Мыслящий человек вряд ли станет отрицать колоссальную роль, которую играет в его жизни сознание. Все, что происходит в окружающем мире, представляет какую-то ценность только тогда, когда есть некто, обладающий внутренними способностями оценить происходящее -- то есть сознанием. Борьба за существование во всех ее формах, похоже, является нескончаемым усилием в обретении, сохранении и проявлении сознания. Но если низшие формы просто цепляются за жизнь, то в сердце каждого человека теплится надежда на бессмертие. Это смысл и кульминация эволюции, извечная цель всех бьющихся сердец.
Итак, у нас есть все основания заняться обстоятельным изучением методов
достижения этого желанного результата. И для начала лучше всего было бы
познакомиться с принципами, лежащими в основе других великих достижений.
Взять, к примеру, поразительные успехи современной промышленности. Все
эти достижения, безусловно, опираются на все возрастающую способность человека
проводить глубокие всесторонние исследования и эффективно использовать
бесчисленные сведения, получаемые в ходе таких исследований, на практике.
При строительстве военных кораблей, небоскребов, электростанций или железных
дорог успех человека определяется главным образом не только его способностью
понять и учесть все основные параметры и теоретические принципы, но и умением
скомбинировать эти параметры и принципы так, чтобы получить истинное представление
о способах достижения желаемых результатов.
Таким образом, первейшим условием успеха любого предприятия является адекватное знание. Но для достижения практического успеха это адекватное знание должно подкрепляться адекватными действиями, основанными на нем. Краткое определение формулы успеха может звучать так:
Лучшие и самые надежные результаты в любой сфере деятельности получает тот, кто ясно понимает все задействованные факторы и принципы, хорошо знает методы работы, точно определяет свою цель, тщательно планирует последовательность действий и, невзирая на любые препятствия, стойко придерживается этого плана, корректируя его лишь по мере изменения внешних условий или обретения более глубокого опыта.
Если человеческое сердце жаждет бессмертия, то это и есть та цель, для достижения которой нужно работать. И тут вполне применима вышеприведенная формула успеха. Иными, словами, этой цели можно достичь более уверенно, если четко понимать все задействованные факторы и на этом понимании основывать свои настойчивые усилия.
Итак, что именно может быть бессмертным? Душа. Но что такое душа? Это нужно выяснить. Давайте начнем с самого начала. Мышление подразумевает наличие мыслящего. Если есть знание, должен быть знающий. Человек, который мыслит и чувствует, логически заключает, что он существует. Более того, он ощущает уверенность в том, что его вчерашнее "я" в некотором смысле тождественно его "я" сегодняшнему. То есть, его сегодняшнее "я" в чем-то одинаково с его вчерашним "я", но есть и какое-то отличие. Только в ходе тщательного анализа можно понять, что в его "я" осталось прежним, а что изменилось.
Итак, в основе сознания пребывает энергия, которая позволяет проявиться сознанию. В основе жизни скрыта энергия, благодаря которой становится возможными проявление жизни. За всеми проявлениями того, что в конечном счете становится человеческим разумом, скрыта энергия. Мы не способны думать о вселенной как о несуществующей. Все энергии вселенной в том или ином состоянии должны были всегда существовать в прошлом. Иными словами, сегодня вселенная обладает потенциальностью, которой она обладала всегда, ибо энергия не возникает из ничего.
Точно так же за всеми проявлениями индивидуального сознания и формы скрывается некая потенциальность. Эта потенциальность, эта энергия, которая проявляет себя через сознание и форму и, наконец, проявляется через человеческую форму как человеческий разум, не произошла из ничего. Эта потенциальность так же вечна, как потенциальность в основе вселенной. По закону сохранения энергии, одному из основных законов природы, количество энергии вселенной в настоящем равно количеству энергии вселенной в бесконечно далеком прошлом и бесконечно далеком будущем, в каких бы разных формах она ни проявлялась. Итак, наше неизменное "я", которое, как мы предполагаем, существовало дольше, чем мы помним, и всегда будет существовать в будущем, представляет собой энергию, которая активизирует наше бытие. Обычно эту энергию называют эго.
Что же касается сознания, то нельзя сказать, что оно неизменно. Напротив, оно постоянно изменяется. Я имею в виду не только то, что объективное сознание в разное время осознает разные вещи. Поскольку наше сознание во всей его полноте ежедневно и ежечасно обогащается новым опытом и новыми знаниями, оно пребывает в состоянии постоянного изменения. При этом мы отождествляем себя с нашими состояниями сознания. И, пока мы это делаем, наше сегодняшнее "я" отличается от "я" вчерашнего. Совокупность этих состояний сознания и есть душа.
