"Не так страшен черт, как его малюют"

Образ Аркана XV в разных системах Таро

Андрей Костенко

Журнал, посвященный западной магической традиции, несомненно, должен уделять внимание проблемам Таро как одной из важных составляющих этого культурного феномена. И в самом первом выпуске журнала, по-видимому, вполне уместно сказать несколько слов о том Большом Аркане, который в большинстве колод Таро называется "Дьяволом". Действительно, магия, оккультизм и эзотерика в массовом сознании обществ "западного" типа всегда связывались с сатанизмом, колдовством -- словом, со всякой чертовщиной. С точки зрения христианского фундаменталиста любой, кто контактирует с незримыми Учителями, занимается магией, прорицанием или даже невинно вроде бы звучащим тайноведением и тому подобными поисками чудесного, медитирует и смещает точку сборки, есть прислужник Дьявола. И лично я с этим совершенно согласен. Вопрос лишь в том, как понимать Дьявола и что считать сатанизмом. Мне кажется, очень многих конфликтов на мировоззренческой почве можно было бы избежать, если бы люди, прежде чем вступить в спор, договаривались о значении употребляемых терминов. Другой вопрос -- что некоторые "воинствующие" мировоззрения только и могут существовать в состоянии перманентного конфликта со всеми остальными. И именно все остальные религии, философии и эзотерические учения считаются "сатанинскими" и персонифицируются в образе Дьявола -- мерзкого, злобного и лживого.

Что же означает Дьявол, или Аркан XV, в картах Таро? (Тут надо кстати заметить, что карта с Дьяволом не во всех системах Таро имела номер XV, а Аркан XV не во всех системах изображает Дьявола; об этом будет сказано ниже.) В принципе -- все, что угодно создателю (или пользователю) любой конкретной колоды. Не существует никакой единой "философии Таро", и о традиции здесь можно говорить только в том смысле, что создатель каждой следующей колоды с некоторыми идеями предшественников соглашается, а некоторые -- активно "исправляет". Разумеется, проследить это можно только на примере более-менее современных "оккультных" вариантов Таро, сопровождаемых пояснительными текстами. Если же говорить об "исторических" игральных колодах (Италия и Франция XV-XVII веков), то тут, по-видимому, при каждом новом копировании печатных досок происходила в основном пассивная эволюция изображений: детали "смазывались", исчезали совсем или превращались в нечто совсем другое, хотя и внешне похожее. И у нас не может быть никакой уверенности в том, что древнейшие исторические Таро, хранящиеся в музеях и частных собраниях, действительно являются древнейшими. Картонные карты, увы, недолговечны, и многие звенья ранней эволюции Таро, по-видимому, потеряны для нас навсегда.

Кстати, среди сохранившихся до наших дней рукописных итальянских карт Таро XV века (типа "Висконти -- Сфорца", типа "Д’Эсте" и так называемых карт "Карла VI" или "Грингонье") Дьявола нет вообще. Но в печатных итальянских колодах конца XV-- начала XVI веков он присутствует во всей своей красе: с рогами, свиными ушами, кожистыми крыльями, петушиными ногами. Чаще всего он с вилами, иногда со вторым лицом на животе или причинном месте, иногда с туловищем и бедрами, покрытыми густой шерстью. Еще один вариант: терзаемые грешники в пасти. В те времена на картах не было подписей, но в итальянском латинском манускрипте Sermones de Ludo Cum Aliis (XV в.) и в трех итальянских поэмах XVI века приводятся списки названий всех "Триумфов" (изначальное название Козырей, или Больших Арканов) Таро, и во всех фигурирует "Дьявол". Без вариантов, свойственных некоторым другим картам. По-видимому, это и был Дьявол христианского вероучения и средневековой народной мифологии: владыка Ада, наказывающий грешников. В одном из более поздних итальянских вариантов Таро (Милан, нач. XIX в.) Дьявол изображен выходящим из Ада в языках пламени и в сопровождении змеев и чудовищ.

