Рецензии | Таро Г.О.М. | Главная страница Таро | HOME
 
<
/TABLE>
Книга Рудниковой интересна прежде всего, пожалуй, тем, что это первое (и единственное, насколько мне известно) издание, посвященное Таро, в традиции теософии и Агни Йоги. Хотя, как сообщает в послесловии С. Ю. Ключников, Рудникова в свое время была ученицей Г.О.М., "Сакральный мистицизм" -- труд скорее теософский, чем розенкрейцерский.
 
Книга была, согласно тому же послесловию, написана в 1936 году; если это так, то ее можно смело отнести к первым русским текстам, посвященным Таро. (Впрочем, самого слова "Таро" у Рудниковой я не нашел, только "Арканы"). Каждый из 22 (Больших) Арканов обсуждается в отдельной главе. Иллюстраций Арканов нет, только краткие описания (картинку второго Аркана Рудникова, собственно, вообще забыла хоть как-то описать в пылу теософских рассуждений). К каждому Аркану дается три дополнительных заголовка, числовое значение и астрологическое соответствие. Кроме того, в книге приводятся:Ниже воспроизведен фрагмент из послесловия Ключникова. Непонятно, почему, но он упорно называет Григория Мебеса (Г.О.М.) Георгием Мебиусом. Из послесловия также не совсем понятно, была ли книга уже издана в 1936 году или скомпилирована и впервые публикуется "Беловодьем". Мои email'ы по этому поводу издательство оставило без ответа. Но все равно спасибо "Беловодью" за замечательное издание, которое по праву займет на наших полках место рядом с книгами основателей отечественной арканологии -- Г.О.М., Шмакова и Успенского.
 



Из послесловия:

Нина Павловна Рудникова -- видный русский теософ, специалист в области эзотерических знаний, духовной философии, оккультизма и мистицизма. Родилась она в Петербурге в конце прошлого века, получила диплом врача, рано заинтересовалась темой египетского герметизма.

После долгих исканий судьба привела ее в общество изучения Арканов Таро, возглавляемого знаменитым оккультистом и розенкрейцером Георгием Мебиусом [sic!], более известным под псевдонимом Г. О. М. Нина Павловна быстро стала его первой ученицей, которой он доверил прежде закрытую работу по изучению Малых (Минорных Арканов), по-настоящему неизвестных на Западе.

После революции Рудникова эмигрировала в Эстонию, где вела активную общественную и творческую деятельность, успешно занималась духовным целительством, порой вылечивая безнадежно больных, и считалась одним из крупнейших авторитетов в сфере эзотеризма. Ее работа была тесно связана с теософскими и рериховскими кругами, а также с таллиннским обществом метапсихических исследований. (Кстати, данная работа является литературно обработанной версией текстов лекций, прочитанных Ниной Павловной в этом обществе в 1936 году).

Рудникову высоко оценивала Елена Ивановна Рерих, отмечавшая ее исключительный интеллектуальный уровень и глубокие знания. В свою очередь симпатизировала ей и Рудникова, делая это наперекор мнению большей части руководителей теософского общества, ревниво относившихся к новому учению и его провозвестникам в лице Н. К. и Е. И. Рерихов. Когда в 1937 году она основала в Прибалтике духовное Общество "Солнечный Путь", то обратилась к Рерихам с просьбой прислать ей благословение этого начинания от Великих Учителей Востока, и Рерихи послали ей приветствие (Письмо Е. И. Рерих от 10. 05. 1937 г.).

Рудникова была активным пропагандистом и распространителем знаний, читала множество лекций, но особенный ее вклад в духовную культуру состоял в литературной деятельности. Несколько десятков произведений, маленьких и больших статей, посвященных различным вопросам человеческого совершенствования и восхождения принадлежат ее перу. Чаще всего она публиковала свои статьи в журнале "Оккультизм и йога", издаваемом на протяжении нескольких десятилетий сначала в Европе, затем в Южной Америке доктором Асеевым, последователем Учения Живой Этики, находившимся в дружеских отношениях с Рерихами, которые также печатались в этом издании.

Содержание работы Рудниковой посвящено изложению 22 тайн мироздания, представленных 22 принципами и законами, рассмотренными как с макрокосмической, вселенской, так и с микрокосмической, человеческой точки зрения. По своей сути и характеру изложения ее работа находится примерно посредине между книгой В. Шмакова, подходящей к Арканам с метафизической философской позиции и пользующейся высокими ментальными абстракциями и книгой Г. Мебиуса, дающей сугубо оккультный взгляд и рассматривающей предмет преимущественно в астральной плоскости. Здесь же соединены и божественная онтология, и этический герметизм. Текст содержит множество неожиданных отступлений, неизвестных исторических сведений о деятельности различных мистических обществ и тайных орденов, например, тамплиеров, причем эти сведения получают у Рудниковой новое эзотерическое освещение.

