Конечно
же, моя коллекция Больших Арканов из старых оккультных
Таро была неполна без "классических" карт, разработанных Артуром Эдвардом
Уэйтом, художественно исполненных Памелой Колман Смит и изданных
Уильямом Райдером в 1909 году. И вот я наконец начинаю заполнять этот пробел.
Описания Больших Арканов
взяты из книги Уэйта "Иллюстрированный ключ к Таро" (
На этой страничке я поместил сканы стандартного коммерческого издания Таро "Райдер -- Уэйт". "София" издает авторизованную русскую версию этой колоды. Карты (с) 1991 by U.S.
Games Systems, Inc.
|
|
I
Маг Юноша в облачении мага, с ликом божественного Аполлона, с уверенной улыбкой и сияющими очами. Над головой у него мистический знак Святого Духа, знак жизни в виде бесконечной ленты, образующей горизонтальную восьмерку . Его талию опоясывает змей, кусающий себя за хвост. Большинству из нас он знаком как общепринятый символ бесконечности, но в данном случае он указывает на бесконечность духовного совершенствования. В правой руке Мага -- жезл, поднятый к небесам, левая же рука указывает вниз, на землю. Этот двойной жест известен в самых высших степенях Учрежденных Мистеpий; он символизирует нисхождение благодати, добродетели и света от того, что вверху, к тому, что внизу. Таким образом, общей идеей является обладание Силами и Дарами Духа и их передача. На столе перед Магом находятся символы четырех мастей Таро, представляющие природные стихии; они лежат перед адептом как фишки [некоей игры], которыми он распоряжается по своему усмотрению. Внизу -- розы и лилии, flos campi и lilium convalium1, превращенные в садовые цветы: символ взращивания [духовного] устремления. Эта карта означает божественное побуждение в человеке как отражение Бога, волю в освобождающем союзе с тем, что вверху. Это также единство индивидуального бытия на всех планах, а в наивысшем значении это мышление в его [наиболее] сконцентрированной форме. Возвращаясь к тому, что я назвал символом жизни, и его связи с числом 8, можно вспомнить, что христианский гностицизм говорит о возрождении во Христе как о превращении "в Восьмерицу". Это мистическое число связывают с небесным Иерусалимом, с Землей, текущей молоком и медом, со Святым Духом и Господней Землей. Согласно [учению] мартинизма, 8 -- это число Христа. |
|
II
Верховная Жрица У ее ног -- полумесяц, на голове -- диадема с рогами и шаром посередине, а на груди -- большой солнечный крест. На свитке в ее руках начертано слово Тора, что означает Высший Закон, Тайный Закон и второе значение слова2. Он отчасти прикрыт ее мантией, указывая на то, что некоторые вещи подразумеваются, но не произносятся [вслух]. Она восседает меж белой и черной колонн -- [помеченных буквами] J и B -- мистического Храма3, и позади ее [видна] завеса Храма, расшитая пальмами и гранатами. Ее одеяния струятся прозрачными волнами, а мантия подразумевает свет -- мерцающее сияние. Ее называли Оккультной Наукой на пороге Святилища Исиды4, но на самом деле это Тайная Церковь, Дом для Бога и человека. Она также представляет Второй Брак Князя, который более не от мира сего; это духовная Невеста и Мать, дочерь звезд и Вышнего Сада Едемского. Наконец, она -- Царица заимствованного света, но это свет всего [сущего]. Она -- Луна, питаемая молоком Вышней Матери. В каком-то смысле она также и сама Вышняя Матерь -- то есть [ее] яркое отражение. Именно в этом значении отражения ее самое истинное и высшее имя в символизме есть Шекина -- сугубое великолепие. Согласно [учению] Каббалы, Шекина присутствует как вверху, так и внизу. В высшем мире она именуется Бина -- Вышнее Понимание, отражающееся в низших эманациях. В низшем же мире это Малкут -- мир, каковой в данном случае понимается как благословенное Царство, а благословляет его является Слава Господня. В мистическом смысле Шекина -- это Духовная Невеста праведного мужа, и когда он читает Закон, она придает [ему] Божественный смысл. В определенных отношениях эта карта является наивысшей и самой святой среди Больших Арканов. |
|
III
Императрица Величавая фигура, богато одетая и сидящая с царственным видом дочери Неба и Земли. В ее диадеме двенадцать звезд, собранных в гроздь. На щите, прислоненном [к креслу] сбоку, -- символ Венеры. Перед нею созревающая нива, а за нею -- водопад. Скипетр в ее руке увенчан шаром [как символом] этого мира. Она есть низший Сад Едемский, Земной Рай, все, что символизируется зримым домом человека. Она не Regina coeli5, но все же refugium peccatorum6, благодатная Матерь многих тысяч. В некоторых аспектах ее правильно описывали как желание7 и крылья его8; как жену, облеченную в солнце9; как Gloria Mundi10, как завесу Sanctum Sanctorum11; но могу добавить, что это не душа, обретшая крылья, если только весь символизм не истолковать иным, необычным образом. Она прежде всего -- всеобщая плодовитость и внешний смысл Слова. Это очевидно, ибо не было дано человеку более прямого послания, чем то, что рождается женщиной; однако сама она не несет его истолкования. В иной системе понятий карты Императрицы означает дверь или врата, через которые открывается вход в эту жизнь, как в Сад Венеры. Тот же путь, что выводит отсюда в потустороннее, есть тайна, ведомая Верховной Жрице и сообщаемая ею лишь избранным. Большинство старых соотнесений этой карты символически совершенно неправильно -- как, например, отождествление ее со Словом, Божественной Природой, Триадой12 и так далее. |