Старопечатное итальянское Таро ("Метрополитэн -- Будапешт")
Миланское Таро
C начала XVII в. существует очень интересный дизайн Таро, ныне называемый "Марсельским". В нем козыри, как правило, подписываются, и козырь XV всегда называется тоже "Дьяволом". У этого персонажа все те же птичьи ноги, крылья, рога (ветвистые), вилы (в некоторых вариантах они превращаются в факел, дубину или нечто вроде меча -- пример пассивной эволюции, о которой говорилось выше). При четко прорисованном мужском половом органе -- явно женская грудь. Варианты: второе лицо на животе, набедренная повязка. Одна рука поднята, другая (с вилами или их заменителем) опущена. Уникальная деталь марсельского Дьявола -- два чертенка с зазубренными рогами и хвостами, привязанные за шеи к постаменту, на котором он стоит. 

Практически одновременно с Марсельским Таро появился очень распространенный вариант этого дизайна -- Безансонское Таро, в котором козыри "Папа" и "Папесса" заменены на "Юпитера" и "Юнону", а козырь XV композиционно идентичен марсельскому прототипу, но внешне несколько отличается от него. Безансонский Дьявол волосат; у него козлиные ноги с копытами и козлиные же, неразветвленные рога, в опущенной руке -- факел, который уже не спутаешь ни с чем.

Марсельское Таро
Безансонское Таро

Марсельское и Безансонское Таро были широко распространены во Франции XVIII века. Однажды колоду марсельского типа увидел и внимательно рассмотрел знаменитый французский масон и историк-любитель Антуан Кур де Жебелен (1728(?)-1784). Впоследствии в восьмом томе (1781) своего капитального труда "Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным" он опубликовал эссе "Об игре в Таро", положив начало упомянутой выше традиции оккультного толкования и "исправления" карт Таро -- в частности, двадцати двух козырей, которым со временем предстояло получить гордое название "Мажорных Арканов" (то есть Больших Таинств). Де Жебелен утверждает, что "на карте XV изображен известный персонаж египетской мифологии Тифон -- брат Осириса и Исиды, злое начало, великий Демон Ада". Многие другие карты (да и всю колоду Таро в целом) он так же уверенно трактует "в египетском духе" -- точнее было бы сказать, в духе царившей тогда во Франции "египтомании". Так или иначе, именно он дал Аркану XV название "Тифон", которое охотно переняли многие известные оккультисты, начиная с Поля Кристиана (1811-1877). 

Вторым "отцом-основателем" традиции эзотерического толкования карт Таро может считаться Жан-Батист Альетт (1738-1791), более известный под псевдонимом Эттейлла. В начале 1789 года он издал первую полную (78 карт) колоду Таро, "исправленную" по соображениям оккультного характера, назвав ее "Книгой Тота". В ней Дьявол (смесь марсельского и безансонского дизайнов) имеет номер 14 и название Force Majeure ("Непреодолимая сила"). Любопытен отзыв Элифаса Леви (к которому мы вскоре перейдем): "Это единственный иероглиф [Таро], который был Эттейллой правильно понят верно истолкован". Действительно, этот образ уже гораздо ближе к "Бафомету" Леви, чем Дьявол Марсельского Таро. В анонимной "Таинственной книге Тот" (Москва, 1861) и в "Предсказательном Таро" Папюса (1909) приводятся списки гадательных значений карт по системе Эттейллы. Для "Непреодолимой силы" в прямом положении в первой книге даются следующие значения: "Сила. Сверхъестественное могущество. Добродетель. Сильное побуждение. Опустошение. Насилие. Сила духа. Физический труд". Второй источник добавляет к ним "горячность, необычайную власть, правду, гениальные порывы". Значения порой противоречивые, но в целом рисующие скорее симпатичный, чем отталкивающий образ. 

