"Не так страшен черт, как его малюют"Образ Аркана XV в разных системах ТароАндрей КостенкоЖурнал,
посвященный западной магической традиции, несомненно, должен уделять внимание
проблемам Таро как одной из важных составляющих этого культурного феномена.
И в самом первом выпуске журнала, по-видимому, вполне уместно сказать несколько
слов о том Большом Аркане, который в большинстве колод Таро называется
"Дьяволом". Действительно,
магия, оккультизм и эзотерика
в массовом сознании обществ "западного" типа всегда связывались с сатанизмом,
колдовством -- словом, со всякой чертовщиной. С точки зрения христианского
фундаменталиста любой, кто контактирует с
незримыми Учителями, занимается
магией, прорицанием или даже невинно вроде бы звучащим
тайноведением
и
тому подобными
поисками чудесного, медитирует и смещает точку
сборки, есть прислужник Дьявола. И лично я с этим совершенно согласен.
Вопрос лишь в том, как понимать Дьявола и что считать сатанизмом. Мне кажется,
очень многих конфликтов на мировоззренческой почве можно было бы избежать,
если бы люди, прежде чем вступить в спор, договаривались о значении употребляемых
терминов. Другой вопрос -- что некоторые "воинствующие" мировоззрения только
и могут существовать в состоянии перманентного конфликта со всеми остальными.
И именно все остальные религии, философии и эзотерические учения
считаются "сатанинскими" и персонифицируются в образе Дьявола -- мерзкого,
злобного и лживого.
Что
же означает Дьявол, или Аркан XV, в картах Таро? (Тут надо кстати заметить,
что карта с Дьяволом не во всех системах Таро имела номер XV, а Аркан XV
не во всех системах изображает Дьявола; об этом будет сказано ниже.) В
принципе -- все, что угодно создателю (или пользователю) любой конкретной
колоды. Не существует никакой единой "философии Таро", и о традиции здесь
можно говорить только в том смысле, что создатель каждой следующей колоды
с некоторыми идеями предшественников соглашается, а некоторые -- активно
"исправляет". Разумеется, проследить это можно только на примере более-менее
современных "оккультных" вариантов Таро, сопровождаемых пояснительными
текстами. Если же говорить об "исторических" игральных колодах (Италия
и Франция XV-XVII веков), то тут, по-видимому, при каждом новом копировании
печатных досок происходила в основном пассивная эволюция изображений:
детали "смазывались", исчезали совсем или превращались в нечто совсем другое,
хотя и внешне похожее. И у нас не может быть никакой уверенности в том,
что древнейшие исторические Таро, хранящиеся в музеях и частных собраниях,
действительно являются древнейшими. Картонные карты, увы, недолговечны,
и многие звенья ранней эволюции Таро, по-видимому, потеряны для нас навсегда.
Кстати,
среди сохранившихся до наших дней
рукописных итальянских карт Таро
XV века (типа "Висконти -- Сфорца", типа "Д’Эсте"
и так называемых карт "Карла VI" или "Грингонье") Дьявола нет вообще. Но
в печатных итальянских колодах конца XV-- начала XVI веков он присутствует
во всей своей красе: с рогами, свиными ушами, кожистыми крыльями, петушиными
ногами. Чаще всего он с вилами, иногда со вторым лицом на животе или причинном
месте, иногда с туловищем и бедрами, покрытыми густой шерстью. Еще один
вариант: терзаемые грешники в пасти. В те времена на картах не было подписей,
но в итальянском латинском манускрипте
Sermones de Ludo Cum Aliis (XV
в.) и в трех итальянских поэмах XVI века приводятся списки названий всех
"Триумфов" (изначальное название Козырей, или Больших Арканов) Таро, и
во всех фигурирует "Дьявол". Без вариантов, свойственных некоторым другим
картам. По-видимому, это и был Дьявол христианского вероучения и средневековой
народной мифологии: владыка Ада, наказывающий грешников. В одном из более
поздних итальянских вариантов Таро (Милан, нач. XIX в.) Дьявол изображен
выходящим из Ада в языках пламени и в сопровождении змеев и чудовищ.
C
начала XVII в. существует очень интересный дизайн Таро, ныне называемый
"Марсельским".
В нем козыри, как правило, подписываются, и козырь XV всегда называется
тоже "Дьяволом". У этого персонажа все те же птичьи ноги, крылья, рога
(ветвистые), вилы (в некоторых вариантах они превращаются в факел, дубину
или нечто вроде меча -- пример
пассивной эволюции, о которой говорилось
выше). При четко прорисованном мужском половом органе -- явно женская грудь.
