Пользуйся им — и он заполнит весь мир; Пренебрегай им — и никогда не отыщешь его. Никакая мысль не может сделать Путь несуществующим, и никакое отсутствие мысли не может сделать Путь существующим. Постигнет его лишь тот, кто познает его в безмолвии и даст ему созреть естественно. Знать, не питая страсти, и свершать, ничего не делая, — вот истинное знание и истинное деяние. Отбрось невежество — и как сможешь ты питать страсть? Отбрось суетность — и как сможешь ты погрязнуть в делах? А быть подобным кому грязи или куче пыли — не есть естественность, даже если ничего не делать. Глава V ВОПРОСЫ ТАНА xxxvii Иньский Тан спросил Цзи из рода Ся: — Всегда ли существовали вещи? — Если когда-то не было вещей, откуда взяться вещам сейчас? Согласитесь ли вы, если люди будущих поколений скажут, что в наше время не было вещей? — В таком случае есть ли у вещей “прежде” и “потом”? — Конец и начало всех вещей Не имеют одной точки отсчета. Конец одного — это начало другого. Откуда нам знать, что было прежде всего? Но о том, что пребывает вне вещей и что случилось прежде всех событий, я не ведаю. — В таком случае есть ли конец восьми сторонам вселенной, зениту и надиру? — Этого я не ведаю. Но Тан настойчиво повторял свой вопрос, и Цзи продолжил: — Что отсутствует — то беспредельно, а что присутствует — имеет предел. Откуда это известно?..xxxviii Однако же нет ничего бесконечного за пределами того, что бесконечно, и ничего неисчерпаемого в том, что неисчерпаемо xxxix. Нет границы, но нет и безграничного. Нельзя ничего исчерпать, но и нет ничего неисчерпаемого. Вот почему мы знаем, что есть безграничное и неисчерпаемое, но не знаем, могут ли они быть ограничены и исчерпаны. ..далее |