4. «Талия гибкая, как у акробата». В дополнение к зоркости глаз, скорости рук, твердому шагу, требуется «выражение» всех движений через талию. Имеется в виду то, что захваты вовлекают в движение все тело. Они связаны с наступлением и отступлением, поворотами и скручиванием, припа-данием и наклоном, падениями и прогибами. Без гибкости, подвижности и координированности в работе тела здесь не обойтись; 5. «Концентрация силы через дыхание». Контроль дыхания обеспечивает концентрацию собственной силы. Только тогда, когда внутренняя энергия «подается» в руку, можно сказать, что она готова для принятия действий соперника. Внутреннюю энергию можно по желанию концентрировать или рассеивать в различных частях тела. Тот, кто не постигнет данного метода, никогда не поймет суть цинь-на; 6. «Сила внезапна, как молния». До применения захвата боец осторожно прощупывает слабые места соперника. Как только такие места определены, он атакует, подобно вспышке молнии. Он должен развивать атаку с нарастающей силой и напором, чтобы соперник не смог увернуться, избежать захвата; 7. «Знание и опыт повышают мастерство». Боец должен знать 36 важнейших приемов цинь-на и 7 методов их применения, а также научиться мгновенно переходить от одних приемов и методов к другим, в соответствии с изменяющейся ситуацией поединка; 8. «Присутствие духа — ключ к победе». Присутствие духа в трудных ситуациях важнее всего другого. Сильный духом может обратить в бегство даже того, кто сильнее его физически и превосходит техникой, ибо ему не хватает напора, устойчивости и правильного выбора техники и тактики. Наиболее известный на Западе мастер цинь-на, это Ян Чжи Мин, китаец с Тайваня, который уже 22 года живет в США. ЧОЙ-ЛИ-ФУТ Это одна из наиболее известных школ китайского ушу. В самом Китае она называется Цай-ли-фо, но за пределами КНР получил распространение не пекинский, а кантонский вариант названия школы. Обучение цайлифоцюань в полном объеме занимает 8—10 лет, однако для овладения базовыми навыками и принципами требуется значительно меньше времени — около 2—3 лет. Всего существуют 49 основных комплексов по стилю, в том числе парных, с оружием, с так называемым «тайным оружием», комплексы воздействия на болевые точки и т.д. Все они подразделены на три большие группы, которые и составляют три этапа обучения. На первом этапе в составе комплексов изучают базовые принципы передвижений, основные удары, позиции, схемы коротких связок, характеризующих способы ведения поединка в цайлифоцюань. Второй («средний») этап составляют значительно более сложные комплексы, требующие прекрасной ориентации в пространстве, хорошей физической и психологической подготовки. Большинство из них связаны с принципами древней китайской натурфилософии и по своей геометрии движений связаны с триграммами и гексаграммами знаменитой «Книги перемен» — «И-цзин». Третий этап обычно называют «высшим» или «тайным», так как к нему допускают только ближайших учеников руководителя школы или членов семьи мастера. На этом этапе помимо комплексов (большинство из них — «звериные» комплексы) изучают принципы психологического воздействия на противника, работу с небольшими подручными предметами, например, палочками для еды или короткой веревкой, принципы диетологии, иглотерапии и т.д. Так или иначе, все технические комплексы сводят к двум большим разделам — комплексам базовой технической подготовки, на основе которых вырабатывают навыки передвижений и ударов, и комплексам зверей, требующим сознательной концентрации на образе животного, его манере вести бой, передвигаться и т.д. Необходимо не столько имитировать повадки зверя, сколько воспроизводить его внутреннее состояние — ярость тигра, изворотливость журавля, хладнокровие и быстроту змеи и т.д. ..далее |