Варианты: второе лицо на животе, набедренная повязка. Одна рука поднята,
другая (с вилами или их заменителем) опущена. Уникальная деталь марсельского
Дьявола -- два чертенка с зазубренными рогами и хвостами, привязанные за
шеи к постаменту, на котором он стоит.
Практически
одновременно с Марсельским Таро появился очень распространенный вариант
этого дизайна -- Безансонское Таро, в котором козыри "Папа" и "Папесса"
заменены на "Юпитера" и "Юнону", а козырь XV композиционно идентичен марсельскому
прототипу, но внешне несколько отличается от него. Безансонский Дьявол
волосат; у него козлиные ноги с копытами и козлиные же, неразветвленные
рога, в опущенной руке -- факел, который уже не спутаешь ни с чем.
Марсельское и Безансонское Таро были широко распространены во Франции XVIII века. Однажды колоду марсельского типа увидел и внимательно рассмотрел знаменитый французский масон и историк-любитель Антуан Кур де Жебелен (1728(?)-1784). Впоследствии в восьмом томе (1781) своего капитального труда "Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным" он опубликовал эссе "Об игре в Таро", положив начало упомянутой выше традиции оккультного толкования и "исправления" карт Таро -- в частности, двадцати двух козырей, которым со временем предстояло получить гордое название "Мажорных Арканов" (то есть Больших Таинств). Де Жебелен утверждает, что "на карте XV изображен известный персонаж египетской мифологии Тифон -- брат Осириса и Исиды, злое начало, великий Демон Ада". Многие другие карты (да и всю колоду Таро в целом) он так же уверенно трактует "в египетском духе" -- точнее было бы сказать, в духе царившей тогда во Франции "египтомании". Так или иначе, именно он дал Аркану XV название "Тифон", которое охотно переняли многие известные оккультисты, начиная с Поля Кристиана (1811-1877). Вторым "отцом-основателем" традиции эзотерического толкования карт Таро может считаться Жан-Батист Альетт (1738-1791), более известный под псевдонимом Эттейлла. В начале 1789 года он издал первую полную (78 карт) колоду Таро, "исправленную" по соображениям оккультного характера, назвав ее "Книгой Тота". В ней Дьявол (смесь марсельского и безансонского дизайнов) имеет номер 14 и название Force Majeure ("Непреодолимая сила"). Любопытен отзыв Элифаса Леви (к которому мы вскоре перейдем): "Это единственный иероглиф [Таро], который был Эттейллой правильно понят верно истолкован". Действительно, этот образ уже гораздо ближе к "Бафомету" Леви, чем Дьявол Марсельского Таро. В анонимной "Таинственной книге Тот" (Москва, 1861) и в "Предсказательном Таро" Папюса (1909) приводятся списки гадательных значений карт по системе Эттейллы. Для "Непреодолимой силы" в прямом положении в первой книге даются следующие значения: "Сила. Сверхъестественное могущество. Добродетель. Сильное побуждение. Опустошение. Насилие. Сила духа. Физический труд". Второй источник добавляет к ним "горячность, необычайную власть, правду, гениальные порывы". Значения порой противоречивые, но в целом рисующие скорее симпатичный, чем отталкивающий образ.
В музее
фирмы
Хотя де Жебелен и Эттейлла заложили основу оккультного толкования Таро, попытки более-менее глубокого разбора значений отдельных карт мы находим лишь в работах Элифаса Леви (1810-1875). Глава XV его "Ритуала высшей магии" (1855) дает совершенно новую, я бы сказал революционно новую, трактовку "Ключа XV", а равно и одно из самых разумных объяснений образа Дьявола с точки зрения оккультной науки. Отсылая заинтересованных читателей к этой главе, я представлю здесь лишь некоторые выдержки. Леви отождествляет "Дьявола" Таро с
Бафомет,
нарисованный Элифасом Леви для фронтисписа книги, известен, конечно, всему
миру, но в эссе, посвященном истории Аркана XV, просто невозможно не воспроизвести
его.