Мы не ощущаем энергию, если она не связана с материей, и не ощущаем
сознание, если оно не связано с материей. Поэтому мы считаем, что энергия
и сознание не могут существовать самостоятельно, вне материи. В сущности,
человеческое сознание не способно представить условия, в которых материя
отсутствует. Безусловно, есть материи более тонкие, чем вещество; но для
проявления энергии и наличия сознания и то, и другое должны быть связаны
с материей. Когда энергия проявляется в виде сознания и ассоциируется с
материей, тогда материю называют формой, или телом.
Из фактов нашего нынешнего существования и невозможности создания новой энергии следует логический вывод, что каждый из нас, хотя бы энергетически, существует всегда. То есть у энергии, которую мы называем эго, не было начала и никогда не будет конца. Но состояния сознания -- это не просто энергия, а результаты конкретной деятельности. Пока эго не инициировало эту деятельность, не было никакого сознания и, следовательно, не было души. Эго должно было существовать всегда, но душа появилась только в результате определенной деятельности эго. Иными словами, душа, вероятно, существовала не всегда.
Когда энергия, которую мы сейчас называем эго, инициировала конкретную деятельность, положившую начало первым проблескам сознания, этой деятельностью было движение материи, а само сознание было особым видом движения в материи. То есть в тот момент, когда появилось сознание, появилась и форма. Фактически сознание должно было быть или ничем, или движением в какой-то разновидности материи. С точки зрения логики, сознание не может быть ничем. Поскольку же движение в материи обладает формой, а душа охватывает разные состояния сознания, то душа всегда связана с какой-то формой. Поэтому, как только эго обрело первые зачатки души, оно должно было обрести хотя бы зачатки какого-то тела.
До обретения души эго существовало как потенциальность, как вечная искра бесконечности, бессмертная, как и само Божество. Но пришло время, когда эго занялось деятельностью. Согласно герметической традиции, это произошло в результате вибраций любви ангельских родителей, обитавших на плане, расположенном внутри духовного плана. То есть неразделенная потенциальная искра Бога была втянута в небесный мир и там рождена населявшими его существами. По крайней мере, ясно, что потенциальностям искры был задан определенный курс, иначе не появилась бы душа.
С началом конкретной деятельности появилось и осознание этой деятельности. Эго вошло в контакт с окружающим миром, которым был мир небесный, и, как результат опыта, начало обретать разные состояния сознания. Эти состояния сознания небесного мира создали и организовали вокруг эго в небесной материи душевную сферу, сферу сознания. Но курс деятельности, приданного эго божественными прародителями, был слишком глобален, чтобы он мог проявиться во всей полноте в бесконечно тонких мирах небесной жизни. Энергии эго были направлены на постижение и завоевание низших миров бытия, которые именуются духовным, астральным и материальным планами.
Согласно герметической традиции, благодаря законам, управляющим такими процессами, небесная сфера души -- структура сознания в окружающей эго небесной материи -- не способна обмениваться энергией с материей, плотность которой превышает плотность материи в высших духовных мирах. Поскольку плотность небесной материи намного меньше плотности материи на других планах, для передачи движения нет достаточного количества точек соприкосновения. Чтобы проиллюстрировать этот принцип на привычных примерах, вспомним о передаче энергии по радио. Эта энергия не может воздействовать на многие физические объекты, не имея достаточного количества точек соприкосновения. Чтобы сгенерировать движение в физической материи, требуются определенные условия. Такие же определенные условия требуются и эго, чтобы оно могло передавать свои энергии и непосредственную силу намного более плотной материи, чем тонкая духовная материя.
Эти условия, при которых эго, оперируя с седьмого уровня духовного мира, может контактировать с низшей духовной материей и таким образом передавать энергию в еще более плотную астральную и физическую материю, возникают при поляризации его энергий на два отдельных энергетических канала. Они относятся друг к другу как позитивное к негативному, как мужское начало к женскому. Состояния сознания, развитые эго в духовном, астральном и физическом мирах, делятся на две отдельные организации. Каждая из этих организаций сознания есть отдельная душа.
При изучении строения атома мы сталкиваемся с подобием таких организаций. Как известно современным химикам, любой атом вещества состоит из положительно заряженного ядра, вокруг которого вращаются отрицательно заряженные электроны. Для каждого химического элемента характерно определенное количество электронов, которые вращаются вокруг положительно заряженного ядра. Точно также обстоит дело и с человеком, у которого, согласно герметической традиции, есть два постоянных фактора: единственное эго и вращающиеся вокруг него две человеческие души.
