Конфуций разработал систему
конвенционных взглядов, призванных
руководить этическими, ритуальными и
юри­дическими сторонами жизни общества.
Другими словами, конфуцианство призвано
регламентировать взаимоотноше­ния
внутри общества, помогать личности
находить своё место, опираясь на
общепринятые (конвенционные) воз­зрения,
в то же время подчиняя эту личность
нормам об­щественного порядка.
Даосизм по способу
взаимоотношений с действительно­стью
представляет собой противоположность
конфуциан­ству, так как осуществляет
познание мира не застывшими,
абстрактно-упрощёнными терминами, а
опираясь на комп­лекс ощущений и
воспринимая мир в виде системы про­цессов,
подразумевая изменение (движение) как
неотъемлемую составляющую любого
определения (предмета, явле­ния).
Даосизм — это, скорее,
философско-мировоззренческая практика
«продвинутого» мастера, вынужденного
в процес­се совершенствования спонтанно
реагировать на измене­ния обстановки.
Необходимость подобного реагирования
подразумевает отказ от линейно-плоского
конвенционного мышления, заменяющего
комплекс «предмет в движении» на
абстрактный термин, обозначающий, для
удобства опре­деления, этот предмет.
Ярким примером философского раз­ногласия
конфуцианства и даосизма может являться
способ принятия судебного решения:
• Для Лао-цзы (последователя
даосизма) свойственно субъективно-идеалистическое
мировоззрение, подразумева­ющее
доктрину «У каждого человека собственная
правда». Существует старинная легенда
о том, как к Лао-цзы при­шли два спорящих
человека с просьбой рассудить их с
точ­ки зрения Дао (До). Выслушав обоих,
мудрец сообщил, что один из них прав. «А
я, что, не прав?» — спросил второй. «Нет,
ты тоже прав...» — ответил Лао-цзы. «А я
прав?» — спросил проходящий мимо человек.
«И ты тоже прав...» — сказал Лао-цзы. —
«Вы всё правы, потому что у каждого из
вас своя правда!»
• Конфуцианство опирается
на объективно-идеалистичес­кие основы
мировоззрения, подразумевающие некие
стабиль­ные по времени и
абстрактно-законченные по форме исти­ны,
представляющие собой общие для данного
социума договорённости. Законы, принятые
в обществе (уголовные, гражданские,
религиозные и т. д.), по сути, и есть
конвен­ции, заменяющие в момент общения
либо принятия решения сами процессы.
Конвенция, скорее, напоминает яр­лык
на товаре с его названием, чем сам товар.
Подобный способ мышления «ярлыками»
достаточно обоснован при рассмотрении
общепринятых, устоявшихся в обществе
тра­диций, но крайне негативен при
творческом процессе са­мопознания.
Порочность стереотипного мышления
демон­стрирует знаменитый даосский
вопрос: «Куда исчезает ку­лак, когда
я разжимаю ладонь?»
Взаимопересекаясь,
конфуцианство и даосизм создали
уникальную методологическую систему,
в которой устояв­шиеся традиции и
ритуалы изначально формируют
направ­ленность процесса изучения
выбранной дисциплины (конфуцианский
подход), а затем обучаемый начинает
пе­ресекать очерченные границы
общепринятых традиций и знаний, интуитивно
открывая новые грани познания, не
связанные порой с традиционными
(конвенционными) пред­ставлениями в
выбранной области. Переход к
самосовер­шенствованию либо изменению
прежних устоев возможен лишь при наличии
фундаментальных знаний и только в
слу­чае, когда этот «багаж знаний»
уже не удовлетворяет воз­росшим
запросам. Подобная преемственность и
взаимопе­ресечение ритуального
порядка и раскрепощённого твор­ческого
процесса значительно ускоряют процесс
развития, внося в него фазы
накопления фундаментальных знаний,
при­кладной практики и теоретических
исследований, которые после прикладной
апробации переходят в раздел
фундамен­тальных знаний и т. д. по
спирали. ..далее 




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73

 
 
Яндекс.Реклама