Таро Освальда Вирта (1860--1943)

Сетевой вариант предисловия к книге "Таро магов"

(с) Андрей Костенко, 2003
 
Родители Освальда Вирта были эльзасцами. Йозеф Пауль Эдуард Вирт принял участие в неудачном восстании 1848 года, был ранен, отсидел в тюрьме, а после освобождения принял решение эмигрировать вместе с женой из Франции в Швейцарию. Там, в городе Бриенц, и родился в 1860 году их сын, Йозеф Пауль Освальд Вирт.

Отец зарабатывал на жизнь ремеслом художника; у него Освальд брал свои первые уроки рисования. Уже в возрасте 13 лет мальчик прочел случайно попавшуюся ему книгу о месмерическом целительстве и опробовал это искусство на приятеле -- и это событие оказало влияние на всю его дальнейшую жизнь. Мать Освальда была ревностной католичкой; от нее он унаследовал религиозные убеждения, но не смог, как она хотела, стать богословом. В 1879 году, после смерти матери, он отправился искать удачи в Лондон, где намеревался стать бухгалтером. Эта карьера у него также не сложилась, и в начале 1880-х годов молодой Освальд Вирт перебрался во Францию.

В Париже он смог наконец войти в давно манившее его сообщество последователей Месмера. Вращаясь среди "магнетизеров", Вирт узнал и о других эзотерических учениях. Теософия его не особо привлекла, зато он сразу захотел получить посвящение в вольные каменщики. Однако и мирскую жизнь устраивать как-то надо было. В 1882 году он вступил в пехотный полк, базировавшийся на западе Франции, в городе Шалон. В начале 1884 года появилась возможность вступить и в местную масонскую ложу, в которой Вирт уже через год продвинулся до градуса Мастера. Товарищи сразу почувствовали в молодом человеке теоретика: его особенно интересовал символизм масонских ритуалов и регалий.

В 1886 году Освальд Вирт вышел в отставку и стал профессиональным целителем-месмеристом, продолжая при этом штудировать эзотерические теории. Вскоре его персоной заинтересовался (с подачи шалонских оккультистов) маркиз Станислас де Гуайта (1861--1897) -- молодой аристократ, увлекавшийся высшей магией, последователь знаменитого Элифаса Леви (1810--1875). О мистических обстоятельствах первого знакомства Вирт сам расскажет в своей книге. Де Гуайта сделал его своим личным секретарем и соучредителем (в 1888 году) Каббалистического Ордена Розы-Креста. Кроме того, де Гуайта, знавший о художественном таланте Вирта, предложил тому участие в грандиозном проекте -- издании первой оккультной колоды карт Таро, которая бы следовала традиции Элифаса Леви и воплощала все новейшие идеи западного эзотеризма.

Здесь не обойтись без небольшого отступления. В игральных картах Таро, распространенных в некоторых странах Южной Европы, первым усмотрел эзотерический смысл видный французский масон и историк Антуан Кур де Жебелен (ок. 1728--1784). Его идеи развивали оккультисты Эттейлла (1738--1791), Элифас Леви  и Поль Кристиан (1811--1877). [См. об этом здесь и здесь.] Из них всех к тому времени только Эттейлла удосужился издать полную колоду из 78 карт, дизайн которых был "исправлен" в соответствии с новым пониманием Таро. Но традиция Эттейллы развивалась скорее в сторону картомантии (коммерческого гадания на картах), чем высокого оккультизма, поэтому его колоды в кругу маркиза де Гуайта как бы "не шли в счет". Нужно было создать (и напечатать) такое Таро, в котором гадательный аспект был бы лишь второстепенным. Рисунки этих карт должны были воплощать идеи Каббалы, нумерологии, алхимии, месмеризма, масонского символизма -- словом, всего того, из чего складывался "просвещенный" французский оккультизм конца XIX столетия.

С этой задачей Вирт блистательно справился. Его первая колода была издана в 1889 году и называлась Les 22 Arcanes du Tarot Kabbalistique ("22 Аркана Каббалистического Таро"). Подзаголовок колоды гласил: "нарисованы Освальдом Виртом по указаниям Станисласа де Гуайта для использования посвященными".

 

Карты из первой колоды Вирта (1889). Дизайн, который я бы назвал "Вирт I". Photo courtesy Rachel Nguyen.
 