Таким образом, благодаря курсу, назначенному эго его ангельскими родителями, потенциальность эго направлена на развитие двух душ, мужской и женской.
Это развитие происходит по мере приобретения опыта. В сущности, единственно
возможный путь развития сознания - это опыт. В основе всего знания, как
подробно объясняется в первой главе курса 1
("Законы оккультизма"), лежит опыт. Это станет более понятным,
если уяснить себе, что сознание есть восприятие отношений и что вне осознания
отношений сознания быть не может. Но чтобы появилось подобное осознание,
у сознания должна быть возможность последовательно попадать в различные
условия, позволяющие проводить сравнения и воспринимать отношения, или
взаимосвязи. А такие условия создают только различные виды материи. Иными
словами, эволюция сознания может осуществляться только в контакте с различными
видами материи, которые демонстрируют те или иные особенности, ибо сознание
существует только при осознании воспринимаемых сходств и различий.
Теперь понятно, что, если эго хочет выйти из состояния бессознательности, в котором у него нет ни знания, ни чувств, а есть лишь единственное свойство -- потенциальность (энергия), оно должно войти в контакт с планом относительного существования, с различными уровнями материи, с такими условиями, которые дают возможность проводить сравнение. Сформулируем эту мысль яснее. Либо эго остается в состоянии абсолютного неведения и абсолютного бесчувствия, в состоянии, которое лучше состояния полного небытия только тем, что в нем есть потенциал для изменения, -- либо оно должно приобрести опыт взаимодействия с различными видами материи, формирующими определенные условия бытия. Если эго хочет обладать качествами, позволяющими достойное существование, оно должно экспериментировать с разными уровнями, или видами, материи.
А что для этого нужно? Для взаимодействия с материей нужна сила притяжения. Для регистрации впечатлений, возникающих при взаимодействии с материей, необходимо развить механизм сознания. Таким образом, душа вырабатывает двойную функцию: она приобретает способность притягивать материю и развивает способность сохранять сознание, регистрирующее в специальных материальных структурах опыт, который получен ею при взаимодействии с другими видами материи.
Этот опыт должен быть достаточно разнообразным, чтобы формировать ценное знание и сознание, обладающее некоторой широтой. Для этого эго, через душу, должно взаимодействовать с бесчисленными уровнями и состояниями материи, которые воплощены в разных формах. То есть разнообразные формы жизни, которые нам известны, используются как проводники, или инструменты, при помощи которых души приобретают опыт и таким образом расширяют свое знание.
Опыт, который можно приобрести в одной форме жизни, ограничен. Поэтому душа выработала способность притягивать определенную форму на время, а когда возможности этой формы как инструмента для приобретения опыта исчерпаны, притягивать другую форму. Но прежде чем вторая форма может быть использована в качестве инструмента, от первой надо избавиться, оттолкнуть ее. Но вселенная не заполнена уже готовыми формами. Чтобы получать именно ту форму, которая будет отвечать ее требованиям на данный период времени, душа должна была научиться сама создавать формы для себя.
Чтобы сформулировать эту мысль более конкретно, давайте думать об эго как об источнике энергии. У эго нет ни разума, ни сознания, пока оно не приобретает некоторый опыт; ведь, как мы поняли, сознание -- это следствие опыта. Когда эго начинает приобретать опыт, все его ощущения регистрируются как состояния сознания, а совокупность всех этих состояний сознания заключает в себе две души одного эго. То есть, согласно герметической традиции, у каждого эго (если дело касается материи, более плотной, чем самая тонкая духовная материя) есть две организации сознания, две души.
Но функция души не ограничивается только регистрацией состояний сознания. Состояние сознания -- это не ничто, значит, оно должно быть чем-то. И оно может быть только организацией энергии в каком-то виде материи. Оно может быть организацией энергии в астральной материи, или (если состояние сознания достаточно тонко) в материи духовной, или (при еще большем утончении) даже в материи, внутренней по отношению к духовной. Но, так или иначе, это всегда организация энергии, а следовательно, она обладает способностью совершать работу. Функция всякой энергии состоит в совершении работы. Энергия же сознания обладает способностью притягивать к себе материю и создавать себе форму, или тело, которое соответствует этому сознанию.
Сознание использует эту форму для приобретения дальнейшего опыта, и
весь этот опыт регистрируется и становится частью души. Поскольку теперь
душа организована сложнее, чем прежде, то, оттолкнув старую форму, она
способна притянуть новую форму с еще более сложной организацией. Опыт в
последовательно принимаемых формах расширяют состояния сознания. Это означает,
что появляются дополнительные организации энергии, которые позднее помогают
душе привлечь к себе тело еще более высокой организации.