"Книга Тота" Эттейллы

В музее фирмы "United States Playing Cards Comрany" (Цинциннати, США) хранятся очень интересные карты, датируемые второй половиной XVIII века. Это 21 козырь Таро, отпечатанный с медных пластин и раскрашенный вручную. Подписи на картах (например, "Верховный Жрец", по имени которого историки и называют данный дизайн) свидетельствуют о том, что их автор был знаком с работой Кура де Жебелена. Самая странная черта этой колоды -- то, что Козырь XV изображает не Дьявола (или Тифона), а... Дурака! Другого Дурака в колоде нет; он явно был намеренно совмещен с "дьявольской" картой. Любопытно и то, что лишь два козыря не имеют подписи: XIII (это "Смерть"; она и в Марсельском Таро никогда не подписывалась) и XV. Наконец, обращает на себя внимание зверь, кусающий Дурака за ногу. В Марсельском и Безансонском Таро это обычно маленькое животное -- не то собака, не то кошка, но здесь перед нами явный лев! К сожалению, никаких исторических текстов, описывающих эту редкую колоду, не существует, но смысл такого Аркана XV, по-видимому, лежит на поверхности: Дьявол = Глупость. Любопытно, что когда в 1970-х годах Сальвадор Дали создавал свое собственное Таро, он тоже изобразил Дьявола, более напоминающего Дурака (бабочка порхает перед Дураком в историческом "Пьемонтском Таро", а пропасть перед ним разверзается в Таро Уэйта).

 
"Таро Верховного Жреца"
Таро Сальвадора Дали

Хотя де Жебелен и Эттейлла заложили основу оккультного толкования Таро, попытки более-менее глубокого разбора значений отдельных карт мы находим лишь в работах Элифаса Леви (1810-1875). Глава XV его "Ритуала высшей магии" (1855) дает совершенно новую, я бы сказал революционно новую, трактовку "Ключа XV", а равно и одно из самых разумных объяснений образа Дьявола с точки зрения оккультной науки. Отсылая заинтересованных читателей к этой главе, я представлю здесь лишь некоторые выдержки.

Леви отождествляет "Дьявола" Таро с 

"драконом всех теогоний, Ариманом персов, Тифоном египтян, Пифоном греков, "древним змием" евреев... и -- самое страшное -- Бафометом тамплиеров, бородатым идолом алхимиков, непристойным божеством Мендеса, козлом Шабаша. Фронтиспис к настоящему "Ритуалу" в точности воспроизводит фигуру этого ужасного владыки ночи, со всеми его признаками и атрибутами".
Бафомет, нарисованный Элифасом Леви для фронтисписа книги, известен, конечно, всему миру, но в эссе, посвященном истории Аркана XV, просто невозможно не воспроизвести его.
Бафомет Элифаса Леви

Далее Леви заявляет, что, по его глубокому убеждению, гроссмейстеры Ордена Тамплиеров сами поклонялись этому Бафомету и заставляли поклоняться ему посвящаемых в рыцари. Более того, и "в настоящее время могут проводиться собрания под председательством этой фигуры, восседающей на троне с пылающим факелом между рогами. Но почитатели этого символа, в отличие от нас, не считают, что он представляет Дьявола: напротив, для них это бог Пан, бог наших современных философских школ, бог александрийской школы теургии и наших собственных мистических неоплатоников.., бог Спинозы и Платона, бог изначальных гностических школ".

В древней Иудее, вспоминает Леви, освящались два козла -- чистый и нечистый. (Этот ритуал подробно описывается в библейской книге "Левит", глава 16.) 

