|
|
VIII
Сила, или Стойкость1 Женщина, над головой которой нависает тот же символ жизни, который мы уже видели нами видели на карте Мага, смыкает челюсти льва. Единственное отличие этого рисунка от привычных изображений заключается в том, что ее благотворная сила уже укротила льва, который посажен на цепь из цветов. По причинам, которые меня вполне удовлетворяют, эта карта поменялась местами с картой Справедливости, которая обычно выступает под восьмым номером. Поскольку в этой перестановке не содержится ничего такого, что имело бы значение для читателя2, в объяснениях нет необходимости. Стойкость, в одном из ее наиболее возвышенных аспектов, связана с Божественным Таинством Слияния; само собой, эта добродетель действует на всех планах, откуда [карта] и черпает весь свой символизм. Она также связана с innocentia inviolata3, а также с той силой, которая присуща созерцанию. Впрочем, все эти высшие значения выводятся лишь путем умозаключений, и я не утверждаю, что они легко просматриваются с первого взгляда на карту. О них говорит своим потаенным языком цветочная гирлянда, которая означает, помимо многих прочих вещей, сладкое ярмо и нетягостное бремя Божественного Закона, когда он принимается в самой глубине сердца. Эта карта не имеет никакого отношения к уверенности в себе в обычном смысле слова, хотя это и предполагалось4, -- но касается уверенности тех, чья сила есть Бог, кто нашел в Нем свое прибежище. Есть один аспект, в котором лев означает страсти, а та, что именуется Силой, -- высшую природу, освобождающуюся [от них]. Она наступила на аспида и василиска и попрала льва и дракона.5 |
|
IX
Отшельник Отличие этой карты от тpадиционных образцов лишь в том, что фонарь не закутан частично в плащ его носителя, в котором сливаются идеи "Ветхого днями"6 и "Света миру"7. В фонаре сияет звезда. Я уже говорил, что это карта свершения, и для того, чтобы подчеркнуть эту идею, фигура показана держащей свой сигнальный огонь на возвышенности. Следовательно, Отшельник не является, как утверждал Кур де Жебелен, мудрецом в поисках истины и справедливости; не является он и неким особым примером опыта, как гласит одно позднейшее толкование8. Его сигнальный огонь объявляет: "Там, где я, можешь быть и ты". Кроме того, эту карту понимают совершенно неверно, когда связывают ее с идеей оккультной изоляции как средства защиты персонального магнетизма от примесей. Это одно из тех фривольных толкований, которыми мы обязаны Элифасу Леви. Оно было принято французским Орденом мартинистов, и некоторые из нас наслышаны о Безмолвной и Неведомой Философии, отгородившейся его [Отшельника] мантией от познания непосвященных. В подлинном мартинизме значение термина Philosophe inconnu9 было совсем иного рода. Оно не было связано с сокрытием ни Учрежденных Мистеpий, ни тем более их заменителей, но -- как и сама карта -- лишь с той истиной, что Божественные Таинства сами оберегают себя от неподготовленных. |
X
Колесо Фоpтуны В этом символе я снова последовал реконструкции Элифаса Леви, который представил нам несколько вариантов.10 Вполне допустимо -- как я уже объявлял -- прибегать к египетскому символизму, когда это служит нашей цели, при условии, что при этом не подразумевается [египетская] теория происхождения [карт]. Так или иначе, я представил Тифона в его змеином облике. Разумеется, здесь символизм не исключительно египетский, ибо по углам карты расположились четыре Живых Существа из видения Иезекииля11, да и само колесо соответствует другим указаниям Леви относительно видения Иезекииля как иллюстрации к данному ключу Таро. У этого французского оккультиста, как и в самой композиции [карты], символический образ [колеса] представляет вечное движение жидкой вселенной12 и поток человеческой жизни. Сфинкс означает равновесие [в этом потоке]. На ободе колеса начертана транслитерация слова Taro как Rota13, буквы которой чередуются с буквами Божественного Имени14, показывая, что Провидение вездесуще. Но это внутренний Божий промысел, а подобный ему внешний промысел представлен четырьмя Живыми Существами. Иногда сфинкс изображается возлежащим на пьедестале вверху15, что совершенно искажает символизм, сводя на нет главную идею устойчивости посреди движения. За общим значением данного символа скрывается отрицание случайности, из которого, в свою очередь, вытекает фатализм. Можно добавить, что со времен Леви оккультные истолкования этой карты на редкость глупы -- даже для самого оккультизма. Утверждалось16, будто эта карта означает принцип, плодовитость, мужскую честь, власть и т. д. В находках обычного карточного гадания и то больше толку -- на их собственном уровне, конечно. |
|
|
XI
Справедливость Поскольку эта карта следует традиционному символизму и прежде всего содержит все его очевидные значения, о ней мало что можно сказать, кроме тех нескольких соображений, изложенных в первой части, к которым и отсылается читатель. Тем не менее, нетрудно заметить, что и эта фигура, подобно Верховной Жрице, восседает меж [двух] колонн, и с учетом этого кажется желательным указать, что нравственное начало, каждому воздающее по делам его, -- будучи, конечно, строгим аналогом более высоких вещей, -- отличается от по своей сути от духовной справедливости, связанной с идеей предопределения. Последнее относится к мистическому порядку Провидения, благодаря которому некоторым людям возможно постичь идею преданности высочайшим вещам. Оно действует как Дух, который дышит где хочет17, и у нас нет ни критериев для его оценки, ни почвы для его объяснения. Это подобно обладанию поэтическим даром -- волшебным, высоким и прекрасными: он либо есть, либо его нет, и его наличие -- такая же тайна, как и его отсутствие. Однако закон Справедливости в обоих случаях ни при чем. И наконец, колонны Справедливости открывают [проход] в один мир, а колонны Верховной Жрицы -- в другой. |
