|
|
XV
Дьявол Этот рисунок представляет собой сочетание, среднее арифметическое или гармонию нескольких мотивов, упоминавшихся в первой части ["Иллюстрированного ключа к Таро"]. Рогатый Козел Мендеса с крыльями летучей мыши стоит на некоем алтаре. На животе виден знак Меркурия1. Правая рука поднята и вытянута: это инверсия [жеста] благословения, даваемого Первосвященником пятой карты. В левой руке огромный пылающий факел, опущенный к земле. На передней части алтаря имеется кольцо, к которому двумя цепями прикованы за шею две фигуры -- мужская и женская. Они аналогичны фигурам пятой карты: как бы Адам и Ева после Грехопадения. Таковы цепи и фатальность материальной жизни. У этих фигур есть хвосты, символизирующие их животную природу, но в лицах отражается человеческий разум, и тому, кто возвышается над ними, не быть их владыкой во веки веков. Да и сам он, в сущности, тоже раб, живущий лишь тем злом, которое в нем, и слепой к свободе служения. С большей, чем обычно, насмешкой над теми искусствами, почитателем, толкователем и мастером которых он притворялся, Элифас Леви утверждает, что фигура Бафомета -- это оккультная наука и магия. Другой комментатор2 говорит, что в мире Божественном он означает предопределение, однако в том мире нет никаких соответствий тем, что внизу относится к грубому животному началу. В действительности же он означает Стража Порога у врат Мистического Сада, из коего изгоняются вкусившие запретного плода. |
|
XVI
Башня Оккультные толкования этой карты скудны и большей частью сбивают с толку. Бесполезно говорить, что она изображает разрушение во всех его аспектах, ибо это лежит на поверхности. Утверждают также, что в ней впервые появляется материальное строение3, однако я не считаю, что эта Башня более или менее материальна, чем те колонны, с которыми мы встречались в трех предыдущих случаях4. Не вижу, что позволило Папюсу предположить здесь в буквальном смысле грехопадение Адама, зато многое говорит в пользу его же альтернативного варианта -- что эта [карта] означает материализацию духовного слова5. Библиографу Кристиану кажется, что это падение разума, попытавшегося раскрыть тайну Бога. Я бы скорее согласился с Великим Востоком в том, что это разрушение Дома Жизни, в котором возобладало зло, а превыше всего это раскол Дома Учения. В моем понимании речь, однако, идет о Доме Неправды. Эта [карта] также совершенно исчерпывающе иллюстрирует ту старую истину, что "если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его"6. В определенном смысле эта катастрофа является отражением предыдущей карты, но не в смысле того символизма, на который я постарался указать. Это скорее вопрос аналогии: одна [карта] связана с падением в материальное и животное состояние, другая же означает разрушение на интеллектуальной стороне. О Башне говорили как о наказании гордыни и поражении интеллекта, попытавшегося проникнуть в Тайну Бога, однако ни одно из толкований не берет в расчет двух персонажей, которые суть живые страдальцы. Первый -- это письменное слово, утратившее содержание, а другой -- его ложное толкование. В еще более глубоком смысле [Башня] может означать и конец диспенсации7, однако рассмотреть здесь этот вопрос подробнее нет возможности. |
|
XVII
Звезда Огромная, сияющая звезда о восьми лучах окружена семью меньшими звездами - тоже восьмилучевыми. Не переднем плане полностью обнаженная женская фигура. Ее левое колено на земле, а правая стопа -- в воде. Из двух больших кувшинов она изливает Воду Жизни, орошая море и сушу. Позади нее холмы, а справа куст или дерево, на которое опускается птица. [Женская] фигура олицетворяет вечную молодость и красоту. Звезда -- это l'etoile flamboyante8 , которая встречается в масонской символике, но трактуется там неверно. А то, что эта женщина привносит в живую природу, есть субстанция небес и элементов. Верно было сказано9, что девизы этой карты -- "Воды Жизни свободно [текут]" и "Дары Духа". Несколько нелепых толкований сводится к тому, что это карта надежды. На других планах ее определили10 как символ бессмертия и внутреннего света. Перед большинством подготовленных умов эта фигура предстает как образ Истины без покрова, сияющей бессмертной красотой, изливающей в воды души некоторую часть и меру своих бесценных сокровищ. Однако в действительности она -- Великая Матерь в каббалистической Сефире Бина, сиречь высшее Понимание, которая наделяет [своими дарами] те Сефирот, которые ниже ее, в той мере, в какой они способны вместить ее поток. |