|
IV
Импеpатоp Его скипетр имеет форму Crux ansata13, в его левой руке -- держава. Это коронованный монарх - властный, величественный, восседающий на троне, подлокотники которого спереди украшены бараньими головами. Он олицетворяет правление, осуществление, власть мира сего, будучи здесь облечен ее наивысшими естественными атрибутами. Иногда его изображают сидящим на кубическом камне14, что, впрочем, вносит путаницу [в символизм]. Он представляет мужскую силу и мощь, которая находит отклик в Императрице, и в этом смысле он есть тот, кто стремится снять Завесу Исиды. Тем не менее, она остается virgo intacta15. Следует понимать, что эта карта вместе с картой Императрицы не совсем буквально представляют супружество, хотя таковое подразумевается. На поверхности, как я уже указал, они означают земную королевскую чету, вознесенную на троны сильных [мира сего]; но сверх того есть намек на иное присутствие. Они также означают -- особенно мужская фигура -- высшее королевское величество, занимающее трон разума. Здесь скорее власть над думами, чем над чувственным миром. Оба персонажа, каждый по-своему, "богаты удивительным опытом", но мудрость их -- неосознанная, черпаемая из высшего мира. Императора характеризовали как а) воплощенную волю16, но это лишь одна из ее употреблений, и б) выражение потенций, содержащихся в Абсолютном Бытии17 -- но это [чистой воды] фантазия. |
|
V
Иеpофант На нем тройная корона, а сам он восседает меж двух колонн, но это не колонны того Храма, который охраняет Верховная Жрица. В левой руке у него скипетр, заканчивающийся тройным крестом, правой же рукой он подает хорошо известный церковный знак, называемый знаком эзотеризма, который проводит различие между проявленной и сокрытой частями учения. В этой связи примечательно, что Верховная Жрица не делает никаких знаков. У его ног [лежат] скрещенные ключи, а перед ним преклоняют колени двое священнослужителей в стихарях. Обычно его именуют Папой, что есть [лишь] частное проявление более общей функции, которую он символизирует. Он -- правящая сила внешней религии, в то время как Верховная Жрица прежде всего олицетворяет эзотерическую, отстраненную власть. К плачевным искажениям истинных значений приложили руку практически все [толкователи]. Великий Восток18 правильно говорит, что Иерофант -- это отпущение грехов19, экзотерическое ортодоксальное учение и внешняя сторона жизни, ведущая к этому учению. Но он, несомненно, не "князь оккультного учения", как предположил другой комментатор20. Он скорее summa totius theologiae21, перешедшая в крайне закоснелую форму; но он также символизирует все, что праведно и священно на проявленной стороне. Как таковой, он есть проводник благодати, принадлежащий миру [человеческих] установлений, в отличие от мира Природы, а также вождь [на пути] спасения для человечества в целом. Это [олицетворение] порядка и глава признанной иерархии, каковая является отражением другого, высшего иерархического порядка; но может случиться и так, что первосвященник забудет о значении этого своего символического статуса и начнет поступать так, словно в нем самом содержится все то, что означает его жест или объявляет его символ. Он не философия, как [ошибочно] полагали, -- разве что в богословском смысле; он не вдохновение; и он -- не религия, хотя он -- один из способов ее выражения. |
|
VI