Таким образом, у души есть двойная функция. Во-первых, она привлекает, формирует и отталкивает различные формы, которые позволяют ей приобретать опыт. Во-вторых, она регистрирует этот опыт. Сознание, регистрирующее опыт, подразумевает согласование внутренних отношений с внешними, и этот процесс постоянного согласования мы называем сознательной жизнью.
Но, как без опыта форм не может быть ни сознания, ни знания, ни мудрости, так вне формы не может быть ни любви, ни притяжения. Опыт форм есть восприятие отношений, но воспринимаемые отношения -- это просто чувства различных степеней притяжения и отталкивания. Без восприятия отношений ни притяжения, ни отталкивания нет. А ведь именно последние, когда они становятся достаточно сложными, мы называем любовью. Поскольку любовь зависит от восприятия отношений, а те -- от опыта, понятно, что вне опыта различных условий не может быть ни любви, ни даже знания о любви.
Только благодаря опыту взаимодействия с формами, обладающими различными качествами, может развиться сознание притяжения, или любовь. Каждый такой опыт расширяет сознание. Итак, понятно, что без опыта внешней жизни, без опыта функционирования в различных формах в той или иной материи не может быть ни души, ни чувства, ни знания, ни Любви, ни Мудрости.
Жизнь -- это вечное изменение. Нельзя представить себе жизнь без изменений
внутренней структуры. Но движение невозможно без материи. Поэтому у эго
не может быть никакой другой жизни (если не считать состояние чистой потенциальности),
кроме жизни в объединении с формой.
Ответ на вопрос, почему мы здесь и почему человек должен пройти через опыт, который часто сопряжен с болью и страданиями, весьма прост: без такого опыта не может быть ни жизни, ни любви, ни мудрости.
Мы не можем воспринимать свет, если ранее не ощущали различные степени его интенсивности; если же у нас есть еще и опыт тьмы, тем легче нам будет понять свет. Мы не можем знать о добре, если ранее не сталкивались с чем-то не очень добрым; если же у нас есть еще и опыт того, что мы называем злом, тем легче нам будет понять добро. Сладость пищи воспринимается только в сравнении. Чтобы понять сладость меда, надо попробовать резко контрастирующий вкус -- например, кислого лимона. Чем шире сфера опыта, тем отчетливее восприятие качеств и значений. Без опыта пребывания в форме не было бы ни жизни, ни сознания, ни знания, ни любви.
Что касается вопросов "почему" и "зачем" -- зачем существовать? почему потенциальность проявляет себя во вселенной форм? -- нам не кажется, что следует пытаться на них ответить. Мы не можем даже представить себе условий, в которых нет существования; у нас нет такого опыта, который позволял бы предположить, что такие условия вообще возможны. Для человеческого разума вполне достаточно пытаться объяснить, как бытие происходит и чем оно обусловлено. Давайте не будем начинать с пустоты, с философского "ничто" (ведь это просто логически невозможно) и показывать, как все сущее произошло от этой немыслимой, невозможной абстракции. Но если мы начнем с потенциальности (энергии), каковой эго, несомненно, является, то сможем без труда проследить этапы, через которые душа должна была пройти, пока наконец не начала функционировать через тело человека.
Так вот, как я уже подробно рассказывал, сила притяжения, которую я для удобства называю Любовью, и сознание, которое я для удобства называю Мудростью, развиваются только через опыт пребывания в форме. То есть любая деятельность и вообще жизнь обязана своим появлением принципу притяжения, или Любви, а сознание возникает в результате деятельности. Такое сознание во всех его формах я обобщенно называю Мудростью. Более того, чувство притяжения и сознание усиливаются пропорционально контрастности опыта. Чем больше контраста в различных видах опыта, тем сильнее они запечатлеваются в сознании и тем большей силой притяжения или отталкивания обладают. Чем разнообразнее опыт, чем больше оттенков у сознания, тем сильнее умение различать; и чем больше оттенков чувств, тем богаче ощущения и эмоции.
Поэтому, если душа хочет обретать силу (а это зависит от ее способности притягивать и отталкивать, то есть от Любви) и знание (а не оставаться в полусознательном состоянии), она должна пройти через как можно более контрастный и максимально разнообразный опыт. Контраст -- это сильные впечатления и сильные желания. Разнообразие -- это умение различать и широкая палитра тончайших оттенков чувств. Без них жизнь человека нельзя назвать жизнью в полном смысле этого слова.