|
XVIII
Луна От некоторых общепринятых разновидностей эту карту отличает то, что луна прибывает в так называемую сторону милосердия, то есть вправо от зрителя.11 У нее шестнадцать главных и шестнадцать второстепенных лучей. Эта карта представляет жизнь воображения отдельно от жизни духа. Тропа между башнями есть выход в неизвестное. Собака и волк суть страхи природного разума в этом месте исхода, где направлять его может лишь отраженный свет. Последняя фраза служит ключом к иной форме символизма. Интеллектуальный свет есть отражение, а за его пределами -- неведомая тайна, которую он неспособен высветить. Он освещает нашу животную природу, типы которой представлены [на карте] внизу. Это собака, волк и [существо,] выползающее из глубин: то безымянное и омерзительное стремление, которое низменнее [даже] дикого зверя. Оно стремится достичь проявления, символом чего является выползание из бездны вод на сушу, но, как правило, вновь погружается туда, откуда появилось. Лик разума спокойно взирает на беспокойство внизу; выпадает роса мысли; послание таково: "Успокойтесь"; и, возможно, на животную природу [действительно] снизойдет покой, а из бездны перестанет выходить [уродливая] форма. |
|
XIX
Солнце Нагое дитя верхом на белом коне и с красным знаменем в руке уже упоминался как более удачный символ12 для этой карты. Это [символ] предназначения Сверхъестественного Востока, великого и святого света, сияющего впереди бесконечной процессии человечества, исходящего из огражденного стенами сада жизни чувственной и отправляющегося в путешествие к родному дому. Таким образом, эта карта означает переход от проявленного света этого мира, представленного величественным земным солнцем, к свету мира грядущего, который сияет впереди [духовного] устремления и символ которого -- сердце ребенка. Но этот последний намек снова служит ключом к истолкованию символизма в несколько ином аспекте. Солнце есть светило сознания в духе -- прямой свет как антитезис света отраженного. Весь человеческий род воплотился здесь в образе малого ребенка -- простого в своей младости и мудрого в своей невинности. В своей простоте он несет печать Природы и Искусства; в своей невинности он означает воссозданный мир. Когда заря самопознающего духа восходит в сознании над природным разумом, этот разум в своем обновлении приводит животную природу к состоянию совершенной согласованности. |
|
XX.
Страшный Суд Я уже говорил, что этот символ практически одинаков во всех наборах Таро; по крайней мере, отдельные различия не меняют его характера. Великий ангел здесь окружен облаками; но он трубит в трубу, украшенную флагом, на котором, как обычно, виден крест. Мертвые восстают из могил -- справа женщина, слева мужчина, а между ними их ребенок, повернутый спиной. Но на этой карте воскресших больше троих; данный вариант было решено сделать для иллюстрации недостаточности существующих толкований. Следует отметить, что все как одна фигуры, судя по их позам, охвачены изумлением, обожанием и экстазом. Это карта, описывающая завершение великого труда трансформации в ответ на зов Вышнего -- каковой зов и слышится, и получает отклик внутри. И в этом -- намек, полный смысл которого здесь вряд ли можно раскрыть. Чему внутри нас достаточно вострубить, чтобы все низшее в нашей природе восстало в ответ -- чуть ли не в тот же момент, чуть ли не в мгновение ока? Пусть эта карта продолжает изображать -- для тех, кто неспособен видеть дальше, -- Страшный Суд и воскресение в естественном теле; но пусть те, кто наделен внутренним взором, взглянут и увидят [истину внутри]. Они поймут, что в прошлом13 эта карта справедливо именовалась картой вечной жизни, и по этой причине ее можно сравнить с той, которая проходит под именем Умеренности. |
|
0
