Отец зарабатывал на жизнь ремеслом художника; у него Освальд брал свои первые уроки рисования. Уже в возрасте 13 лет мальчик прочел случайно попавшуюся ему книгу о месмерическом целительстве и опробовал это искусство на приятеле -- и это событие оказало влияние на всю его дальнейшую жизнь. Мать Освальда была ревностной католичкой; от нее он унаследовал религиозные убеждения, но не смог, как она хотела, стать богословом. В 1879 году, после смерти матери, он отправился искать удачи в Лондон, где намеревался стать бухгалтером. Эта карьера у него также не сложилась, и в начале 1880-х годов молодой Освальд Вирт перебрался во Францию.
В Париже он смог наконец войти в давно манившее его сообщество последователей Месмера. Вращаясь среди "магнетизеров", Вирт узнал и о других эзотерических учениях. Теософия его не особо привлекла, зато он сразу захотел получить посвящение в вольные каменщики. Однако и мирскую жизнь устраивать как-то надо было. В 1882 году он вступил в пехотный полк, базировавшийся на западе Франции, в городе Шалон. В начале 1884 года появилась возможность вступить и в местную масонскую ложу, в которой Вирт уже через год продвинулся до градуса Мастера. Товарищи сразу почувствовали в молодом человеке теоретика: его особенно интересовал символизм масонских ритуалов и регалий.
В 1886 году Освальд Вирт вышел в отставку и стал профессиональным целителем-месмеристом, продолжая при этом штудировать эзотерические теории. Вскоре его персоной заинтересовался (с подачи шалонских оккультистов) маркиз Станислас де Гуайта (1861--1897) -- молодой аристократ, увлекавшийся высшей магией, последователь знаменитого Элифаса Леви (1810--1875). О мистических обстоятельствах первого знакомства Вирт сам расскажет в своей книге. Де Гуайта сделал его своим личным секретарем и соучредителем (в 1888 году) Каббалистического Ордена Розы-Креста. Кроме того, де Гуайта, знавший о художественном таланте Вирта, предложил тому участие в грандиозном проекте -- издании первой оккультной колоды карт Таро, которая бы следовала традиции Элифаса Леви и воплощала все новейшие идеи западного эзотеризма.
Здесь не обойтись без небольшого отступления. В игральных картах Таро, распространенных в некоторых странах Южной Европы, первым усмотрел эзотерический смысл видный французский масон и историк Антуан Кур де Жебелен (ок. 1728--1784). Его идеи развивали оккультисты Эттейлла (1738--1791), Элифас Леви и Поль Кристиан (1811--1877). [См. об этом здесь и здесь.] Из них всех к тому времени только Эттейлла удосужился издать полную колоду из 78 карт, дизайн которых был "исправлен" в соответствии с новым пониманием Таро. Но традиция Эттейллы развивалась скорее в сторону картомантии (коммерческого гадания на картах), чем высокого оккультизма, поэтому его колоды в кругу маркиза де Гуайта как бы "не шли в счет". Нужно было создать (и напечатать) такое Таро, в котором гадательный аспект был бы лишь второстепенным. Рисунки этих карт должны были воплощать идеи Каббалы, нумерологии, алхимии, месмеризма, масонского символизма -- словом, всего того, из чего складывался "просвещенный" французский оккультизм конца XIX столетия.
С этой задачей Вирт блистательно справился. Его первая колода была издана в 1889 году и называлась Les 22 Arcanes du Tarot Kabbalistique ("22 Аркана Каббалистического Таро"). Подзаголовок колоды гласил: "нарисованы Освальдом Виртом по указаниям Станисласа де Гуайта для использования посвященными".
Иллюстрации из книги
Папюса "Цыганское Таро", Париж, 1889. Аркан 12 подписан, как и на
оригинальной цветной карте: "Oswald Wirth Paris 1889".
|
Карты Таро, изображенные на иллюстрации Дж. О. Нэппа к книге Мэнли П. Холла "Энциклопедическое изложение масонской [и т. д.] символической философии", Сан-Франциско, 1928. | Карта из колоды 1889 года, предположительно принадлежавшей Алистеру Кроули. Еврейская буква Аин в нижнем правом углу исправлена владельцем на Пе в соответствии с системой "Золотой Зари". |
В 1897 году де Гуайта, друг, наставник и покровитель Вирта, умер. Друзья устроили автора "Каббалистического Таро" библиотекарем во французское Министерство колоний. Он продолжал постигать масонскую премудрость, практиковать магнетическое целительство и изучать оккультные науки. В 1911 году он начал публиковать серию статей под названием Les Arcanes du Tarot ("Арканы Таро") в журнале "Ля люмьер масоник". Для этой публикации Вирт заново нарисовал все 22 Больших Аркана.