Отпечатанные в Париже в количестве 350 комплектов карты имели успех! В том же году известный оккультист Папюс (1865--1916) использовал их в качестве иллюстраций к своему фундаментальному труду Le Tarot des Bohеmiens ("Цыганское Таро"). Он включил в эту книгу и "Эссе об астрономическом Таро" -- небольшую статью Вирта, в которой тот впервые изложил свои идеи о структуре набора Больших Арканов и об их связи с астромифологическим символизмом. Так первое виртовское Таро начало свою жизнь в оккультном мире. Его перепечатывали и перерисовывали от руки; им иллюстрировали книги по Таро. Картами Вирта пользовались Мэнли Холл и Алистер Кроули, пока не создали свои собственные колоды.
 
Иллюстрации из книги Папюса "Цыганское Таро", Париж, 1889. Аркан 12 подписан, как и на оригинальной цветной карте: "Oswald Wirth Paris 1889".  
 
Карты Таро, изображенные на иллюстрации Дж. О. Нэппа к книге Мэнли П. Холла "Энциклопедическое изложение масонской [и т. д.] символической философии", Сан-Франциско, 1928. Карта из колоды 1889 года, предположительно принадлежавшей Алистеру Кроули. Еврейская буква Аин в нижнем правом углу исправлена владельцем на Пе в соответствии с системой "Золотой Зари".
 
Неизвестный художник перерисовал Большие Арканы из "Цыганского Таро", дополнил их мастевыми картами, взятыми из традиционной марсельской колоды, и издал полный набор из 78 карт (еще до того "Таро Освальда Вирта", о котором мы скажем пару слов ниже). В коллекциях сохранились две таких полных колоды: одна черно-белая, а другая разрисованная акварельными красками. Карты имеют сквозную нумерацию от I до 78 по Полю Кристиану; даже Малые Арканы снабжены еврейскими буквами. Точная датировка отсутствует: Каплан в "Энциклопедии Таро" (том III) предполагает "около 1900--1920"), К. Франк Йенсен -- 1950-е годы.
 
Карты из первой колоды Вирта, дополненной до 78 карт
 

В 1897 году де Гуайта, друг, наставник и покровитель Вирта, умер. Друзья устроили автора "Каббалистического Таро" библиотекарем во французское Министерство колоний. Он продолжал постигать масонскую премудрость, практиковать магнетическое целительство и изучать оккультные науки. В 1911 году он начал публиковать серию статей под названием Les Arcanes du Tarot ("Арканы Таро") в журнале "Ля люмьер масоник". Для этой публикации Вирт заново нарисовал все 22 Больших Аркана.

 

Иллюстрации  Вирта к его серии статей "Арканы Таро", печатавшейся в журнале "Ля люмьер масоник" с 1911.
Этот промежуточный вариант я бы назвал "Вирт Ia".

Но это была лишь подготовка к его главному литературному труду -- большой, богато иллюстрированной книге о Таро. В 1920-х годах он издал ряд работ о символизме и Посвящении. А в 1926 году выпустил свой третий вариант карт Таро. Теперь они назывались Le Tarot des imagiers du moyen age ("Таро средневековых рисовальщиков") и были изданы в виде портфолио из 11 листов, по 2 карты на лист. Главным отличием этих карт от предыдущих Таро Вирта являются узорная рамка и золотой фон. Изменились цвета и многие детали рисунков.
 

 
Карты из колоды "Таро средневековых художников", 1926. Этот дизайн (и его вариации ниже) я бы назвал "Вирт II".
Всю колоду с гадательными толкованиями см. здесь.
 
В 1927 г. в Париже вышла одноименная книга -- та самая, которую мы теперь предлагаем вашему вниманию в русском переводе под названием "Таро магов". Новые карты на 11 листах прилагались к части тиража в специальных кармашках задней крышки обложки. В самой книге все 22 карты были также воспроизведены в виде черно-белых рисунков -- основанных на новых цветных картах, но с некоторыми отклонениями в деталях и оформлении. Все 22 Аркана в книге представлены не только в виде традиционных карт Таро, но и в виде так называемых "идеограмм" -- простых символических рисунков. Кроме того, Вирт включил в книгу собственные рисунки карт гипотетического древнейшего "астрономического Таро" и наброски некоторых интересных карт из различных исторических колод.
 