Далее Леви заявляет, что, по его глубокому убеждению, гроссмейстеры Ордена Тамплиеров сами поклонялись этому Бафомету и заставляли поклоняться ему посвящаемых в рыцари. Более того, и "в настоящее время могут проводиться собрания под председательством этой фигуры, восседающей на троне с пылающим факелом между рогами. Но почитатели этого символа, в отличие от нас, не считают, что он представляет Дьявола: напротив, для них это бог Пан, бог наших современных философских школ, бог александрийской школы теургии и наших собственных мистических неоплатоников.., бог Спинозы и Платона, бог изначальных гностических школ". В древней Иудее, вспоминает Леви, освящались два козла -- чистый и нечистый. (Этот ритуал подробно описывается в библейской книге "Левит", глава 16.)
"Белая
и Черная Церкви" Леви в точности соответствуют "Путям Правой и Левой Руки"
в тантризме. Ни в коем случае нельзя понимать их как Церковь, служащую
Богу, и Анти-Церковь, служащую Дьяволу как реально существующему врагу
Бога:
Итак,
Сатаны не существует, а "Дьявол" Таро, согласно Леви, должен пониматься
как Бафомет -- "всего лишь невинный и даже благочестивый иероглиф". Как
"символ света" его характеризует "Знак Пентаграммы с одним углом вверху".
Кроме того, "его руки составляют знак оккультизма, указывая вверх на белую
луну [Сефиры] Хесед и вниз на черную луну [Сефиры] Гебура. Этот знак означает
совершенное согласие между милосердием и справедливостью". Объяснены и
все прочие детали образа Бафомета.
Впрочем,
Элифас Леви не отказывается и от негативной трактовки Ключа XV. В "Догме
высшей магии" (1854-55) он заявил: "В черной магии дьявол -- великий
магический агент, употребляемый для дурных целей злой волей". В
"Ритуале"
он развивает эту мысль:
Наконец,
в "Магическом ритуале Sanctum Regnum" -- работе, опубликованной
лишь посмертно (1896), Леви приводит "максиму": "Дьявол есть магнетический
ток, в котором сливаются отдельные слепые и извращенные воли". И там же:
"Дьявол на самом деле есть Слепая Сила. Если помогаешь слепому, он может
послужить тебе; но если дашь слепому вести тебя -- непременно заблудишься".
Таким
образом, Элифас Леви, решительно отказавшись воспринимать "Дьявола" Таро
как христианского Сатану, противника Бога и хозяина Ада, предложил ему
два толкования: 1) Бафомет как символ Универсума и 2) магическая сила,
создаваемая и используемая злой или слепой (в сущности, глупой) волей.
Второе толкование получило развитие в трудах многих оккультистов более
поздних периодов. Первое же, несомненно, вдохновило Алистера Кроули (одним
из псевдонимов которого был "Бафомет"). Но о нем мы поговорим чуть позже.
Ученик
Леви Поль Кристиан (1811-1877) в своей книге
"Красный
человек из Тюильри" (1863) вводит понятие
Арканов
Таро и дает
Аркану XV название "Тифон". Согласно трехчастному толкованию Кристиана
(широко распространившемуся в оккультной литературе), Аркан XV "выражает
в божественном мире Предопределение; в интеллектуальном мире
-- Тайну; в мире физическом -- Непредвиденное, Фатум".
В
1889 году художник и начинающий оккультист Освальд
Вирт публикует
"22 Аркана Каббалистического Таро" -- колоду,
созданную им под руководством Станисласа де Гуайта, еще одного последователя
Леви. Позаимствовав у классического Бафомета некоторые важные черты (козлиную
голову и ноги, надписи Solve и Coagula на руках), Вирт все-таки
взял за основу "Дьявола" Марсельского Таро. "Кадуцей, заменяющий детородный
орган" превращается в алхимический знак Меркурия. Пентаграммы на лбу нет.
Дьявол стоит на пьедестале, к которому прикованы два черта обоего пола.
Над книгой о Таро Вирт работал очень долго и опубликовал ее только в 1927 году, вскоре после переработанного варианта колоды. Вернув Дьяволу на лоб прямую пентаграмму, Вирт развивает его толкование как "магического агента":
Пентаграммы из книги ВиртаЕсли
22 Аркана Освальда Вирта, воспроизведенные в классических книгах Папюса
"Цыганское
Таро" (1889) и Мэнли П. Холла "Энциклопедическое
изложение символической философии" (1928), развивали "средневековый"
графический стиль Марсельского Таро, то с Поля Кристиана фактически начался
новый, "египетский" стиль. В 1896 г. в
одной французской книге были опубликованы Большие Арканы Мориса Отто
Вегенера, нарисованные явно под влиянием работ Кристиана. Этот дизайн стал
очень популярным в XX веке. В частности, его использовал знаменитый американский
оккультист К. К. Заин (1882-1951). Большой
Аркан XV в этой традиции называется "Тифоном" или "Черным магом".