"Первого приносили в жертву во искупление грехов; второго же, нагруженного по проклятию грехами, отпускали на волю в пустыню -- странный обряд, но очень глубокий символически, означающий освящение оскверненного путем жертвоприношения и искупление освобождением! Так вот: все отцы Церкви, интересовавшиеся иудейским символизмом, признавали в козле, приносимом в жертву, образ Того, Кто принял... форму самого греха. Поэтому гностики... соотносили эту же мистическую фигуру с Христом Освободителем. Вся Каббала и вся Магия, в сущности, разделены между этими культами жертвенного козла и козла отпущения. Итак, мы должны признать Магию Святилища и Магию пустыни, Белую и Черную Церкви, духовенство публичных собраний и Синедрион Шабаша".
"Белая и Черная Церкви" Леви в точности соответствуют "Путям Правой и Левой Руки" в тантризме. Ни в коем случае нельзя понимать их как Церковь, служащую Богу, и Анти-Церковь, служащую Дьяволу как реально существующему врагу Бога:

"Заявим же категорически, вопреки манихейскому вероучению, следы которого все еще сохраняются в христианстве, что как высшая личность и сила Сатана не существует. [Курсив мой -- А. К.] Он есть олицетворение всех ошибок, извращений и... слабостей. Если Бога мы определяем как Того, Кто существует по необходимости, не следует ли определить Его антагониста и врага как того, кто -- по необходимости же -- не существует вовсе? Абсолютное утверждение добра подразумевает абсолютное отрицание зла... Поэтому даже заблуждающиеся духи добры постольку, поскольку и они суть часть бытия и истины..."
Итак, Сатаны не существует, а "Дьявол" Таро, согласно Леви, должен пониматься как Бафомет -- "всего лишь невинный и даже благочестивый иероглиф". Как "символ света" его характеризует "Знак Пентаграммы с одним углом вверху". Кроме того, "его руки составляют знак оккультизма, указывая вверх на белую луну [Сефиры] Хесед и вниз на черную луну [Сефиры] Гебура. Этот знак означает совершенное согласие между милосердием и справедливостью". Объяснены и все прочие детали образа Бафомета. 
"Факел разума, горящий между рогами, есть магический свет вселенского равновесия; это также душа, возвышенная над материей, хотя и цепляющаяся за нее, как пламя цепляется за факел. Чудовищная голова зверя означает ужас греха, за который должен нести вечную ответственность лишь материальный агент, поскольку душа по природе своей неуязвима и может страдать только материализуясь. Кадуцей, заменяющий детородный орган, символизирует вечную жизнь; покрытый чешуей живот означает воду; круг над ним -- воздух; перья еще выше -- летучие газы; наконец, человечество символизируют две груди и андрогинные руки [одна рука женская, другая мужская -- А. К.] этого сфинкса оккультных наук".
Впрочем, Элифас Леви не отказывается и от негативной трактовки Ключа XV. В "Догме высшей магии" (1854-55) он заявил: "В черной магии дьявол -- великий магический агент, употребляемый для дурных целей злой волей". В "Ритуале" он развивает эту мысль:

МАГИЧЕСКАЯ АКСИОМА:
В сфере своего воздействия каждое слово созидает то, что оно утверждает.
ПРЯМОЕ СЛЕДСТВИЕ:
Тот, кто утверждает дьявола, создает его в действительности.
Наконец, в "Магическом ритуале Sanctum Regnum" -- работе, опубликованной лишь посмертно (1896), Леви приводит "максиму": "Дьявол есть магнетический ток, в котором сливаются отдельные слепые и извращенные воли". И там же: "Дьявол на самом деле есть Слепая Сила. Если помогаешь слепому, он может послужить тебе; но если дашь слепому вести тебя -- непременно заблудишься".
Таким образом, Элифас Леви, решительно отказавшись воспринимать "Дьявола" Таро как христианского Сатану, противника Бога и хозяина Ада, предложил ему два толкования: 1) Бафомет как символ Универсума и 2) магическая сила, создаваемая и используемая злой или слепой (в сущности, глупой) волей. Второе толкование получило развитие в трудах многих оккультистов более поздних периодов. Первое же, несомненно, вдохновило Алистера Кроули (одним из псевдонимов которого был "Бафомет"). Но о нем мы поговорим чуть позже.
Ученик Леви Поль Кристиан (1811-1877) в своей книге "Красный человек из Тюильри" (1863) вводит понятие Арканов Таро и дает Аркану XV название "Тифон". Согласно трехчастному толкованию Кристиана (широко распространившемуся в оккультной литературе), Аркан XV "выражает в божественном мире Предопределение; в интеллектуальном мире -- Тайну; в мире физическом -- Непредвиденное, Фатум".
В 1889 году художник и начинающий оккультист Освальд Вирт публикует "22 Аркана Каббалистического Таро" -- колоду, созданную им под руководством Станисласа де Гуайта, еще одного последователя Леви. Позаимствовав у классического Бафомета некоторые важные черты (козлиную голову и ноги, надписи Solve и Coagula на руках), Вирт все-таки взял за основу "Дьявола" Марсельского Таро. "Кадуцей, заменяющий детородный орган" превращается в алхимический знак Меркурия. Пентаграммы на лбу нет. Дьявол стоит на пьедестале, к которому прикованы два черта обоего пола.
 

