной подготовкой перед вводом в действие двух главных героев, которые дали название самой книге. Давайте
попробуем только допустить, что ее первые десять глав посвящены десяти
Сефирот, двадцать две последующие главы -- двадцати двум Старшим Арканам
Таро, а эпилог -- как и Книга Творения, -- возможно, будет только суммировать
тридцать два предыдущих раздела.
Ведь мы же сами это и проверим, И решим, кто же был прав. Мы -- или... Автор. * Ну? И что же получится из этой нашей с вами гипотезы? А получится из этого следующее: как мы знаем, Древо Мироздания упирается своими корнями в Айн-Соф -- в Неизвестное. А наша книга как раз и начинается с главы, которая так и называется "НИКОГДА НЕ РАЗГОВАРИВАЙТЕ С НЕИЗВЕСТНЫМИ". 1. От латинского аrсапum-- тайна, секрет. 2. Двадцать один Старший Аркан Таро в тарологии подразделяется на тернеры (разделение Арканов в группы по три карты в каждой) и септернеры (в группы по семь карт). Каждый из септернеров отвечает последовательно за формирование духа, души и тела человека. 3. Как правило, каждый Старший Аркан имеет по нескольку общепринятых названий, о которых мы расскажем в соответствующих им разделах книги. 4.
Каждый
из трех стволов Дерева Сефирот имеет свое определенное предназначение.
Так, правый ствол представляет собой мужскую, активную сторону раскрывающегося
Бога и называется "Стволом Милосердия" (в масонском символизме это -- Колонна
Яхин, символизирующая Добро). На нем располагаются следующие Сефирот: "Хохма"
(раскрывающая такое свойство Бога, как Мудрость); "Хесед", или "Гедула"
("Милосердие" или "Величие") и "Низа" ("Победа", "Триумф", "Свершение").
Левый ствол представляет женскую, пассивную сторону Единого Божества и
называется "Стволом Строгости" (в масонстве -- Колонна Боаз, символизирует
Зло) с расположенными на нем такими Сефирот, как "Бина" ("Разум"), "Пехад",
или "Гебура" ("Строгость", "Страх") и "Ход" ("Слава", "Честь", "Воздаяние").
Средний
ствол -- "Ствол Справедливости", уравновешивает два вышеотмеченных ствола.
Несет на себе такие Сефирот: "Кетер" ("Корона", "Венец"); "Тиферет" ("Красота",
"Гармония"); "Йесод" ("Основание", "Основа") и "Малхут" ("Царство"). Таким
образом, система десяти Сефирот, расположенных на трех стволах, является
своеобразной системой весов, которая поддерживает равновесие между индивидуальной
свободой человека и миропорядком. Она как бы представляет собой метафизический
закон Кармы.
5.
"Айн-Соф" -- или же "Непознаваемый" -- происходит от слова "айн", означающего
"нет", и слова "Соф"-- Знание, Мудрость.
6.
Мы
руководствуемся книгой из серии "Школьная библиотека":
М. А. Булгаков.
Избранное.
М.: Просвещение, 1991.
7.
Причем
эта глава называется "Раздвоение (!) Ивана", то есть прямо указывает на
начало второй -- "раздвоенной" -- части!
НАЗАД |