Самый большой контраст, который мы способны представить, существует между духом, или еще более тонкой материей, и веществом. А самое большое разнообразие можно найти в бесчисленных формах на физическом, астральном и духовном планах.
Итак, для развития сил души не может быть способа эффективнее, чем связываться с различными формами в физическом, астральном и духовном мирах, ибо эти формы предоставляют самые широкие контрасты. Поэтому они лучше всего позволяют развивать качества притяжения и отталкивания, развивать чувства и то, что становится Любовью. И эти же формы предоставляют максимальное разнообразие. Поэтому они лучше всего позволяют развивать способности к восприятию и сравнению, накапливать знание и то, что становится Мудростью.
Чтобы обрести Самосознание, душа должна обладать Мудростью. Но жизнь зависит также и от Любви, ведь Любовь -- это сила, которая притягивает к душе форму и удерживает их вместе. Чтобы стать бессмертной, душа должна накопить достаточно Любви, достаточно силы притяжения. Только тогда она сможет построить для себя такие формы, которые ей понадобятся для вечного существования. Любовь и Мудрость -- вот основные составляющие Бессмертия.
Поскольку душа не может обрести Любовь и Мудрость, не пройдя через разнообразный
опыт форм в каждом из трех миров, весь цикл, который проходит душа от духа
к материи, а потом обратно к духу, посвященные называют Циклом Необходимости.
Такой цикл, в котором душа переживает опыт бытия в разных формах, действительно
необходим и закономерен, если душа хочет обрести Любовь и Мудрость для
того, чтобы прийти к Бессмертию. Итак, миссия души заключается в обретении
Любви и Мудрости для достижения Сознательного Бессмертия.
Давайте теперь посмотрим, что происходит с душой в Цикле Необходимости.
Сначала она отделяется на высших уровнях духовного мира. Она еще не обладает
ни сознанием, ни чувством; но ее поддерживает энергия эго, и эго же придает
душе особый курс. Этот курс определяется любовными вибрациями ангельских
родителей, которые вызвали отделение эго. Эго с его двумя душами -- это
часть вселенского сообщества, отличная от всех остальных эго. Как в любой
нормальной организации, во вселенском сообществе есть разделение труда.
Природа стремится к специализации: каждая ее часть выполняет свою
функцию. Поэтому душу, которая собирается в циклическое путешествие, отправляют
таким курсом, который даст ей возможности развивать все необходимые качества,
если она собирается стать полезным членом космоса и занять в нем достойное
место.
Итак, при поддержке энергии, полученной от эго, душа привлекает к себе
форму из высшей духовной материи. Опыт, приобретаемый душой в этой форме,
наделяет ее некоторым сознанием. Когда душа отталкивает нынешнюю форму,
энергия этого сознания немного усиливает ее способность привлечь другую
форму, чуть более сложную. Опыт души во второй форме наделяет ее сознанием
и, соответственно, достаточной силой притяжения, чтобы позже притянуть
третью духовную форму -- еще более сложную.
По мере того, как сила притяжения и субъективное сознание души возрастают, она может притягивать формы все более грубой духовной материи. Получив достаточный опыт субъективных жизней в низшем уровне духовной материи, душа наконец накапливает достаточно силы, чтобы притянуть к себе астральную форму. Тот же процесс продолжается в астральном мире. Формы, населяемые на астральном плане, называются элементалами. Как только опыт пребывания в первой астральном форме усвоен, душа отталкивает эту форму. Далее добытая опытом энергетическая структура позволяет душе последовательно притягивать все более сложные и все более плотные формы, пока наконец не приходит время, когда душа получает в свое распоряжение достаточно энергии, или силы любви, чтобы привлечь к себе форму физическую. Это первый объективный опыт души. Душа воплощается в минерале.
Минеральная форма жизни -- это самая низшая ступенька на той "Лестнице Иакова", по которой душа спускается с небес и поднимается обратно. Скользящая на волне минеральной жизни, душа входит в такую зону на планете, где ей предстоит приобрести первый опыт проявления внешней жизни. Силой любви (которая есть результат опыта спуска души по нисходящей дуге цикла) душа притягивает к себе качества, которые составляют кристалл. Этот элементарный кристалл есть простейшая форма минерала. Свойствами, которыми обладает этот кристалл, он обязан поляризующей способности души.
