Концепция ци Рё практика тайцзицюань Концепция ци является базовой для всей внутренней традиции ушу. РќРµ затрагивая РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ ее смысл, здесь РјС‹ лишь скажем Рѕ нескольких моментах, которые необходимо знать РїСЂРё занятиях тайцзицюань. Ци РЅРµ имеет точного соответствия РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕРј языке Рё предполагает несколько значений: внутренняя энергия, РІРѕР·РґСѓС…, дыхание, прана, пневма Рё даже настроение. Так или иначе, речь идет РѕР± энергетической субстанции, которая наполняет наш организм. Важнейшим качеством ци является то, что РѕРЅР° может растрачиваться (например, РїСЂРё тяжелой изнурительной работе или болезнях), восполняться (через дыхательные Рё медитативные упражнения, правильный образ жизни, определенное питание), приходить РІ состояние дисбаланса Рё вредить организму (РїСЂРё гневе, любых сильных чувствах Рё переживаниях), угнетаться (РїСЂРё долгом СЃРЅРµ или, наоборот, отсутствии СЃРЅР°, переедании). РџРѕСЂРѕР№, РєРѕРіРґР° человек чувствует то, что обычно именуется «упадком сил», РІ китайской традиции может быть объяснено через термины «недостатка ци» или «угнетения ци». Любая болезнь, таким образом, вызывается дисбалансом ци РІ той или РёРЅРѕР№ части человеческого организма. Таким образом, важнейшей задачей любой системы внутреннего искусства является приведение ци РІ состояние, РїРѕРєРѕСЏ Рё гармонии. РќРµ случайно РіРѕРІРѕСЂСЏС‚, что «тайцзицюань способен излечить сотни болезней». РџРѕ традиционным представлениям часть ци циркулирует РїРѕ определенным каналам или меридианам РІ теле человека (цзинь-ло), другая часть может находиться «под кожей» или РІ конкретных органах, например, печени, сердце, легких Рё С‚. Рґ. Р’ идеальном состоянии ци СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕ циркулирует без малейших задержек, однако РІ случае болезни или какого-то недомогания возникают так называемые «задержки» РІ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ циркуляции ци (РґСѓ ци). Рто может быть обусловлено как любым заболеванием, так, например, Рё излишним психическим напряжением, или переутомлением. Занятия тайцзицюань СЃРїРѕСЃРѕР±РЅС‹ устранить дисбалансы различного типа РІ циркуляции ци. Однако это невозможно сделать раз Рё навсегда. Обычно РІ течение РґРЅСЏ человеку приходится испытывать различного СЂРѕРґР° стрессы: необходимость выполнять работу, связанную СЃ принятием сложных решений, физические нагрузки, даже неправильное или излишнее питание РјРѕРіСѓС‚ надолго вызвать закупорку ци. Так возникает внутренний дискомфорт, чувство неоправданной тревоги, нервозность, потеря внимания. Дисбаланс может быть вызван также Рё общением СЃ некоторыми людьми, способными оказывать негативное воздействие РЅР° ваше состояние. Таким образом, необходимо регулярно повторять «восстановительные» сеансы тайцзицюань. Например, утром занятия этим комплексом «заряжают» организм перед рабочим днем, вечером РІРЅРѕРІСЊ РїСЂРёРІРѕРґСЏС‚ внутреннее ци РІ состояние РїРѕРєРѕСЏ. Для людей западной традиции РЅРµ всегда просто представить циркуляцию ци. Более того, РїРѕСЂРѕСЋ сами носители китайской традиции также РЅРµ СЃРїРѕСЃРѕР±РЅС‹ сделать это. Тайцзицюань налаживает правильную циркуляцию ци РЅРµ столько Р·Р° счет визуального представления «потока» ци РІ организме, РЅРѕ Р·Р° счет правильных, расслабленных позиций Рё строго определенной последовательности движений. Р’ этой простоте — РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ преимущество тайцзицюань перед РјРЅРѕРіРёРјРё РґСЂСѓРіРёРјРё системами. Ощущение циркуляции ци придет однажды самой СЃРѕР±РѕР№ — его РЅРµ следует искусственно стимулировать, поскольку можно вызвать неправильное ощущение, никак РЅРµ связанное непосредственно СЃ циркуляцией ци, Рё подсознательно закрепить его. Концепция ци достаточно сложна для восприятия, поскольку РІ процессе циркуляции РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґСЏС‚ определенные трансформации ци. Ци, РІ частности, соединяется СЃ «семенем» (цзин) Рё РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ субстанцией (шэнь), приобретает различные качества, омывает разные части Рё органы тела. Постепенно РІ процессе занятий ци приобретает абсолютную чистоту Рё тем самым, Рё Р·Р° счет этого оздоравливается Рё преобразуется весь человеческий организм. Методы изучения тайцзицюань Движения РІ гимнастике тайцзицюань довольно сложные, Рє тому же часто выполняются повороты туловища, различные перемещения РЅРѕРі, меняются направления Рё РјРЅРѕРіРѕРµ РґСЂСѓРіРѕРµ. Начинающие практиковать, обычно