"Каббалистическое Таро" Освальда Вирта
Таро Освальда Вирта (окончательный вариант)

Над книгой о Таро Вирт работал очень долго и опубликовал ее только в 1927 году, вскоре после переработанного варианта колоды. Вернув Дьяволу на лоб прямую пентаграмму, Вирт развивает его толкование как "магического агента":

"Серьезно настроенный адепт знает, что Дьявол -- это великий магический агент, без участия которого невозможны никакие чудеса, если только это не чудеса исключительно духовной природы, ибо когда один чистый дух непосредственно воздействует на другой, чудеса совершаются без вмешательства Дьявола. Но там, где участвует тело, ничто не может совершиться без Дьявола. Мы обязаны ему своим материальным существованием, так как если бы во время и после появления на свет в нас не доминировали жажда жизни и инстинкт самосохранения, которые происходят именно от него, мы не смогли бы цепляться за жизнь с таким крайним эгоизмом, который свойственен любому младенцу.
Дьявол и в самом деле завладевает нами, как только мы приходим в этот мир, но так и должно быть. К счастью, он завладевает нами не окончательно, поскольку нам суждено развиваться и постепенно освобождаться от тирании врожденных инстинктов... Как наездник должен заботиться о своем коне, так и мы должны постоянно помнить о своем животном теле, которое, хотя и подвластно нам, но постоянно заявляет о себе и упрямо отстаивает свои права. Дьявол не так черен и ужасен, как его изображают; он наш неизбежный спутник, пока мы живем в этом, нижнем, мире. Поэтому и относиться к нему следует соответствующим образом -- не как к постоянному и непримиримому врагу, а как к слуге, который способен оказать неоценимую помощь.
Не будем забывать о том, что именно Дьявол дает нам материальную жизнь. Он вооружает нас для постоянной борьбы за удовлетворение насущных потребностей: вот почему в нашей душе то и дело возникают мощные импульсы. Сами по себе эти импульсы не являются плохими, но мы должны поддерживать между ними гармонию, если не хотим попасть под гнет смертных грехов, которым соответствуют отдельные "министерства" ада. Давайте умерять себя во всем, а также избегать споров и распрей, которые возбуждаются Дьяволом...
 
Сущность главного персонажа Аркана XV лучше всего передает тройная пентаграмма (3 х 5 = 15). Разумная энергия человека, представленная маленькой белой пентаграммой в центре, заключена в перевернутую черную пентаграмму с вписанными в нее головой, рогами, ушами и бородой козла, только для того, чтобы своим движением наружу и расширением образовать новую, самую большую пентаграмму - символ благотворной магической силы, которую обретает человек, укротивший в себе зверя. Божественный свет, который есть в каждом из нас, должен одержать верх над низменными инстинктами, и результатом этой победы будет "сияние", то есть вокруг нас появится особая атмосфера, ореол или, иначе, аура, инструмент нашей оккультной силы."