Но это была лишь подготовка к его главному
литературному труду -- большой, богато иллюстрированной книге о Таро. В
1920-х годах он издал ряд работ о символизме и Посвящении. А в 1926 году
выпустил свой третий вариант карт Таро. Теперь они назывались Le Tarot
des imagiers du moyen age ("Таро средневековых рисовальщиков") и были
изданы в виде портфолио из 11 листов, по 2 карты на лист. Главным отличием
этих карт от предыдущих Таро Вирта являются узорная рамка и золотой фон.
Изменились цвета и многие детали рисунков.
Иллюстрации из книги "Таро средневековых рисовальщиков", 1927. Обратите внимание на лиру у близнецов. На цветной карте она отсутствует. | "Идеограммы" тех же Арканов (7 и 19) из книги "Таро средневековых рисовальщиков", 1927. |
Вторая мировая война застала Вирта с сестрой и племянницей на отдыхе в Арденнах. Они бежали на юг Франции, останавливаясь в домах знакомых эзотеристов. Швейцарские масоны предлагали Вирту вернуться на родину, но он не воспользовался приглашением и умер в городке Вьен, что к югу от Лиона, в 1943 году. Элиза сообщила в письме друзьям: "Ваш старый Мастер покинул нас 9 марта в 11 часов -- тихо, без потрясений, как и подобает Мудрецу девятого Аркана" (ученики Вирта были убеждены, что в образе Отшельника Таро он представил самого себя в старости).
В 1960 году третья виртовская колода
(1926 года) была скопирована неким Георгом Александером -- с сохранением
авторской монограммы (буквы O и W), но без узорных рамок на картах. Это
так называемое "Таро Александера" было в 1969 году использовано
известной швейцарской учительницей йоги Элизабет Хайх для ее книги Tarot,
die 22 Bewusstseinsstufen des Menschen ("Таро: 22 ступени человеческого
сознания").
В 1966 году в Париже
была переиздана книга Вирта. К новому "Таро средневековых рисовальщиков",
как и в 1927 году, прилагались 22 карты -- якобы нарисованные Виртом. На
самом деле в этом посмертном издании виртовского Таро от оригинала остались
разве что общие очертания фигур. Все подверглось изменению, и все изменения
были к худшему. Изящный шрифт подписей был заменен неудобочитаемым готическим,
золотой фон -- медным; узорные рамки исчезли; приятные приглушенные цвета
стали, как сейчас говорят, "кислотными". Рисунки были неумело стилизованы
под гравюры на дереве -- очевидно, для того, чтобы придать картам более
"средневековый" вид. В тексте книги Арканы иллюстрированы теми же новыми
картами, только в контрастном черно-белом варианте. В 1976 году швейцарская
картопечатная фирма AGMuller издала "полную колоду Таро Освальда Вирта"
из 78 карт, добавив к картам 1966 года Малые Арканы (как и в случае с более
ранней черно-белой колодой, 56 новых карт были созданы заново на базе
Марсельского Таро, но теперь -- со множеством грубейших искажений). В настоящее
время эта уродливая колода успешно продается в Европе и США с циничной
надписью на коробке: "Оригинальная и единственная
авторизованная колода Таро Освальда Вирта".
Для тех исследователей Мудрости Таро, кто хочет пользоваться картами, дизайн которых действительно был создан Освальдом Виртом, мы выпускаем колоду "Таро Магов". Такое же название мы дали и нашему русскому переводу главной книги Вирта, оригинальный титул которой, как мы уже много раз упомянули, -- "Таро средневековых рисовальщиков". Честно признаем, что это дань безжалостному богу маркетинга. Но в свое оправдание скажем, что и английское издание этой книги, вышедшее в 1985 году, тоже называется "Таро магов" (The Tarot of the Magicians). В отличие от американского издателя, воспроизведшего иллюстрации Арканов Таро по второму французскому изданию 1966 года, мы приводим в книге репродукции подлинных виртовских карт.
До настоящего времени этот классический
труд Освальда Вирта был знаком большинству наших соотечественников лишь
по библиографиям, ссылкам и цитатам. Теперь у всех есть возможность познакомиться
с ним в полном объеме.