обращая внимание РЅР° СЂСѓРєРё, забывают РїСЂРѕ РЅРѕРіРё, Р° РїСЂРё выполнении движений руками Рё ногами упускают движение туловища. Поэтому для создания условий эффективного освоения комплекса РІСЃРµ основные упражнения разделены РЅР° отдельные движения, СЃ указанием РЅР° наиболее важные моменты РёС… выполнения. Рто позволяет начинающим сравнительно быстро освоить гимнастику тайцзицюань. Применение такого метода для изучения комплекса Рё его отработки, как разделение движений РЅР° отдельные элементы, целесообразно РїРѕ следующим соображениям: Первое, комплекс гимнастики тайцзицюань РІ целях его качественного изучения делится РЅР° отдельные движения. Начинающие практиковать гимнастику легко запоминают Рё усваивают движения, таким образом обеспечивается возможность для изучения Рё отработки комплекса РІ короткие СЃСЂРѕРєРё. Второе, такой СЃРїРѕСЃРѕР± тренировки РЅРµ только помогает качественно освоить конечные положения различных форм, РЅРѕ Рё позволяет достигнуть, РїСЂРё условии соблюдения вышеизложенных требований, правильной траектории РІ передвижениях туловища, СЂСѓРє Рё РЅРѕРі. Третье, РїСЂРё поэлементном изучении Рё отработке движений, появляется возможность остановиться РІ каком-РЅРёР±СѓРґСЊ движении, чтобы начинающие практиковать гимнастику могли самостоятельно проверить правильность положения Рё РїСЂРё необходимости исправить ошибки. Некоторые учащиеся после освоения комплекса, несмотря РЅР° упорные тренировки, выполняют движения как обычную С…РѕРґСЊР±Сѓ, что РЅРµ соответствует РЅРѕСЂРјРµ. РџСЂРё этом СЃРЅРѕРІР° необходимо прибегнуть Рє помощи методики разделения движений РЅР° отдельные элементы Рё повторно исправить допущенные ошибки. Таким образом, тренировка СЃ использованием методики разделения движений РЅР° отдельные элементы полезна РЅРµ только для начинающих, РЅРѕ Рё крайне необходима для повышения СѓСЂРѕРІРЅСЏ мастерства. РџСЂРё обучении РїРѕ методу разделения движений РјС‹ рекомендуем только после овладения РѕРґРЅРёРј движением переходить Рє изучению следующего движения. РџСЂРё использовании предложенного СЃРїРѕСЃРѕР±Р° обучение может показаться слишком медленным, РЅРѕ зато каждое движение РІС‹ освоите прочно Рё правильно, РґР° Рё РЅР° практике обучение оказывается быстрым. РљСЂРѕРјРµ того, отработка каждый день подготовительных движений форм шага, СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ перемещения туловища Рё СЂСѓРє способствует повышению качества обучения. РњС‹ рекомендуем уделять РѕРґРёРЅ час РІ день РЅР° изучение РЅРѕРІРѕР№ формы, Р° РЅР° следующий день осуществлять повторение. Р’ обычной обстановке, РІ среднем Р·Р° полтора месяца, можно освоить комплекс В«24 форм гимнастики тайцзицюань». Некоторых беспокоит то, что разделение всех форм комплекса РЅР° элементы похоже РЅР° выполнение гимнастических упражнений Рё теряется сам стиль тайцзицюань, то есть последовательность Рё непрерывность. Р’ действительности опасения напрасны. РџСЂРё изучении РЅРѕРІРѕРіРѕ движения используется метод его разделения, РїСЂРё изучении же следующей формы необходимо многократно Рё последовательно отработать уже изученную предыдущую форму, постепенно углубить понимание ее внутреннего содержания Рё особенности структуры движений. Р’ этом вам поможет раздел «Методические указания Рё практические рекомендации». Вслед Р·Р° повышением степени тренированности, постепенно переходите Рє последовательному выполнению разделенных движений, что позволит выполнять такие требования гимнастики тайцзицюань, как мягкость, непрерывность, скоординированность Рё одинаковая скорость движений. Разделение движений РЅР° элементы РїРѕРґРѕР±РЅРѕ РѕРїРѕСЂРµ РЅР° костыль, РєРѕРіРґР° же человек способен двигаться сам, РѕС‚ костыля можно отказаться. Так как дугообразный шаг РІ комплексе встречается больше 11 раз, рассмотрим, как разделение движения РЅР° элементы помогает освоить его. Первое, предложенная методика дает возможность правильно овладеть СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј выполнения дугообразного шага, привить такую привычку, РєРѕРіРґР° РїСЂРё перешагивании вперед РЅР° поверхность сначала опускается пятка, Р° затем медленно ставится Рё РІСЃСЏ стопа, колено впередистоящей РЅРѕРіРё постепенно сгибается РІ РІРёРґРµ РґСѓРіРё, сзадистоящая РЅРѕРіР° естественно выпрямляется, центр тяжести полностью перемещается влево Рё таким образом выполняется дугообразный тип шага. Рто дает возможность избежать таких ошибок, как преждевременное перемещение вперед центра тяжести Рё одновременное опускание РЅР° поверхность сразу всей стопы РїСЂРё выполнении перешагивания. ..далее |