Пентаграммы из книги Вирта
Если 22 Аркана Освальда Вирта, воспроизведенные в классических книгах Папюса "Цыганское Таро" (1889) и Мэнли П. Холла "Энциклопедическое изложение символической философии" (1928), развивали "средневековый" графический стиль Марсельского Таро, то с Поля Кристиана фактически начался новый, "египетский" стиль. В 1896 г. в одной французской книге были опубликованы Большие Арканы Мориса Отто Вегенера, нарисованные явно под влиянием работ Кристиана. Этот дизайн стал очень популярным в XX веке. В частности, его использовал знаменитый американский оккультист К. К. Заин (1882-1951). Большой Аркан  XV в этой традиции называется "Тифоном" или "Черным магом". Его внешность напоминает марсельского Дьявола и Бафомета Леви (мужской половой орган и женские груди, козлиные ноги, факел), но с некоторыми существенными нововведениями: тело гиппопотама, голова крокодила, из пупка выползает змея (символизирующая "рождение зла"). "Факел разрушения" в одной руке дополняет "скипетр разделения и ненависти" в другой. У ног Тифона изображены два коленопреклоненных человека с козлиными головами ("падшие до уровня животных"), прикованные цепью не к постаменту, а друг к другу ("оковы порока").

"Священное Египетское Таро", версия Джона Декера (1949)
"Священное Египетское Таро" Заина, современная русская версия
 
В эзотерической системе К. К. Заина Аркан XV (как и остальные Большие Арканы) имеет значения в разных оккультных науках. Астрологически это Сатурн (как "планета изощренного эгоизма"), алхимически -- "нечистые ингредиенты, от которых надо избавляться". В магии он представляет "все те методы, с помощью которых эгоизм и зло пытаются обрести власть над людьми, поработить и эксплуатировать их". К таковым методам, что любопытно, К. К. Заин относит насаждение современных религий (в том числе извращенного христианства), а также теории человеческой реинкарнации (с которой он яростно боролся всю жизнь). Наконец, "в путешествии души Аркан XV представляет встречу с Обитателем Порога. Имя ему -- Эгоизм, и победить его можно только несгибаемым намерением жить для блага и развития Целого, а не только для себя".
Другой вариант "египетского" дизайна (также идущий от Леви и Кристиана) получил широкое распространение сначала в странах Латинской Америки, а в последнее время, благодаря деятельности Самаэля Ауна Веора (1916-1977), основателя "современного гностического движения", становится все более известным и в других странах. Современная коммерческая версия этой колоды называется "Kier Tarot". Но впервые этот дизайн был опубликован в книге Х. Иглесиаса Ханейро "Предсказательная Каббала" (самое раннее издание, известное мне, -- 1949 г.). Он интересен прежде всего отсутствием мастей и фигурных карт. Все 78 Арканов снабжены уникальными картинами и уникальными же названиями, хотя все же делятся на 22 Больших и 56 Малых. 
 
"Страсть". Аркан XV из "Предсказательной Каббалы"

Согласно Ханейро, Аркан  XV символизирует принцип индивидуальной воли; творческий огонь; силу желания; постоянное противоречие, побуждающее дух стремиться к противоположностям; процесс зачатия; раздор; страх и ярость. У персонажа "Страсти" мужская фигура, но женская грудь (Бафомет), при этом голова не козлиная, а баранья (как у египетского бога Хнума).

Теперь поговорим об Аркане XV в том варианте Таро, который был создан в недрах "Золотой Зари" -- еще одной ветви западной оккультной традиции, многое взявшей у Элифаса Леви. Герметический Орден Золотой Зари был основан в Англии в 1888 году. Один из основателей, Самьюэл Лидделл Макгрегор Матерс (1854-1918), разработал для ордена специальную систему Таро. Считается, что "образцовую" колоду Таро, которую должны были копировать ученики, нарисовала под руководством Матерса его супруга Мойна, опытная художница. В начале XX века "Золотая Заря" распалась на несколько дочерних орденов. Адепт одного из них Израэль Регарди (1907-1985), желая сохранить для потомков учения и ритуалы "Золотой Зари", опубликовал их в 1937 году в одноименной книге. В 1978 году была опубликована и полная колода Таро "Золотой Зари", нарисованная по указаниям Регарди Робертом Уонгом. В 1983 году вышла и книга Уонга "Каббалистическое Таро", в которой объясняются иконографические особенности всех 78 карт. 

