У Достоевского в "Братьях Карамазовых" очень метко подмечено: "Дайте русскому
школьнику карту мира, и он назавтра принесет ее вам исправленной". Это
у нас во всем так, в том числе и в Таро. Правда, отцы русской тарологии
Шмаков, Г.О.М.
и Томберг не особенно исправляли -- больше "медитировали" в рамках "классического"
(сиречь французского оккультного) строя Таро. Зато новые русские тарологи,
похоже, намерены исправить Таро самым радикальным образом: не просто пару
карт переставить местами, переименовать или изменить сюжеты (это не круто;
этим после "Золотой Зари" никого не удивишь), но и добавить новых Арканов
(как минимум два, а желательно и поболее).
Об одной такой попытке создать расширенное Таро, предпринятой А. Зараевым
в 1999 году, см. здесь и здесь.
У Зараева в полной колоде всего 85 карт (за счет семи новых Старших
Арканов). У Г. Шишкина, автора книги "Астрологическое Таро" (2001) в полной
колоде будет 144 карты (за счет двух новых Старших Арканов и 64
новых Младших).
Аргументация Шишкина представлена в отрывках из книги, помещенных на
его сайте,
и я не буду ее здесь повторять. В общих чертах: ему очень хочется, чтобы
Таро вписывалось в квадрат 12 х 12 (потому что в его астрологической системе
12 знаков зодиака и 12 планет). Это значит, что в нынешней колоде не хватает
66 карт. Причем 66 = 2 + 64. Шестьдесят четыре -- красивое число, симметричное,
квадрат восьмерки. Это должен быть особый разряд карт (каких именно, Шишкин
пока не придумал; я выскажу свое предложение ниже). Две оставшиеся новые
карты нужно добавить к классическим Старшим Арканам. Как и положено "русскому
школьнику", исправляющему карту мира, Шишкин уверен, что он делает это
впервые. Хотя Тимоти Лири и голландцы ван-Леувены
опубликовали свои варианты систем из 24 Старших Арканов Таро до него.
Но их книг уважаемый автор, вероятно, не читал и в поисках поддержки своей
гипотезы прибегает к Полю Кристиану:
Особо следует отметить, что эти
авторы подчеркивают: "нет никаких следов двадцати двух (!) карт Таро".
П. Христиан говорит о том, что в "тайном убежище храма Осириса была длинная
галерея, свод которой поддерживался кариатидами в виде двадцати четырех
(!) сфинксов -- по двенадцать (!) с каждой стороны. На стенах, в промежутках
между сфинксами, находились фрески, изображающие мистические фигуры и символы.
Эти двадцать две (?) картины располагались попарно (!), друг напротив друга
(!)..." (выделено мной. -- Г. Ш.)
Здесь необходимо обратить внимание
на следующие моменты:
1) сфинксов -- 24;
2) расположены сфинксы в два ряда
по 12 в каждом;
3) фрески располагались на стенах
за сфинксами;
4) фрески располагались также
попарно.
То есть фрески (и соответственно
Старшие Арканы Таро) группируются попарно, а не по три.
Вполне логично предположить, что
24 сфинкса, профессиональных хранителя тайн, хранили, каждый свою, ТАЙНУ,
и следовательно, фресок-картин, Старших Арканов Таро должно быть тоже 24.
"Эти авторы", о которых говорит Шишкин, -- Поль
Кристиан (Христиан) и П. Д. Успенский,
цитирующий Кристиана в своей книге о Таро. В приведенном пассаже Шишкина
есть намеренное передергивание. Даже два. Во-первых, Успенский на самом
деле говорит:
...в египетском символизме, доступном
ныне для изучения, нет никаких следов двадцати двух карт Таро...
Символы Таро не имеют ничего общего с теми египетскими памятниками, которые
сохранились до нашего времени.
Шишкин истолковывает эту цитату своеобразно: "нет
никаких следов двадцати двух (!) карт Таро". А зато двадцати
четырех -- есть! Ведь у Кристиана в "Истории Магии" -- двадцать четыре
сфинкса! Но давайте перечитаем Кристиана внимательнее:
...видна длинная галерея, вдоль
стен которой выстроились статуи кариатид в форме сфинксов: их двадцать
четыре. Стены в промежутках между сфинксами покрыты фресками -- на
них загадочные персонажи и символы. Эти обращенные друг к другу попарно
двадцать два изображения освещаются одиннадцатью бронзовыми треножниками...
