— Мое тело едино с моими мыслями, мои мысли едины с моей жизненной энергией, моя энергия едина с духом, а мой дух един с Небытием. Любое самое малое явление, любой самый слабый звук внятны мне независимо от того, случаются ли они за пределами Восьми пустынь или прямо под моим носом. Однако ж мне неведомо, воспринимаю ли я их своими органами чувств и конечностями, или я постигаю их сердцем и внутренними органами. Это знание возникает само собой — и только. Правитель Лу был очень доволен. На следующий день он рассказал об этом Конфуцию, а тот улыбнулся и ничего не сказал. Первый советник царства Сун навестил Конфуция и спросил его: — Вы мудрец? — Как я могу назвать себя мудрецом? Я просто человек, который много учился и имеет обширные познания. — А были ли мудрецами Три Царя xxxii? — Три Царя умели пользоваться знаниями и отвагой, а были ли они мудрецами — того я не ведаю. — А были ли мудрецами Пятеро Владык? — Пятеро Владык умели применять человечность и долг, а были ли они мудрецами — того я не ведаю. — Тогда были ли мудрецами Трое Высочайших Властителей? — Трое Высочайших Властителей умели пользоваться обстоятельствами времени, а были ли они мудрецами — того я не ведаю. — Кого же, по-вашему, можно назвать мудрецом? — спросил в недоумении первый советник. Конфуций изменился в лице и сказал: — Среди людей в Западном крае есть настоящий мудрец. Он не управляет — а в мире нет беспорядка. Не говорит — а ему доверяют. Не воспитывает — а его слушаются беспрекословно. Он столь велик, что никто даже не может прославить его. Я догадываюсь, что он воистину мудр, но не знаю, прав ли я в своей догадке xxxiii. Тут первый советник подумал про себя: “Конфуций меня дурачит!” Цзы-Ся спросил Конфуция: — Что за человек Янь Юань? — В человечности он превосходит меня. — А что за человек Цзы-Гун? ..далее |