Из книги "Золотая Заря", опубликованной Регарди, мы узнаем, что Козырь XV (слово "Аркан" в этой традиции не употребляется), 

"надлежит изучать совместно с № 13. Это две великие силы, управляющие Вселенной: центробежная и центростремительная, разрушительная и репродуктивная, динамическая и статическая. Низшая природа человека боится процесса трансмутации и ненавидит его; отсюда цепи, сковывающие нижние конечности меньших, зверообразных фигур. Но именно этот страх перемен и исчезновения необходим для стабилизации жизненной силы и сохранения непрерывности". 
Хотя козырь XV сохраняет в системе "Золотой Зари" вульгарное название "Дьявол", у него есть и более возвышенный "эзотерический титул": Владыка Врат Материи; Дитя Сил Времени. Его астрологическое соответствие -- Козерог.
Таро "Золотой Зари". Версия Регарди -- Уонга
 
Уонг в своей книге дает гораздо более подробное и интересное объяснение Дьявола "Золотой Зари", часто заставляющее вспомнить рассуждения Элифаса Леви:

"Дьявол представляет свойственное среднему человеку ошибочное восприятие действительности -- веру в то, что наше материальное состояние "реально" в истинном смысле слова. Это ложное представление подчеркивается двумя способами. Во-первых, Дьявол изображается смешным; он похож на "буку", которой нас пугали в детстве... Мы должны научиться не принимать наши представления о материальном мире слишком всерьез... Во-вторых, на ошибочное восприятие истиной природы вещей указывает перевернутая Пентаграмма на голове Дьявола."
Пентаграмма перевернута, объясняет Уонг, поскольку перевернуты наши представления о реальности. 26-й Путь каббалистического Древа Жизни, соответствующий этой карте Таро, потому и носит название "Обновляющий Разум", что на нем практикующий маг смещает свою точку зрения, получает новое видение вещей, задействует "внутреннее око". (Кстати, название еврейской буквы Аин, ассоциирующейся в системе Золотой Зари с "Дьяволом", означает "глаз".) Скованные цепью фигуры в нижней части карты принимают только то, что им говорит физическое зрение, то есть находятся в рабстве у иллюзии.
Согласно Уонгу, один из главных уроков этой карты -- то, что Дьявола, как его понимают "несведущие" (сиречь непосвященные в Учение), не существует: "во вселенной нет ничего, что не от Бога, включая так называемого Дьявола". Более того: "Дьявол есть необходимое средство достижения сознания Христа-Будды в [Сефире] Тифарет... Дьявол -- это и Искуситель, и Искупитель". Каббалистическая практика позволяет "перевернуть должным образом Пенгаграмму Дьявола и поднять вверх его факел". Это означает обращение вспять потоков Астрального Света. И это то же самое, что получение Философского Камня и Эликсира Жизни. "Только через силы Дьявола и наше правильное их понимание мы можем войти прямо в Свет Бога-Сына. Согласно писаниям, даже Сам Христос прошел через искушение Дьяволом, и это ли не ясное указание нашего пути?" -- заявляет далее автор.
Объяснена и такая уникальная деталь Таро "Золотой Зари", как рог в правой руке Дьявола. Уонг и его учитель Регарди считают, что это тот самый рог, который трубит, призывая евреев к молитве в День Искупления (Йом Кипур): "Таким образом, Дьявол держит самое средство освобождения от оков. В нем [Дьяволе] содержится и то, что порабощает, и то, что наделяет свободой".
Поскольку самым популярным в мире Таро является колода, созданная в 1909 году Памелой Колман Смит под руководством Артура Эдварда Уэйта (1857-1942), мы не можем обойти ее вниманием. Уэйт был членом изначальной "Золотой Зари", но к 1909 году уже несколько лет возглавлял свою собственную "раскольническую" группу. Поэтому его Таро отражает лишь отдельные элементы классической системы, созданной Матерсом, в целом же это оригинальная, самостоятельная работа. В книге "Иллюстрированный ключ к Таро" (1911) Уэйт признает, что его "Дьявол" представляет собой "сочетание, среднее арифметическое или гармонию" нескольких более ранних мотивов. Фактически это смесь Бафомета Леви и Вирта (в книге упоминается знак Меркурия на животе, но на карте он отсутствует) с Дьяволом "Золотой Зари" (птичьи ноги, перевернутая Пентаграмма на голове, опущенный факел). Интересная (но не объясненная в книге) деталь -- хвосты скованных фигур: у мужчины хвост заканчивается пламенем, у женщины -- виноградной кистью. (Ключ к загадке дает уэйтовский Большой Аркан VI, но это уже лежит за пределами темы нашего эссе.) В свойственной ему высокомерной манере Уэйт вскользь упоминает мнения Леви и Кристиана и выдает свое окончательное толкование "Дьявола": "В действительности же он означает Стража Порога у врат Мистического Сада, из коего изгоняются вкусившие запретного плода".

