|
|
|
Сефер Сефирот означает "Книга Эманаций". В ней объясняется, что мироздание сначала сложилось в Божественном Разуме. Чтобы придать этой ментальной концепции внешнюю форму, Бог воплотил ее в эволюционирующую систему несколькими отдельными импульсами, каждый из которых связан с некоторым числом. Таким образом, Вселенная была создана по определенному плану, и части этого плана были связаны числовыми соотношениями. План требовал непрерывного расширения возможностей за счет бесконечного числа форм, вечно движущихся вперед, ко все большему совершенству. Сефер Сефирот -- книга очень мистическая: отношения между импульсами Божественного Разума, благодаря которым появилась из небытия Вселенная, рассматриваются в ней как отношения между числами. Таким образом, числа представляют вселенские принципы. Поэтому для правильного понимания Сефер Сефирот нужно хорошо
разбираться как в Герметической Системе Чисел,
так и в Доктрине Сигнатур, подробно описывающей
действие этих принципов, которые, если рассматривать их лишь как арифметические
уравнения, останутся пустыми абстракциями.
Эш Мецареф, или "Очищающий огонь", -- это алхимический
трактат. Чтобы уразуметь аллегории этой книги, ученик должен хорошо знать
химию, астрологию и Таро. На языке универсального символизма в этом трактате
рассказывается о том, что действие одной субстанции на другую зависит от
внутренней природы каждой из них, точнее, от того качества, которое мы
сейчас называем "частотой вибрации".
Самым авторитетным из всех еврейских каббалистических трудов является Зогар, или "Книга Сияния". Считается, что она была написана Шимоном бен Йохаем около 150 года нашей эры. В XIII веке Моше де Леон сделал ее доступной для широкой публики. В Зогар входят следующие тексты: "Книга Сокрытия", "Большое Собрание", "Малое Собрание", "Старец", "Книга Ясности", "Верный Пастырь", "Дворцы", "Тайны Торы", "Сокровенный Мидраш", "Тайна Тайн", "Иди и смотри", "Юноша", "Древнее дополнение" и другие.9 Цель Зогара -- объяснить достойным природу Верховного Существа, равновесие противоположностей, космогонию, символизм чисел, природу человека, ангелов и других невидимых разумов, откровение Закона, сущность и судьбу души и многое другое. Самая фундаментальная и важная из всех каббалистических доктрин выражается в переводе с древнееврейского на латынь словами "Quod Superius, Quod Inferius", что означает "Как вверху, так и внизу". Макрокосм, или вселенского человека, можно понять, изучая Микрокосм, то есть смертного человека. Бог относится к физической Вселенной, как эго к плотскому телу человека. Поэтому Божество называется в Зогаре Древним, Обширным Ликом, Безграничным, Сокрытым из Сокрытых, Адамом Кадмоном (Архетипическим Человеком), и т. п. Следующее по важности каббалистическое учение посвящено Десяти Эманациям-Сефирот, посредством которых была создана Вселенная. Сефирот -- это числовые эманации. Каббала учит, что все в мире проявляется как определенные числовые пропорции через действия и противодействия в Единой Изначальной недифференцированной субстанции. До Творения существовал Эйн Соф Аур -- Безграничный Свет (та самая недифференцированная субстанция). Первая Эманация (или числовой импульс) известна как Кетер, что означает "Корона". Это символ Движения и Жизни. Как только неполяризованному, всепроникающему вселенскому духу сообщается движение, он поляризуется по двум признакам: позитивному и негативному, мужскому и женскому, действию и противодействию, ибо без пола, или полярности, невозможны жизнь и движение. Невозможно действие без противодействия, позитивное без негативного, движение без движущегося, движущийся без формы. Поэтому вместе с Кетер, или Жизнью, одновременно появились две другие Эманации, называемые Хокма и Бина. Каббалисты-богословы обычно переводят их названия как "Мудрость" и "Разум": по их мнению, ничего энергетически женственного не может быть на троне Божественной Троицы. Но все посвященные знают, что истинный смысл этих Эманаций -- "Любовь" и "Свет", ибо Любовь и есть высшая Мудрость. Куда бы ни заводили оккультиста его исследования, какими бы сложными вещами он ни занимался, рано или поздно он понимает, что все начинается и все заканчивается этой каббалистической троицей -- Жизнь, Свет и Любовь. Из этого первичного триединства (позитивного, негативного и их союза) Вселенная начала дифференцироваться по Семи Качествам через семь дополнительных эманаций. Итак, Десять Эманаций-Сефирот суть Семь Активных Принципов Природы, исходящих из центрального источника Жизни, Любви и Света -- от триединого Божества, или Духовного Солнца, -- точно так же, как мы получаем магнетизм, свет и тепло от солнца физического. Хотя посвященным было хорошо известно строгое соответствие между астрологическими принципами и десятью Эманациями-Сефирот (Эманации фактически и проявляются как астрологические силы), это была тщательно скрываемая часть Великих Таинств. Поскольку Вселенная состоит из позитивного, негативного и их союза, каббалисты разделили десять Эманаций на три "Столба", или "Дерева". Справа находится библейское Дерево Добра (оно же масонский столб Иахин10); в Каббале это "Отец" или "Столб Милосердия". Слева -- библейское Дерево Зла (масонский столб Воаз); в Каббале это "Мать" или "Столб Справедливости". Между ними расположено Дерево Жизни, дарующее Бессмертие. Это место соединения столбов Иахин и Воаз каббалисты называют Шехиной. Изображая Деревья в форме диаграммы, древние каббалисты, чтобы утаить свое знание от непосвященных, внесли в нее намеренное искажение. Предполагалось, что во время посвящения духовно