Влюбленные Солнце сияет в зените, в под ним распростерла руки огромная крылатая фигура, изливая вниз [свои] энеpгии. На переднем плане две человеческие фигуры, мужская и женская, нагие друг перед другом, как Адам и Ева, первоначально обитавшие в раю земной плоти. За мужчиной -- Древо Жизни с двенадцатью плодами, а за женщиной -- Древо Познания Добра и Зла; змей обвивается вокруг него. Эти фигуры говорят о юности, девственности, невинности и любви, еще не загрязненной грубым материальным желанием. Это попросту карта человеческой любви, каковая представлена здесь как часть пути, истины и жизни22. Она замещает, возвращаясь к первоначалам, старую карту брака, которую я описал на предыдущих страницах, и позднейшие причуды, когда мужчина изображался между пороком и добродетелью. В одном очень высоком смысле эта карта есть Завет и Шаббат23. Что касается женщины, она должна означать то влечение к чувственной жизни, в котором содержится идея Грехопадения, однако она выступает скорее орудием Тайного Закона Провидения, нежели добровольной, сознательной искусительницей. Именно через приписываемое ей падение человек в конце концов восстанет, и только с нею он сможет достичь совершенства. Таким образом, эта карта является еще одним откровением о великом таинстве женственности. От старых значений этой карты, естественно, не остается камня на камне вместе со старыми изображениями, причем [замечу, что] даже в истолковании последних те значения либо грешили банальностью, либо искажали символизм. |
|
VII
Колесница Бодрая и царственная фигура с обнаженным мечом24 в руке, в целом соответствующая традиционному описанию, которое я дал в первой части [книги]. На плечах героя-победителя должны быть Урим и Туммим25. Он пленил плен26; он есть победа, завоеванная на всех уровнях -- в [свершениях] разума, в науке, прогрессе, в определенных испытаниях Посвящения. Следовательно, он разрешил загадку сфинкса, и именно поэтому я принял вариант [этой карты] Элифаса Леви27; итак, его колесницу влекут два сфинкса. Превыше всего он [символизирует] триумф разума. Исходя из этого, следует понимать, что а) загадка сфинкса касается Таинства Природы, а не мира Благодати: на такую [загадку] колесничий не сумел бы предложить ответа; б) что уровни его завоеваний -- явные, внешние, а не в нем самом; в) что совершаемое им освобождение может его самого оставить в плену логического понимания; г) что испытания Посвящения, через которые он прошел победоносно, следует понимать физически или рационально; и д) что если бы он приблизился к тем колоннам Храма, между которыми восседает Верховная Жрица, то не смог бы развернуть свиток, называемый Тора, как не сумел бы и ответить, если бы она задала ему вопросы. Он не наследственный правитель и не священник. |
1. "Цветы полевые и лилия долин" (лат.) фигурируют в латинском тексте библейской "Песни песней" (2:1). В русском синодальном переводе -- "нарцисс Саронский, лилия долин". Здесь Суламита, возлюбленная царя Соломона, сравнивает себя с простыми, дикими цветами Палестины.
2. См. в "Учении Высшей магии" Леви: "Все заключено и одном слове; слово это состоит из четырех букв: это Тетраграмма [Йод-Хе-Вау-Хе] евреев, Азот алхимиков, Тот (Thot) цыган и Таро Каббалистов. Это слово, выраженное столь различными способами, для профанов обозначает Бога, для философов человека и дает адептам последнее слово человеческих знаний и ключ с божественной власти; но пользоваться им умеет только тот, кто понимает необходимость никогда его не разглашать".
4. С Исидой эту карту впервые связал Кур де Жебелен, остальные слова происходят от Элифаса Леви. Поль Кристиан назвал Аркан II "Дверью Оккультного Святилища".
5. Царица Небесная (лат.). Так назвал эту карту Элифас Леви в "Ритуале Высшей Магии".
6. Прибежище грешников (лат.).
7. По-видимому, имеется в виду наставление к Аркану III, данное Кристианом (1863): "Хотеть возможного означает уже создавать это; хотеть невозможного означает подвергаться саморазрушению".
8. Впервые с крыльями Императрицу изобразил Освальд Вирт в 1889 г.
9. Элифас Леви в "Ритуале...", цитируя Откp. 12:1.
11. Святого святых (лат.). Последние два значения Императрицы даны, очевидно, под впечатлением третьей главы "Учения..." Леви.
13. Кpест с петлей (лат.), название египетского символа жизни анх.
14. В Таро Вирта и Египетском Таро.
17. Кристиан (1863).
18. Псевдоним самого Уэйта, под которым была издана книга "Руководство по картомантии" (1909) с главой "Книга тайного слова", посвященной картам Таро. Таким образом, упоминая "Великий Восток" (Grand Orient) Уэйт фактически ссылается на самого себя.
19. Букв. "сила ключей" (power of the keys) -- католический термин, восходящий к Матф. 16:19: "и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах".
20. Кристиан (1870).
21. Общая сумма теологии (лат.).
23. Очевидно, в связи с тем, что Шаббат — седьмой день недели, а Влюбленные, хотя и носят номер VI, на самом деле являются седьмым по порядку козырем (считая Дурака первым).
24. Деталь, отсутствующая на картинке Памелы Смит!
25. Регалии дpевнеевpейского пеpвосвященника, упоминающиеся в библейской книге Исход (28:30). Пpедположительно были пpоpицательным инстpументом или устpойством, каким-то обpазом облегчавшим контакт с Иным миpом.
26. См. Пс.67:19, Еф.4:8. Это библейское выражение обычно трактуется как "взял в плен того, кто сам пленял других".
27. Опубликованный в "Ритуале...";
см. репродукцию здесь.