тренинга выглядит так: — осмысление полученного задания; — идеомоторное моделирование движения; — физическое воспроизведение; — многократное повторение; — постановка тех. действия с учётом тактических вводных; — завершение тренинга — рефлекторное, неосознанное воспроизведение; — тех. действия по команде либо как реакция на типичный раздражитель. Психическая деятельность опытного бойца сводится к опознанию типичных раздражителей и типичной реакции на них без эмоциональной окраски действия. Такое состояние называется «не присутствие», боец ментально отсутствует в процессе борьбы, в ней участвует лишь его комплекс раздражители — реакция. Это позволяет объективно воспринимать обстановку, не анализируя ее, а лишь типично реагируя на ее изменения. Подобное состояние достигается лишь продолжительным тренингом и совершенно невозможно без реального прикладного опыта. Боевой опыт является главной и завершающей стадией психологического тренинга. На начальных этапах формирования бойца подобный эффект невозможен. Для повышения боевых качеств следует использовать внутренние раздражители, отключающие сознательную деятельность. Дело в том, что в сознании человека доминирующую роль играет инстинкт самосохранения, это безусловный инстинкт, заложенный изначально, а не приобретённый под воздействием внешних условий. Реакция, вызванная этим инстинктом, может быть настолько сильна, что способна вызвать необратимые физические и психические нарушения, не будь у психики системы защиты. При пике возбуждения срабатывает механизм охранительного торможения, человек перестает воспринимать окружающее как реальную действительность. Если взглянуть в прошлое, то каждый вспомнит состояния: «как во сне»; «не помню, как оказался»; «откуда силы взялись». Отключившись на пике возбуждения, психика проявлялась в виде рефлекторных действий без осмысления происходящего. В начале обучения для управления психикой и её отключением следует использовать два раздражителя: страх и ярость. Несмотря на свою непохожесть, эти чувства вызывают сходные психические состояния. Крайне важно довести психику до пика возбуждения, что, в свою очередь, позволяет перейти на рефлекторный уровень восприятия действительности. Страх и ярость вызывают стрессовые состояния, которые сами по себе негативны, т. к. могут вызвать скованность и повышенные энергозатраты, поэтому в процессе обучения инструктор должен наращивать количество спаррингов, что, в свою очередь, позволяет накопить опыт управления психикой. Для управления психикой можно использовать методику «минимизации побудительного мотива». Приведу пример: мой вес 95 кг, занимаюсь каратэ более 20 лет и достаточно агрессивный человек, сориентированный на атакующий стиль поведения. Представим, что произошло столкновение в ограниченном пространстве с агрессивно настроенным мужчиной около 150 кг и явно спортивной внешности. Что я буду ощущать? Избежать поединка невозможно. Моя стереотипная агрессия подсознательно ослабляется чувством самосохранения, поэтому привычный настрой на «победу любой ценой» может вызвать внутреннее противоречие, а любое сомнение в бою — губительно. Любая суперзадача (например, полная победа) вызывает подсознательные противоречия, попытки оценки своих и чужих шансов на успех, что недопустимо! Чтобы избежать этих негативных размышлений, следует минимизировать стратегическую цель. Не победа, а, скажем, привычное, конкретное техническое действие, в результативности которого я уверен. В моем случае это «тейсо» в подбородок. Учитывая большой прикладной опыт, подсознательно уверен в успехе этого приема; и, если он пройдет, дальнейшие мои действия будут подчинены динамике боя, и навряд ли я буду о чём-то размышлять, а значит, мои действия будут носить рефлекторный характер. Минимизация побудительного мотива целесообразна прежде всего в начале ..далее 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 |