Его внешность напоминает марсельского Дьявола и Бафомета Леви (мужской
половой орган и женские груди, козлиные ноги, факел), но с некоторыми существенными
нововведениями: тело гиппопотама, голова крокодила, из пупка выползает
змея (символизирующая "рождение зла"). "Факел разрушения" в одной руке
дополняет "скипетр разделения и ненависти" в другой. У ног Тифона изображены
два коленопреклоненных человека с козлиными головами ("падшие до уровня
животных"), прикованные цепью не к постаменту, а друг к другу ("оковы порока").
В
эзотерической
системе К. К. Заина Аркан XV (как и остальные Большие Арканы) имеет
значения в разных оккультных науках. Астрологически это Сатурн (как "планета
изощренного эгоизма"), алхимически -- "нечистые ингредиенты, от которых
надо избавляться". В магии он представляет "все те методы, с помощью которых
эгоизм и зло пытаются обрести власть над людьми, поработить и эксплуатировать
их". К таковым методам, что любопытно, К. К. Заин относит насаждение современных
религий (в том числе извращенного христианства), а также теории человеческой
реинкарнации (с которой он яростно боролся всю жизнь). Наконец, "в путешествии
души Аркан XV представляет встречу с Обитателем Порога. Имя ему
-- Эгоизм, и победить его можно только несгибаемым намерением жить для
блага и развития Целого, а не только для себя".
Другой
вариант "египетского" дизайна (также идущий от Леви и Кристиана) получил
широкое распространение сначала в странах Латинской Америки, а в последнее
время, благодаря деятельности Самаэля Ауна Веора (1916-1977), основателя
"современного гностического движения", становится все более известным и
в других странах. Современная коммерческая версия этой колоды называется
Согласно Ханейро, Аркан XV символизирует принцип индивидуальной воли; творческий огонь; силу желания; постоянное противоречие, побуждающее дух стремиться к противоположностям; процесс зачатия; раздор; страх и ярость. У персонажа "Страсти" мужская фигура, но женская грудь (Бафомет), при этом голова не козлиная, а баранья (как у египетского бога Хнума). Теперь поговорим об Аркане XV в том варианте Таро, который был создан в недрах "Золотой Зари" -- еще одной ветви западной оккультной традиции, многое взявшей у Элифаса Леви. Герметический Орден Золотой Зари был основан в Англии в 1888 году. Один из основателей, Самьюэл Лидделл Макгрегор Матерс (1854-1918), разработал для ордена специальную систему Таро. Считается, что "образцовую" колоду Таро, которую должны были копировать ученики, нарисовала под руководством Матерса его супруга Мойна, опытная художница. В начале XX века "Золотая Заря" распалась на несколько дочерних орденов. Адепт одного из них Израэль Регарди (1907-1985), желая сохранить для потомков учения и ритуалы "Золотой Зари", опубликовал их в 1937 году в одноименной книге. В 1978 году была опубликована и полная колода Таро "Золотой Зари", нарисованная по указаниям Регарди Робертом Уонгом. В 1983 году вышла и книга Уонга "Каббалистическое Таро", в которой объясняются иконографические особенности всех 78 карт. Из книги "Золотая Заря", опубликованной Регарди, мы узнаем, что Козырь XV (слово "Аркан" в этой традиции не употребляется),
Хотя
козырь XV сохраняет в системе "Золотой Зари" вульгарное название "Дьявол",
у него есть и более возвышенный "эзотерический титул": Владыка Врат Материи;
Дитя Сил Времени. Его астрологическое соответствие -- Козерог.
Уонг
в своей книге дает гораздо более подробное и интересное объяснение Дьявола
"Золотой Зари", часто заставляющее вспомнить рассуждения Элифаса Леви:
Пентаграмма
перевернута, объясняет Уонг, поскольку перевернуты наши представления о
реальности. 26-й Путь каббалистического Древа Жизни, соответствующий этой
карте Таро, потому и носит название "Обновляющий Разум", что на нем практикующий
маг смещает свою точку зрения, получает новое видение вещей, задействует
"внутреннее око". (Кстати, название еврейской буквы Аин, ассоциирующейся
в системе Золотой Зари с "Дьяволом", означает "глаз".) Скованные цепью
фигуры в нижней части карты принимают только то, что им говорит физическое
зрение, то есть находятся в рабстве у иллюзии.