Особая ценность работы заключается в том, что сокровенная мудрость древнего Египта рассматривается на фоне новых духовных откровений, принесенных человечеству, например, в сопоставлении с Агни Йогой, где, как известно, герметическое знание получило самую высокую оценку. С известной оговоркой можно сказать, что книга Рудниковой представляет собой теософско-агнийогическую версию системы Арканов, раскрывающей в ней новые, прежде не проявленные глубинные смыслы. Она содержит в себе изложение посвятительского солнечного пути (вспомним слова Гермеса о "деянии солнечном"), в процессе которого ученик поочередно постигает смысл каждого Аркана. Сами же Арканы выступают не только как Принципы Божественного Проявления, но и как священные числа.
 



 
Основные названия и описания Арканов по Рудниковой
 
 
Нина Рудникова 

Сакральный мистицизм Египта 
22 ступени посвятительного пути 

М., "Беловодье", 2002, 376 стр.


Сайт издательства

1 Божественная Сущность Человеческая фигура с поднятой правой рукой и опущенной левой стоит перед кубом; в правой руке держит жезл; перед ней на кубическом камне стоит чаша, лежит меч и монета. На лбу золотой обруч, вокруг талии золотой пояс. Эта фигура, символизирующая субъективное сознание, увенчана и опоясана светом Единого Источника Любви и Духа, властвующего над элементами проявленного мира.
2 Первичная энергия, 
Жизнь
Книга Природы, которую Женщина второго Аркана держит на коленях, раскрыта перед взором каждого, кто видит тайну взаимных поляризаций... Нити Матери Мира протянулись сверху донизу, от центра ко всякой точке периферии и в этом центра утверждено их единство, обуславливающее связь между ними.
3 Мировой Разум На кубическом камне, стоящем на отрезке шарообразной плоскости, земной поверхности, сидит женщина, собирающаяся произвести на свет. Ноги ее опираются на серп Луны, готовой принять ее дитя. За спиной женщины большие крылья. На ней -- длинное одеяние, подпоясанное золотым поясом, на голове -- золотой обруч. Вокруг головы сияют венцом двенадцать звезд. Вся фигура находится на фоне восходящего Солнца и облечена в его лучи. Это и есть жена, облеченная в Солнце Апокалипсиса (Апок., XII, 1--2).
4 Космический Закон Картина Аркана изображает стоящую мужскую фигуру, причем левая нога согнута так, что образует с правой крест. Одеяние тоже египетское. В правой руке мужчина держит жезл, оканчивающийся знаком Юпитера. Фигура слегка прислоняется к стоящему позади нее кубу и увенчана двойным венцом египетских фараонов.
5 Всемирный Магнетизм Катина изображает сидящего иерофанта. На голове его диск с рогами (так же как во втором аркане на голове у женщины). В его руке -- жезл иерофанта, то есть крест с двумя перекладинами -- знак власти над тремя мирами проявления сознательной творческой воли. Иерофант сидит между двумя колоннами, символизирующими принцип поляризации. Перед ним коленопреклонены две фигуры: слева -- белая, справа -- черная. Иерофант тройным перстом благословляет обоих.
6 Выбор путей Символическая картинка изображает юношу, стоящего на распутье. Слева от него -- широкий путь, ведущий вниз, и оттуда нарядно одетая женщина манит его. Справа -- узкая горная тропинка, вьющаяся в гору и указывающая путь к вершине. Наверху -- световой гений целится стрелой из лука в женщину на левом пути.
7 Колесница Победителя На колеснице под балдахином в форме Пентаграммы стоит Победитель, облаченный в доспехи из рыбьей чешуи. На голове его семиконечная корона с тремя Пентаграммами. В колесницу впряжены два сфинкса, черный и белый, с обращенными друг к другу человеческими лицами. В ободьях колесницы вместо гвоздей глаза, глядящие во все стороны. Победитель в левой руке держит вожжи, а правой поднимает трезубец, символизирующий собой три огня таинственного знака (шина).
8 Космическое Правосудие Символическая картинка изображает женщину, сидящую между двумя колоннами на кубическом камне. Она в длинной одежде, глаза ее завязаны; в левой руке она держит весы, в правой -- поднятый меч. Римляне использовали эту картинку для изображения Фемиды -- богини правосудия.
9 Посвящение Символическая картинка изображает отшельника-старца,с головой закутанного в плащ. Этот плащ образует вдоль его тела три складки. Под плащом в правой руке он держит зажженный фонарь, а в левой -- посох, перекрещенный на конце тремя горизонтальными перекладинами. Три складки и три перекладины. Первые означают знание трех плоскостей проявления творческой силы, вторые  -- власть над совокупностью трех миров, в которых она проявляется. Свет -- это обретенный свет Духа, бережно охраняемый от незнания профанов и нападения врагов.
10 Осуществление На картинке Аркана изображено колесо, укрепленное на упирающемся в волну шесте, обвитом двумя змеями, образующими три круга. Внутри колеса -- гексаграмма. На вершине шеста, касательно к колесу, неподвижно укреплена площадка, на которой лежит крылатый сфинкс с поднятым в правой лапе мечом. По правой стороне колеса к площадке взбирается анубис, то есть человек с собачьей головой, держащий в правой руке жезл, обвитый змеями. Сева вниз по колесу падает тифон, то есть дракон с человеческой головой, держащий в правой руке трезубец, направленный вниз.
11 Чистота восхождения Девушка, над головой которой изображен знак бесконечности, руками закрывает пасть льва.
12 Духовная жертва Картинка Аркана изображает подвешенного за правую ногу головой вниз человека. Левая нога поджата так, что образует с правой ногой крест. Руки простерты и сходятся над головой в виде вершиной вниз треугольника. С волос человека и из его карманов на землю сыплется золото. Подвешен несчастный между двумя столбами, каждый из которых имеет шесть сучьев. Геометрически вся фигура подвешенного представляет из себя треугольник повернутый вершиной вниp. Крест ног изображает систему кватернера евангелиста Иоанна.
13 Смена этапов жизни Смерть в виде скелета... косит выросшую из земли голову, но на пройденном Смертью пути из земли вырастают ноги и руки, то есть органы новых образований.
14 Личность Символическая картинка изображает солнечного гения, держащего в правой руке сосуд золотой, а в левой -- серебряный. Из наклоненного золотого сосуда он переливает струю в сосуд серебряный.
15 Астральный свет На символической картинке изображено существо с фигурой полумужчины-полуженщины и головой козла, сидящее со скрещенными ногами на кубе, который опирается на дугу, символизирующую поверхность Земли. Козлиная голова существа -- перевернутая пентаграмма, а на его лбу начертана пентаграмма прямая. Между рогами три пламени, в виде символической буквы еврейского алфавита -- шин. Грудь существа -- женская, бедра -- мужские, ноги -- с козлиными копытами. Между скрещенными ногами знак Кадуцея (жезл, обвитый двумя змеями). Правая рука -- мужская и на ней написано "диссолво" ("растворяю"), левая, опущенная вниз рука, -- женская, и на ней написано "коагуло" ("сгущаю"). 
 