Пройдя жизненный цикл в форме простейшего минерала, душа постепенно теряет сродство с этим минералом. Оттолкнув форму минерала, душа переходит в астральный мир, а минерал гибнет. Однако душа, после некоторого периода астральной жизни, воспользовавшись силой накопленной любви, притягивает к себе новую форму и переживает новое воплощение. На этот раз она становится минералом более высокой организации, который стоит ступенькой выше на эволюционной лестнице. Извлекая уроки жизни, накапливая и регистрируя этот опыт, душа, подгоняемая неугомонным эго, стремится к обретению мудрости. Она начинает проявлять способность притягивать и создавать все более сложные и развитые формы жизни. Так, шаг за шагом, она развивается на первой эволюционной стадии через разные формы минеральной жизни.
Из высшей формы минеральной жизни душа (монада) переносится в астральные зоны, соответствующие по астрологическим качествам следующей планете в цепи септенера, где ей предстоит пережить период субъективной жизни. Это вторая эволюционная стадия. Затем волна жизни выносит душу вперед, и она воплощается в форме растения, ибо ее третья эволюционная стадия, соответствующая следующей планете, проходит именно в растительном мире. Здесь действие любви и мудрости заставляет ее эволюционировать еще быстрее за счет последовательных рождений и смертей. Сначала душа воплощается в лишайнике, но это лишь первый шаг. Когда лишайник умирает, душа своей способностью любить притягивает к себе более высокую форму организации растительной жизни. Постепенно поднимаясь по ступенькам эволюционной лестницы, она притягивает все более совершенные формы для более сложного и совершенного проявления, а затем отталкивает их. Наконец душа расцветает в форме благоухающей розы.
От высшей формы растительной жизни эволюционная волна жизни Солнечной системы выносит безличную монаду к четвертой стадии эволюции, астрологически соответствующей следующей планете септенера, где ей предстоит пройти очередной цикл ассимиляции в астральных сферах. Оттуда, после периода субъективного созревания, душа входит в пятую эволюционную фазу, астрологически соответствующую следующей планете, и попадает в животную волну жизни. Благодаря притяжению, или любви, душа воплощается в низшей форме животной жизни. С помощью той же любви, которая служит выражением накопленной мудрости, она создает для себя временную форму жизни. Прожив жизненный цикл в этой форме и накопив определенный опыт, душа отталкивает эту форму и животное умирает. Душа же, с ее усложнившимся потребностями, или желаниями, притягивает к себе более сложную форму, и так далее.
Исчерпав для себя сферу животной жизни, душа, подгоняемая эго, ищет нового, более сложного опыта. Она покидает животный мир и проживает очередной период субъективной ассимиляции опыта в астральных сферах. Это шестая стадия эволюционного развития души, и астрологически она соответствует следующей планете септенера. Оттуда душа переходит на седьмую эволюционную стадию, и на этой стадии достигает пика совершенства, возможного в инкарнации.
Согласно универсальному закону, седьмая стадия -- это всегда стадия действия и завершения проявления. Это всегда синтез шести предыдущих стадий и точка перехода на новую октаву бытия. С самого начала седьмого эволюционного уровня душа, проходящая Цикл Необходимости, обретает человеческий статус. В нем она воспроизводит за одну жизнь все формы и состояния, через которые она уже прошла, и притягивает к себе совершенную форму, которая точно соответствует каждому плану, стадии и центру жизни во вселенной.
На этом этапе путешествия, душа, накопившая безличную мудрость благодаря
силе любви, или притяжения, впервые становится самосознательной. Теперь
это не безличная сущность, которой движут сокровенные и бесчисленные желания.
Это сознательное существо, облеченное полной ответственностью морально
свободного агента. Эта ответственность в каждом случае различна сообразно
способностям и возможностям.
На каждом этапе этого утомительного путешествия душа выполняет два действия. Она всегда регистрирует для эго восприятия, которые составляют ее кладезь мудрости, и эти состояния осознания ради удобства мы будем называть мыслями. Тогда весь накопленный опыт души можно классифицировать по роду мыслеэлементов, которые в нем содержатся. Как протоплазма физической жизни существует в виде клеток, так и более тонкая психоплазма, составленная из мыслеэлементов, существует в виде мыслеклеток и мыслеструктур, которые эти "клетки" создают. Они-то и осуществляют присущую любви способность притягивать, развивать и, наконец, отталкивать формы.
Форма, которую занимает душа на каждом данном этапе ее путешествия, определяется силой и направлением ее любви. Сила же и направление любви, в свою очередь, в любой данный момент зависят от накопленного опыта, который я здесь называют мудростью. Таким образом душа приобретает Любовь и Мудрость на каждом этапе своего циклического путешествия. Любовь и Мудрость -- это Исида и Осирис всякой жизни.