Согласно
Уонгу, один из главных уроков этой карты -- то, что Дьявола, как его понимают
"несведущие" (сиречь непосвященные в Учение), не существует: "во вселенной
нет ничего, что не от Бога, включая так называемого Дьявола". Более того:
"Дьявол есть необходимое средство достижения сознания Христа-Будды в [Сефире]
Тифарет... Дьявол -- это и Искуситель, и Искупитель". Каббалистическая
практика позволяет "перевернуть должным образом Пенгаграмму Дьявола и поднять
вверх его факел". Это означает обращение вспять потоков Астрального Света.
И это то же самое, что получение Философского Камня и Эликсира Жизни. "Только
через силы Дьявола и наше правильное их понимание мы можем войти прямо
в Свет Бога-Сына. Согласно писаниям, даже Сам Христос прошел через искушение
Дьяволом, и это ли не ясное указание нашего пути?" -- заявляет далее автор.
Объяснена
и такая уникальная деталь Таро "Золотой Зари", как рог в правой руке Дьявола.
Уонг и его учитель Регарди считают, что это тот самый рог, который трубит,
призывая евреев к молитве в День Искупления (Йом Кипур): "Таким
образом, Дьявол держит самое средство освобождения от оков. В нем [Дьяволе]
содержится и то, что порабощает, и то, что наделяет свободой".
Поскольку
самым популярным в мире Таро является колода, созданная в 1909 году Памелой
Колман Смит под руководством Артура Эдварда Уэйта
(1857-1942), мы не можем обойти ее вниманием. Уэйт был членом изначальной
"Золотой Зари", но к 1909 году уже несколько лет возглавлял свою собственную
"раскольническую" группу. Поэтому его Таро
отражает лишь отдельные элементы классической системы, созданной Матерсом,
в целом же это оригинальная, самостоятельная работа. В книге
"Иллюстрированный
ключ к Таро" (1911) Уэйт признает, что его "Дьявол" представляет собой
"сочетание, среднее арифметическое или гармонию" нескольких более ранних
мотивов. Фактически это смесь Бафомета Леви и Вирта (в книге упоминается
знак Меркурия на животе, но на карте он отсутствует) с Дьяволом "Золотой
Зари" (птичьи ноги, перевернутая Пентаграмма на голове, опущенный факел).
Интересная (но не объясненная в книге) деталь -- хвосты скованных фигур:
у мужчины хвост заканчивается пламенем, у женщины -- виноградной кистью.
(Ключ к загадке дает уэйтовский Большой Аркан VI, но это уже лежит за пределами
темы нашего эссе.) В свойственной ему высокомерной манере Уэйт вскользь
упоминает мнения Леви и Кристиана и выдает свое окончательное толкование
"Дьявола": "В действительности же он означает Стража Порога у врат Мистического
Сада, из коего изгоняются вкусившие запретного плода".
Соображения объема заставляют меня ограничить количество упоминаемых систем оккультного Таро -- но, конечно, это не будет сделано за счет "Таро египтян" Алистера Кроули (1875-1947). Основатель одной из наиболее влиятельных магических систем современности, Кроули является и создателем одной из самых популярных в мире и артистически притягательных колод Таро (непосредственным исполнителем всех карт была художница леди Фрида Харрис). В "Книге Тота", которую Кроули издал под псевдонимом "Master Therion" в 1944 году, все 78 карт были подробно описаны, но проиллюстрированы лишь некоторые. Массовое издание Таро Кроули в качественном полноцветном варианте состоялось лишь в 1978 году. "Дьявол" Кроули развивает идею Бафомета:
Карта
XV у Кроули представляет знак Козерога, "созидательную энергию в ее наиболее
материальной форме... Пана Пангенетора, Всезачинающего". Бросающийся в
глаза фаллический объект -- это "Древо Жизни, видимое на фоне... божественного
весеннего безумия, уже различимого в созерцательном безумии зимы". Бафомет
теряет уже всякие человеческие черты и превращается в "гималайского козла
с глазом во лбу, представляющего бога Пана на высочайших и самых тайных
горах Земли". Кадуцей, фигурировавший на рисунке Леви, становится "Жезлом
Старшего Адепта, увенчанным крылатым шаром и змеями-близнецами Гора и Осириса".
Кроули
обращает наше внимание на то, что
Таков "Дьявол" оккультного Таро -- Бог магов и Маг среди богов. Статья
опубликована в первом номере журнала "Святой Грааль", издаваемом |