восточными учителями, невольно замечаешь,
как за маской благожелательности
скрывается холодная снисходительность
к неяпонцу, некорейцу, некитайцу. Опыт
показывает, что приглашение на семинар
очередного сэн­сэя заканчивается в
лучшем случае легким шоу на тему
«сек­ретная техника» и абсолютным
нежеланием творчески пе­редать
продвинутые методики. Объясняется это
идеологи­ческими причинами:
Во-первых, не обладая глубокими знаниями
и стремясь их получить, неяпонские
отделения школы вынуждены при­глашать
японских мастеров, причём небесплатно.
Во-вторых, при подобной экспансии
японских видов спорта нельзя (для
японцев) терять лидирующие позиции в
этих видах, что поднимает престиж Японии.
В-третьих, о Японии. Японцы считают, что
они и их страна имеют божественное
происхождение, которое началось на горе
Фудзияма. Соответственно, все неяпонцы,
не имеющие связи с Фудзиямой, такого
происхождения не имеют, а зна­чит, не
совсем полноценны по японским меркам.
Рассмотрим типичный японский план
тренировки по ка­ратэ.
1. Построение в ряды, согласно рейтингу.
2. Подготовительно-ритуальная часть.
3. Разминка на месте.
4. Отработка техники в рядах.
5. Работа в парах.
6. Завершающая ритуальная часть.
Подготовительная и заключительная
части занимают вмес­те до 10% времени
тренировки и, как правило, включают в
себя до 10 различных приветствий и
ритуалов. Все ритуалы проводятся на
японском языке, что, конечно, настраивает
обу­чаемых на занятие, причём именно
своей непонятностью и экзотичностью.
Представим, насколько обыденно и понятно
звучат эти ритуалы для японца. Основное
отличие в методике заключается в
мировоззрении, для японца в каратэ нет
тайны, эта всего лишь одна из сторон
национальной культуры.
Для европейца Восток — это всегда
мистика, начни назы­вать проявление
энергии КИ (ЦИ) — биомеханикой, а
со­стояние дзин-син — чувством
партнера, и с каратэ спадет половина
мистического очарования. Не сотвори
себе куми­ра, Восток, как известно,
дело тонкое. Полный ритуал целе­сообразно
проводить перед боями для психологического
на­строя, в остальные дни ограничиваться
коротким привет­ствием, счётом и
терминологией, принятыми в этом виде
спорта. Сложные биомеханические процессы
следует объяс­нять на понятном для
обучаемых языке, что необходимо для
идеомоторной отработки. При применении
сложных, но не­обходимых терминов
давать их популярный перевод. Что
касается методики тренировок, то каждый
тренер должен подходить к этому процессу
творчески, не копируя слепо восточные
образцы, а исходя из своего видения
тренировоч­ного процесса, причем
поиск бесконечен, а любая остановка
этого поиска диалектически необоснована.
Вникая в ритуалы, знакомясь с официальной
историей школ, вдруг начинаешь понимать,
что быть лучшим масте­ром, чем Уэсиба
или Ояма, невозможно, тогда куда же ведет
методика этих школ? Даже на Востоке
говорят: «Глуп тот, кто думает, что он
сильный, всегда придет тот, кто сильнее».
Надо скептически изучать как можно
большее количество информации и всего,
что связано с избранным видом спорта,
пытаясь выделить рациональное зерно,
исключая несуще­ственные внешние
атрибуты. Неразвивающаяся методика
морально деградирует, а слепое подражание
чужим традици­ям — это дорога в никуда.
Мерилом любой методики являет­ся
конечный результат.
Я не против японских традиций, я за
сохранение и разви­тие огромного
спортивного опыта России. Хочу привести
один пример. Развитие дзюдо в СССР шло
своим, обособленным от остального мира,
путем, всегда с дефицитом япон­ских
методик и ритуалов, это заставило в
короткий срок со­здать собственную,
оригинальную, советскую школу дзюдо,
имеющую в своем активе чемпионов мира,
Европы и Олим­пийских игр, это
убедительный пример диалектического
под­хода к методике. ..далее 




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73

 
 
Яндекс.Реклама