как ваш боевой крик парализует соперника, чем он громче и резче, тем лучше. Стоит особенно выделить, что крик, продолжающийся и после удара, облегчает судейство, но вызывает состояние ступора у самого кричащего, что недопустимо при боевом применении. Любое действие бойца имеет ритмическую основу. Самый яркий пример зависимости тактики от ритма — бои муай тай. Заунывное, ритмически не выраженное музыкальное сопровождение заставляет бойцов вести поединок в раскованной, вязкой манере. Всплески тактической деятельности происходят из состояния полного расслабления, что позволяет наносить жёсткие, тяжёлые удары. Считаю заблуждением практику обучения связкам с нарастающим ритмом. В этом случае связки обязательно разделятся на подготовительную и основную части, а, учитывая фактор силового доминирования, каждый удар должен производиться на поражение, без подготовительной суеты и эффектных финтов. Другое дело, что привыкать к одному ритму — тоже вредно, связка производится в одном темпе, а вот в каком именно — это должен выбрать сам боец, исходя из ситуации и особенностей соперника. Ярким примером в работе с ритмом является Биг Джордж Форман. Боксер, возраст которого перевалил за 50, вынуждает (силовым доминированием) более молодых, физически сильных и скоростных спортсменов вести бой на его дистанции и в его темпе. Кстати, Форман крайне редко травмируется и также редко проигрывает. Правильно выбранный индивидуальный ритм — залог успеха бойца. Потеря индивидуального ритма либо неумение адаптироваться к другому темпу боя — стопроцентный проигрыш. Боевые крики и ритмы особенно важны на высших ступенях обучения, но формироваться они должны с первых дней. японская традиция в манере ведения поединка Иаи-дзюцу — искусство первого удара, очень показательный пример истинно японской манеры ведения схватки. Этот способ ведения боя в мгновенно-наступательной манере, самурай из положения сидя (релаксация) переходил к взрывной атаке (концентрация). Легенда гласит, что изобрёл Иаи-дзюцу Ходзё Дзинсукэ, основатель школы Син Мусо Хаясидзакэ рю. Перед ним стояла, казалось бы, непосильная задача — отомстить убийце отца, знаменитому фехтовальщику, не прибегая к убийству из-за угла, и он добился своей цели. В Иаи-дзюцу весь расчёт строится на одном, максимум двух ударах, производимых неожиданно, чётко, с максимальной скоростью без напряжения «Рази прежде, чем поразят тебя». Подобная тактическая направленность очень интересна для изучения прикладными разделами, так как: • практически не подразумевает активных защитных действий; • атака носит скорее скоростной, чем силовой характер; • явно выражены фазы: 1. неявного сближения; 2. (возможно) шокирующего удара; 3. добивания. Такой взгляд на поединок имеет чисто японские корни, только в Японии так развит рационализм, а чистота движения доводится до эстетического совершенства. Приведу лишь некоторые примеры целесообразности самурайского подхода к боевым искусствам: • Чистая победа в дзюдо даётся за один эффективный бросок. • Борцы сумо не имеют весовых категорий. Непосредственно перед схваткой проводят сикири — психологическую борьбу взглядов, сильнейший духом побеждает уже до боя, подавляя волю противника. • На старых самурайских ..далее 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 |