Перед существом стоят, соединенные цепью, справа -- мужчина, слева -- женщина. Голова мужчины опущена вниз и цепь охватывает его шею. Голова женщины поднята вверх, и цепь охватывает ее бедра. 
16 Господство воли над формой Символическая картинка изображает разрушающуюся башню, в которую ударила молния. С вершины башни падают двое: один в короне, а другой без нее.
17 Природный покой Символическая картинка Аркана изображает обнаженную девушку, окруженную звездами, склонившуюся над Землей, которую она поливает из кувшина. Перед ней -- пустыня, за ней -- цветущая равнина, над которой порхают бабочки.
18 Отраженный свет Символическая картинка изображает дорогу. По обеим сторонам дороги сидят справа собака, слева волк, и оба воют на луну. Начинается эта дорога лужей крови, к которой пятится рак. А в конце дороги, по обеим ее сторонам, видны усеченные пирамид, сквозь которые сверху струится свет.
19 Солнечный свет Символическая картинка изображает невысокую стену, перед которой стоят два обнаженных ребенка. Яркий солнечный свет падает, осыпает их золотыми монетами.
20 Новый человек Символическая картинка изображает могилу с отваленной плитой. Из этой могилы восстают мужчина, женщина и ребенок. Их головы подняты кверху, и они смотрят в небо на трубящего ангела.
21 Любовь Символическая картинка изображает горную местность. По тропинке идет человек в дурацком колпаке. За левым плечом он держит на палке узелок. Перед человеком --  пропасть, в которой видна пасть крокодила. Вслед за человеком бежит собака, которая старается удержать его от падения в пропасть, цепляясь зубами за его одежду. Человек смотрит не перед собой, а туда, где облака складываются в различные сочетания.
22 Осуществление Великого Делания На Символической картинке нарисован овал, образованный змеей, кусающей собственный хвост. В центре -- фигура танцующей девушки, в руках которой две палочки на одном уровне. В четырех углах картинки изображения четырех герметических животных, причем в правом верхнем углу -- телец, в левом нижнем -- человек.
 
Рецензии | Таро Г.О.М. | Главная страница Таро | HOME