НОЛЬ Дурак Легко шагавший, словно все земные препятствия неспособны были его удержать, юноша в цветистых одеждах замирает над краем пропасти среди высочайших вершин этого мира; взгляд его устремлен в голубую даль -- скорее в бездонные небеса, чем на панораму, открывающуюся внизу. Он показан в энергичном шаге, хотя в данный момент и неподвижен; его собака [показана взметнувшейся] в прыжке. Край разверзшейся пропасти не пугает [его]; похоже, что ангелы готовы подхватить его, если он вдруг решится прыгнуть с высоты. Его лик светится умом и мечтательностью. В одной руке у него роза, в другой - перекинутый через правое плечо драгоценный жезл, на котором висит затейливо расшитая сума. Это князь мира иного, странствующий через этот [мир] -- посреди утреннего великолепия и свежего воздуха. Солнце, сияющее у него за спиной, знает, откуда он пришел, куда идет и как он вернется другой тропой много дней спустя. Он есть Дух в поиске Опыта. Многие символы Учрежденных Мистеpий обобщаются в этой карте, полномочно отменяя тем самым все прежние недоразумения. В своем "Пособии по картомантии"* Великий Восток делает любопытное предположение о функции Мистического Дурака как части его процесса высшего прорицания; однако для того, чтобы заставить его работать, требуются незаурядные дарования. Мы еще увидим, как ведет себя эта карта в обычном гадании, и для тех, кто обладает проницательностью, это послужит подтверждением того факта, что Старшим Картам изначально не было места в искусстве гадательных игр, где карты используются как указатели на заранее заготовленные тексты. Впрочем, нам очень мало известно об обстоятельствах зарождения этого искусства. Согласно общепринятым толкованиям14, Дурак означает плоть и чувственную жизнь; у одного острослова15 его дополнительным именем был Алхимик -- воплощение предельной стадии глупости. |
|
XXI
Миp Поскольку композиция этого заключительного послания Стаpших Карт не изменилась -- да и не могла измениться, -- ее глубинный смысл уже частично был описан16. Она также представляет завершение и конец Космоса, заключенную в нем тайну, восторг вселенной, когда она понимает себя в Боге. Кроме того, это состояние души в сознании Божественного Видения, отраженного от самопознающего духа. Но эти значения не отменяют того, что я говорил об этом [символе] в материальном аспекте. В макрокосмическом же аспекте он содержит целый ряд посланий и, к примеру, означает такое состояние воссозданного мира, когда закон проявления будет возведен в высшую степень природного совершенства. Но в еще большей степени это история прошлого, относящаяся к тому дню, когда все было объявлено хорошим17, когда утренние звезды пели хором, а все Сыны Божии кричали от радости. Одно из самых неудачных толкований усматривает в [женской] фигуре Мага, достигшего высшей степени посвящения18; согласно другому мнению, карта символизирует абсолют19, что просто смешно. Утверждали, что эта фигура олицетворяет Истину20, что, однако правильнее отнести к семнадцатой карте. Наконец, ее называли Венцом Магов21. |
Примечания
1. Деталь, отсутствующая на картинке Памелы Смит, но реализованная в Таро Пола Кейса.
2. Кристиан.
3. Это отметил Папюс в "Цыганском Таро"; далее строения появляются в Арканах XVIII (башни) и XIX (стена, фигурирующая в Марсельском Таро, в колодах Вирта и самого Папюса).
5. Точнее говоря, у Папюса речь идет о материализации духовной буквы Вау.
7. Диспенсации (англ. dispensations) -- периоды человеческой истории, в каждом из которых действует особый закон, данный Богом.
9. Сказано самим же Уэйтом в "Книге Тайного Слова".
10. Кристиан.
11. Колонна Милосеpдия на каббалистическом Дpеве Жизни действительно расположена спpава от наблюдателя, но луна всегда прибывает влево от наблюдателя. На карте Памелы Смит, как и на картах Вирта и Марсельского Таро, луна изображена прибывающей. На иллюстрации в книге де Жебелена луна убывает; там она действительно повернута ликом к колонне Милосердия.
12. По сравнению с двумя детьми Марсельского Таро, сохраненными на картах французских оккультистов.
13. У Леви в "Ритуале...".
15. У Эттейллы, над которым Уэйт здесь, конечно же, издевается.
18. Кристиан в "Истории магии", 1870.
19. Папюс в "Цыганском Таро", 1889. Впрочем, и это, и предыдущее значения фактически восходят к Леви.
20. У Леви в "Ритуале...".
21. Кристиан.