Желудь падает на землю, прорастает, развивается и становится гигантским дубом. Никакое знание о хромосомах не поможет материалисту объяснить, какая сила придает дубу твердую форму и где эта сила находится. Удалите любой из корней или одну из ветвей, а дуб все равно выживет. Срубите его в молодом возрасте, и пенек снова пустит побеги. Если дуб лишится одной ветви, он не перестанет быть дубом. Мы не сможем указать точное место в пространстве, где растет реальный дуб. Но мы молча признаем, что есть некий реальный дуб, который придает физической материи ее нынешнюю форму и структуру; есть нечто, создающее форму дуба, а не форму сосны.
В момент смерти дерева его физическая форма распадается и частицы, которые образовывали его тело, переходят в другие формы. Задумайтесь, чем становится та сила, которая придавала этим частицам специфическую структуру. Вы думаете, она потеряна? Нет! Она устремилась вперед, чтобы создать новую форму, на этот раз более сложную форму, которая сможет удовлетворить ее выросшую потребность в самовыражении. Она никогда не станет снова дубом, потому что эволюция -- закон объективного существования. Эта сила притянется не к той же форме, а к более совершенной на шкале бытия.
И вся эта шкала бытия содержится в божественной форме человека. Именно в человеке форма достигает высшей степени совершенства -- если говорить о земной жизни. Диапазон бытия, охватываемый человеческой формой, представляет в миниатюре всю вселенную. Ведь в промежутке от сфер неразделенного бессознательного духа до плотного минерала содержатся абсолютно все виды материи и все формы жизни.
Циклическая Лестница Иакова ведет и обратно, от минерала -- к Богу, и каждая ступенька вверх -- это воплощение в более совершенной форме, более сложное проявление Любви и Мудрости. Только при воплощении в форму душа способна вкушать от дерева познания добра и зла, и только отведав этот плод, в котором содержится весь опыт, она может вкусить и от дерева жизни -- бессмертной любви. В этом цикле опыта душа проходит через все формы жизни. Поскольку ее орбита -- вечно восходящая спираль, никогда не требуется дважды воплощаться в одной и той же жизненной форме. Никогда не требуется дважды вкушать один и тот же плод, никогда не приходится возвращаться в форму, однажды уже пройденную.
Человек -- вовсе не верх совершенства и не вершина эволюции. Просто в человеческой форме содержатся все состояния, через которые он уже прошел, и даже зачатки тех состояний, через которые он будет эволюционировать в надземных сферах в будущем. Человек - это точка перехода от земных к надземным сферам жизни. От минерала до человека семь эволюционных стадий жизни, а от человека до ангела -- еще семь. Выходит, что человек находится на полпути от минерала к ангелу. Он рождается в человеческой форме, потому что заслужил право на обладание этой формой эволюционным путешествием души по низшим мирам безличного бытия. Он обладает потенциалом как смертности, так и бессмертия; у него есть возможность стать либо Богом, либо Дьяволом.
Весь опыт притяжения и отталкивания, все различные проявления принципа любви, зарегистрированные его душой, расцветают как Самосознание. Самосознание подразумевает более широкий спектр восприятия, чем тот, который возможен в любой из низших форм существования, но, безусловно, это не высшее состояние сознания даже для облеченного плотью человечества. Исключительные люди обладают способностью спонтанно или преднамеренно (в результате специальной подготовки) входить в такие отношения с вселенной как единым целым, которые позволяют видеть единство жизни и связь с этим единым целым всех форм жизни. Такое расширенное ментальное состояние называется Космическим Сознанием.
Но есть еще более высокое состояние, называемое Божественным Сознанием,
которое тоже может быть достигнуто во время пребывания души в физическом
теле. В этом состоянии душа вступает в контакт с душевной сферой эго. Душевная
сфера эго хранит записи опыта эго в мирах более высоких, чем духовный мир.
Благодаря этому душа не только получает доступ к восприятиям астрального
мозга, но может использовать практически безграничное сознание высокоразвитого
духовного мозга и даже прикасаться к информации о еще более высоких сферах.
Теперь вам должно быть ясно, что обвинение женщины в том, что она была причиной грехопадения, выдвинутое религиозными лидерами, которые стремились удерживать женщину в рабской покорности, явно несостоятельно. Предание, согласно которому мужчина утратил состояние первозданной райской чистоты и попал в более плотный мир, поддавшись искушению, распространено среди многих народов мира. Ева поддалась искушению и вкусила яблоко с Дерева Познания Добра и Зла, потому что ей было обещано обретение мудрости. Это яблоко -- плод инкарнационного опыта. Душе пришлось спуститься из своего духовного состояния и войти в физическую форму, где она должна в поте лица добывать себе хлеб насущный, потому что она поддалась искушению мудростью. А мудрость достижима только через опыт форм.