|
XII
Повешенный Его виселица имеет форму креста-Тау, сама же фигура -- если посмотреть на ноги -- образует крест-филфот18. Голову этого мнимого мученика осеняет нимб. Следует отметить, что 1) жертвенное дерево -- живое, с листьями; 2) лицо выражает глубокий транс, но не страдание; 3) вся фигура в целом говорит о приостановленной жизни, но [все же именно] о жизни, а не о смерти. У этой карты глубокое значение, но оно полностью завуалировано. Один из редакторов Элифаса Леви19 предположил, что тот не знал этого смысла, и это не подлежит сомнению -- как и то, что сам редактор его тоже не знал. Ее ошибочно называли картой мученичества, картой благоразумия20, картой Великого Делания21, картой долга22; мы можем перебрать все обнародованные толкования -- и найдем лишь суету. Со своей стороны, я скажу очень просто: она выражает взаимосвязь, в одном из ее аспектов, между Божественным и Вселенной. Кто способен понять, что в этом символе запечатлена вся история его [собственной] высшей природы, тот получит намеки относительно возможности великого пробуждения и узнает, что после священного Таинства Смерти есть еще славное Таинство Воскресения. |
|
XIII
Смеpть Внешняя оболочка, или маска, жизни увековечивается в переменах, трансформации и переходе от низшего к высшему, и в исправленном Таро это пpедставлено одним из апокалиптических видений23, что более уместно, чем грубый образ жнущего скелета. За этим [видением] -- целый мир восхождения в духе. Таинственный всадник движется медленно, держа черное знамя, на котором вышита Мистическая Роза, означающая жизнь. На краю горизонта меж двумя башнями сияет солнце бессмертия. Никакого видимого оружия у всадника нет, однако пред ним падают [наземь] и король, и дитя, и дева, а прелат со сложенными руками ожидает своего конца. Нет нужды повторять, что смерть, упоминавшуюся мною в связи с предыдущей картой, следует, само собой, понимать мистически, однако в данном случае дело обстоит не так. Естественный переход человека в следующую стадию его бытия либо есть, либо может быть одной из форм его развития, однако необычайное и почти [никому] не ведомое вхождение, все еще в этой жизни, в состояние мистической смерти есть перемена формы сознания и переход в состояние, к коему обычная смерть не является ни путем, ни вратами. Существующие оккультные толкования 13-й карты в целом лучше, чем обычно24: возрождение, творение, предназначение, обновление и отдохновение25. |
|
XIV
Умеpенность Крылатый ангел, на челе которого знак солнца, а на груди квадрат и треугольник [как символ] септенера26. Я говорю о нем в мужском роде, но эта фигура не является ни мужской, ни женской. Считается, что она переливает из чаши в чашу эссенции жизни. Одна нога стоит на земле, другая на воде, тем самым иллюстрируя природу этих эссенций. Прямая тропа восходит к холмам на краю горизонта, где сияет яркий свет, сквозь который просматриваются очертания короны. Здесь часть Тайны Вечной Жизни, насколько она возможна для воплощенного человека. Тем самым отвергаются все общепринятые символы. Отвергаются также общепринятые значения, связанные со сменой времен года, вечным движением жизни27 и даже с сочетанием идей28. Более того, неверно утверждение, будто эта фигура символизирует солнечного гения29, хоть она и является аналогией солнечного света, реализуемой в третьей части нашей человеческой тройственности. Ей дали причудливое имя "Умеренность", потому что, когда в нашем сознании устанавливается ее правление, она умеряет, сочетает и гармонизирует психическую и материальную природу. Под этим правлением мы знаем, в нашей рассудочной части, кое-что о том, откуда мы пришли и куда идем. |
1. Fortitude; этим уточнением автор подчеркивает, что речь идет не о физической силе, а о силе духовной -- одной из "основных добродетелей".
2. Еще бы: ведь предполагался читатель, не посвященный в тайны Герметического Ордена Золотой Зари, в котором эта перестановка имела очень существенное значение.
3. Нетронутой или неприкосновенной невинностью (лат.).
4. У Кристиана.
8. Кристиан.
10. Мне известен только один вариант -- опубликованный в книге Леви "Ключ к великим мистериям".
12. Колесо Фортуны на рисунке Леви плавает на двух поплавках в бескрайнем море.
13. Имеется в виду, собственно, транскрипция французского слова Tarot, которую здесь можно прочесть как Rota.
15. Платформа, на которой возлежит сфинкс, присутствует и на карте Леви, и в исторических колодах марсельского типа.
16. У Леви в "Ритуале...".
18. Здесь под Тау явно подразумевается греческая буква Т; Леви, описывая эту же виселицу, говорил о еврейской букве . Филфот -- европейское название свастики.
19. У. Уинн Уэсткотт, опубликовавший в 1896 году (уже после смерти Леви) его ранее неизданную рукопись под названием "Магический ритуал Sanctum Regnum (Священного Царства)".
20. Де Жебелен.
21. Леви.
22. Кристиан.
24. То есть ближе к предполагаемому "правильному" смыслу, чем оккультные толкования других карт.
27. Леви.
28. Кристиан.
29. Кристиан.