Да, сфинксов -- двадцать четыре, но картины срасположены в промежутках
между ними. Не каждый сфинкс охраняет одну тайну, а пара сфинксов.
А каждый светильник, наоборот, освещает пару изображений. Было бы двенадцать
пар изображений -- было бы соответственно и двенадцать светильников. Логика
здесь ни при чем; в тексте все сказано ясно. А кому не ясно, пусть читает
ниже:
И вот, подходя к каждой из двадцати
двух картин, кандидат узнает от Пастофора следующее...
(Курсив добавлен мною.) А кому и после этого не ясно, пусть читает еще
дальше (полный перевод "Мистерий пирамид"
выйдет весной 2002 года; следите за новостями моего сайта). Кристиан подробно
описывает 22 символа -- 22, а не 24!
Так что этот аргумент рассыпается в прах. Главное -- непонятно, зачем
было ссылаться на Кристиана и Успенского. По-моему, система Шишкина интересна
даже в том случае, если он сам ее изобрел (я бы даже сказал, тем более
интересна). Таро как раздел оккультных наук должно развиваться,
и если я в начале рецензии вспомнил о "русском школьнике" Достоевского,
то не в отрицательном смысле, а скорее в юмористическом. Где бы мы были,
в конце концов, если бы время от времени кто-то не исправлял карту мира?
До сих пор жили бы на плоской Земле! Другое дело, что у нас почему-то карту
мира (и карты Таро) норовит исправлять именно школьник, толком не
изучивший классиков. И вот еще парадокс -- он этих классиков исправляет,
да притом на них же и ссылается. Это тоже наше, русское!
Возвращаясь к содержанию книги. Астрология у Шишкина тоже своеобразная,
он вводит две новые планеты Солнечной системы. Ну, тут я пас. Пусть высказываются
астрологи. Так или иначе, две новых планеты позволяют построить квадрат
12 х 12, в котором учтены все планеты во всех знаках. Своего рода периодическая
система Менделеева. Даже с двумя новыми Старшими Арканами, как уже было
сказано, 64 клетки остаются незаполенными картами Таро. В настоящее время,
насколько я понимаю, Шишкин работает над ними. Любопытно будет посмотреть,
что у него получится. Я бы, со своей стороны, предложил обратить внимание
на гексаграммы И-Цзина. Вот вам уже готовая квадратная система из 64 элементов.
Кстати, Кроули уже предпринимал попытки связать
И-цзин с Таро. Другая система, на которую стоило бы обратить внимание,
-- китайская игра Маджонг (разновидность домино). В ней, в классическом
варианте, тоже 144 камня. Об общих чертах Таро и Маджонга я сам планирую
скоро написать.
Таро
Два новых аркана, уже придуманных Шишкиным, -- это "Воскрешенный" (23)
и "Скрижаль" (24). Картинки для обоих, не мудрствуя лукаво, он взял из
книги Муаты Абхайи Эшби "Воскресение Осириса" ("София", 1998). При
этом получился забавный казус: Осирис между Исидой и Нефтидой, которого
Шишкин прочит на роль "Воскрешенного" (аркан 23), -- на самом
деле один из тех редких случаев, когда в египетском искусстве мы находим
хоть что-то похожее на традиционные образы Таро. В данном случае это, конечно,
"Влюбленные", или "Два пути" (аркан 6).
Вывод
Любопытная книга, которую стоит приобрести и прочесть внимательно. В традиционном
Таро никогда не было ни 80, ни 144 карт, что бы ни утверждал автор. Но
никто не мешает всем желающим разрабатывать такие системы заново -- хочется,
конечно, чтобы они были научно обоснованными и практически эффективными.
Возможно, появление таких работ -- дело ближайшего будущего.
Рецензия (С) Андрей Костенко,
2002. Просьба ссылаться при цитировании.