Он не сможет бесконечно пребывать и в астральном мире, потому что этот мир, как и физический, подвержен переменам, которые со временем сделают его непригодным для жизни. В конце концов человека сметут силы столь же неотвратимые, как физическая смерть, -- сначала в сферы над астралом, в духовный мир, а затем и в еще более высокие сферы.
Но если он хочет выжить на духовном плане, то есть сохранить сознание, то должен суметь построить себе форму из духовной материи. Такая форма может сохранять весь прошлый опыт души как состояния движения, если есть точки контакта, в которых медленные скорости астральных материй способны преобразовывать свою энергию в духовные скорости. Чтобы перенести сознание в духовные миры, вибрационные частоты должны достичь определенной величины, которая позволит духовной материи организоваться в некую форму, извлекающую из астрального тела (и сохраняющую) записанные в нем состояния сознания.
Обычные земные мысли, простейшие желания и эгоистические интересы, обладают слишком низкой частотой, чтобы влиять на духовную материю. Человек, у которого нет более высоких мыслей и устремлений, не строит себе духовное тело. Если он когда-либо получит духовное тело (вероятно, так и случится), ему придется организовывать его после физической смерти при помощи благородных устремлений, бескорыстных усилий и преданной любви на астральном плане.
Индивидуальное выживание зависит от способности сущности приспосабливаться к постоянно меняющемуся окружению. В природе не существует покоя: есть вечный процесс создания и разрушения формы. Поэтому вечное сознание зависит от способности постоянно согласовывать внутренние отношения с внешними. Сознательная жизнь состоит из такого согласования, и если оно продолжается бесконечно, это и есть Бессмертие.
Для такой постоянной адаптации душе нужны всего две вещи: Любовь и Мудрость. Оба этих инструмента одинаково необходимы, и успех выполнения задачи, которая стоит перед душой, зависит от их постоянного применения к постоянно расширяющемуся диапазону материалов, причем качество здесь играет не менее важную роль, чем количество.
Для достижения Сознательного Бессмертия человек должен максимально развить в себе качества Любви и Мудрости.
На физическом плане важно иметь знание о физических явлениях. Жизнь на высших планах требует от человека знаний о высших мирах и о жизни духа. Чтобы собрать как можно больше такого рода информации, необходимы учеба, медитация, развитие психических чувств и высших состояний сознания. Кроме того, для совершенствования мудрости, без которой невозможно бессмертие, очень важно совершенствовать свое отношение к разным событиям жизни, освобождать их от "шлаков опыта" и ментально комбинировать их таким образом, чтобы их поток давал такую интенсивность вибраций, которая сможет воздействовать на высокоскоростную духовную материю. Этот предмет подробно обсуждается в курсе 3, "Духовная алхимия".
Бывают разные степени любви и мудрости, и человек должен стремиться к более высокому их качеству. Он не должен позволять своей любящей натуре атрофироваться, ибо бессмертие невозможно без любви и мудрости. Любя, он не должен допускать ошибку: пытаться любить весь мир, не полюбив сначала хотя бы одного человека как частицу мира. Психология доказывает, что это невозможно. Любовь мужа и жены, ребенка и родителя -- священна. На основе такой любви лучше всего развивается любовь к Богу, к человечеству и всем живым существам.
Надеюсь, это рассуждение уже показало всем, что душа содержит все состояния сознания, организованные монадой в астральной и духовной материи при ее нисхождении от духа в плотное вещество и при ее последующей эволюции от минерала вверх. Такая организация энергии, которая составляет душу, возникает в результате опыта формы.
Для достижения Бессмертия душа должна обладать Любовью и Мудростью,
чтобы строить для себя формы, в которых она сможет функционировать на высших
планах бытия -- выше физического и астрального миров. Справиться с такой
задачей душа сможет только тогда, когда сумеет развить Любовь и Мудрость
до такой степени, чтобы влиять на материю этих высших планов. В получении
максимального количества информации обо всех иных сущностях во вселенной
и о правильном отношении к ним заключается развитие величайшей Мудрости.
А высшая Любовь проявляется в беззаветном служении этому вселенскому сообществу.
Жизнь, посвященная развитию такой Мудрости и такой Любви, создает для
себя нетленную форму на духовном плане, которая обеспечивает ей -- уже
здесь и сейчас -- Сознательное Бессмертие.