просветленные люди обнаружат ошибку. Таким образом, диаграмма указывала на истину, но не раскрывала ее. Посвященные же были связаны клятвой не раскрывать тайны. Поэтому во всех ныне издающихся трудах по Каббале, копирующих старые источники, Эманации 2-4-7 составляют Дерево Добра, Эманации 3-5-8 -- Дерево Зла, а Эманации 1-6-9-10 -- Дерево Жизни, Шехину, или Столб Мягкости. Правильная диаграмма приводится на стр. 151 в главе 7. Там, как и должно быть, четные (эзотерические) числа 2-4-8 составляют правое Дерево Добра, а нечетные (экзотерические) 3-5-7 -- левое Дерево Зла. На этой же диаграмме показаны точные планетарные соответствия каждой из Эманаций: все благотворные планеты расположены на Дереве Добра, а все пагубные -- на Дереве Зла. Первая Эманация называется Кетер ("Корона"); ее значение -- Жизнь или Движение. Ей соответствует планета Плутон, находящаяся на самом верху Дерева Жизни и содержащая в себе в латентном состоянии как мужские, так и женские энергии. Вторая Эманация называется Хокма ("Мудрость"); ее значение -- Любовь. Ей соответствует планета Нептун, находящаяся на самом верху Дерева Добра. В духовном смысле Нептун по отношению к Урану является позитивным, хотя на материальном плане это и не так. Третья Эманация называется Бина ("Разум"); ее значение -- Свет. Ей соответствует планета Уран, находящаяся на самом верху Дерева Зла. Это планета более грубая и духовно негативная, чем Нептун, а также обычно намного более пагубная. Четвертая Эманация называется Хесед ("Милость"); ее значение -- Доброта. Ей соответствует планета Юпитер, находящаяся в середине Дерева Добра и позитивная по отношению к сатурнианскому принципу Зла. Пятая Эманация называется Гебура ("Строгость"); ее значение -- Несчастье. Ей соответствует планета Сатурн, находящаяся в середине Дерева Зла и негативная по отношению к принципу Добра. Шестая Эманация называется Тиферет ("Красота"); ее значение -- Притяжение. Ей соответствует планета Венера, находящаяся в середине Дерева Жизни, где все влияния сливаются в единый гармоничный Союз. Седьмая Эманация называется Нецах ("Победа"); ее значение -- Конфликт. Ей соответствует планета Марс, находящаяся в самом низу Дерева Зла и негативная по отношению к Меркурию -- как слепая сила, подчиняющаяся разуму. Восьмая Эманация называется Ход ("Сияние"); ее значение -- Знание. Ей соответствует планета Меркурий, находящаяся в самом низу Дерева Добра и позитивная относительно инстинктов и импульсов Марса. Девятая Эманация называется Йесод ("Основание"); ее значение -- Формирование. Ей соответствует Луна, находящаяся почти в самом низу Дерева Жизни, -- окутывающая формообразующая энергия, которая дает внешнее выражение Тиферет. Десятая Эманация называется Малкут; ее значение -- Жизненность. Ей соответствует Солнце, находящееся в самом низу Дерева Жизни. Там притянутые Эманацией Тиферет и созревшие в Эманации Йесод Духовные Идеалы Кетер рождаются в полной Вирильности11 выражения, становясь в человеке Сознательным Бессмертием. Эти три Дерева всегда были величайшей тайной Каббалы. О них написаны целые тома невразумительных рассуждений и мистических аллегорий. Каббалисты хорошо понимали, что Дерево Жизни (то есть четыре Эманации 1-6-9-10) представляет собой секрет Бессмертия. Но лишь немногие дознались, что это означает в человеческой жизни; все остальные блуждали наобум, не владея нужными ключами Астрологии и Таро. Но как только любому каббалисту показывали, что Венера есть Тиферет, он сразу же постигал истину. На самом верху Дерева Жизни находится планета Плутон, символизирующая разделение полов. Это то место, откуда близнецовые души порознь отправляются в нисходящее путешествие, и то место, где они должны встретиться вновь на пути вверх. Но само по себе Дерево Жизни образуется соединением Дерева Добра и Дерева Зла -- трех позитивных и трех негативных сил, встречающихся в общей точке, называемой Тиферет. Стало быть, по закону соответствий, Эманация Тиферет для Дерева Жизни должна быть тем, чем является Венера для человеческого тела. Венера управляет семенем и союзом, а каббалистам хорошо известно, что Шехина (или Дерево Жизни) есть некоторый союз. Но обычно они не понимают, что в человеке наряду с физическим семенем существует и духовное и что союз может иметь место на плане вырождения, на уровне порождения, в сфере возрождения или в возвышенном состоянии воссоединения близнецовых душ (на эти четыре плана указывают четыре вибрационных уровня, или позиции, представленные четырьмя Эманациями Дерева Жизни) Венера, планета любви, -- ключ к этому открытию. Те, кто осознает, что Тиферет -- это семя, наделенное жизнью во время союза, дающее оформленное проявление в лоне Йесод и начинающее жить и действовать в Малкут (как каждый день происходит в виде зачатия и рождения ребенка), легко поймут, что тот же самый принцип применим и к эволюции Бессмертия. Конечно, при рождении жизни в царстве Малкут (в самом низу Дерева) энергии направлены к Земле, а бессмертие относится не к Земле, а к высшим сферам. Поэтому энергии надлежит направлять к высшему уровню союза, к возвышенному и постоянному обмену энергиями, соответствующему Плутону. Речь идет о том Плутоне, символ которого -- перевернутая буква Т, ножкой направленная вверх, а не вниз, то есть к Малкут. Некоторые каббалисты осознали эту истину. Один из них (который был также великим алхимиком) в своих трудах утверждал, что был знаком с тайной преобразования, но никогда не перешел к практике только потому, что не нашел женщины, которая могла бы помочь в этой работе. Рассуждая о Шехине, выдающийся каббалист А.