 
Иллюстрации из книги "Таро средневековых рисовальщиков", 1927. Обратите внимание на лиру у близнецов. На цветной карте она отсутствует. "Идеограммы"  тех же Арканов (7 и 19) из книги "Таро средневековых рисовальщиков", 1927.
 
В 1927 году Вирт вышел на пенсию. Семьи он так и не завел, жил вместе со своей сестрой Элизой. В 1931 году он еще раз обратился к теме Таро, издав небольшую книжку Introduction a l'etude du Tarot ("Введение в изучение Таро") -- в сущности,  сжатый пересказ "Таро рисовальщиков".

Вторая мировая война застала Вирта с сестрой и племянницей на отдыхе в Арденнах. Они бежали на юг Франции, останавливаясь в домах знакомых эзотеристов. Швейцарские масоны предлагали Вирту вернуться на родину, но он не воспользовался приглашением и умер в городке Вьен, что к югу от Лиона, в 1943 году. Элиза сообщила в письме друзьям: "Ваш старый Мастер покинул нас 9 марта в 11 часов -- тихо, без потрясений, как и подобает Мудрецу девятого Аркана" (ученики Вирта были убеждены, что в образе Отшельника Таро он представил самого себя в старости).

В 1960 году третья виртовская колода (1926 года) была скопирована неким Георгом Александером -- с сохранением авторской монограммы (буквы O и W), но без узорных рамок на картах. Это так называемое "Таро Александера" было в 1969 году использовано известной швейцарской учительницей йоги Элизабет Хайх для ее книги Tarot, die 22 Bewusstseinsstufen des Menschen ("Таро: 22 ступени человеческого сознания").
 

Посмертное "улучшение". Карты Вирта --  Александера, воспроизведенные в книге Элизабет Хайх (Штутгарт, 1969).

В 1966 году в Париже была переиздана книга Вирта. К новому "Таро средневековых рисовальщиков", как и в 1927 году, прилагались 22 карты -- якобы нарисованные Виртом. На самом деле в этом посмертном издании виртовского Таро от оригинала остались разве что общие очертания фигур. Все подверглось изменению, и все изменения были к худшему. Изящный шрифт подписей был заменен неудобочитаемым готическим, золотой фон -- медным; узорные рамки исчезли; приятные приглушенные цвета стали, как сейчас говорят, "кислотными". Рисунки были неумело стилизованы под гравюры на дереве -- очевидно, для того, чтобы придать картам более "средневековый" вид. В тексте книги Арканы иллюстрированы теми же новыми картами, только в контрастном черно-белом варианте.  В 1976 году швейцарская картопечатная фирма AGMuller издала "полную колоду Таро Освальда Вирта" из 78 карт, добавив к картам 1966 года Малые Арканы (как и в случае с более ранней черно-белой колодой, 56 новых карт были созданы заново на базе Марсельского Таро, но теперь -- со множеством грубейших искажений). В настоящее время эта уродливая колода успешно продается в Европе и США с циничной надписью на коробке: "Оригинальная и единственная авторизованная колода Таро Освальда Вирта".
 

Осторожно, подделка! Карты из колоды "Таро Освальда Вирта"
(Большие Арканы --  1966, Париж; полная колода -- 1976, Швейцария -- США).

Для тех исследователей Мудрости Таро, кто хочет пользоваться картами, дизайн которых действительно был создан Освальдом Виртом, мы выпускаем колоду "Таро Магов". Такое же название мы дали и нашему русскому переводу главной книги Вирта, оригинальный титул которой, как мы уже много раз упомянули, -- "Таро средневековых рисовальщиков". Честно признаем, что это дань безжалостному богу маркетинга. Но в свое оправдание скажем, что и английское издание этой книги, вышедшее в 1985 году, тоже называется "Таро магов" (The Tarot of the Magicians).  В отличие от американского издателя, воспроизведшего иллюстрации Арканов Таро по второму французскому изданию 1966 года, мы приводим в книге репродукции подлинных виртовских карт.

До настоящего времени этот классический труд Освальда Вирта был знаком большинству наших соотечественников лишь по библиографиям, ссылкам и цитатам. Теперь у всех есть возможность познакомиться с ним в полном объеме.
 

 

 "Таро Магов" | Главная страница Таро | HOME