Конфуций разработал систему конвенционных взглядов, призванных руководить этическими, ритуальными и юридическими сторонами жизни общества. Другими словами, конфуцианство призвано регламентировать взаимоотношения внутри общества, помогать личности находить своё место, опираясь на общепринятые (конвенционные) воззрения, в то же время подчиняя эту личность нормам общественного порядка. Даосизм по способу взаимоотношений с действительностью представляет собой противоположность конфуцианству, так как осуществляет познание мира не застывшими, абстрактно-упрощёнными терминами, а опираясь на комплекс ощущений и воспринимая мир в виде системы процессов, подразумевая изменение (движение) как неотъемлемую составляющую любого определения (предмета, явления). Даосизм — это, скорее, философско-мировоззренческая практика «продвинутого» мастера, вынужденного в процессе совершенствования спонтанно реагировать на изменения обстановки. Необходимость подобного реагирования подразумевает отказ от линейно-плоского конвенционного мышления, заменяющего комплекс «предмет в движении» на абстрактный термин, обозначающий, для удобства определения, этот предмет. Ярким примером философского разногласия конфуцианства и даосизма может являться способ принятия судебного решения: • Для Лао-цзы (последователя даосизма) свойственно субъективно-идеалистическое мировоззрение, подразумевающее доктрину «У каждого человека собственная правда». Существует старинная легенда о том, как к Лао-цзы пришли два спорящих человека с просьбой рассудить их с точки зрения Дао (До). Выслушав обоих, мудрец сообщил, что один из них прав. «А я, что, не прав?» — спросил второй. «Нет, ты тоже прав...» — ответил Лао-цзы. «А я прав?» — спросил проходящий мимо человек. «И ты тоже прав...» — сказал Лао-цзы. — «Вы всё правы, потому что у каждого из вас своя правда!» • Конфуцианство опирается на объективно-идеалистические основы мировоззрения, подразумевающие некие стабильные по времени и абстрактно-законченные по форме истины, представляющие собой общие для данного социума договорённости. Законы, принятые в обществе (уголовные, гражданские, религиозные и т. д.), по сути, и есть конвенции, заменяющие в момент общения либо принятия решения сами процессы. Конвенция, скорее, напоминает ярлык на товаре с его названием, чем сам товар. Подобный способ мышления «ярлыками» достаточно обоснован при рассмотрении общепринятых, устоявшихся в обществе традиций, но крайне негативен при творческом процессе самопознания. Порочность стереотипного мышления демонстрирует знаменитый даосский вопрос: «Куда исчезает кулак, когда я разжимаю ладонь?» Взаимопересекаясь, конфуцианство и даосизм создали уникальную методологическую систему, в которой устоявшиеся традиции и ритуалы изначально формируют направленность процесса изучения выбранной дисциплины (конфуцианский подход), а затем обучаемый начинает пересекать очерченные границы общепринятых традиций и знаний, интуитивно открывая новые грани познания, не связанные порой с традиционными (конвенционными) представлениями в выбранной области. Переход к самосовершенствованию либо изменению прежних устоев возможен лишь при наличии фундаментальных знаний и только в случае, когда этот «багаж знаний» уже не удовлетворяет возросшим запросам. Подобная преемственность и взаимопересечение ритуального порядка и раскрепощённого творческого процесса значительно ускоряют процесс развития, внося в него фазы накопления фундаментальных знаний, прикладной практики и теоретических исследований, которые после прикладной апробации переходят в раздел фундаментальных знаний и т. д. по спирали. ..далее 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 |