Э. Уэйт замечает: "Я уже говорил о том, что в восточных учениях (я
имею в виду Индию) существуют указания на это состояние, но, насколько
мне известно, они никогда не были записаны". После обстоятельного обсуждения
каббалистической литературы он далее приходит в выводу: "Мы должны признать,
что у еврейства есть лишь одна тайная доктрина, и эта тайна связана
с полом".
Здесь кажется уместным упомянуть о том, что Еврейская Каббала признает
реинкарнацию, но только для тех, кто не смог завершить свою работу, и никогда
не более трех раз. И даже в этих случаях одно физическое тело, чтобы придать
ему силу, чаще занимает больше, чем одна душа. Таким образом, учение Зогара
противоречит учению о реинкарнации в том виде, в каком оно проповедуется
на Востоке. Эта теория присоединения уже развоплощенной души к душе, еще
находящейся в теле, для приобретения какого-то особого опыта или выполнения
какой-то необычной задачи, выглядит весьма сумбурной, но и впрямь исключает
возможность многократных перевоплощений.
В Зогаре ясно сказано: те, кто послушен законам Господа, встретятся и вступят в брак со своими истинными близнецовыми душами; тем же, кто извращает закон, в таком союзе будет отказано. Нечистое состояние удерживает близнецовые души разделенными, но чистота и нравственная жизнь сводят их вместе. А если они соединились, то и после смерти у них будет вечный небесный союз. Сам Бог -- это и Отец, и Мать. Слово Элохим, переводящееся в Книге Бытия как "Бог", является существительным женского рода, множественного числа. Но переводчики Библии, не желавшие, чтобы женщины хоть как-то были причастны к Божественному, перевели его как существительное мужского рода, единственного числа. Впрочем, в Книге Бытия есть одно неосторожное признание Отцовско-Материнского принципа: "И сотворил Бог [Элохим] человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их".12 Ученые-иудаисты говорят, что слово Элох -- женского рода, единственного числа, а окончание им характерно для мужского рода, множественного числа. То и другое сочетается в одном слове, чтобы указать на женскую силу, соединенную с мужской идеей. Повсюду в Каббале "Ветхий днями"13 считается
одновременно Мужским и Женским началом, а Десять Эманаций разделены на
5 позитивных и 5 негативных качеств.
Десять Эманаций-Сефирот разделены на группы, связанные с так называемыми четырьмя мирами (или сферами). В то же время в каждом из этих четырех миров проявляются все десять Эманаций. Вот эти каббалистические миры: 1. Ацилут ("Эманация") -- небесный мир и элемент Огня. 2. Брия ("Творение") -- духовный мир и элемент Воздуха. 3. Йецира ("Формирование") -- астральный мир и элемент Воды. 4. Ассия ("Действие") -- физический мир и элемент Земли. Три первых Эманации особенно тесно связаны с небесным миром, сферой идей; точно так же Плутон, Нептун и Уран влияют на самые высокие идеалы человека. Следующие три Эманации относятся преимущественно к духовному миру, к сфере творчества; точно так же Юпитер, Сатурн и Венера влияют на моральную природу человека, его способность к размышлению и его привязанности. Три третьих Эманации более тесно связаны со сферами формирования, с астральным миром; точно так же Меркурий, Марс и Луна изображают, конструируют и формируют плоды человеческого гения. Последняя же Эманация принадлежит к физическому миру, к сфере практической
деятельности; так Солнце оживляет и выводит из почвы все бесчисленные формы
жизни.
Примечания редактора: 9. Об авторстве и датировке различных книг Зогара у
историков до сих пор нет единого мнения. Автор излагает традиционную версию
происхождения этого огромного литературного труда.
|