Таро Уэйта -- Смит

Соображения объема заставляют меня ограничить количество упоминаемых систем оккультного Таро -- но, конечно, это не будет сделано за счет "Таро египтян" Алистера Кроули (1875-1947). Основатель одной из наиболее влиятельных магических систем современности, Кроули является и создателем одной из самых популярных в мире и артистически притягательных колод Таро (непосредственным исполнителем всех карт была художница леди Фрида Харрис). В "Книге Тота", которую Кроули издал под псевдонимом "Master Therion" в 1944 году, все 78 карт были подробно описаны, но проиллюстрированы лишь некоторые. Массовое издание Таро Кроули в качественном полноцветном варианте состоялось лишь в 1978 году. "Дьявол" Кроули развивает идею Бафомета: 

"Элифас Леви изучил эту карту очень глубоко, поскольку она связана с церемониальной магией, его любимым предметом, и нарисовал ее заново, отождествив с Бафометом, ослиноголовым идолом Рыцарей-Храмовников. В то время... природу Бафомета понимали недостаточно... Но, по крайней мере, Леви удалось опознать в козле, изображенном на карте, бога Пана". 
Карта XV у Кроули представляет знак Козерога, "созидательную энергию в ее наиболее материальной форме... Пана Пангенетора, Всезачинающего". Бросающийся в глаза фаллический объект -- это "Древо Жизни, видимое на фоне... божественного весеннего безумия, уже различимого в созерцательном безумии зимы". Бафомет теряет уже всякие человеческие черты и превращается в "гималайского козла с глазом во лбу, представляющего бога Пана на высочайших и самых тайных горах Земли". Кадуцей, фигурировавший на рисунке Леви, становится "Жезлом Старшего Адепта, увенчанным крылатым шаром и змеями-близнецами Гора и Осириса".
Кроули обращает наше внимание на то, что 
"ствол Древа пронзает небеса; в самом верху показано кольцо тела Нуит. А древко Жезла опускается вниз, прямо к центру Земли... Формула этой карты -- совершенное уважение ко всему живому. Ее персонаж радуется неровному и бесплодному не меньше, чем гладкому и плодородному. Все вещи в равной степени восхищают его. Он находит экстаз в каждом явлении, каким бы по природе отвратительным оно ни было. Он превосходит все ограничения; он -- Пан; он -- Все... В каждом символе этой карты -- намек на самое высокое и самое отдаленное. Даже рога козла имеют спиральную форму, изображая движение всепроникающей энергии". 
"Таро Тота" Кроули -- Харрис

Таков "Дьявол" оккультного Таро -- Бог магов и Маг среди богов.

 

Статья опубликована в первом номере журнала "Святой Грааль", издаваемом Московским отделением Ордена Восточных Тамплиеров. Летнее солнцестояние 2006 г.

HOME|ТАРО